https://
https://
Введение
Актуальность исследуемой темы. Увеличение уровня развития экономики в Российской Федерации ведет к постепенному усложнению общественных связей, а так же социальных и экономических процессов, которые дают основу, для создания экономических и общественных институтов. Все это обязывает государство регулировать многочисленные внутренние и внешние аспекты социальной деятельности. Характерной чертой для современного демократического государства является участие гражданского общества в государственном управлении. На многих обсуждениях, в которых участвуют предпринимательские объединения, все чаще говориться об активном введении саморегулирования и его элементов в различные отрасли хозяйственной деятельности.
Актуальность темы исследования определена также тем фактом, что механизм саморегулирования в России внедряется с большими трудностями в предпринимательскую деятельность. Однако, именно оно, может улучшить организацию и регулирование предпринимательских отношений. Поэтому современное развитие предпринимательских отношений должно складываться гармонично, а именно государственное регулирование должно взаимодействовать с системой саморегулирования. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) объединил практически все нормы ответственности предусмотренные данной главой. Нормы главы 14 КоАП РФ, в процессе судебного правоприменения, выявляют значительное количество конфликтов, анализ которых позволяет сделать вывод о необходимости регулирования института административной ответственности с точки зрения права, в данной сфере деятельности.
Правовое государство не может существовать без целостного гражданского общества, характерной чертой которого является свобода осуществления субъектами их гражданских прав и интересов отраженных в ст 8 Конституции РФ свобода экономической деятельности предполагает развитие необходимых для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере. Примером этого является группирование предпринимателей в вид саморегулируемых организаций (далее также -- СРО) во многих отраслях деятельности.
В литературе упоминается, что для создания полноценного гражданского общества необходимо развитие системы неправительственных институтов, которые смогут успешно уравновешивать власть государства, и оказывать ему содействие в обеспечении законности и правопорядка, в тех функциях, где требуется урегулирование споров между интересами различных групп.
Важное место в сфере экономики занимает институт саморегулирования хозяйственной деятельности, который отвечает требованиям регулирования экономики со стороны государства, и реализует пропорциональность вмешательства государства в регулировании прав и свобод субъектов деятельности. С другой стороны -- соблюдает интересы, всех субъектов данной деятельности.
По состоянию на январь 2016 г. в Российской Федерации насчитывается 1154 саморегулируемые организации, из них 719 СРО - в отраслях, в которых введено обязательное членство участников рынка в саморегулируемых организациях. За период с 2010 по 2016 год общее количество саморегулируемых организаций увеличилось почти в 1,8 раза. При этом отмечен высокий рост количества саморегулируемых организаций с добровольным членством (2,9 раза) и саморегулируемых организаций в отрасли энергетического обследования (3,6 раза). За указанный период сформировались первые саморегулируемые организации в сферах кредитной потребительской кооперации, медиации, актуарной деятельности и азартных игр.
ФЗ от 1.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», а также иные федеральные законы, в том числе от 22.04. 1996 г № 39-Ф «О рынке ценных бумаг», от 13 марта 2006 г № 38-ФЗ «О рекламе» регламентируют отношения в области приобретения и прекращения статуса СРО, включая их деятельность и взаимодействие с государством.
Важной целью административной реформы, которая проводится в РФ, является создание продуктивных заменяющих институтов управления, направленных реализовать единую государственную политику способную защитить интересы субъектов предпринимательской деятельности и понижению уровня воздействия государства на предпринимательскую деятельность.
Делегирование координирующих государственных функций негосударственным организациям - это важная, с точки зрения административного права, задача, которая затрагивает интересы общества. Государственные функции управления, соответствующие поставленным целям и не противоречащие действующему законодательству, могут быть переданы субъектам, которые не являются органами публичной власти, что позволит предоставить возможность снизить непродуктивную деятельность государства в экономике, снизит расходы бизнеса на одоление административных преград. Детальная проработка юридических условий на теоретическом и практическом уровнях, а так же передача таких функций является обязательным условием создания и развития общественных отношений в сфере саморегулирования предпринимательской деятельности. Ввиду того, что природа таких отношений отличается от традиционного понимания государственного управления экономикой, именно поэтому необходимо углубленно исследовать правовой статус саморегулируемых организаций (далее - СРО).
Степень разработанности проблемы. Проблемы административных правонарушений в предпринимательстве и саморегулируемых организаций рассматривались в трудах таких ученых, как (В. А. Кепов; А.А. Герасимов; 3. М. Баймуратова; П. Б. Салин; Д. О. Грачев) и их отдельным видам (К. В. Руденко; Ю. А. Романов; Н. Я. Быстрицкая; Т. В.Дзгоев; А. Ю. Колябин). Интересным является диссертация О. Н. Максимович «Саморегулирование в сфере предпринимательской деятельности как проявление гражданско-правового метода регулирования общественных отношений» (Казань, 2007), но в вышеперечисленных работах саморегулирование, как способ организации предпринимательских отношений, не находит полного отражения. Комплексное решение обозначенных проблем, позволяющее устранить пробелы в теории и законодательстве, в настоящее время практически отсутствует.
Учитывая вышеизложенное, актуальность темы исследования очевидна.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с административными правонарушениями в предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.
Предметом исследования выступают нормы административного законодательства и судебная практика, работы, как ученых, так и практических работников, рассматривающие проблемы в данной сфере.
Целью настоящего исследования: является изучение института административной ответственности в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО.
Для того что бы реализовать поставленную цель, необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть принципы законодательства об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО;
- дать понятие и рассмотреть признаки административного правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО;
- изучить виды административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО.
- проанализировать объект и объективную сторону административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО;
- исследовать субъект и субъективную сторону административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО.
Нормативная база данного исследования состоит из Конституции РФ, федерального законодательства в сфере административного, предпринимательского, финансового, гражданского, и иных отраслей права, указы Президента, а так же постановления Правительства РФ.
Методологическая основа исследования включает в себя совокупность научных методов познания, осуществляющие в полном объеме анализ предмета и помогающие сделать нужные выводы.
При проведении исследования использовались различные общие и частные методы и приемы исследования, в том числе: диалектический, формально-логический, исторический, аналитический, структурно-функциональный, а также сравнительно-правовой и технико-юридический методы.
Теоретическую значимость исследования определяет актуальность и новизна выделенных правовых проблем, а так же их решение.
