Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Взаимодействие некоммерческих организаций с органами местного самоуправления

Работа из раздела: «Государство и право»

56

https://

Оглавление

Введение

Тема выпускной квалификационной работы 'Взаимодействие некоммерческих организаций с органами местного самоуправления'. Данная тема будет рассмотрена на примере городского округа Самара.

Актуальность темы обусловлена тем, что в нашей стране в последнее время происходит активная демократизация общества, государство уделяет большое значение предоставлению социальных услуг населению и старается удовлетворить все потребности общества в данной области. Но, тем не менее, социальная сфера для государства все еще остается убыточной, именно поэтому, оно старается привлекать к решению социальных вопросов некоммерческие организации. Количество таких организаций растет с каждым годом, они являются своего рода посредниками между обществом и государством. А привлекая к решению социальных вопросов данные организации, государство снижает свою нагрузку в данной сфере. Выявление проблем взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций и предложения по их устранению важно для развития отношений между властью и некоммерческим сектором.

Целью работы является выявление проблем во взаимодействии органов местного самоуправления и некоммерческих организаций в г. о. Самара и разработка предложений по их решению.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

? Изучить теоретические и правовые основы существования некоммерческих организаций;

? Изучить формы взаимодействия, существующие между органами местного самоуправления и некоммерческими организациями;

? Рассмотреть опыт по взаимодействию власти с некоммерческим сектором в зарубежных странах;

? Узнать, какие органы местного самоуправления в г. Самара взаимодействуют с некоммерческими организациями;

? Узнать, какие формы поддержки некоммерческих организаций органами местного самоуправления существуют на данный момент;

? Выявить проблемы во взаимодействии с некоммерческими организациями и предложить их решение.

Объект нашего исследования - орган местного самоуправления, который осуществляет взаимодействие с некоммерческими организациями.

Предмет исследования - формы взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями.

Изучением вопроса взаимодействия некоммерческих организаций с различными субъектами гражданского общества занимаются многие исследователи в данной сфере, создаются даже специальные центры исследований.

Например, при Государственном университете - Высшая школа экономики создан Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора. Он занимается изучением процессов, происходящих в обществе и влияющих на развитие гражданского общества, а так же исследованием влияния на эти процессы некоммерческих организаций. Именно это центр привел статистику, в которой говорится, что 'Подавляющее большинство НКО (95%), согласно результатам исследования, взаимодействуют с различными субъектами. Среди основных субъектов, с которыми взаимодействует большинство НКО можно зафиксировать органы местного самоуправления (84%), средства массовой информации, журналисты (71%), региональные органы власти (64%)' [35].

О социальной полезности некоммерческих организаций так же писала Гукова И.Н. в своей статье 'Взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций с органами власти в сфере государственной социальной политики'. В своей статье она пишет о том, что 'Деятельность ННКО сокращает разрыв между властью и обществом, снижает социальную напряженность, смягчает протестный потенциал населения', а так же о том, что 'Именно гражданские инициативы, гражданский контроль и образование способны сейчас заложить основу правового государства, повсеместного соблюдения законности, защиты прав человека и гражданина, предотвращения коррупции - наиболее острых проблем, тормозящих развитие страны. С помощью гражданских структур возможна и большая прозрачность государственного управления, следовательно, повышения доверия граждан к государственным институтам' [11].

Зотов В.Б. в своем учебном пособии наглядно показал формы взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления. Он поделил эти формы на экономические и неэкономические и исходя из этого показал варианты взаимодействия некоммерческого сектора и власти.

Помимо этого, данная сфера регулируется законодательно. Основным законом является Федеральный закон от 12.01.19996 №7 - ФЗ 'О некоммерческих организациях'. Он подробно описывает сферу деятельности таких организаций, дает определение понятию 'некоммерческая организация', а так же определяет основную цель деятельности этих организаций.

Конституция Российской Федерации так же дает право гражданам создавать профессиональные союзы и общественные объединения, поэтому и она является нормативной основой существования некоммерческих организаций [16].

Налоговый кодекс Российской Федерации регулирует вопросы, касающиеся льгот, предоставляемых некоммерческим организациям и социально ориентированным некоммерческим организациям.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, каждая из которых состоит из трех частей, в которых подробно решаются поставленные нами задачи, заключения и списка литературы, которую мы использовали при написании данной работы.

В первой главе нашей работы мы рассматриваем теоретические и правовые основы статуса некоммерческих организаций. В ней мы подробно изучаем понятия, необходимые для понимания темы, выявляем признаки и формы некоммерческих организаций, изучаем формы взаимодействия некоммерческих организаций, существующие на данный момент, и рассматриваем опыт взаимодействия некоммерческих организаций с органами власти в зарубежных странах.

Вторая глава посвящена формам поддержки некоммерческих организаций. В ней мы изучаем органы местного самоуправления в г. Самара, которые взаимодействуют с некоммерческими организациями по каким-либо вопросам в ходе реализации своей деятельности, рассматриваем формы поддержки некоммерческих организаций, которые оказывает Департамент общественных и внешних связей Аппарата Администрации г. о. Самара, а конкретно, Управление по вопросам взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями, а так же выявляем проблемы во взаимодействии Управления с некоммерческим сектором.

местное самоуправление некоммерческая организация

1. Теоретико-правовые основы существования некоммерческих организаций

1.1 Понятия, признаки и формы некоммерческих организаций

В настоящее время некоммерческие организации (далее НКО) являются одним из способов коммуникаций власти и общества. Они выполняют очень важную роль в общественно-политической жизни. Благодаря реализации своих целей, некоммерческие организации решают задачи общественного значения, вносят свой вклад во все сферы жизни. Так же активное формирование некоммерческих организаций - это хороший показатель развитости гражданского общества. Граждане становятся более активными в решении социальных, политических и личных вопросов.

Трактовку понятия 'некоммерческая организация' дает Федеральный закон от 12.01.19996 №7 - ФЗ 'О некоммерческих организациях'.

Согласно статье 2 Федерального закона, некоммерческая организация - организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками [27].

Цели создания НКО довольно разнообразны. Как правило, они создаются для достижения общественных благ, удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей граждан, для достижения культурных, благотворительных, научных и иных целей. А также, для развития физической культуры и спорта, защиты прав граждан, законных интересов граждан и организаций. Как мы видим, цели деятельности НКО весьма широки и затрагивают интересы всех членов общества, что также влияет на формирование гражданского общества в России.

Существуют также социально ориентированные некоммерческие организации (далее социально ориентированные НКО). Данный вид некоммерческих организаций начал существовать не так давно, только в 2010 году. Статья 2.1Федерального закона №7-ФЗ дает следующую трактовку понятию 'социально ориентированные некоммерческие организации': СО НКО - некоммерческие организации, созданные в предусмотренных Федеральным законом формах и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации [2].

Социально ориентированные некоммерческие организации являются исполнителем общественно полезных услуг.

НКО имеют следующие признаки:

- Наличие юридического лица;

- Получение прибыли не является основной целью деятельности;

- Полученная прибыль (если есть) не распределяется между участниками организации.

Далее, мы подробно опишем каждый из этих признаков.

Наличие юридического лица - это означает, что у организации имеется статус юридического лица. Организация имеет в собственности или хозяйственном ведении обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам. От своего лица может участвовать в судебном процессе (быть ответчиком и истцом). В качестве юридического лица некоммерческая организация должна иметь смету или самостоятельный баланс. Так же НКО вправе открывать счета в банках, как в Российских, так и зарубежных. Некоммерческие организации вправе иметь штампы, бланки и эмблему.

НКО подлежит государственной регистрации. Эти данные вносятся в Единый государственный регистр предприятий и организаций.

Только с момента государственной регистрации некоммерческая организация, как юридическое лицо, считается созданной. Статус юридического лица позволяет некоммерческим организациям пользоваться налоговыми и прочими льготами.

Следующий признак - получение прибыли не является основной целью деятельности НКО. Это действительно так, потому что, прежде всего такие организации создаются и функционируют во благо общества. Основной целью их, как было сказано ранее, является достижение общественных и иных благ.

Еще один признак - полученная прибыль (если есть) не распределяется между участниками организации. Целью некоммерческих организаций не является излечение прибыли, но, Российское законодательство допускает получение прибыли такими организациями. Но, использование этой прибыли может быть ограничено. Прибыль, которая может быть получена некоммерческими организациями в ходе своей деятельности, в полном объеме направляется на обеспечение основной деятельности организации, она не может быть распределена между участниками НКО. Возможная прибыль реинвестируется на развитие целей, которые преследует некоммерческая организация.

Важно понимать и то, что некоммерческие организации существуют в нескольких формах. Все они по-разному функционируют и имеют разные цели. Определенные формой их организации.

Некоммерческие организации могут создаваться в различных формах, таких как:

- Общественная организация;

- Религиозная организация;

- Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации;

- Автономные некоммерческие организации;

- Казачьи общества;

- Некоммерческое партнерство;

- Фонды (социальные, благотворительные и др.);

- Ассоциации (союзы) и др.

Для того, чтобы понять все эти формы, необходимо подробнее их рассмотреть, далее мы дадим подробную характеристику каждой формы НКО.

Общественная организация - это добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру снизу доверху, фиксированное (оформленное) индивидуальное или коллективное членство. Для общественной организации характерны наличие устава, специализированного управленческого аппарата, относительная стабильность состава, материальное участие членов организации в создании ее имущественной основы (членские, целевые взносы) [10].

Деятельность общественных организаций происходит на определенной территории, поэтому выделяют:

? Местные;

? Региональные;

? Общегосударственные;

? Международные общественные организации.

Свою деятельность общественные организации осуществляют в соответствии с уставом, который принимается всеми членами организации или выборным коллегиальным органом (например, советом). Совет организации избирается членами организации на собрании или конференции членов организации, на срок, определенный в уставе. Членами общественных организаций могут являться юридические и физические лица. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Коллегиальный орган является постоянно действующим руководящим органом, который подотчетен конференции или общему собранию членов. Общественная организация может быть государственно зарегистрированной, в этом случае коллегиальный орган будет осуществлять права юридического лица, представляя общественную организацию и исполняя ее обязанности в соответствии с уставом. Ежегодно проводиться пересчет всех членов организации.

Следующая форма НКО - религиозные организации. Согласно Федеральному закону от 26.09.1997 №125-ФЗ 'О свободе совести и о религиозных объединениях', религиозные организации - добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица [1].

Уставом религиозных организаций определяются вопросы участия учредителей и иных юридических лиц в деятельности организации. Учредитель религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации. Так же, как и общественные организации, религиозные подразделяются на местные и централизованные, в зависимости от территориальной сферы своей деятельности.

Местные религиозные организации - организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованные религиозные организации - это организации, состоящие не менее чем из трех местных религиозных организаций, в соответствии со своим уставом.

Еще одна форма - общины коренным малочисленных народов Российской Федерации. Расшифровку понятия 'Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации' дает Гражданский Кодекс Российской Федерации. В соответствии с ГК ФР, общины коренных малочисленных народов Российской Федерации - добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры [10].

Члены такой общины имеют право получить часть имущества общины или компенсации стоимости этой части имущества при выходе из общины или при ее ликвидации.

В соответствии с Гражданским Кодексом, община коренных малочисленных народов Российской Федерации может быть преобразована в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию по решению ее членов [10].

Автономные некоммерческие организации, согласно Федеральному закону №7-ФЗ 'О некоммерческих организациях', это не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах [1].

Создана такая организация может быть в результате ее учреждения гражданами или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов.

Автономная некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность, если это соответствует целям, для достижения которых создана данная организация.

Казачьи общества, в соответствии с Гражданским Кодексом, это объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, добровольно принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы [10].

По решению членов общества, казачье общество может быть преобразовано в ассоциацию, союз или автономную некоммерческую организацию.

Еще одна форма некоммерческой организации это некоммерческое партнерство. Некоммерческое партнерство - это некоммерческая организация, основанная на членстве, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных Федеральным законом №7-ФЗ [1].

Некоммерческое партнерство может осуществлять предпринимательскую деятельность, если она соответствует целям, для достижения которых оно создано. Исключение становятся случаи, когда некоммерческое партнерство приобретает статус саморегулируемой организации.

Члены некоммерческого партнерства имеют право на:

- участие в управлении делами некоммерческого партнерства;

- получение информации о деятельности некоммерческого партнерства в установленном учредительными документами порядке;

- выход из некоммерческого партнерства по своему желанию;

- получение при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества;

- получение в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства.

Следующая форма - фонд. Фонд - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели [1].

Фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, которая соответствует целям и, если она необходима для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Обязанностью фондов является ежегодная публикация отчетов об использовании своего имущества. Орган, осуществляющий надзор за деятельностью фонда, принятием решений и обеспечением их исполнением, а также, за использованием средств фонда, называется попечительским советом. Он осуществляет свою деятельность на общественных началах, а порядок его формирования и деятельность определяется уставом фонда, который утверждается учредителями.

Рассмотрим следующую форму некоммерческих организаций - ассоциации (союзы). Согласно Федеральному закону 'О некоммерческих организациях', ассоциации (союзы) - это юридические лица и (или) граждане, создающие такие объединения, основанные на членстве в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей [1].

Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами. В Наименовании ассоциации (союза) должно содержаться указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов 'ассоциация' или 'союз'.

Как мы видим, некоммерческие организации занимают важное место в формировании гражданского общества, они охватывают все сферы общественной жизни. Главной своей целью такие организации представляют не извлечение прибыли, а обеспечение общественными благами населения. Они занимаются удовлетворением духовных и других нематериальных потребностей граждан, достижением культурных, благотворительных, научных и иных целей, развитием физической культуры и спорта, защитой прав граждан, законных интересов граждан и организаций. Таким образом, мы видим, какой вклад вносят некоммерческие организации в развитие общества.

1.2 Формы взаимодействия общественных организаций с органами местного самоуправления

Россия - демократическая страна, поэтому в основе развития общества лежат демократические принципы и ценности. Одной из важнейших задач государства является налаживание диалога между всеми членами общества. В реализации данной задачи государству помогают общественные объединения и некоммерческие организации.

К сожалению, на данный момент диалог между властью и общественными объединениями только начинает развиваться. И инициатива, как правило, идет от органов власти, в то время как, в Европе процесс взаимодействия с общественными организациями давно налажен и приносит свои плоды. Например, развитое социальное партнерство активно практикуется в Европейских странах и позволяет снизить социальную нагрузку с государства, переложив часть своих обязанностей на общественные организации.

Во взаимодействии между органами местного самоуправления и некоммерческими организациями на сегодняшний день существуют некоторые проблемы. К таким проблемами взаимодействию относятся:

? Информационная закрытость;

? Отсутствие обратной связи с гражданами и организациями;

? Слабая самоорганизация населения для решения проблем;

? Низкая социальная активность и др.

Задачей органов местного самоуправления становится выстраивание благоприятных отношений с общественными организациями, ведь, от того на сколько эффективными будут отношения между ними зависит благополучие всех граждан. Одним из важных показателей успешной деятельности органов МСУ является степень участия граждан в деятельности некоммерческих организаций.

Основными формами взаимодействия органов местного самоуправления и некоммерческих организаций являются те же формы, что и при взаимодействии с общественными объединениями, так как общественные организации являются частью таких объединений. К таким формам относятся:

? Размещение социальных муниципальных заказов;

? Выделение грантов и субсидий;

? Предоставление льгот налогового и неналогового характера;

? Совместная разработка программ;

? Информирование о проводимой социально-экономической и бюджетной политике;

А теперь подробнее рассмотрим все эти формы.

Размещение социальных муниципальных заказов самый популярный способ взаимодействия городских властей с общественными организациями, некоммерческими организациями, а также коммерческими предприятиями. Муниципальный заказ - это соглашение между органом местного самоуправления и коммерческими или некоммерческими, общественными организациями об оказании определенных услуг, или о выполнении работ, финансируемых за счет средств муниципального бюджета. К сожалению, на сегодняшний день, у некоммерческих организаций почти нет шансов участвовать в конкурсе размещения муниципального заказа, так как они просто не могут конкурировать с коммерческими предприятиями. Хотя именно у НКО имеется большой потенциал, так как они больше других организаций приближены к местному населению, видят основные проблемы и, в решении некоторых из них, могут оказаться эффективнее коммерческих предприятий.

Выделение грантов и субсидий происходит на конкурсной основе и происходит контроль со стороны органов местного самоуправления за их использованием. Грант - денежные средства или материальные ресурсы, предоставляемые организациям, предприятиям, физическим лицам на безвозмездной основе из бюджетов разных уровней. Субсидия - выплаты потребителям, предоставляемые за счёт государственного или местного бюджета, а также выплаты специальных фондов для юридических и физических лиц, местных органов власти, других государств. Гранты и субсидии могут предоставляться некоммерческим организациям на реализацию проектов

Предоставление льгот некоммерческим организациям налогового неналогового характера. Некоторые НКО имеют право на налоговые льготы. Согласно статье 149 Налогового Кодекса Российской Федерации, освобождаются от налогообложения общественные организации инвалидов, в которых 80 процентов участников составляют инвалиды и их законные представители; организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов участников инвалидов; организации, единственными собственниками которых, являются инвалиды [24].

Так же некоммерческие организации имеют льготы при уплате налога на прибыль. Согласно статье 251 Налогового Кодекса целевые поступления не учитываются при определении налоговой базы. Так же не учитываются при налогообложении право безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом. Еще одним 'бонусом' для общественных и некоммерческих организаций является, то, что организации, которые не имеют доход от реализации товаров и услуг уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода. А так же, если у организации не возникает обязательства по уплате налога на прибыль, то и отсутствует и обязанность по предоставлению налоговой декларации [24].