Практическая значимость исследования изложена выводами и предложениями, направленные на углубление понимания правовой сущности и особенностей, понятия данных правонарушений, определение специфических особенностей элементов состава указанных правонарушений.
1. Сущность и содержание административного правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организации
Административное правонарушение в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО - это противоправное, виновное деяние физического (предпринимателя) или юридического лица (организации), нарушающие закрепленные правила и нормы осуществления предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций, за которые устанавливается административная ответственность.
Родовым объектом, рассматриваемых правонарушений, охвачено значительно большее количество деяний, чем те, которые заключены законодателем в главу 14 КоАП РФ. В данный институт административного права включены не все административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО, а лишь те, объектом которых являются общие правила организации осуществления и реализации такой деятельности, (например, правила регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирования, ценообразования, осуществления торговли, управления юридическим лицом и т.п.);
Состав субъекта административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО включает в себя категории: 1) субъекты предпринимательской деятельности и деятельности СРО 2) субъекты административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО. Данные категории различны по своей природе. Количество субъектов административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО больше, чем субъектов данной деятельности;
Юридическое лицо - важный субъект административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО. Важно определить понятие и сущность юридического лица, изучить конструкцию его вины, сравнить ответственность за правонарушения совершенные юридическим лицом и его должностных лиц.
В качестве самостоятельной сферы в административном праве сформировался институт административной ответственности за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО. Указанные правонарушения выделены в отдельную главу КоАП РФ от 01 июля 2002 года благодаря явлениями современной жизни, в которых формируется рыночная экономика.
Приступая к изучению данного института, следует дать понятие и выявить главные принципы законодательства, на которых он базируется.
Принципы законодательства административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО - это главные, управляющие идеи и положения, установленные в административно-правовых нормах, регулирующие деятельность должностных лиц (органов), по защиту прав и интересов в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.
Важным принципом является - принцип законодательства административных правонарушений закрепленных в главе 14 КоАП РФ, ведь административные правонарушения не имеют свою природу вне законодательства. По этому, данный принцип, позволяет определить полноценную систему основных утверждений, в рамках которых применяется административная ответственность.
Принцип полноценности представительства предполагает, что решения, принимаемые организацией с большим числом представителей, более объективно выражает позицию общества.
Саморегулирование имеет ряд преимуществ по сравнению с государственным регулированием, приведем пример:
1. правовые акты саморегулирования обычно более гибкие, по сравнению с государственными. Они легче приспосабливаются к изменяющимся явления общества;
2. Участникам рыночных отношений легче воздействовать на политику саморегулируемой организации, нежели на политику государства, в лице ее органов;
3. Разрешение споров в сфере саморегулирования требует меньше, чем разбирательство в суде;
4. Делегирование части функций, компетентных государству, саморегулируемым организациям, которые финансируются бизнесом, позволят экономить бюджетные средства;
5. Государству проще осуществлять контроль за СРО, которые обеспечивают соблюдение их представителей норм поведения на рынке.
В качестве источника правового регулирования могут выступать внутренние документы СРО и корпоративные акты (например Кодекс проф.этики аудиторов).
Под принципами законодательства об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО понимаются - главные, управляющие идеи и положения, установленные в административно-правовых нормах, регулирующие деятельность должностных лиц (органов), по защиту прав и интересов в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций. Так же плюсом стоит отметить сущность саморегулирования, заключающуюся в делегировании функций государственных органов по контролю деятельности предпринимателей и юридических лиц, не государственным организациям.
1.2 Понятие и признаки административного правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций
Административное правонарушение посягает на несоблюдение или противоречие административному и иному законодательству, за которое установлена административная ответственность.
В административном правонарушении выделяются следующие признаки:
а) деяние, в форме действия или бездействия,
б) противоправность,
в) виновность,
г) наказуемость.
Рассмотрим каждый из этих признаков подробней.
Характеризуя признаки административного правонарушения, нужно исходить из таких понятий как: 1) действие и 2)бездействие, которые формулирующие деяние.
1) Действие - активное поведение правонарушителя, выраженное в невыполнении обязанностей и требований, установленных законом.
2) Бездействие - пассивная форма поведения правонарушителя выраженная в невыполнении обязанностей и законных требований.
Определяющими являются следующие признаки:
a) Волевой характер поведения, так же выражается действием или бездействием;
b) Асоциальность - противоречит интересам общества и государства, которые установлены в нормах права;
с) Противоправность - запрещенность деяния административным законодательством, а так же нарушение норм административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового и т. д.), устанавливающие за собой административную ответственность;
d) Виновность - совершение правонарушения в форме умысла или неосторожности,
e) Наказуемость - если за совершенное деяние предусмотрена ответственность, установленная нормами административного законодательства.
Совокупность признаков определенных нормативными правовыми актами, которые влекут за собой административную ответственность, образуют юридический состав правонарушения. Состав правонарушения является главным элементом, позволяющим квалифицировать противоправность, того или иного действия. А также позволяет привлечь нарушителя к ответственности.
Состав административного правонарушения - это установленный нормами права состав признаков (элементов), наличие которых влечет административную ответственность.
Юридический состав служит основанием наступления ответственности для лица, совершившего правонарушение.
Совокупность признаков (элементов), установленных нормами административного права, дают характеристику внешнему проявлению деяния (правонарушения), т.е. объективную сторону, которая делится на виды:
Основные: деяние в форме действия либо бездействия, причинная связь между ними;
Факультативные признаки : место, время , способ.
Объективная сторона может так же содержать в себе:
Многократность - совершение двух или более однородных административных правонарушений. многократность квалифицируется как единое правонарушение;
Повторность, то есть совершение одним и тем же лицом в течение года однородного правонарушения, за которое лицо уже привлекалось к административной ответственности;
Систематическим, продолжающимся административным правонарушением является совершение ряда возобновляемых во времени, тождественных действий или бездействия, систематизирующихся в единое правонарушение.
Систематическим признается правонарушение, совершенное несколько раз в течение года (более трех), в одной из сфер, одним и тем же субъектом - например систематическое нарушение, проявляющееся в обмане потребителя.
Длящееся правонарушение - действие или бездействие, заключающееся в длительном невыполнении обязанностей, которые возложены на правонарушителя законом, предусматривающий административную ответственность. Длящееся административное правонарушение - единое, независимо от продолжительности действие или бездействие.