Еще одной формой взаимодействия органов местного самоуправления и общественных организаций является совместная разработка программ и их координация, а так же, контроль за их исполнением.

Органы местного самоуправления предоставляют информацию по проводимой в городе бюджетной и социально-экономической политике и о мероприятиях, связанных с работой некоммерческих организаций.

Еще одной формой взаимодействия являются общественные советы при органах местного самоуправления. Такие советы создаются для более эффективного общения между представителями некоммерческих организаций и представителями органов местного самоуправления. Такие советы могут собираться 'по поводу', то есть когда необходимо срочно решить какой-то вопрос, в котором необходимо участие некоммерческих организаций, или же они могут быть постоянно действующими.

Разобрав все эти формы взаимодействия их можно условно поделить на экономические и неэкономические. Это проиллюстрировано ниже (табл.1)

Таблица 1 - Формы взаимодействия некоммерческих организаций и органов местного самоуправления.

Неэкономические формы

Экономические формы

Информационный обмен

Совместная реализация проектов и программ социальной направленности

Общественные советы

Предоставление грантов и субсидий общественным организациям

Оказание методической помощи

Имущественная поддержка некоммерческих и общественных организаций

Существует еще одна, схожая схема (рис. 1), наглядно показывающие формы взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления [15].

Рисунок 1 - формы взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления.

Так же условно можно поделить все формы взаимодействия НКО и власти на патрон-клиентский тип и тип межсекторального социального партнерства. Первый характерен тем, что со стороны НКО отсутствует контроль за деятельностью органов власти и не участвуют в распределении денежных средств. А тип межсекторального социального партнерства характерен повышением доверия населения к НКО, самоорганизацией НКО и участие в распределении денежных средств.

Орган местного самоуправления при взаимодействии с некоммерческими организациями должен:

? Постоянно контактировать с лидерами НКО;

? Проводить мониторинг состояний НКО, следить за их созданием и ликвидацией;

? Контролировать деятельность НКО (что бы она ни несла деструктивный характер);

? Привлекать НКО к процессу принятия общественно важных решений;

? Оказывать поддержку разных форм НКО;

? Оказывать информационную поддержку - рассказывать о социально полезной деятельности НКО;

? Создавать условия для развития и создания новых НКО.

Во всем мире власть и НКО выступают как партнеры. В России же, согласно законодательству, НКО обязаны отчитываться о своей деятельности регулярно, а государство же должно реализовывать права граждан на участие в решении общественных дел, а так же обеспечивать поддержку деятельности некоммерческих организаций. Но на практике дело обстоит немного иначе, государство неохотно, а точнее 'условно' или декларативно оказывает поддержку таким организациям. Реальность такова. Что поддержка оказывается не всем некоммерческим организациям. В первую очередь финансируются организации, занимающиеся социальной работой, а вот, организации, которые занимаются правозащитной и аналитической деятельностью поддерживаются государством значительно меньше.

Подводя итоги, необходимо отметить, что основной целью любой некоммерческой организации вне зависимости от ее формы является выявление интересов и потребностей определенной социальной группы и дальнейшее их удовлетворение, деятельность на благо общества в целом. Некоммерческие организации могут оформлять интересы граждан, и вносить предложения в органы власти по их удовлетворению.

Для обеспечения взаимодействия согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти областей с некоммерческими организациями создаются советы при губернаторе. Так же, при министерствах создаются координационные советы, в которые входят представители общественных организаций.

Руководители некоммерческих организаций входят в коллегии и комиссии при министерствах. Представители общественных и некоммерческих организаций входят в общественные палаты.

Механизмы административной реформы, а именно временные диалоги государственных структур с властью дали возможность НКО начать влиять на власть - общественные организации получают возможность высказать свои суждения, направленные на улучшение положения тех групп, интересы которых они отстаивают. В связи с этим можно выделить конструктивные и деструктивные механизмы оказания влияния. К конструктивным механизмам относятся: влияние власти на НКО посредством оказания организационной, консультативной, финансовой и информационной помощи, а также предоставления грантов на реализацию различных программ. Отмечается также и возможность НКО оказывать влияние на власть. Это такие способы как создание различных советов, официальные обращения, экспертные встречи, круглые столы через СМИ. Работники последних участвуют в написании докладов, проведении правозащитных мониторингов, а потом передают эти данные в органы власти. К деструктивным способам взаимодействия можно отнести митинги и протесты. [40]

Соответственно, как только органы местного самоуправления научатся взаимодействовать с общественными объединениями, некоммерческими и общественными организациями, это принесет свои плоды. Ведь благодаря работе общественных организаций, муниципальные органы власти могут реализовывать некоторые свои функции, например, социальная защита граждан. А также, используя некоммерческие организации можно эффективнее и быстрее отследить реальные потребности населения, увидеть их настроения, и начать активно действовать. Конечно, существуют и определенные проблемы при взаимодействии власти и НКО, например, не желание граждан участвовать в жизни общества, не достаточная социальная активность и ответственность населения, недостаточное финансирование отдельных форм некоммерческих организаций. Как только власть и организации научатся грамотно пользоваться услугами друг друга, можно будет наблюдать высоко социализированное общество с высокой гражданской ответственностью. Но на все это, конечно же, необходимо время.

1.3 Зарубежный опыт взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления

В данной части мы рассмотрим примеры взаимодействия власти с некоммерческими организациями за рубежом.

Как известно, гражданское общество составляет взаимодействие трех секторов: власти, бизнеса и НКО. Взаимодействие между государством и некоммерческим сектором можно называть социальным партнерством. Такое партнерство выгодно обеим сторонам. Государство при этом, перекладывает часть своих социальных обязанностей на НКО.

Некоммерческому сектору уделено особое внимание во многих демократических странах. Многие политики понимают важность развития некоммерческих организаций, а так же то, что многие социальные функции государства можно возложить на НКО. В некоторых зарубежных странах законодательно закреплено важность участия в развитии некоммерческих организаций. А западные политики демонстрируют важность некоммерческих организаций тем, что сами в них состоят.

В Америке Конгрессом США в 2009 году был принят 'Акт о служении Америке', в котором отмечалась важность участия граждан в развитии и деятельности некоммерческих организаций, а так же отмечена роль НКО в становлении гражданского общества в США [27].

Ярким примером участия политических деятелей в развитии и работе некоммерческих организаций может служить Канцлер Федеративной Республики Германия Ангела Меркель. Она состоит в некоммерческой организации 'Белое кольцо', деятельность которого направлена на помощь людям, пострадавшим в ходе действий криминального характера. В Великобритании под патронажем принца Уильяма находится около двадцати общественных объединений. Бывшая первая леди США - Мишель Обама является исполнительным директором программы “ Public Allies Chicago”.

В рамках данной программы проходит обучение и подготовка квалифицированных кадров для руководства некоммерческими организациями [34].

Важно отметить тот факт, что некоммерческие организации и их взаимодействие с властью по основным показателям значительно отстает от стран Западной Европы, Северной Америки и государств Скандинавии. Ниже мы предоставим таблицу (табл. 2), в которой дадим сравнительную характеристику значению НКО для развития государства в целом [33].

Таблица 2 - сравнительная характеристика значения НКО для развития государства

Значение НКО

В России

В развитых странах

Доля НКО в ВВП

0,9%

6,5%

Доля занятых в НКО

1,1%

7,1%

Доля социально ориентированных НКО от общего числа НКО

13,5%

60-70%

Анализируя данную таблицe можно увидеть, что за рубежом некоммерческие организации имеют больший вес, чем в России. Государство зарубежных стран активнее, чем в России участвует в деятельности НКО и их развитии. Финансирование деятельности так же активнее и больше за рубежом. В среднем, доходы НКО от государства в развитых странах составляют 48%, что гораздо выше, чем финансирование от государства в развивающихся странах.

Пожалуй, самой явной отличительной чертой взаимодействие власти с НКО в России и других странах является вовлеченность некоммерческих организаций в социальную сферу. Зарубежные власти гораздо чаще пользуются делегированием функций. Так, например, на Западе роль государства, как поставщика социальных услуг снижена. Большая часть домов престарелых, детских домой, больниц, детских садов и интернатов является негосударственными. Государство же является всего лишь заказчиком социальных и общественных услуг [9].

Если же сравнивать законодательства нашей страны и зарубежных стран, можно увидеть существенных различия, ограничивающие деятельность некоммерческих организаций в России. Это касается и порядка регистрации и создания НКО, возможности участия иностранцев в деятельности НКО, а так же порядка ликвидации организации. Жестко регулируется деятельность НКО, в составе которых есть иностранные граждане.

В Европейских странах существует только две формы некоммерческих организаций: фонды и ассоциации. А это намного упрощает законодательство.

Так же стоит для усовершенствования взаимодействия можно учесть опыт взаимодействия НКО с наднациональными организациями, такими как Организация Объединенных Наций и Европейский союз. Важность взаимодействия НКО с ООН была отмечена еще в 1946 году, когда был создан Департамент общественной информации. Генеральная Ассамблея обязала департамент и его отделения:'. активно содействовать и оказывать помощь информационным органам различных стран, просветительным учреждениям и другим, правительственным и неправительственным организациям разного рода, заинтересованным в распространении информации об Объединенных Нациях. В этих и других целях он должен иметь полностью оборудованный справочный отдел, инструктировать или направлять лекторов и предоставлять в пользование этих учреждений и организаций свои издания, документальные фильмы, короткометражные фильмы, плакаты и другие наглядные пособия' [11].

Европейский союз так же взаимодействует с некоммерческими организациями. Там механизм взаимодействия включает в себя несколько форм: неформальные встречи и Европейский Экономический и Социальный Комитет. Самой эффективной формой являются неформальные консультации. На этих консультациях встречаются чиновники и представители НКО. Такие формы встречи чаще всего не имеют никаких формальных рамок. Так же в Европе НКО включены в консультативную деятельность. Их представители могут выступать в качестве консультантов на совещаниях и собраниях. Примером такой деятельности является Совещательная группа по общей сельскохозяйственной политике. В состав данной группы входят представители коммерческого сектора и общественных организаций. Европейские некоммерческие организации дважды в год проводят встречи с представителями органов власти [11].

В Польше также развито социальное партнерство. Там в 2002 году было принято Постановление о социальном диалоге. В данном документе закреплена важность сотрудничества государства и НКО и их влияние на развитие гражданского общества. Существуют следующие группы социальных партнеров: коллективные представители рынка труда (профсоюзы и организации работодателей), инициативные группы граждан (общественно-полезные ассоциации, фонды, группы интересов).

Можно выделить тройку стран-примеров того, как государство должно сотрудничать с некоммерческим сектором, чтобы это приносило пользу всем гражданам общества и самому государства. К таким странам можно отнести США, Эстонию и Хорватию. В США доля вовлеченности НКО в формирование ВВП составляет 7,5%, что даже больше, чем среднее значение по развитым странам вообще. Эстония и Хорватия демонстрируют пример успешной государственной поддержке некоммерческих организаций. В США государственное финансирование некоммерческого сектора осуществляется через профильные министерства (образования, здравоохранения, социальной защиты), сфокусированные на решении социальных задач. Унифицированные для всех ведомств, стандарты предоставления финансирования НКО задаются в коде лучших практик финансирования НКО. Активно используется направление финансовой поддержки НКО через такие инструменты, как гранты, государственные контракты, налоговые льготы. Особенностью в реализации финансовой поддержки НКО является применении сложного в реализации финансового механизма - ваучера (подразумевает возмещение стоимости услуг третьими лицами). Среди нефинансовых инструментов инфра структурной поддержки распространение получают: упрощение регистрации для НКО; требования к прозрачности отчетности НКО; повышение квалификации НКО; развитие инфраструктуры; повышение финансовой устойчивости путем предоставления займов государства НКО и государственных гарантий, компенсаций процентов по займам банков для НКО. Такие направления инфраструктурной поддержки НКО, как 'координация' и 'участие в процессе принятия решений' реализуются в рамках деятельности института Межсекторного комитета по развитию гражданского общества, который формируется из представителей государства и НКО, является публичной площадкой для обсуждения государственной политики в области некоммерческого сектора.

Система поддержки НКО в Эстонии основана на принципе четкого разделения источников финансирования конкретных программ и развития инфраструктуры НКО. Так, финансирование профильных программ возложено на профильные министерства и фонды при них. Основным государственным органом в Эстонии, отвечающим за построение общественно-государственного партнерства со стороны государства, является министерство внутренних дел, в функции которого входят финансирование программ регионального развития НКО, а также участие в разработке и мониторинге программ. В 2007 г. проведена стандартизация, достигнута прозрачность критериев получения поддержки в рамках принятия Кода лучших практик финансирования НКО. Среди инструментов финансовой поддержки используется стандартный набор: целевые гранты, государственные контракты, налоговые льготы для НКО и доноров - при финансировании сертифицированного списка НКО. В Эстонии максимально упрощена регистрация: НКО можно зарегистрировать даже по телефону. Действуют требования к прозрачности отчетности НКО. В 2008 г. Создан Национальный фонд гражданского общества для финансирования обучения, развития инфраструктуры НКО. Информационной площадкой для НКО и диалога с государством выступает сеть НКО Эстонии (NENO), которая было создана в 1991 г. Стратегия развития НКО в Эстонии институционализируется в рамках концепции развития гражданского общества, которая впервые была принята парламентом Эстонии в 2002 г. по инициативе NENO и министерства внутренних дел.

В Хорватии произошла трансформация от централизованной поддержки НКО (1998 2003 гг.) - через Государственный офис по взаимодействию с НКО - к децентрализованной поддержке НКО через профильные министерства. В 2007 г. проведена стандартизация, достигнута прозрачность критериев получения поддержки, в рамках которых принят Код лучших практик финансирования НKO и создана online-база НКО-получателей государственного финансирования. За Государственным офисом по взаимодействию с НКО закреплены функции мониторинга существующих государственных программ и разработки перспективных. В стране действует 'обязательный' набор финансовых инструментов: целевые гранты, государственные контракты, налоговые льготы для НКО и доноров. Среди нефинансовых инструментов распространение получает обучение НКО, информационная помощь через специальным портал. Формируется национальный план развития гражданского общества, созданы различные институты по развитию взаимодействий между властью и НКО: национальный фонд развития гражданского общества, который работает с региональными фондами; совет по развитию гражданского общества, выступающий площадкой для диалога НКО и государства. Требования к прозрачности отчетности НКО не сформированы, проводится пропаганда социальной ответственности, отсутствует упрощение регистрации для НКО. Таким образом, в Хорватии при реализации всего обязательного набора финансовых инструментов поддержки НКО наблюдается действие не всех компонентов основного набора нефинансовых механизмов (отсутствуют упрощение регистрации для НКО, требования к прозрачности отчетности). [26]

Как мы видим, вовлеченность некоммерческих организаций за рубежом значительно выше, что позволяет гораздо эффективнее реализовывать социальную политику. Доверяя часть своих функций НКО, государство освобождает себя от решения данных вопросов. Важно найти удобные формы взаимодействия с властью и тогда полезность деятельности НКО и власти будет гораздо выше. А главное, если наши политические деятели начнут активно участие в деятельности НКО, это значительно повысит привлекательность третьего сектора. Государству в целом и муниципальным образованиям в частности пойдет на пользу такое сотрудничество, а самое главное, как только на законодательном уровне произойдут изменения в сфере отношений государства и НКО, так можно будет наблюдать положительную динамику в развитии гражданского общества.

2. Формы поддержки некоммерческих организаций органами местного самоуправления (в г. о. Самара)

2.1 Органы местного самоуправления, осуществляющие взаимодействие с общественными организациями

Цель данного параграфа - выяснить, какие органы местного самоуправления в городе Самара взаимодействуют с общественными организациями, особенно подробно остановится на Департаменте общественных и внешних связей Аппарата Администрации городского округа Самара. Выявить цели этого взаимодействия и основные направления взаимодействия некоммерческих организации и органов местного самоуправления.

Администрация городско округа Самара взаимодействует с общественными и некоммерческими организациями. Основной целью такого взаимодействия является усиление процесса демократизации власти, упрочение институтов гражданского общества. А так же, укрепление связи Администрации города с населением [4].

В соответствии с Постановлением Главы городского округа Самара. Некоммерческие организации взаимодействуют с Администрацией в форме сотрудничества. Это сотрудничество закрепляется соглашением или договором между Администрацией города и некоммерческой организацией. Данный договор или соглашение заключается по представлению отраслевых и территориальных органов Администрации города и Общественной палаты при Администрации городского округа Самара.

В городе Самара существуют департаменты, которые по роду своей деятельности взаимодействуют с некоммерческими организациями в рамках своих полномочий.

Например:

? Департамент культуры и молодежной политики Администрации городского округа Самара;

? Департамент образование Администрации городского округа;

? Департамент управления имуществом городского округа Самара;

? Департамент социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара;

? Департамент общественных и внешних связей Аппарата Администрации городского округа Самара.

Далее мы дадим краткую характеристику данные органов местного самоуправлении, остановившись подробно на Департаменте общественных и внешних связей Аппарата Администрации г. о. Самара.

Департамент культуры и молодежной политики Администрации г. о. Самара осуществляет политику в сфере культуры и молодежной политики на территории города. Департамент занимается определением направлений культуры, искусства и молодежной политики, которые являются приоритетными на территории города, осуществлением молодежной политики, а так же политики в сфере культуры и искусства. Еще одной очень важной задачей является создание позитивного имиджа города, развитие связей учебными и научными организациями, осуществление методической помощи организациям и т.д.