Продолжаемое административное правонарушение заключается в следующем - это совершение нескольких сходных деяний одним лицом, каждое из которых является проступком, часто они объединены единым умыслом.
Признаки противоправного деяния должны соответствовать элементами состава административного правонарушения. После установления полного соответствия признаков и элементов, появляется основание признать деяние конкретным административным правонарушением.
Правовая оценка правонарушения, отражается в процессуальном документе (постановлении по делу об административном правонарушении, протоколе об административном правонарушении), где фиксируется, административно-правовая норма к которому относится совершенное правонарушение.
Должностное лицо, обеспечивая правильную квалификацию, соблюдает принцип законности при возбуждении дела об административном правонарушении, в ходе производства по делу, а так же его рассмотрения, т.е. выносит юридически правильное решение о привлечении лица к ответственности, назначает административное наказание или освобождает от него.
Вывод.
Исследование вышеуказанных понятий объясняет нам:
а) административное правонарушение в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО обладает следующими признаками: противоправность, виновность, наказуемость.
Признаки противоправного деяния должны соответствовать элементами состава административного правонарушения. После установления полного соответствия признаков и элементов, появляется основание признать деяние конкретным административным правонарушением.
Совокупность признаков (элементов), дает характеристику внешнему проявлению деяния.
Так же данной группе административных правонарушений свойственно наличие видовых объектов, таких как: общественные отношения в области торговли и защиты прав потребителей (ст. 14.2, 14.4 - 14.9, 14.15, 14.16), оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. ст. 14.17 - 14.19), интеллектуальной собственности (ст. ст. 14.10, 14.24), порядка и организации деятельности при банкротстве (ст. ст. 14.12 - 14.14), статья 14.26 - обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов, их отчуждения и др.
Отдельные составы административных правонарушений характеризуются предметом правонарушения, например: бухгалтерские и иные документы юридического лица или физического лица (предпринимателя) (ст. 14.13 КоАП РФ - неправомерные действия при банкротстве), единый государственный реестр юридических лиц (ст.14.25 КоАП РФ - нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц).
Проанализируем некоторые виды административных правонарушений.
Цель ст. 14.1 - обеспечивать средствами административного воздействия создание нормальных условий для функционирования товарного рынка и охрану прав предпринимателя. Объектом данного административного правонарушения, являются правила осуществления предпринимательской деятельности.
Статья 14.1. КоАП РФ состоит из четырех составов:
Ч. 1. Статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица. В соответствии со ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Такое право наступает только после государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Документами, подтверждающими регистрацию в ЕГРЮЛ, являются 1) Свидетельство о государственной регистрации юридического лица и 2) Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию, по данной деятельности, утвердил определенный образец бланков таковых свидетельств.
Доказательством, в данном случае осуществления данными лицами, деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, могут являться показания лиц, которые приобретали товар или пользовались услугами (расписки о получении денежных средств; выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности; размещенные рекламные объявления; выставленные на витрину товары; заключенные договора об аренде помещений и иные документы, подтверждающие факт поступления денежных средств от продажи товаров или оказанных услуг).
Отсутствие прибыли как факта не отразится на квалификации правонарушений, предусмотренных ст. 14.1 КоАП РФ, так как получение прибыли - это цель для предпринимателя и результат ее достижения зависит от самого предпринимателя.
Действия лица квалифицируются по части 1 статьи 14.1 КоАП и норме, которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение, в случаях, когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются нарушения иных правил и норм, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП РФ.
Из этого следует, что состав административного правонарушения, по ч. 1 статьи 14.1 КоАП РФ, будет являться оконченным при отсутствии у юридического лица (организации) или физического лица (ИП) свидетельства, установленного образца, о государственной регистрации, т.е. необходимо подтвердить отсутствие факта регистрации в ЕГРЮЛ, в таком случае уместно сделать запрос в Федеральную Налоговую Службу РФ.
Согласно ст. 49 ГК РФ для занятия отдельными видами деятельности юридическое лицо помимо государственной регистрации должно получить специальное разрешение (лицензию). Основные положения о лицензировании установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Правительством РФ утвержден перечень органов исполнительной власти, которые уполномочены осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности. Объективная сторона правонарушения, по ч. 2 статьи 14.1 КоАП РФ, - это действие, выраженное в осуществлении предпринимательской деятельности требующей специального разрешения (лицензии), при её отсутствии.
Таким образом, состав правонарушения по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ образуется при отсутствии у субъекта соответствующей лицензии, ее аннулирование или приостановление, а также истечение сроков ее действия. Правоохранительным органам необходимо зафиксировать отсутствие лицензии либо факт того, что она просрочена, наряду с фактом продажи товаров, либо оказание услуг. Доказательствам может служить акт осмотра торгового помещения юридического лица и индивидуального предпринимателя, составленный в присутствии понятых, объяснение правонарушителя, показания свидетелей, покупателей либо лиц, воспользовавшихся услугами, и т.д.
В части 3 ст.14.1 КоАП РФ объективной стороной является действие (бездействие) выраженное в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Квалифицируя действия лица по ч. 3 статьи 14.1 КоАП РФ следует отметить, что согласно статье 2 ФЗ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением или лицензией, понимается занятие конкретным видом предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) лицом, не выполняющим лицензионные требования и условия, установленные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, выполнение которых лицензиатом обязательно при ее осуществлении.
Такими условиями может быть учтено следование лицензиатом нормам и правилам (экологическим, санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, противопожарным).
Принимая во внимание, что диспозиция ч. 3 является бланкетной, и прежде чем привлечь лицо к ответственности следует установить, какое из условий нарушено, отраженное в специальном разрешении (лицензии).
К должностным лицам, привлекаемым к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО, согласно положениям, статьи 2.4 КоАП РФ, относятся - руководители и иные работники организаций в выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также индивидуальные предприниматели. К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные функции. Для подтверждения указанных сведений к протоколу об административном правонарушении следует также прилагать копию приказа о назначении соответствующего лица на должность (копию трудового договора) и копию должностных инструкций, закрепленных за данным лицом.