Департамент культуры и молодежной политики г. о. Самара взаимодействует с некоммерческими организациями в рамках своей деятельности. Например, привлечение НКО к мероприятиям. Проводимым Департаментом, осуществление муниципального социального заказа и т.д.

Департамент образования Администрации г. о. Самара осуществляет деятельность в сфере образования. В ходе реализации своих полномочий Департамент осуществляет задачи по руководству муниципальными образовательными учреждениями города, по обеспечению условий для реализации прав граждан на доступное и качественное образование, по развитию и обеспечению духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи и детей города Самара и многие другие задачи. Департамент образования может сотрудничать с некоммерческими организациями в рамках своих полномочий и для реализации определенных задач.

Департамент управления имуществом городского округа Самара занимается осуществлением полномочий по управлению и распоряжению имуществом г. о. Самара. Основными задачами департамента являются: представление города в процессе государственной регистрации, учет и реестр муниципального имущества, приобретение движимого и иного имущества, осуществление продажи муниципального имущества на торгах и другие задачи. Так же Департамент может взаимодействовать с некоммерческими организациями для реализации совместных проектов, задач и мероприятий.

Департамент социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара осуществляет свою деятельность в сфере социальной поддержки и защиты населения города. Организует и предоставляет социальные услуги населению в соответствии с законом [5]. Основными задачами департамента являются обеспечение функционирования учреждений и организаций, осуществляющих социальную поддержку населению, оказание социальной поддержки разными категориям граждан и другие. В рамках своих полномочий департамент взаимодействует с некоммерческими организациями по вопросам социальной поддержки и защиты отдельных групп населения.

В городском округе Самара существует орган, осуществляющий взаимодействие с некоммерческими организациями. Это Департамент общественных и внешних связей Аппарата Администрации городского округа Самара. Этот орган является функциональным и осуществляет свои полномочия в сфере формирования и обеспечения реализации политики в вопросах развития общественных и внешних связей городского округа Самара. Основными задачами Департамента, по мимо формирования позитивного имиджа города, развития международных и межрегиональных связей, создания условий для гармоничного развития межнациональных отношений и создания условий для реализации гражданских инициатив, является еще и формирование, и обеспечение политики Администрации в вопросах развития форм поддержки и способов взаимодействия с некоммерческими организациями, кроме НКО ветеранов и инвалидов. Данная цель Департамента является основополагающей в создании активного гражданского общества, а так же в решении социально значимых вопросов.

В сфере взаимодействия с некоммерческими организациями Департамент выполняет следующие функции:

? Организация взаимодействия Главы городского округа Самара с НКО, за исключением НКО ветеранов и инвалидов.

? Обеспечение на конкурсной основе целевой финансовой поддержки социально значимой деятельности НКО, за исключением НКО ветеранов и инвалидов, а также целевой финансовой поддержки социально значимых проектов и программ НКО, за исключением НКО ветеранов и инвалидов, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

? Оказание методической, консультативной, организационной помощи НКО, за исключением НКО ветеранов и инвалидов, в том числе организация и проведение совместных мероприятий, обучающих семинаров, конференций, тренингов с участием отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации городского округа Самара с НКО, за исключением НКО ветеранов и инвалидов [37].

А теперь подробнее рассмотрим деятельность департамента. С каждым годом количество НКО, сотрудничающих с Департаментом общественных и внешних связей, увеличивается. Так, например, еще в 2014 году только 277 организаций взаимодействовало с департаментом, а уже в 2016году таких организаций стало 312. Это может говорить о качественном и плодотворном сотрудничестве НКО с местной Администрацией, а так же о том, что применены новые формы взаимодействия. В настоящее время, департамент осуществляет взаимодействие с некоммерческими организациями разной направленности, например:

? Национально-культурные организации;

? Организации инвалидов и ветеранов;

? Организации, осуществляющие территориальное общественное самоуправление;

? Общественные советы микрорайонов;

? Организации, объединяющие садоводческие товарищества;

? Организации иных профилей деятельности.

Взаимодействие департамента и НКО выстроено таким образом, чтобы это было полезно городу в первую очередь, а так же направлено на усиление активности граждан, развитие гражданского общества, развитие мирных отношений и не допущение межнациональных конфликтов. Все эти задачи департамент решает при реализации муниципальных программ 'Самара многонациональная' [3] и программы 'Развитие городских сообществ и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций' [23]. Активное взаимодействие департамента и НКО позволяет расширять границы мероприятий интересных всем жителям многонационального города Самара, а главное регулировать межнациональные отношения, направляя их в мирное русло.

В завершении данной части необходимо отметить, что от того, насколько активно органы местного самоуправления будут взаимодействовать с некоммерческими организациями, будет зависеть и общее состояние гражданского общества, активность и вовлеченность жителей города в деятельность НКО и в реализацию местного самоуправления. Необходимо совершенствовать формы поддержки некоммерческих организаций, ведь это сможет увеличить количество НКО, взаимодействующих с органами местного самоуправления.

2.2 Формы поддержки некоммерческих организаций органами местного самоуправления

В данной части мы рассмотрим механизмы взаимодействия с некоммерческими организациями, а так же формы их поддержки, на примере Департамента общественных и внешних связей Аппарата администрации городского округа Самара.

Основной целью взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями, как писалось ранее, является развитие гражданского общества, вовлечение граждан в общественную деятельность и участие в общественной жизни города.

Механизмы, используемые Департаментом, по взаимодействию с НКО достаточно распространенны и просты. Как правило, взаимодействие происходит по какому-либо конкретному вопросу. Например, необходимо организовать мероприятие, концерт или решить спорный вопрос. Департамент взаимодействует с некоммерческими организациями с помощью следующих механизмов:

? Общественные советы;

? Форумы;

? Конференции;

? Сайты;

? Круглые столы и др.

Далее мы подробно рассмотрим каждый этот механизм.

Общественный совет - образование с участием представителей общественности, которое имеет внутреннюю формализованную структуру, за которым государственные органы закрепляют определенные полномочия и с которым консультируются по вопросам принятия и исполнения государственных решений. Общественные советы являются одним из большинства механизмов общественного участия [36].

Стоит отметить, что отличительной чертой общественных советов является то, что в работу руководящих органов вовлечены граждане.

Создаются общественные советы с целью:

? Консультации с экспертами по разным вопросам;

? Совместное участие в разработке законодательства и т.д.;

? Контроль за выполнением решений властей;

? Осуществление некоторых функций, которые были делегированы совету государственным органом.

В Самаре существует Общественный совет по национальным вопросам, куда входят представители Управления департамента общественных и внешних связей по взаимодействию с социально ориентированными некоммерческими организациями.

Следующий механизм - форумы. Форумы это мероприятие, которое проводится для обозначения и решения каких-либо глобальных проблем. Данный механизм не так часто используется Департаментом, так как все текущие вопросы решаются быстро и не возникает каких-либо глобальных проблем в процессе взаимодействия с некоммерческими организациями.

Еще один механизм - конференции. Конференция - это собрание определенных групп лиц, отдельных лиц (руководителей департамента и руководителей НКО) для обсуждения каких-либо вопросов. Данный механизм эффективен в том случае, когда необходимо быстро встретиться с руководителями некоммерческих организаций и поставить перед ними задачу или конкретный вопрос, для того, чтобы уже руководители организаций сами донесли информацию до членов своих организаций.

Самый инновационный способ взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления - это сайты. На них можно узнать интересующую информацию, например по предоставлению грантов и субсидий организациям, предложить темы для обсуждения, задать свой вопрос и получить на него ответ. В эпоху процветания информационных технологий данных механизм взаимодействия является очень эффективным и популярным.

Круглые столы проводятся для моментального решения проблем, как правило, на них присутствуют активисты или руководители некоммерческих организаций и представители власти. Собираются круглые столы по конкретному поводу. Это эффективный механизм взаимодействия власти и НКО, ведь в таком формате они встречаются 'лицом к лицу' и могут напрямую задать вопросы, которые требуют решения, обсудить проблемы и прийти к какому-либо выводу.

Чтобы привлекать некоммерческие организации к решению социально важных вопросов и участию в деятельности органов местного самоуправления существуют определенные формы поддержки некоммерческих организаций. Их мы рассматривали в первой главе, а теперь подробнее остановимся на некоторых из них.

Департаментом административной реформы Администрации г. о. Самара осуществляется деятельность по предоставлению грантов и субсидий. Предоставление грантов осуществляется согласно постановлению Администрации городского округа Самара от 31.12.13 №1933 'Об утверждении Порядка предоставления грантов в форме субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на реализацию социально значимых проектов (программ)'

Существуют определенные критерии, по которым организациям выдаются гранты, к ним относятся: на момент подачи заявки у организации должна отсутствовать задолженность перед бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а так же государственными внебюджетными фондами; организация должна быть зарегистрирована в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 №7 'О некоммерческих организациях' [21].

Стоит отметить, что гранты выдаются далеко не всем организациям. Например, политические организации, общественные организации, которые не являются юридическим лицом, государственные корпорации, государственные компании, а так же государственные и муниципальные учреждения, организации, в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а так же организации, деятельность которых приостановлена, не могут получить гранты [21].

Контроль за использованием средств, выделяемых в форме гранта, на реализацию проектов, осуществляет Департамент административной реформы Администрации г. о. Самара.

Субсидии предоставляются некоммерческим организациям в соответствии с постановлением Администрации городского округа Самара от 31.12.2013 №1932 'О предоставлении субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара некоммерческим организациям, не являющимся муниципальными учреждениями, осуществляющим социально значимую деятельность на территории городского округа Самара'. Данное постановление предусматривает возможность субсидирования не только в порядке возмещения затрат, но и путем осуществления авансовых выплат субсидий [22].

Возмещение затрат предполагает собой полный финансовый отчет организации о потраченных средствах в ходе реализации программы или проекта, после чего, все эти средства возмещаются организации за счет средств местного бюджета.

Авансовые выплаты предоставляются организациям еще до того как они провели какое-либо мероприятие, реализовали программу или проект.

Субсидии предоставляются за счет средств бюджета города Самара организациям, деятельность которых является социально значимой, направленной на удовлетворение культурно-просветительских, общественно значимых духовных потребностей населения города Самара, развитие дружеских межнациональных отношений, сохранение национально-культурных традиций.

Субсидии предоставляются некоммерческим организациям, численность которых составляет не менее 50 человек, на основании заключенных договоров о предоставлении субсидий [22].

Субсидии предоставляются на определенные цели, например:

? Приобретение товаров, работ, услуг, связанных с подготовкой и проведением мероприятий, и подготовку отчетности;

? Изготовление методического и раздаточного материала;

? Приобретение памятных подарков и призов призерам и участникам мероприятий;

? Арендная плата за пользованием помещением, которое использовалось в целях и во время подготовки и организации социально значимых мероприятий;

? Оплата услуг связи, а так же коммунальных услуг;

? Расходы, связанные с использование оргтехники;

? Расходы, связанные с проведением экскурсионных и выездных мероприятий.

Размер предоставляемой субсидии рассчитывается исходя из сметы проекта [22].

А теперь рассмотрим, как на практике происходит взаимодействие между некоммерческими организациями и органами местного самоуправления. Как писалось ранее, мы будем рассматривать данное взаимодействие на примере Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации г. о. Самара.

Основной вид поддержки некоммерческих организаций Департаментом - система выдачи субсидий и грантов на проекты. Важно отметить тот факт, что для реализации данных программ помимо Департамента общественных и вешних связей было еще несколько соисполнителей. Это и департамент образование, департамент культуры, и молодежной политики, Управление информации и аналитики, Департамент физической культуры и спорта, Департамент административной реформы. Все эти органы были вовлечены в финансовое обеспечение проекта 'Самара многонациональная'. Далее представлена таблица (табл.3), дающая представление о финансовом вложении в данный проект за последние три года.

Таблица 3 - Финансовое обеспечение проекта 'Самара многонациональная'

Участники финансирования

Финансовое обеспечение (тыс. рублей)

2014г.

2015г.

2016г.

ИТОГО

Департамент образования

7935,4

10897,2

10005,0

28837,6

Департамент культуры и молодежной политики

3950,0

3950,0

0,0

7900,0

Департамент физической культуры и спорта

150,0

160,0

170,0

480,0

Департамент административной реформы

3825,0

1200,0

1200,0

6225,0

Управление информации и аналитики

1562,1

1640,2

1722,3

4924,6

ВСЕГО

17422,5

17847,4

13097,3

48367,2

В ходе реализации программы 'Самара многонациональная' Департамент выполнял очень важные функции: реализация мероприятий, направленных на развитие межнациональных отношений, повышение квалификации актива национально-культурных организаций.

За весь 2016 год сотрудники Департамента приняли участие в организации и проведении мероприятий с национальными и этно-конфессиональными объединениями, провели 227 консультаций в рамках оказания консультативной и методической помощи, а так же были проведены совещания с председателями национально-культурными центрами города Самара.

Еще одна муниципальная программа была реализована благодаря Департаменту общественных и внешних связей - это программа 'Развитие городских сообществ и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций'. Департамент являлся ответственным исполнителем данной программы, но помимо него соисполнителями финансового обеспечения данной программы были еще и Администрации районов города Самара, и Управление информации и аналитики. Далее представлена таблица (табл. 4), в которой отображен объем финансового обеспечения данной программы на протяжении последних трех лет.

Таблица 4 - Финансовое обеспечение программы 'Развитие городских сообществ и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций'

Участники финансирования

Финансовое обеспечение (тыс. рублей)

2014г.

2015г.

2016г.

ИТОГО

Администрации районов города Самара

29440

30200

-

59640

Департамент общественных и внешних связей Аппарата Администрации г. о. Самара

24145

17646,3

8486,9

50308,2

Управление информации и аналитики

2000

2000

1002,3

5002,3

ВСЕГО

55615

49846,3

9486,2

114950,5

В ходе реализации данной программы в Самаре были проведены конкурсы, в результате которых сформировался информационный банк лучших проектов и программ, которые реализуют социально ориентированные некоммерческие организации города. Стоит так же отметить, что при реализации муниципальной программы Департамент выполнял все своих функции по мимо выделенных субсидий: консультации и методическая помощь организациям, сотрудники департамента так же активно участвовали во всех мероприятиях, которые были в ходе реализации программы 'Развитие городских сообществ и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций'.

В городском округе Самара достаточно развито взаимодействие некоммерческих организаций с органами местного самоуправления. Департамент общественных и внешних связей Аппарата Администрации г. о. Самара отвечает за взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями. Выполняя свои функции, Департамент осуществляет взаимодействие с НКО, а так же методическую и консультационную помощь организациям. Благодаря такому взаимодействию в городе проходят мероприятия, реализуются проектов и программы, направленные на развитие города, развитие межнациональных и общественных отношений. Если органы местного самоуправления смогут активнее и чаще взаимодействовать с НКО, то городу это пойдет только на пользу.

2.3 Предложения по совершенствованию взаимодействия некоммерческих и органов местного самоуправления

Рассмотрев формы поддержки и взаимодействия некоммерческих организаций, мы поняли, что существуют некоторые проблемы во взаимодействии НКО с органами местного самоуправления. В данной части мы опишем проблемы, которые существуют на данный момент в сфере взаимодействия НКО и местной власти, а так же изложим свои предложения, которые на наш взгляд могли бы усовершенствовать такое взаимодействие.

Для того чтобы понять, в каком направлении необходимо двигаться, для усовершенствования взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления, необходимо понять какие проблемы существуют в деятельности НКО, а так же чего не хватает органам местного самоуправления для более продуктивного взаимодействия с НКО.

Государство делает достаточно много для того, чтобы наладить отношения с некоммерческим сектором. Так, например, муниципальным образованиям разрешено финансировать социально ориентированные некоммерческие организации. () Это стало возможным благодаря принятию Федерального закона от 5.04.2010 №40-ФЗ 'О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций'. Тем не менее, в сотрудничестве местного самоуправления и НКО еще остались некоторые проблемы.

Проблемы взаимодействия, существующие, на муниципальном уровне рассмотрены Р.В. Бабуном:

? 'Неготовность чиновников к партнерским отношениям с НКО. Органы муниципального управления часто рассматривают НКО как объект управления, который нужно организовывать и контролировать, что является проявлением командно-административного стиля управления советских времен. НКО, в свою очередь, считают независимость самоцелью существования и категорически отказываются от отношений, где есть хоть какой-то намек на руководящую роль и контроль со стороны органов власти.

Неопределенность в том, кто в администрации должен взаимодействовать с НКО - специальный отдел или отраслевые структурные подразделения. На процесс взаимодействия органов муниципального управления с организациями третьего сектора влияют также внутренние факторы в среде НКО, такие как наличие или отсутствие лидера, готовность или неготовность к объединению с другими НКО и прочие.

? НКО - поставщики социальных услуг (за исключением образовательных и медицинских услуг) по прежнему поставлены в ситуацию необходимости уплаты НДС. Не смотря на то, что есть отдельные возможности для освобождения от уплаты данного налога, в целом создаются неравные налоговые условия поставщиков услуг разных организационно-правовых форм. К примеру, при оказании услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми освобождение предоставляется только государственным и муниципальным учреждениям. Данное обстоятельство к тому же серьезно ограничивает стимулы для региональных и местных органов исполнительной власти отказываться от сметного финансирования поставщиков социальных услуг. Помимо этого НКО поставлены в неравные условия с иными поставщиками социальных услуг. В отличие от них муниципальные учреждения получают льготы по оплате коммунальных услуг. Государственные и муниципальные учреждения имеют более льготные ставки аренды государственного и муниципального имущества, существует практика предоставления беспроцентных кредитов от муниципальной администрации муниципальным учреждениям ит.д.' [6]

Что касается города Самара, то здесь необходимо говорить о том, что в городе существует орган местного самоуправления, основной задачей которого является взаимодействие с социально ориентированными некоммерческими организациями.