Допущенные сотрудником фирмы противоправные виновные действия (бездействие) не освобождают саму организацию от административной ответственности, поскольку торговля и предоставляемые услуги гражданам осуществляются от его имени. А в силу части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо, привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Практика показывает, нередко возникают трудности при поиске законного представителя юридического лица, так как его учредители могут находиться в другом регионе. В данной ситуации протокол об административном правонарушении составляется на юридическое лицо в целом. Перед составлением протокола об административном правонарушении в отсутствии законного представителя юридического лица, сотрудник правоохранительных органов обязан известить юридическое/физическое лицо (индивидуального предпринимателя) о месте, времени составления протокола, а также о времени и месте рассмотрения дела (заказным письмом, телеграммой). Если, в ходе рассмотрения дела, лицо отсутствует при составлении протокола, суд будет выяснять, было ли уведомлено лицо о времени, дате и месте составления протокола, был ли уведомлен административный орган о невозможности прибытия лица, является ли причина неявки уважительными.
Административные правонарушения, посягающие на порядок осуществления предпринимательской деятельности в области торговли предусмотрена статьями 14.2, 14.4, 14.5, 14.6, 14.7, 14.8, 14.9, 14.10, 14.15, 14.16 КоАП РФ.
Каждое административное правонарушение имеет основной объект посягательства, т.е. конкретные общественные отношения, которым административным правонарушением причиняется вред. Вместе с тем, кроме основного объекта посягательства отдельные административные правонарушения могут иметь дополнительные объекты посягательства. Например, такое правонарушение как продажа продовольственных товаров без сертификатов соответствия с одной стороны нарушает общественные отношения в сфере торговли, с другой - санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан. В связи со сказанным на практике зачастую возникают трудности в выборе правильной статьи при квалификации.
Статья 14.2. «Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена» посягает на установленные требования реализации товаров ограниченной оборотоспособности, а ст. 14.15. «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров» посягает на требования продажи отдельных видов товаров, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ.
По смыслу ч. 2 ст. 129 ГК РФ товарами, свободная реализация которых запрещена, признаются объекты, изъятые из гражданского оборота. К ограниченно оборотоспособным объектам относятся объекты, реализация которых допускается по специальному разрешению и только определенным участникам оборота, при соблюдении соответствующих требований законодательства.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в следующих действиях: 1) торговля товарами (предметами), изъятыми из гражданского оборота; 2) продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, которым эта продукция принадлежит на незаконных основаниях, или не имеющими специального разрешения (лицензии) на ее реализацию; 3) продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию), но с нарушением установленных законодательством требований и порядка реализации этой продукции. Правонарушение окончено в момент предложения товара потенциальному покупателю.
Квалифицируя деяние по статье 14.2, необходимо определить каким нормативно-правовым актом и какие конкретные ограничения по реализации предметов (вещей) установлены. Указ Президента от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».
Естественно, административная ответственность по рассматриваемой статье наступает только в том случае, если деяние не влечет за собой уголовную ответственность или ответственность за совершенное деяние предусмотрена специализированной статьей КоАП РФ (ст. 14.15, ст. 14.16).
Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом.
Субъектами являются предприниматели, организации (юридические лица). К административной ответственности привлекаются также руководители указанных предприятий и организаций и другие должностные лица, ответственные за соблюдение законодательства о запрещенной или ограниченно оборотоспособной продукции.
Статья 14.15 предусматривает административную ответственность за нарушение правил продажи отдельных видов товаров, установленных постановлением Правительства от 19 января 1998 г. № 55. Объектом правонарушения являются отношения, направленные на организацию осуществления предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Объективную сторону административного правонарушения составляют действия, которые нарушают правила продажи отдельного вида товара, или бездействие, выраженное в том, что субъект правонарушения был обязан, но не предпринял действий в отношении данного товара, установленных правилами. Правонарушение является оконченным в момент нарушения установленных норм.
В соответствии с Правилами продажи отдельных видов ассортимент предлагаемых к продаже товаров, перечень оказываемых услуг, а также формы обслуживания продавец определяет самостоятельно в соответствии со спецификой своей деятельности.
Продавец должен соблюдать обязательные с учетом профиля и специализацией своей деятельности требования, установленные в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других документах.
Продавец должен располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также обеспечить возможность правильного выбора товаров покупателем.
Для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговом зале на доступном месте должно быть установлено соответствующее измерительное оборудование.
Продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию. Наглядно и в доступной форме продавец должен доводить сведения до потребителей о наименовании своей фирмы, юридический адрес, а так же режим работы, поместив, указанную информацию на соответствующей вывеске.
Продавец обязан предоставить покупателю по его требованию информацию о государственной регистрации и реквизиты органа предоставившего ему регистрацию.
Продавец обязан своевременно, наглядно, доступно довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и изготовителях.
Если товар имеет недостатки, продавец должен предупредить покупателя, как в устной, так и в письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом).
Рассмотрим пример судебной практики (по части 2.1 статьи14.16. КоАП РФ).
Мировой судья участка №78 Советского АО г. Омска рассмотрел материалы дела об АП, предусмотренном ч.2.1 ст.14.16. КоАП РФ в отношении гражданки М., 1976 г.р., которая работает продавцом у ИП «Савина И.В.». Согласно протоколу об административном правонарушении №81000624, составленному инспектором ОДН ОП №12 УМВД России по г. Омску, 14.02.2013 продавец М. осуществила продажу пива «Клинское», объемом 0,5 литра стоимостью 50 рублей лицу, не достигшему на тот момент совершеннолетия.
В судебном заседании М. пояснила, что действительно продала несовершеннолетней Ш. пиво, при этом два раза попыталась уточнить возраст девушки. На это она отвечала, что уже достигла совершеннолетия, но паспорт забыла. В соответствии п. 2 ст.16 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», не разрешена розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним лицам. Продавец имеет право потребовать документы, удостоверяющие личность, которые позволяют установить возраст, в случае если возникли сомнения по поводу достижения лицом совершеннолетия.
Мировой судья постановил признать М. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.14.16. КоАП РФ, и установил наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Согласно ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается в двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
В случае поступления ходатайств от участников производства по делу или при необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения может быть продлен судьей, который рассматривает дело, но не более чем на один месяц.
Изучив материалы дела, и установив виновность лица в совершении правонарушения, судья выносит постановление о назначении административного наказания. Если вина субъекта не доказана, то судья выносит постановление о прекращении производства.
В соответствии со ст. 29.13 КоАП РФ судья, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в районном суде.
Рассмотрим порядок и причины обжалования на следующем примере: Постановлением мирового судьи судебного участка №105 Центрального АО г. Омска от 24.01.2013 гражданка М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст. 14.16 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере тридцати тысячам рублей. Гражданка М. обвиняется в том, что являясь продавцом в магазине «Северный», 22.12.2013 осуществила продажу алкогольной продукции - одной банки пива «Карлсберг» 0,5 литра крепостью 4,8% несовершеннолетней А., 1998 г.р.
М обратилась с жалобой в Центральный районный суд г. Омска об отмене постановления мирового судьи. М. утверждала, что пиво продала взрослой девушке, в момент приобретения пива свидетелей рядом не было, а ксерокопия паспорта была мнимая. Среди прочих документов приобретения спиртного несовершеннолетней А., указаны объяснения свидетелей Ж. и У., якобы непосредственно наблюдавших факт приобретения спиртного. Однако, указанные свидетели на момент дачи объяснений не были предупреждены о своих правах и обязанностях (ст.25.6 КоАП РФ). Свидетели не являлись в суд несмотря на неоднократные вызовы. Со стороны М. опрошенные свидетели, пояснили, что на момент приобретения спиртного, других свидетелей у кассы не было.
Из этого следует, что объяснения свидетелей Ж. и У. признаются недопустимыми доказательствами. Также не может быть расценен в качестве допустимого доказательства акт купли-продажи между А. и М., т.к. данный акт был составлен не непосредственно при покупке, а после, либо после повторной покупки спиртного. То есть возможен факт провокации с использованием несовершеннолетнего лица. Какие-либо свидетели, понятые, в акте не указаны, каким образом и у кого изъят кассовый чек, документально не зафиксировано.
В соответствии с п. «в» ч. 3 Постановления Верховного Суда РФ №6 судьи рассматривают также дела, отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц), если возможно применение мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции суда. Эти требования при направлении дела в мировой суд не соблюдались. Определение не было мотивированным, наказание по данной статье предусмотрено только в виде штрафа, административное расследование не проводилось. Рассмотрение данных дел подведомственно ОВД (полиции).
С учетом признания ряда доказательств недопустимыми, грубых нарушений процессуальных требований, суд, руководствуясь ст. 24.5, 30.6-30.8 КоАП РФ, считает, что вина М. не доказана, следоватеьно постановление мирового судьи подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
Изучив виды административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО, мы можем понять, что родовым объектом таких правонарушений выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе такой деятельности.
Объективную сторону составляет, как действие, так и бездействие правонарушителя.
Наличие видового объекта и предмета также является характерной чертой данных административных правонарушений, что касаемо вины, то для физических лиц она в большинстве случаев характеризуется умыслом (обман потребителя), а так же и неосторожностью. Для юридического лица конструкция вины будет обусловлена установлением обстоятельств, связанных с возможностью соблюдения правил и норм закона.
Объект административного правонарушения -- это группа общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права и охраняются мерами государственного принуждения.
Объект правонарушения бывает общим, родовым и непосредственным. Под общим объектом всех административных правонарушений, подразумевается все группы общественных отношений, которое охраняется административным законодательством ( ст. 1.2 КоАП РФ).
Объективная сторона представляет собой внешнее проявление административного правонарушения, которое характеризуется деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.
Обязательным элементом объективной стороны правонарушения может выступать: деяние - в форме действия или бездействия, «социально вредные» последствия, причинно-следственная связь между ними.
Факультативные элементы: место, способ, обстановка, признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).
Административные правонарушения главы 14 КоАП РФ посягают на общественные отношения в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО, порядка ведения финансовой деятельности, налогового и таможенного учета.
Вышеуказанные объекты по своей правовой характеристике являются родовыми, которые составляют самостоятельную и неотъемлемую часть общего объекта.
В особенной части (раздел 2) при определении родовых объектов отмечены два правовых критерия - объект посягательства и отрасль.
Видовой объект представляет собой, специфическую юридическую группу общественных отношений, которая является разновидностью родового объекта. В действующем кодексе видовой объект в достаточной степени регулирует административную ответственность: дорожное движение транспорт, налоги и сборы, финансы, ценные бумаги, таможенные дела.
Объективную сторону правонарушения определяют действия (бездействия), навредившие общественным отношениям, а также признаки внешнего проявления правонарушения. (место, время, способ, средства, орудия, и др.) В добавок объективная сторона правонарушения характеризуется повторностью, систематичностью, злостностью.
Например, ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение обязательно, предусмотрена в статье 14.1 КоАП РФ. Рассматриваемая правовая норма поясняет о грубом нарушении лицензионных требований и условий. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ относительно конкретного вида деятельности. Указанное требование определено ФЗ № 80-ФЗ, большое число положений о лицензировании утверждены до вступления в силу вышеуказанного Федерального Закона, следственно не содержат такого понятия как «грубое нарушение». Исходя из этого данная норма практически не имеет применения.
Санкция ч. 4 статьи 14.1 КоАП РФ предопределяет более строгое наказание - приостановления деятельности до 90 суток, что повлечет приостановление действия лицензии.
Необходимо отметить, что статья 14.1 КоАП РФ устанавливает ответственность именно за реализацию предпринимательской деятельности. В соответствии со статьей 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Следует выделить факт - пропуск сроков привлечения к административной ответственности является основанием для прекращения большого количества возбужденных дел об АП, например: сроком давности привлечения к административной ответственности за нарушение условий лицензирования определено два месяца со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Однако, если в результате такого деяния причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству, то за него предусматривается уголовная ответственность по статье 171 Уголовного Кодекса РФ «Незаконное предпринимательство».
Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.
1. Данная статья определяет субъекты правонарушения, устанавливает различные административные наказания для каждого вида субъектов. Цель статьи - административно-правовыми методами обеспечить защиту прав и законных интересов граждан, а также интересов государства в сфере торговли.
2. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере торговли. Оно посягает на права и законные интересы государства и его монополию в этой сфере; угрожает безопасности жизни и здоровья граждан.
По смыслу ч. 2 статьи 129 ГК РФ товарами, свободная реализация которых запрещена, признаются объекты, изъятые из гражданского оборота. К ограниченно оборотоспособным объектам относятся объекты, реализация которых допускается по специальному разрешению и только определенным участникам оборота, при соблюдении соответствующих требований законодательства.
Виды продукции, полностью изъятые из оборота или ограниченно оборотоспособные, должны быть прямо указаны в законе или определены в порядке, установленном законом. В настоящее время действует Указ Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 'О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. Перечень составляет: военная техника, вооружение, боеприпасы, яды, наркотические средства и психотропные вещества, этиловый спирт, взрывчатые вещества, шифровальная техника, рентгеновское оборудование, отходы радиоактивных материалов и др.
Федеральными законами устанавливаются отдельные виды продукции, свободная реализация которых запрещена или ограничена. Например, относятся Федеральные законы от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ 'О наркотических средствах и психотропных веществах', от 22.06.1998 г. 'О лекарственных средствах', от 13.12.1996 г. 'Об оружии' (с изм. и доп.).
3. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в следующих действиях: 1) торговля товарами (предметами), изъятыми из гражданского оборота; 2) продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, которым эта продукция принадлежит на незаконных основаниях, или не имеющими специального разрешения (лицензии) на ее реализацию; 3) продажа ограниченно оборотоспособной продукции юридическими и физическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию), но с нарушением установленных законодательством требований и порядка реализации этой продукции.
Правонарушение считается совершенным в момент предложения товара потенциальному покупателю, что следует из п. 19 ППВС РФ от 24.10.2006 г. № 18 'О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях', в соответствии с которым необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых незаконна, формирует состав административного правонарушения при условии отсутствия видимого обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 статьи 494 ГК РФ).
Статья. 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил. Административные правонарушения, предусмотренные данной статьей, посягают на общественные отношения, которые подлежат защите при помощи установления обязательных требований к товарам, работам и услугам, а также организации продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Такие требования устанавливаются при помощи технического регулирования: 1) для защиты жизни и здоровья граждан, 2) имущества физических и юридических лиц, 3) государственного и муниципального имущества, 4) охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, 5) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (п. 1 статьи 6 ФЗ от 27.12. 2002 г. № 184-ФЗ 'О техническом регулировании'), а также в результате установления санитарных правил в соответствии с ФЗ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ 'О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения'. Следует по 14.4. КоАП РФ увеличить размер административного штрафа, налагаемых на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а так же размера штрафных санкций, предусмотренной этой же нормой для юридических лиц.
В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ 'О техническом регулировании' установленный правовой механизм стандартизации претерпел изменения, сравнивая его с предыдущими правилами. Сейчас обязательные требования устанавливает технический регламент, а не стандарты, т.е. это документ, принятый в соответствии с федеральным законам, указам Президента РФ или постановлением Правительства РФ, а также ратифицированными международным договорам.
Часть 3 статьи 20 ФЗ 'О техническом регулировании' поясняет, что декларирование соответствия и обязательная сертификация являются формами обязательного подтверждения соответствия. Декларация о соответствии и сертификат соответствия обладают равной юридической силой и действуют на всей территории РФ.
Обязательное подтверждение соответствия должно проводиться в случаях, которые установлены соответствующими техническими регламентами, и всецело соответствуют его требованиям. В виде объекта обязательного подтверждения соответствия может быть только товары, которые выпускаются в обращение на территории России.
В отношении обязательной оценки действуют установленные правила и процедуры, соответствующие нормативным правовым актами РФ и нормативным документам федеральных органов исполнительной власти, принятыми до дня вступления в силу Федерального закона 'О техническом регулировании'. Правительством РФ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренные данной статьей, подлежат рассмотрению должностных лиц органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ст. 23.13, 23.49). Полномочия по составлению протоколов об АП так же возложены на должностные лица ОВД (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Статья 14.7. Обман потребителей.
1. Цель данной статьи - административно-правовыми методами обеспечить защиту прав и законных интересов потребителей. В настоящее время за данное правонарушение предусмотрена только административная ответственность. В результате проведенной декриминализации устранена конкуренция норм, сохранившая только административную ответственность. Но имеют место быть и другие проблемы, одна которых заключается в том, что сегодня за обман потребителя лицо, независимо какой размер ущерба им причинен, подвергается только административной ответственности, что не является соразмерным наказанием за данное правонарушение. Я считаю, что ст.14.7. КоАП РФ должна быть дополнена примечанием, в котором нужно указать максимальный размер ущерба, который определит это деяние как административное правонарушение. Одновременно с этим целесообразно включить в УК РФ статью, которая предусмотрит уголовную ответственность за обман потребителя, если ущерб будет значительным, нежели в статье 14.7. КоАП РФ.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ 'О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом 'О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации' расширил круг субъектов административных правонарушений и усилил административную ответственность граждан за их совершение. В правоприменительной практике имеется ряд достаточно сложных проблем, связанных с тем, что закон не содержит специальной отдельной главы о правонарушениях о правах потребителей, а в ст. 4.5 КоАП нет исчерпывающего перечня статей Кодекса, к которым применяется годичный срок давности привлечения к ответственности. Данные обстоятельства порождают необоснованное применение административными органами к делам о правонарушениях по различным статьям КоАП РФ более длительного срока давности, основываясь на том, что спорные правоотношения в той или иной мере затрагивают сферу потребительского рынка
Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей. Непосредственный предмет посягательства - права и законные интересы потребителя в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг.
Отношения в данной области регулируются Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 'О защите прав потребителей', действующим в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. (с изм. и доп.), ГК РФ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ.
Объективная сторона правонарушения заключается в следующих противоправных действиях: обмеривание - отпуск товара меньшего размера, чем определено договором купли-продажи; обвешивание - отпуск товара меньшего веса (объема), чем определено договором купли-продажи. Эти действия нарушают установленное законом одно из обязательных условий договора купли-продажи - о количестве товара (см. ст. 465 ГК РФ).
Обсчет: 1) взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара (работы, услуги), предусмотренной договором купли-продажи (выполнения работ, оказания услуг) или установленной уполномоченными государственными органами;
2) утаивание (не возврат) излишней денежной суммы, полученной от потребителя, или передача ему только части этой суммы.
Статья 14.17. Незаконное производство, поставка или закупка этилового спирта.
Согласно позициям ФЗ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ 'О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции' определен специальный порядок производства и оборота этилового спирта, а так же является обязательным лицензирование деятельности (производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).
Объектом правонарушения, будут выступать общественные отношения в сфере соблюдения порядка реализации предпринимательской деятельности в Российской Федерации.
Часть 1 данной статьи на сегодняшний день практически утратила силу, ее обуславливало ранее действующее законодательство РФ, устанавливающее квоту на производство этилового спирта.
Части 2 и 3 данной статьи в своей цели реализуют нормы статей 8, 9, 10, 23 ФЗ от 22.11. 1995 г. № 171-ФЗ, относящегося к закупкам, поставкам и целевому использованию этилового спирта. Так же, они способны обеспечить охрану общественных отношений, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 г. № 857, утвердившее Положение о представлении организациями уведомлений, способных подтвердить закупку, поставку этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% .
Часть 4 вышеуказанной статьи является специальной и предусматривает более высокие штрафные санкции по отношению к статье 14.1. Квалифицируя правонарушения по части 4 необходимо учитывать , что положения ФЗ от 8.08.2001 г. № 128-ФЗ 'О лицензировании отдельных видов деятельности' не распространяются на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в совершении организацией или индивидуальным предпринимателем правонарушения, посягающего на установленный порядок промышленного производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В конкретных составах административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО, объективная сторона требует более подробного изучения, для того, что бы устранить противоречия между положениями норм, предусматривающих административную ответственность за правонарушение и особыми нормами, которые регулируют отдельные отрасли предпринимательской деятельности. Подразумевается, что диспозиция конкретных составов административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО должна быть указана в самих нормах, которые устанавливают ответственность, так как в действующем законе диспозиции данных норм носят отсылочный характер.
Субъект административного правонарушения -- это физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Физическое лицо характеризуется следующими качествами: вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности ( по общему правилу 16-лет). Вменяемость означает психическое состояние физического лица, способного отдавать отчет своим действиям и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.
Юридическое лицо является деликтоспособным с момента получения гос. Регистрации.
Субъекты административного правонарушения разделяются на общие и специальные. Общими субъектами являются все физические и юридические лица, обладающие правосубъектностью. Специальные субъекты, как правило, обладают специфическими признаками, содержащимися в нормативно-правовом акте, который устанавливает ответственность.
Специальные субъекты -- должностные лица, несовершеннолетние, родители несовершеннолетних детей, иностранные граждане или лицо без гражданства, иностранные юридические лица и т. д.., т.е лицо обладающее специальными признаками.
Субъективная сторона административного правонарушения -- психическое отношение лица (правонарушителя) к совершённому деянию и наступившим, в результате последствиям. Важной характеристикой этого отношения является вина.
Вина подразумевает под собой психическое отношение лица к совершаемому им деянию, а также к наступившим в результате последствиям. Вина имеет форму 1)умысла и 2)неосторожности.
1)Умысел -- спланированное, обдуманное намерение, лицо осознает противоправный характер своих действий, предвидит наступление его вредных последствий. Умысел подразделяется на прямой и косвенный. Прямой умысел - лицо желает наступления последствий. Косвенный умысле - лицо не желает, но сознательно допускает наступление последствий.
2) Неосторожность проявляется в форме небрежности либо самонадеянность.
В случаи небрежности лицо не осознавало, не предвидело возможности наступления вредных последствий, хотя могло и должно было их предвидеть;
Самонадеянность предполагает, что лицо осознавало, предвидело, но рассчитывало по своему легкомыслию на предотвращение вредных последствий.
Помимо вины, как основного признака, субъективную сторону правонарушения составляют также:
Мотив - то есть внутренняя устремленность к совершению правонарушения.
Цель -- то чего желает добиться лицо, совершая противоправные действия.
Общим субъектам административного правонарушения рассматривается вменяемое, дееспособное физическое лицо, достигшее возраста административной ответственности.
Отсутствие вменяемости может служить в качестве основания для освобождения лица от административной ответственности (в соот. со ст. 2.8 КоАП РФ.) Невменяемость состоит из: 1) интеллектуальный момент (психологический) и 2) медицинский (биологический).
1) интеллектуальный момент - расстройство сознания: субъект не осознает характера и вреда своих действий (бездействий) и не руководит ими,
2) биологический момент показывает на наличие различных форм, болезненные расстройства психики (хроническое, временное), слабоумие или иное болезненное состояние психической деятельности.
Лицо может быть подвергнуто административной ответственности, с момента достижения возраста деликтоспособности (по общему правилу 16 лет). Установление такого возраста законодатель объясняет тем, что к 16 годам лицо достигает достаточного уровня психического развития, когда идет отчетливое осознание фактического характера и вредоносности деяний, которые являются противоправными, и может нести за них ответственность.
В качестве специального субъекта выступает лицо, которое помимо общих признаков (возраст, вменяемость и дееспособность) имеет дополнительные свойства, которые являются конструктивными элементами для отдельных видов административных правонарушений, например:
- признаки, относящиеся к трудовым, служебным обязанностям некоторым категориям работников (водитель, должностное лицо, продавец );
- признаки, присущие правовому статусу граждан (владелец оружия, водитель ТС);
- признаки, отражающие прошлые противоправное действия (лицо ранее привлекалось в течение года к административной ответственности).
Специальные признаки, как правило, носят временный характер (но лицо может длительное время обладать таким свойством), они более гибкие, т.е. лицу присуще несколько признаков, приобретаются новые, утрачиваются старые.
Ответственность спец субъекта отличается от общего субъекта более жесткими санкциями (макс. размер административного штрафа для должностных лиц - 5000 руб., для граждан -- 2500 руб.), а также установлением ответственности за те административные правонарушения, где субъект имеет особый правовой статус (установление административной ответственности за несоблюдение норм по производству, продаже, коллекционированию, экспонированию, учету, хранению, ношению или уничтожению оружия и патронов к нему возможно лишь к тем лицам, которые имеют статус владельца оружия).
Признаками, которые определяют особый субъект административной ответственности и влияют на индивидуализацию ответственности относятся лица не достигшие совершеннолетия, инвалиды (первой и второй групп), беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет, лица, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов, военнослужащие, иностранные граждане лица без гражданства.
Данным субъектам законодательство определило дополнило основания административной ответственности или увеличило размер санкций (например, несовершеннолетним административный штраф назначается если они имеют самостоятельный источник зароботка) либо ограничило меры административной ответственности (к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим совершеннолетия, инвалидам первой и второй групп, военнослужащим и лицам, на которые распространяется действие дисциплинарных уставов, не назначается административный арест).
Принцип ответственности за виновное деяние является важнейшим принципом и отражает свое действие на все отрасли права, в том числе на административное.
Вина - обязательный элемент состава административного правонарушения. Она выступает центральным элементом характеризующую субъективную сторону состава.
1. Вина физического лица определяется интеллектуальным и волевым элементом деяния (ст. 2.2 КоАП РФ). Виновность в совершении административного правонарушения означает, что лицо (предприниматель) осознает характер своих действий и отдает им отчет, осознает наступление последствий, но относиться к ним по-разному. Смысл точного установления вины заключается в том, чтобы отделить противоправные деяния от непротивоправных. От формы вины зависит дифференциация административной ответственности за деяния, которая принимается во внимание при назначении административного наказания.
В некоторых статьях КоАП РФ прямо указывается на умышленную форму вины, например, фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12) Во многих случаях, правоприменитель делает вывод о наличии умышленной формы вины после изучения всех признаков, характерных конкретной статье особенной части КоАП РФ.
2. Вина юридического лица одна из самых сложных в административном законодательстве, в отличии от физического.
Она не сопоставима вине физ. лица, и не подпадает под положения ст. 2.2 КоАП РФ. Природа вины юридического лица нетрадиционна, по психологическому критерию.
Вину юридического лица определена Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Согласно законодательству юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или другими нормами права предусмотрена административная ответственность, но данным юр. лицом не были приняты меры по их соблюдению.
В судебной практике, к числу таких обстоятельств относят: правонарушения неизвестных лиц, отсутствие у юридических лиц, денежных средств, финансируемых государством или муниципальными органами, необходимые для должного соблюдения требований норм и правил.
Не исключается вина юридического лица, которое совершило деяние, формирующее объективную сторону административного правонарушения, работником данного юридического лица (мастером, руководителем, продавцом магазина, и т.п.)
Дополнительными признаками субъективной стороны административного правонарушения, выступают - мотив и цель, они влияют на образование умысла, его направленность и исполнение.
Под мотивом понимается осознанное побуждение физического лица совершить запрещенное нормой права действие. Мотив всегда имеет отражение в сознании и воле человека, и характерен для прямого умысла.
Целью - это то, к чему стремится правонарушитель, чего желает достичь, результат, стремления виновного, его видение тех последствий, которые должны наступить в результате содеянного.
Субъектами административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО являются - физические (индивидуальные предприниматели) и юридические лица (организации), так и иные лица. Следует различать понятия - 1) Субъекты предпринимательской деятельности и 2) субъекты административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО. Перечень вторых шире, чем круг первых.
Для практического применения норм административной ответственности в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций, важно не допустить смешения субъектов правонарушения, для этого необходимо конкретизировано сформулировать систему субъектов административной ответственности.
Заключение
административный правонарушение законный
На основании выше проведенного исследования сделаем следующие выводы:
1. Одним из главных направлений развития российского государства - это формирование рыночной экономики. Фундаментом демократического правового государства служит свобода экономической деятельности, которая отражается на общественном благосостоянии граждан. Эффективность и целесообразность свободы экономической деятельности проявляется только в том случае, если она осуществляется в рамках права, которое установило государство.
2. Эффективное развитие предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций зависит от соблюдения субъектами данной деятельности, правил установленных государством, выполнения возложенных на них обязанностей.
За последнее время государство проделало большую организационную, финансовую, правовую работу, направленную на совершенствование законодательства и юридических норм в целях противодействия административным правонарушениям.
Один из главных положительных факторов улучшения правовых норм в области административной ответственности - это структурирование административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО в пределах одного кодифицированного федерального закона - Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Принципы законодательства об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО формируют правовую основу, определяющие границы законного поведения субъектов административно-правовых отношений в данной сфере, при помощи которых реализется механизм охраны общественных отношений от административных правонарушений, совершаемых в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО.
В настоящее время законодательство Российской Федерации состоит из значимого количества актов, которые регламентируют институт предпринимательства как в отдельных отраслях, так и в целом. В частности, подзаконные акты так же регулируют деятельность данных организаций. Например, формат документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержден Постановлением Правительства РФ.
4. Однако, в практическом применении норм КоАП РФ за правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО возникает немало проблем по вопросам понятия, содержания и признаков административного правонарушения в сфере предпринимательской деятельности и деятельности СРО, а так же в определении правового статуса юридического лица (организации) и физического лица (индивидуального предпринимателя) как субъектов административной ответственности.
Я считаю нужным изложить главу 14 КоАП РФ об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО таким образом, чтобы сложилось точное определение объекта данных правонарушений, для этого нужно, ограничить родовой объект конкретными общественными отношениями, которые регулируют общие организационные правила осуществления предпринимательской деятельности и участие государства в этой области, а также исключить введение в главу 14 КоАП РФ составов иных отраслевых административных правонарушений правонарушений.
Чтобы не допустить смешение различных субъектов привлекаемых к ответственности необходимо, в КоАП РФ, конкретно сформулировать систему субъектов административной ответственности, что имеет большое значение для практического применения норм об административной ответственности в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО.
5. Принимая во внимание обширный перечень субъектов административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО, правовые нормы действующего законодательства полноценно не отражают специфику данных субъектов. В системе субъектов административных правонарушений в данной области, необходимо четко сформулировать понятие статуса предпринимателя, а именно выделить данные лица, как специальные субъекты ответственности в рамках физических лиц и отграничить их от должностных лиц.
6. Статус руководителей (работников управленческого звена) организаций, которые не являются должностными лицами в том понимании, как их трактует действующий КоАП РФ. Взаимосвязь указанных руководителей и должностных лиц, в их стандартном понимании, основывается только в специфике назначения наказаний, так как для них свойственны определенные полномочия, которыми не обладают обычные граждане, следовательно, данные лица ответственными за конкретную сферу деятельности, и поэтому подвергаются более тяжкому наказанию по сравнению с другими физическими лицами. С развитием гражданского общества и предпринимательской деятельности, усложняется и структура общественных отношений, появляются новые субъекты в различных правоотношениях. По аналогии с физическими лицами (индивидуальными предпринимателями) следует выделить руководителей (управленцев) организаций в качестве специальных субъектов административных правонарушений в области предпринимательской деятельности и деятельности СРО.