Анализируя деятельность Департамента общественных и внешних связей Аппарата Администрации г. о. Самара, а конкретно его управления по взаимодействию с социально ориентированными некоммерческими организациями, можно выявить следующие проблемы:

1. Небольшое количество НКО, осуществляющих деятельность на постоянной основе.

2. Недостаточное количество НКО, принимающих участие в решении социальных вопросов.

3. Недостаточное участие НКО в реализации общегородских проектов и мероприятий.

4. Низкая социальная эффективность осваиваемых средств городского бюджета, получаемых НКО.

5. Недостаточная вовлеченность жителей города в деятельность НКО.

6. Нехватка квалифицированных кадров для руководства НКО.

7. Низкая информированность о деятельности НКО, реализуемых проектах и программах.

8. Нехватка методической подготовки руководителей НКО.

9. Отсутствие информированности у населения о реализованных социальных проектах НКО.

10. Недостаточно активное взаимодействие НКО со СМИ, интернет ресурсами, спонсорами и благотворительными фондами.

Для того чтобы нагляднее отобразить данные проблемы, а так же предложить их решения, необходимо обратиться в таблице (табл. 5).

Таблица 5 - Проблемы взаимодействия Администрации г. о. Самара и их предполагаемые решения.

Проблемы

Предлагаемые решения

Обоснования необходимости принятия данного решения

Небольшое количество НКО, осуществляющих деятельность на постоянной основе.

Регулярное информирование НКО о возможных мероприятиях, конкурсах, акциях. Постоянное отслеживание количества НКО в городе. Информирование о возможных льготах для СО НКО.

Данные решения помогут увеличить количество НКО, которые будут осуществлять свою деятельность постоянно, а это значит, повысится их привлекательность и популяризируется участие в деятельности НКО у граждан

Недостаточное количество НКО, принимающих участие в решении социальных вопросов

Активное включение НКО Администрацией г. о. Самара в участие в крупных городских мероприятиях.

Привлечение НКО к участию в городских мероприятиях позволит расширить сферу деятельности НКО и привлечь их к решению социально важных вопросов

Недостаточное участие НКО в реализации общегородских проектов и мероприятий.

Привлечение НКО к проектам, реализуемым различными подразделениями Администрации г. о. Самара. Развитие взаимодействия НКО с районными администрациями.

Данные решения позволят привлечь НКО к общегородским и внутрирайонным мероприятиям, расширить сферу деятельности для НКО.

Низкая социальная эффективность осваиваемых средств городского бюджета, получаемых НКО.

Создание органа, контролирующего качество расходов средств, выделяемых средств НКО.

Понимание того, как и на что тратятся средства, выделяемые НКО, поможет фильтровать социально полезные НКО и создавать резерв таких организаций

Недостаточная вовлеченность жителей города в деятельность НКО.

Популяризировать деятельность СО НКО и НКО, привлекать добровольцев для развития организации и повышения информированности жителей города.

Количество жителей вовлеченных в НКО может говорить о развитом гражданском обществе, а так же положительно отразиться на всех сферах общественной жизни. Может решить проблемы малой занятости всех групп населения.

Нехватка квалифицированных кадров для руководства НКО.

Проводить обучающие программы, семинары для обучения руководителей НКО, учитывать зарубежный опыт, участвовать в международных обменах опытом

Квалифицированные и заинтересованные в своем деле кадры смогут продвинуть НКО, займутся привлечением инвестиций и популяризацией деятельности НКО.

Низкая информированность о деятельности НКО, реализуемых проектах и программах.

Привлечение к деятельности НКО СМИ всех видов, распространение Администрацией города информации о деятельности НКО. Выпуск брошюр и других раздаточных материалов.

Высокая информированность населения позволит вовлечь в деятельность НКО большее количество жителей города, развить гражданское общество

Нехватка методической подготовки руководителей НКО.

Выпуск методических материалов для работы руководителей НКО

Подкованные специалисты смогут эффективнее руководить организацией и самостоятельно проводить консультации по вопросам субсидирования проектов и получении грантов.

Отсутствие информированности у населения о реализованных социальных проектах НКО.

Привлекать СМИ к мероприятиям, проводимым НКО, использовать городские интернет порталы и сайт Администрации города

Информирование населения о проводимых социальных мероприятиях повысит спрос на данные мероприятия и решит важные социальные проблемы.

Недостаточно активное взаимодействие НКО со СМИ, интернет ресурсами, спонсорами и благотворительными фондами.

Привлечение к деятельности НКО интернет СМИ, представителей фондов и спонсоров. Информирование предполагаемых спонсоров о мероприятиях и приглашение к сотрудничеству.

Привлечение спонсоров к деятельности НКО позволит снять нагрузку с бюджета города и развивать взаимодействие НКО не только с властью, но и с бизнесом.

Решение данных проблем позволит сделать сектор НКО привлекательным для жителей города, а так же для власти. Некоммерческие организации могут предоставлять качественные услуги населению, что выгодно, прежде всего, органам местного самоуправления. Высококвалифицированные кадры способны повысить популярность НКО, вовлекут в их деятельность жителей города, а самое главное спонсоров, готовых выделять средства на реализацию каких-либо программ и проектов, что снизит нагрузку на бюджет города Самара.

В целом, помимо данных рекомендаций, стоит отметить, что все эти предложения не будут эффективными без пересмотра законодательства, которое регулирует сферу отношений между государством, муниципальным образованием и некоммерческими организациями. Если обратиться к Зарубежному опыту, который был описан ранее, можно отметить полезность вовлечения НКО в решение социальных вопросов.

Необходимо на государственном уровне изменить подход к деятельности НКО, давать им больше свободы и вовлекать в деятельность органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления, привлекающие к своей деятельности некоммерческие организации, могут за счет НКО реализовывать многие свои функции, особенно в социальной и общественной сферах.

Выстраивание эффективного взаимодействия с НКО позволяет создавать и усовершенствовать эффективные отношения в гражданском обществе, решать многие социальные проблемы и удовлетворять потребность граждан в самореализации. Необходимо учитывать успешный опыт других регионов и стран, чтобы понимать, в каком направлении выстраивать отношения между властью и некоммерческим сектором.

Как только органы местного самоуправления начнут учитывать наши предложения по совершенствованию взаимодействия с некоммерческими организациями, мы увидим положительные изменения в гражданском обществе, а так же удовлетворенность жителей от происходящих в городе изменений.

Заключение

Некоммерческие организации являются важнейшей составляющей гражданского общества. Они выполняют очень важные социально значимые функции, позволяя, благодаря своей деятельности, снять социальную нагрузку с государства. Помимо этого, некоммерческие организации являются связующим звеном между обществом и властью.

От того, как налажено взаимодействие некоммерческих организаций с органами местного самоуправления зависит общее состояние гражданского общества и жителей города. Именно некоммерческий сектор способен регулировать социальные процессы в обществе.

В ходе написания нашей работы нами был произведен анализ взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления в г. о. Самара, на примере Управления по вопросам взаимодействия с социально ориентированными некоммерческими организациями Департамента общественных и внешних связей г. о. Самара. Мы выявили следующие проблемы:

1. Небольшое количество НКО, осуществляющих деятельность на постоянной основе.

2. Недостаточное количество НКО, принимающих участие в решении социальных вопросов.

3. Недостаточное участие НКО в реализации общегородских проектов и мероприятий.

4. Низкая социальная эффективность осваиваемых средств городского бюджета, получаемых НКО.

5. Недостаточная вовлеченность жителей города в деятельность НКО.

6. Нехватка квалифицированных кадров для руководства НКО.

7. Низкая информированность о деятельности НКО, реализуемых проектах и программах.

8. Нехватка методической подготовки руководителей НКО.

9. Отсутствие информированности у населения о реализованных социальных проектах НКО.

10. Недостаточно активное взаимодействие НКО со СМИ, интернет ресурсами, спонсорами и благотворительными фондами.

Нами были сформулированы предложения по устранению данных проблем. В целом, предложения по совершенствованию взаимодействия некоммерческих организаций можно сформулировать так: органам местного самоуправления необходимо чаще привлекать НКО к решению своих вопросов, активнее информировать жителей города о том, кто и при поддержке чего проводит мероприятия на площадках г. Самары. Так же, органам местного самоуправления необходимо заняться обучением, переобучением, повышением квалификации руководителей и членов НКО, выходить на открытый диалог между властью и некоммерческим сектором, создавать методические материалы, способные помочь НКО.

В ходе выполнения работы мы так же решили все поставленные нами задачи, а именно:

? Изучили теоретические и правовые основы существования некоммерческих организаций;

? Изучили формы взаимодействия, существующие между органами местного самоуправления и некоммерческими организациями;

? Рассмотрели опыт по взаимодействию власти с некоммерческим сектором в зарубежных странах;

? Узнали, какие органы местного самоуправления в г. Самара взаимодействуют с некоммерческими организациями;

? Узнали, какие формы поддержки некоммерческих организаций органами местного самоуправления существуют на данный момент;

? Выявили проблемы во взаимодействии с некоммерческими организациями и предложили их решение.

Для лучшего понимания того, каким образом в г. Самара происходит взаимодействие органов местного самоуправления с некоммерческими организациями, мы рассмотрели две муниципальные программы, которые проводились Департаментом общественных и внешних связей Аппарата Администрации г. о. Самара, а именно, программа 'Самара многонациональная' и 'Развитие городских сообществ и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций'. В реализации данных программ Департамент являлся ответственным исполнителем, осуществлял консультирование, непосредственную работу с руководителями некоммерческих организаций, осуществлял финансовую поддержку, привлекал к взаимодействию другие муниципальные органы.

Необходимо так же уточнить, что взаимодействуют с некоммерческими организациями не только Департамент общественных и внешних связей, но и Департамент культуры и молодежной политики Администрации городского округа Самара, Департамент образование Администрации городского округа, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Департамент социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара. Все они осуществляю взаимодействие с НКО в рамках реализации своих полномочий: привлекают НКО к проведению мероприятий, решению некоторых вопросов, участвуют в финансировании проектов и программ, осуществляемых некоммерческими организациями.

Помимо этого, в ходе написания выпускной квалификационной работы, мы изучили такие формы поддержки некоммерческих организаций, как гранты и субсидии. Узнали виды субсидирования организаций: авансирование и возмещение. А так же условия предоставления грантов и субсидий некоммерческим организациям в г. Самара.

В заключение, необходимо сказать о важности развития и совершенствования взаимодействия некоммерческих организаций с органами местного самоуправления, ведь как только такое взаимодействие будет налажено, и НКО станут помощником муниципальных образований. Учитывая значительный потенциал некоммерческих организаций в решении местных проблем, органы местного самоуправления заинтересованы в налаживании эффективного взаимодействия с ними. Благодаря такому сотрудничеству снижается социальная напряженность в муниципальном образовании, экономятся бюджетные средства за счет передачи НКО некоторых административных функций, привлекаются дополнительные источники финансирования путем создания силами НКО социально значимых проектов и программ и получения грантов на их реализацию, использования ресурсов благотворительности и потенциала волонтерской деятельности. Перекладывая на НКО часть своих полномочий, государство подчеркивает важность развития гражданского общества в России. От эффективного взаимодействия власти с некоммерческим сектором зависит благосостояние всего общества.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СПС 'КонсультантПлюс';

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) ГК РФ // СПС 'КонсультантПлюс';

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // СПС 'КонсультантПлюс';

4. 'О некоммерческих организациях': Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ // СПС 'КонсультантПлюс';

5. 'Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний': Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ // СПС 'КонсультантПлюс';

6. 'О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения': Закон Самарской области от 5 марта 2005 года №77-ГД // СПС 'КонсультантПлюс';

7. 'Об утверждении муниципальной программы городского округа Самара': Постановление Администрации городского округа Самара от 14.04.2014 № 454 // СПС 'КонсультантПлюс';

8. 'О взаимодействии Администрации городского округа Самара с некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность на территории городского округа Самара': Постановление Главы городского округа Самара от 04 февраля 2009 года № 95 (с изменениями на 11 марта 2014 года) // СПС 'КонсультантПлюс';

9. 'Развитие городских сообществ и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций': Муниципальная программа городского округа Самара, утвержденная постановлением Администрации городского округа Самара от 30.04.2014 № 507 // СПС 'КонсультантПлюс';

Литература

10. Бабун Р.В. Организация муниципального управления: Учебное пособие / Стандарт третьего поколения. - СПб, 2012. - 128 с.;

11. Блинова Н.В. О природе взаимодействия власти, бизнеса и общества. // Вестник университета (Государственный университет управления), 2011. - № 20. - С.54-56;

12. Володин А.Г. Гражданское общество: мировой опыт и проблемы России. - М., 2015. - 215 с.;

13. Носаненко Г.Ю. Взаимодействие НКО и власти в городе Набережные Челны // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология, 2014, - № 23. С.12-15;

14. Гукова И.Н. взаимодействие негосударственных некоммерческих организаций с органами власти в сфере государственной социальной политике // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология, 2013, - № 3. С.8-9;

15. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2016 год. / Общественная палата Российской Федерации, - М., 2016. - 15 с.;

16. Зотов В.Б. Система муниципального управления в схемах // Учебное пособие. - М.: 'Ось - 89', 2013г. - 80 с.;

17. Кулькова В.Ю. Зарубежный опыт инфраструктурной поддержки некоммерческих организаций // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2014. - С.7-20;

18. Лычак К.Д. НКО-участники рынка социальных услуг / Ресурсный центр, Ростов-на-Дону, 2016. - 56 с.;

19. Горный М.Б. Взаимодействие некоммерческих организаций и органов власти: сравнительный анализ законодательства // Журнал исследований социальной политики, 2014. № 7. - С.13-22;

20. Макаренко О.В., Рудник Б.Л., Шишкин С.В., Якобсон Л.И. Государство и некоммерческие организации: формы поддержки и сотрудничества. - М, 2014. - 274 с.

21. Мерсиянова И.В. Взаимодействие органов местного самоуправления и организаций Третьего сектора // Сборник научных статей ко Второму семинару Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Новосибирск, 2015. - С.9-10;

22. Методические (информационные) материалы для органов власти (федеральных и региональных) и местного самоуправления по предоставлению информационной поддержки СО НКО, содействию продвижению благотворительности и добровольчества. - М., 2013. - 59 с.

23. Методические рекомендации по составлению заявок на получение гранта в форме субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями, на реализацию социально значимых проектов (программ). - Самара, 2015. - 23 с.

24. Методические рекомендации по оформлению финансовых документов для получения субсидий за счет средств бюджета городского округа Самара национально-культурными объединениями. - Самара, 2015. - 12 с.

25. Лапина Г., Леонова И. О взаимодействии организации третьего сектора с государственными органами в сфере социальной политики // Сборник статей памяти А. Крыштановского. - М., 2014. - С.114-120;

26. Омельченко Н.А., Гимазова Ю.В. Международный опыт государственной поддержки и регулирования деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. // Вестник университета (Государственный университет управления), 2014, № 16. - С.73-85;

27. Решетников С.В. Политология. Минск: ТетраСистемс, 2014. - 448 с.;

28. Рудник Б.Л. Негосударственные некоммерческие структуры и их взаимодействие с государством // Экономика общественного сектора: учебное пособие под ред.Е.Н. Жильцова и Ж. - Д. Лафея, М: ТЕИС-2012, - С.126-128;

29. Рудник Б.Л. Поддержка Третьего сектора в регионах России. М.: Институт некоммерческого сектора, 2013. - 125 с.

30. Социальное партнерство: взаимные обязательства сторон. М.: КСОРР, 2012. - 74 с.

Интернет-ресурсы

31. 'Третий сектор' возвращают людям: СМИ об исследованиях - URL: http://flb.ru/info /54173.html (дата обращения: 08.05.2017);

32. Государственная политика в области содействия гражданским инициативам: позиция неправительственных организаций. - URL: http://www.demokratia.ru (дата обращения: 22.05.2017);

33. Доклад о состоянии, проблемах и перспективах деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в Самарской области за 2015 год. - URL: http://www.op63.ru/ (дата обращения: 12.05.2017);

34. Ежегодный доклад Общественной палаты Самарской области 'Состояние гражданского общества в Самарской области в 2015 году'. - URL: http://www.op63.ru/ (дата обращения: 12.05.2017);

35. Официальный сайт Администрации г. о. Самара. - URL: http://samadm.ru/ authority/the_department_of_public_and_external_relations_/about-managing/ (дата обращения: 29.05.2017);

36. Политика: Фонд Костина призывает НКО сменить ориентацию. - URL: http://civilfund.ru/article/1077 (дата обращения 12.05.2017).

37. Третий сектор в России: текущее состояние и возможные модели развития. - URL: http://civilfund.ru/mat/view/20 (дата обращения 08.05.2017);

38. Электронная энциклопедия 'Академик'. - URL: http://dic. academic.ru/dic. nsf/ru wiki/228326 (дата обращения: 17.05.2017);

39. Электронный ресурс Новаинфо. - URL: http://novainfo.ru/article/12334 (дата обращения: 05.06.2017).

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru