/
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1 Понятие и характерные черты административной ответственности, ее отличия от иных видов юридической ответственности
1.2 Цели и принципы административной ответственности
1.3 Субъекты административной ответственности: понятие, виды
1.4 Законодательные основы административной ответственности
2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1 Понятие административного правонарушения И ЕГО Признаки
2.2 Критерии отличия административных правонарушений от иных видов правонарушений
3. СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
3.1 Понятие состава административного правонарушения, его структура
3.2 Элементы состава административного правонарушения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Административная ответственность - это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях - и к организациям за нарушения законности, и государственной дисциплины.
Нормы административного права предусматривают разнообразные виды ответственности: уголовную, дисциплинарную, собственно административную и материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права). Кроме того, на основе норм административного права могут применяться меры общественного воздействия и иные меры.
Необходимо иметь в виду, что ответственность по нормам административного права предусматривают не только нормы этой отрасли, но и ряда других отраслей права, в частности трудового и финансового.
Главным основанием привлечения к ответственности является конкретное правонарушение, то есть такое деяние (действие или бездействие), которое законодательством, а в ряде случаев - другими нормативными правовыми актами признано как вредное или/и запрещенное.
Основными нормативными актами, которыми определяются виды, основания административной ответственности и меры наказания, а также порядок их применения, являются: Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, уставы и положения о дисциплине и прохождении службы Республики Беларусь.
В нашем государстве действует большое количество различных административных правил. К их числу относятся, например, правила поведения в общественных местах, правила паспортной системы, дорожного движения, санитарно-эпидемиологические правила, противопожарные, правила торговли, таможенные правила, правила по технике безопасности и охране труда, правила охоты, рыбной ловли и охраны окружающей природной среды, правила воинского учета, пограничного режима, режимы чрезвычайного положения и другие.
Тема представленной курсовой работы - «Административная ответственность как один из видов юридической ответственности».
Цель работы - рассмотреть нормативно-правовые аспекты административной ответственности как одного из видов юридической ответственности.
При написании курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятия административной ответственности и ее характерные черты.
2. Изучить особенности совершения административного правонарушения как основания административной ответственности.
3. Рассмотреть понятие и состав административного правонарушения.
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1 Понятие и характерные черты административной ответственности, ее отличия от иных видов юридической ответственности
Административная ответственность - это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях - и к организациям за нарушения законности, и государственной дисциплины.
Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности - уголовной, дисциплинарной, материальной, что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений. В то же время она имеет свои специфические особенности.
В целом основные черты административной ответственность сводятся к следующему:
а) Административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконными актами, либо их нормам о административных правонарушениях. Следовательно, она имеет венную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права. В отличие от этого, уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность - законодательством о гражданским законодательством, а в отдельных случаях - нормами административного права;
6) Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Уголовной - преступление дисциплинарной - дисциплинарный поступок; материальной (причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт;
в) Субъектами административной ответственности могут быть физические лица, так и коллективные образования. Уголовной физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснована ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.
Физические лица в качестве субъектов административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет се особенности;
в) За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;
г) Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти,
местного самоуправления, их должностные лица, а также суды (судьи). Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания - органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и арбитражными судами. В отдельных случаях - в административном порядке;
д) Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);
е) Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока;
ж) Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.
Следовательно, административная ответственность обладает рядом черт, отличающих её от других видов ответственности. Но основная особенность административной ответственности состоит в том, что основанием является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания.
Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще. В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности. В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему.
Таким образом, административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности и по субъектам ответственности. К ним относятся не только физические лица - граждане, государственные служащие, должностные лица, но и юридические лица. В некоторых случаях ответственность несут и предприятия, учреждения, организации (например, за экологические правонарушения и правонарушения в сфере торговли). Еще одно немаловажное отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности состоит в том, что поскольку некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых их можно отличить друг от друга. Таким критерием часто является наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, оно рассматривается как преступление, а если тяжких последствий нет, то, как административное правонарушение. Критерием может быть размер ущерба, причиненного правонарушением. Иногда для квалификации деяния как преступления достаточно того, чтобы оно хотя и не повлекло, но могло повлечь тяжкие последствия. Например, хранение, использование, учет и перевозка взрывчатых и радиоактивных веществ, а также незаконная пересылка их по почте или багажом, если эти действия могли повлечь тяжкие последствия рассматриваются как преступления, если же последствия наступили, уголовная ответственность усиливается. Нередко повторное или неоднократное (за определенный промежуток времени) совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения, данным лицам при условии применения к нему в прошлом предусмотренных законодательством мер воздействия влечет иную квалификацию деяния: оно считается уже преступлением. Так, занятие запрещенным промыслом после наложения административного взыскания за такое же деяние, совершенное в течение одного года карается уже по Уголовному кодексу. Иногда за критерий берется умышленное или неосторожное совершение правонарушения. Основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания [41, с. 119].
1.2 Цели и принципы административной ответственности
Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.
Привлечение и освобождение от административной ответственности осуществляются не иначе как по постановлению (решению) компетентного органа (должностного лица) и на основании Кодекса об Административных правонарушениях Республики Беларусь.
Физические лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства или места пребывания, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Юридические лица, привлекаемые к административной ответственности, равны перед законом и подлежат административной ответственности независимо от формы собственности, места нахождения, организационно-правовой формы и подчиненности, а также других обстоятельств.
Каждое физическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения, а также юридическое лицо, вина которого по отношению к совершенному административному правонарушению установлена, подлежат привлечению к административной ответственности.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение.
Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий.
Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, не имеет целью причинение вреда их деловой репутации.
1.3 Субъекты административной ответственности: понятие, виды
Субъектами административной ответственности могут быть физические лица, так и коллективные образования. Уголовной физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным. Но его постановка обоснована, ибо предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.
Физические лица в качестве субъектов административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет се особенности;
Субъект ответственности обладает совокупностью указанных в законе общих признаков, которые должно иметь физическое лицо, чтобы его могли привлечь к административной ответственности. Эти общие признаки являются обязательными для субъекта любого административного правонарушения. К их числу относятся возраст и вменяемость лица (ст. 12, ст. 19 КоАП).
В соответствии со ст. 12 КоАП Республики Беларусь административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.
Следовательно, обязательным признаком субъекта административной ответственности является достижение лицом, совершившим деяние, возраста 16 лет.
Вменяемость лица - второй обязательный признак субъекта административной ответственности. Вменяемость - способность лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Вменяемость лица, совершившего противоправное деяние, является необходимой предпосылкой вины. Только вменяемое лицо способно сознавать характер своих деяний, предвидеть их вредные последствия и относиться к ним сознательно (желать, допускать или рассчитывать на их предотвращение).
Статья 19 КоАП Республики Беларусь определяет, что лицо, которое во время совершения противоправного деяния находилось в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности. Это значит, что совершенное лицом противоправное деяние законодателем не рассматривается как административное правонарушение.
Невменяемость как юридическое понятие характеризуется медицинским и юридическим критериями. Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния.
Хронической душевной болезнью признается психическое заболевание, носящее затяжной, устойчивый характер (шизофрения, некоторые формы эпилепсии, прогрессивный паралич и др.).
Временным расстройством душевной деятельности является психическое заболевание, проходящее в виде приступов (острый алкогольный или интоксикационный психоз, реактивные состояния, патологический аффект и др.).
Слабоумием (олигофренией) признается психическая болезнь, выражающаяся в нарушении нормальной психической деятельности. Олигофрения в зависимости от глубины психического расстройства подразделяется на три вида (степени): идиотию, имбицильность и дебильность.
Под иным болезненным состоянием, о котором говорится в ст. 19 КоАП Республики Беларусь, понимается такое состояние лица, которое не является психическим заболеванием, но по психопатологической симптоматике сходно с ним (психопатия, наркотическая абстиненция и др.).
Юридический критерий невменяемости отражает степень влияния психического заболевания (иного болезненного состояния) на способность лица осознавать совершаемые действия, руководить ими.
Таким образом, для признания лица невменяемым необходима совокупность как медицинского, так и юридического критерия.
Наличие душевного заболевания фатально не предопределяет невменяемости лица, им страдающего. Вопрос о невменяемости такого лица решается применительно к конкретному совершенному им деянию. Так, лицо, страдающее каким-то психическим заболеванием, может не осознавать общественной опасности одних действий, но осознанно воспринимать характер других. При определенных душевных заболеваниях может быть сохранен нормальный интеллект (лицо осознает характер совершенных действий), но утрачена воля в отношении каких-то действий (больной не может удержаться от совершения), и в то же время он может руководить своими действиями. При одном и том же душевном заболевании (ином болезненном состоянии) лицо может быть признано невменяемым в отношении таких действий, как проживание без прописки или употребление наркотических средств без назначения врача, но оно же может оказаться вменяемым применительно к совершенному им мелкому хулиганству.
Общим субъектом административной ответственности являются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства. Все эти лица, в случае, если они не обладают признаками особого или специального субъекта и не пользуются дипломатическим иммунитетом, являются общими субъектами административной ответственности.
Признак гражданства определяет принадлежность гражданина тому или иному государству. А случаи дипломатической неприкосновенности определяются международно-правовыми актами.
В заключении следует отметить, что общий субъект административной ответственности характеризуется наличием одновременно двух обязательных признаков: достижение 16-летнего возраста и вменяемости, причем вменяемость представляет собой совокупность 2-х критериев: медицинского и юридического.
1.4 Законодательные основы административной ответственности
Законодательную основу для принятия актов, которые регулируют вопросы установления административной ответственности, составляет Конституция Республики Беларусь, имеющая наивысшую юридическую силу. Законы и другие нормативные правовые акты принимаются на основе Конституции Республики Беларусь и должны соответствовать ей. Административная ответственность регулируется многими нормативными правовыми актами, которые в своей совокупности образуют законодательство об административных правонарушениях. В его систему входят законодательные и подзаконные акты, нормы, которые включены в КоАП и которые в него не включены.
2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1 Понятие административного правонарушения и его признаки
Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Административным правонарушением может быть деяние в виде:
1) оконченного административного правонарушения;
2) покушения на административное правонарушение» [21, с. 6].
Анализ административного правонарушения позволяет выявить общие признаки присущие всем административным правонарушениям, т.е. такие признаки, которые отличают административное правонарушение от правомерного поведения, от иных правонарушений.
К числу таких признаков относятся: 1) общественная опасность; 2) противоправность; 3) виновность; 4) наказуемость.
Исходным в характеристике указанных признаков является понятие «деяние». Это акт волевого поведения. Понятие «деяния» широко применяется в нашем законодательстве. Оно заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности законного требования, а также нарушения запрета. Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности. Многие административные правонарушения могут совершаться только посредством действия, например, мелкое хулиганство; - нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения и т.д., но немало административных проступков имеет и форму бездействия, например, не подготовленность к работе резервного топливного хозяйства, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и др. Административное правонарушение выражается в нарушении норм, охраняющих определенные общественные отношения, составляющие то, что принято называть объектом посягательства. В определении административного правонарушения таких объектов названо пять: права и свободы граждан, государственный порядок, общественный порядок, порядок управления, собственность [10. с. 35].
Возьмем примеры о посягательстве на названные объекты из Кодекса. Примером нарушения прав и свобод граждан могут служить статья 9.19 (Нарушение законодательства о труде) и др. Пример нарушения правил государственного порядка - статья 10.2 (Нарушение права государственной собственности на воды); статья 15.11 (порча земель); статья 15.24 (Нарушение правил использования участков земель государственного лесного фонда). Посягательства на общественный порядок имеют форму нарушения правил, предусмотренных в статье 17.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение; статья 17.5 (Занятие проституцией) и др. Нарушение установленного порядка правил управления предусмотрены в статьях: 23.4 (Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий); 23.5 (Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий); 23.6 (Незаконная государственная регистрация); 23.7 (Нарушение порядка льготного кредитования); 23.8 (Нарушение порядка обращения имущества в доход государства); 23.9 (Нарушение порядка декларирования доходов, имущества и источников денежных средств); 23.10 (Регистрация или нотариальное удостоверение сделки при отсутствии справки налогового органа о представлении декларации) и в других статьях. Примером посягательств на государственную или общественную собственность можно назвать статьи: 10.5 (Мелкое хищение); 10.6 (Присвоение найденного имущества); 10.7 (Причинение имущественного ущерба); 10.8 (Уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений); 10.9 (Умышленные уничтожение либо повреждение имущества) и др. Административное правонарушение есть деяние, как определил закон противоправное, т.е. нарушающее норму права. Наше законодательство (не только административное, а и уголовное, гражданское и т.д.) закрепляют два вида нарушения норм права с точки зрения степени опасности этих нарушений: противоправность и общественная опасность. Таким образом, необходимым признаком правонарушения является противоправность. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права.
Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, но не правонарушением. Если любое правонарушение является противоправным деянием, то не любое противоправное действие является правонарушением. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность. Существенным признаком административного правонарушения является общественная опасность. Существуют различные точки зрения, касающиеся вопроса об общественной опасности административного правонарушения. Одни авторы считают, что хотя термин «общественная опасность» прямо не включен в определение административного правонарушения, но в определении говорится о том, что правонарушением является деяние, которое посягает на государственный или общественный порядок.
Сам термин посягательства свидетельствует о наличии угрозы общественного отношения. Правомерность признания административного правонарушения общественно-опасным, подтверждается анализом норм уголовного законодательства. Статья 1 Уголовного кодекса говорит о том, что данный Уголовный кодекс определяет, какие общественно-опасные деяния являются преступлениями, т.е. он оценивает как преступление не все общественно-опасные деяния, а только часть их. Признавая общественную опасность признаком административного правонарушения нужно заметить, что деяние лишенное этого признака не может квалифицироваться как административное правонарушение. Другие авторы считают, что ныне действующее законодательство сохраняет признак общественной опасности лишь за преступлением, все иные виды правонарушений, в том числе и административные проступки, квалифицируются не как общественные, а только как противоправные. Административный проступок - деяние виновное (в форме умысла или неосторожности). Это условие привлечения к ответственности обязательно во всех видах юридической ответственности. При этом не менее обязательным является требование о том, что доказывание виновности правонарушителя возложено на органы (должностные лица), привлекающие к ответственности, а доказывать свою невиновность правонарушитель не обязан. Кодекс об административных правонарушениях содержит статьи с обеими формами вины. Так, только умышленно могут быть совершены такие правонарушения, как мелкое хулиганство, хищение и т.д. Неосторожными являются многие нарушения правил дорожного движения, правил охоты, правил строительства и ремонта и другие. Есть нарушения, которые могут быть и умышленными и неосторожными, например, нарушение тех же правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортных средств или иного имущества; нарушение правил административного надзора и другие.
Еще один признак административного правонарушения - наказуемость, т.е. общественно-опасное деяние, запрещенное законом, признается административным правонарушением в том случае, если за его совершение предусматривается административная ответственность. Закон хочет тем самым подчеркнуть, что если нет решения о привлечении к административной ответственности, нет и административного проступка, хотя деяние, возможно и имело место, но в силу относительной его малозначительности, изменение обстановки или в положении правонарушителей не сочтено нужным привлекать лицо к административной ответственности. В таком случае считается и не имевшим место административный проступок. В числе оснований административной ответственности второго рода есть проступки особые, т.е. такие, которые, будучи фактически деянием одним, квалифицируются законом, однако, как проступки одновременно как административные, так и дисциплинарные, иначе говоря, проступки административно-дисциплинарные. Например, статья 9.19 говорит о нарушении законодательства о труде работником, допустим, отдела кадров предприятия (прием на работу без должного оформления, нарушения порядка труда и отдыха и т.д.).
С точки зрения служебной дисциплины это - рядовой, нередко встречающийся дисциплинарный проступок, за который выносится дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, вплоть до увольнения с занимаемой должности), с точки же зрения органа, осуществляющего надзор за соблюдением трудового законодательства, это деяние определяется статьей 9.19 еще и как административный проступок, влекущий наложение на тоже лицо административного штрафа. Для наличия административного правонарушения необходима совокупность всех названных выше признаков. Отсутствие любого из них исключает привлечение к административной ответственности.
Административная ответственность выражается в виде различных мер взыскания. Каждая из этих мер имеет свое назначение и применяется в особом установленном законом порядке.
Административное взыскание является мерой административной ответственности. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости, и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Административное взыскание - реакция на совершение административного правонарушения.
Статья 6.2 КоАП Республики Беларусь предусматривает следующие административные взыскания:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) исправительные работы;
4) административный арест;
5) лишение специального права;
6) лишение права заниматься определенной деятельностью;
7) конфискация;
8) депортация;
9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения.
Система административных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. Все перечисленные взыскания тесно связаны между собой и образуют единую систему, и их объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений. По содержанию каждое взыскание является карой, мерой ответственности, назначаемой за административные деликты, применение любого из них означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия [11, с. 104].
Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Как и всякое взыскание, предупреждение налагается путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться, как взыскания. О профилактической роли административного воздействия свидетельствует широкое применение такой меры пресечения, как предупреждение о прекращении противоправного поведения.
Данная мера состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Это производится письменно компетентным государственным органом, одновременно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности. Предупреждение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным пресекательным средством, если закон устанавливает, что в начале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего неисполнения правовой обязанности - более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, установить административный надзор можно, если и после сделанного ему предупреждения гражданин продолжает нарушать закон. Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще и не окончено, с целью пресечения противоправного поведения, и в установленных законом случаях является обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы необходимо рассматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскание, которое налагается за определенный проступок компетентным государственным органом путем вынесения специального постановления.
Штраф - мера имущественного характера. В связи со сложившейся финансовой ситуацией в нашей стране предусмотрено несколько вариантов определения размеров штрафов - в определенной сумме; - кратно месячному доходу; - кратно к размеру причиненного проступком вреда; - пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда. Лишение специального права. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права. Исправительные работы - длящееся взыскание имущественного характера. Исправительные работы назначаются районным (городским) судом, судьей правонарушителям, имеющим постоянную работу. Административный арест применяется на срок до 15 суток по постановлению районного (городского) суда, судьи. Административный арест применяется лишь в исключительных случаях. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое взыскание, должен установить, что применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно. Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности. Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.
Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся, только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса. Депортация - административное выдворение за пределы Республики Беларусь - применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства [12, с. 89].
Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств. Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения против порядка таможенного регулирования или в области предпринимательской деятельности.
В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях закрепляются следующие принципы карательного воздействия: - законность; - целесообразность; - своевременность, оперативность воздействия; - сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений. Такие же правила содержатся в Уголовном кодексе. Хотя и в разных формах, но эти вопросы решаются и в современном таможенном, и в новом налоговом праве, и в актах трудового, административного права, регламентирующих дисциплинарную ответственность. Есть достаточные основания полагать, что названные общие правила являются принципами применения любых карательных санкций.
Законность - важнейший принцип юрисдикционной деятельности. Его проявления многообразны: противоправность как основание привлечения к ответственности; правильная квалификация действий; компетентность органа (должностного лица), принимающего решение по делу; назначение взыскания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированны действия и т.д. Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав проступка, т.е. если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены все предусмотренные правовой нормой признаки нарушения, действия деликвента квалифицируются по соответствующей статье. Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, которые ему подведомственны, налагать взыскания в пределах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия лица, избирать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномочий.
Так, за совершение мелкого хулиганства виновный, может быть, подвергнут штрафу, исправительным работам и административному аресту. Важнейший принцип применения административных взысканий - целесообразность. Его главные проявления: индивидуализация кары и экономия репрессий. При выборе меры воздействия должны учитываться обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Обстоятельства, смягчающие ответственность:
1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;
2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;
3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда;
4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;
5) совершение административного правонарушения вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;
6) совершение административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;
8) совершение административного правонарушения беременной женщиной. Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в статье.
Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, закрыт. Так как он закреплен законом, то только акт с такой же юридической силой может пополнить этот список. Положение о сроке давности наложения административного взыскания содержится в КоАП Республики Беларусь. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению. Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охранительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпевать меры принуждения, а, ругая, имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о положении взыскания, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего развития - этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порожденное давностью правоотношение прекратится. В подобных случаях противоправное деяние порождает, а событие прекращает правоотношение [41, с. 76].
Чтобы грамотно решить вопрос о сроке, необходимо учитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд значений. Срок административного взыскания исчисляется в случае применения: административного ареста - сутками; лишения специального права и лишения права заниматься определенной деятельностью - месяцами, годами.
Административное взыскание может быть наложено:
1) за совершение административного правонарушения - не позднее двух месяцев со дня его совершения;
2) за совершение длящегося административного правонарушения - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения;
3) за совершение административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования - не позднее шести месяцев со дня его совершения;
4) за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также иных административных правонарушений, выразившихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, - не позднее трех лет со дня его совершения и шести месяцев со дня его обнаружения;
5) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, - не позднее одного года со дня его совершения. В случае отмены постановления о наложении административного взыскания по жалобе или протесту при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня отмены постановления и не позднее трех месяцев со дня совершения административного правонарушения, по административным правонарушениям против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования - не позднее семи месяцев со дня совершения административного правонарушения, по административным правонарушениям в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также по иным административным правонарушениям, выразившимся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актов законодательства, регулирующих экономические отношения, - не позднее тридцати семи месяцев со дня совершения административного правонарушения, а по административному правонарушению, предусмотренному статьей 9.21 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в деяниях признаков совершенного административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении. В срок административного ареста засчитывается срок задержания.
2.2 Критерии отличия административных правонарушений от иных видов правонарушений
административный ответственность правонарушение
Отличие административного правонарушения от иных правонарушений выглядят следующим образом:
1) отличие от преступления: преступление в отличие от административного проступка обладает более высокой степенью общественной опасности. Формальным признаком, положенным в основу разграничения преступления и административного проступка является характер их противоправности и наказуемости. Преступление - это деяние, запрещенное УК, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание. Административное правонарушение - деяние, предусмотренное нормами административного права (КоАП)
2) отличие административного правонарушения от дисциплинарных проступков: дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретной организации, учреждении, предприятии. Дисциплинарные проступки влекут применение к лицам, их совершившим, дисциплинарных взысканий. В некоторых случаях одно и то же деяние признается и административным правонарушением и дисциплинарным проступком. При этом лицо, совершившее его, привлекается и к административной и к дисциплинарной ответственности (появление работника при исполнении служебных обязанностей в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность в общественном месте.
3) Отличие от гражданско-правовых деликтов (проступок): гражданско-правовой деликт - это нарушение субъективных прав лица (физического и юридического), которое носит имущественный характер. Административное правонарушение имеет более широкий характер и может нарушать не только имущественные интересы, но и другие виды общественных отношений: общественный порядок, порядок управления и т.д. Совершение гражданско-правового деликта влечет ответственность, предусмотренную нормами гражданского права (неустойка, пеня). Эта ответственность носит обычно имущественный характер.
3. СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
3.1 Понятие состава административного правонарушения, его структура
Состав административного правонарушения - совокупность признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение, его последствия и личность правонарушителя. Элементами состава административного правонарушения являются:
1) объект
2) объективная сторона
3) субъект
4) субъективная сторона
Отсутствие в фактически совершенном деянии одного из обязательных признаков элемента означает отсутствие состава административного правонарушения.
Характеристика отдельных элементов состава административного правонарушения.
1) объект правонарушения - это охраняемое правом общественное отношение, на которое посягает административное правонарушение. В юридической науке выделяют следующие виды объектов:
· общие - это совокупность всех общественных отношений, урегулированных нормами административного права. Общий объект административного правонарушения перечислен в КоАП Республики Беларусь: общественный строй, собственность, установленный порядок управления
· родовой - группа однородных, близких по содержанию или сфере возникновения и существующие общественные отношения
· непосредственный - конкретные общественные отношения, на которые посягает административный проступок (при мелком хулиганстве - это общественный порядок и спокойствие граждан). В юридической науке разграничены понятия объект и предмет административного правонарушения: предмет - вещи, продукты питания и иные ценности материального мира, на которые посягают административные правонарушения
2) объективная сторона - это те действия или бездействия, в результате которых субъект (правонарушитель) нарушает административно-правовые нормы. Факультативными признаками объективной стороны являются:
· последствия совершенного деяния
· причинная связь между деянием и его последствиями
· место, время, способ
В зависимости от того, необходимо ли наступление отрицательных последствий совершенного деяния или нет, административные правонарушения бывают с формальными или материальными составами. Формальными являются те составы правонарушений, когда наступление отрицательных необязательно, достаточно самого факта нарушения правил (нарушение Правил Дорожного Движения).
Материальными являются те составы правонарушения, когда обязательно наступление отрицательных последствий: повреждение зеленых насаждений. Кроме того в административном праве встречаются «длящиеся» правонарушения. Это такие правонарушения, которые осуществляются непрерывно, путем неисполнения обязанностей (получить паспорт в 16 лет) или пребывание лица в противоправном состоянии (проживание без регистрации).
3) субъект правонарушений - деликтоспособный индивид или организация, совершившая правонарушение. Для физического лица деликтоспособность включает достижение определенного возраста и вменяемость. Для организации деликтоспособность означает наличие статуса юридического лица. Возраст деликтоспособности зависит от конкретного вида совершенного правонарушения (в отношении некоторых административных проступков ответственность наступает с 14 лет). Рядом составов правонарушений предусмотрен специальный субъект - должностное лицо, военнослужащий, медработник и др.
Вменяемость субъекта означает, что противоправное действие субъекта носят виновный характер. Невменяемость характеризуется медицинскими и юридическими критериями. Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства психической деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Юридические критерии вменяемости отражают степень влияния психического заболевания (или иного болезненного состояния) на способность лица сознавать совершение действий, руководить ими. Для признания лица невменяемым необходима совокупность медицинского и юридического критериев.
4) субъективная сторона - психическое отношение лица к противоправному деянию и его последствиям. Она характеризуется виной, которая проявляется в 2 формах: умысел и неосторожность.
Умысел (2 вида):
· прямой - если физическое лицо, совершившее административное правонарушение сознает противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления
· косвенный - если правонарушитель сознает противоправность своего деяния, предвидел вредные последствия, но не желал, либо сознательно допускал наступление последствия, либо относился к ним безразлично.
Неосторожность:
* самонадеянность - правонарушитель предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточного расчета их предотвратить
· небрежность - не предвидел наступления вредных последствий, хотя при необходимости внимания и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.
Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы, за нарушение которых предусмотрена ответственность и не были приняты все меры по их соблюдению.
3.2 Элементы состава административного правонарушения
Объектом административного правонарушения являются те охраняемые правом, нормами отраслей права общественного отношения, на которые посягает правонарушение, правонарушитель. Объективная сторона заключается в действии или бездействии лица, запрещенном административным правом.
Одним из элементов состава правонарушения является субъект правонарушения. Субъект административного правонарушения -- это физическое лицо, которое непосредственно совершило правонарушение или участвовало в его совершении [35, с. 91].
В юридической литературе существует мнение, что сам субъект не может быть элементом состава правонарушения, а таким элементом являются признаки, характеризующие субъект. Признаки, характеризующие субъект правонарушения, подчеркивают, каким может быть этот субъект. Если он отвечает требуемым признакам, то совершенное им деяние можно рассматривать в качестве правонарушения. Конечно, термин «элемент» не совсем удачный для субъекта -- физического лица. Правонарушение -- это в первую очередь противоправное деяние, совершаемое человеком. Человек -- не элемент деяния, а его вершитель. При этом ни одно правонарушение не может быть совершено кем-то другим, кроме как человеком. Человек как физическое лицо становится неотъемлемой частью правонарушения. Сказанное дает основание утверждать, что элементом правонарушения является и субъект.
Не может быть субъектом административного правонарушения животное, если его поведением причиняется имущественный, социальный или иной вред. Все равно к административной ответственности привлекается человек, который и является субъектом соответствующего административного правонарушения.
Таким образом, субъектом административного правонарушения является физическое лицо, т.е. человек.
КоАП предусмотрено, что субъектом правонарушения может быть не всякое физическое лицо, а только такое, которое находится в момент совершения правонарушения во вменяемом состоянии. Обычно к общим признакам субъекта правонарушения относят достижение установленного возраста. В КоАП о возрасте говорится лишь применительно к субъекту административной ответственности. Если согласиться, что субъект ответственности и субъект правонарушения -- это одно и то же лицо, то такой подход логичен. Другим общим признаком является вменяемость. Вменяемость и достижение определенного возраста являются обязательными признаками для каждого субъекта правонарушения -- физического лица. Отсутствие одного из них свидетельствует о том, что физическое лицо не может быть субъектом административного правонарушения. Для некоторых видов субъектов правонарушений требуется наличие и других признаков, например для должностных лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, родителей и лиц, их заменяющих, и т.д. При назначении административного взыскания имеют значение и иные сведения о правонарушителе, характеризующие его как личность, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Все они также имеют юридическое значение, обязательное для лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Однако такие сведения, характеризующие личность правонарушителя, не являются элементом состава правонарушения. Наличие обязательных признаков субъекта правонарушения свидетельствует о присутствии одного из элементов правонарушения, отсутствие их подчеркивает положение о том, что нет субъекта правонарушения. Например, совершение противоправного деяния физическим лицом, не достигшим установленного возраста, удостоверяет отсутствие субъекта правонарушения с вытекающими отсюда всеми другими последствиями. В части 1 статьи 15.39 записано, что использование должностным лицом племенного хозяйства для осеменения производителей и их продукции без племенных свидетельств или недоброкачественной племенной продукции является административным правонарушением, если же подобное осуществлено другим лицом, т.е. не являющимся должностным, то состава правонарушения не будет.
По КоАП Республики Беларусь субъектами правонарушения могут быть физические и юридические лица. Об этом свидетельствует регламентация части 1 статьи 1.4. В ней записано, что «физическое или юридическое лицо, признанное виновным в совершении административного правонарушения на территории Республики Беларусь, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом». Обратим внимание на категоричность заявления законодателя о том, что юридическое лицо является субъектом правонарушения. Конечно, термин «юридическое лицо» для административно-деликтного права не приемлем. Он позаимствован из гражданского права (ст. 44 ГК Республики Беларусь) и употребляется в административно-деликтном. Юридическое лицо как таковое никаких действий совершать не может, а тем более деликтных деяний. Их совершает орган управления или его должностные лица, иные работники юридического лица. Таким образом, употребляя термин «юридическое лицо», следует иметь в виду лишь отдельный его компонент -- орган управления или работника юридического лица.
В Особенной части КоАП также ряд статей называют юридическое лицо субъектом конкретного административного правонарушения. В отдельных статьях употребляется термин «банк», в других -- «организация», в третьих -- «наниматель», в четвертых -- «орган». Так, в статье 11.24 записано: «Уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов...», в статье 11.34 -- «Превышение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем сроков проведения внешнеторговых операций». В статье 11.27 говорится о банке как субъекте правонарушения. Так, в части 1 записано: «Досрочная выплата банком процентов по вкладам (депозитам) юридических и физических лиц, а равно начисление и (или) выплата повышенных процентов работникам банка». Банк как субъект административного правонарушения назван.
Субъектом административного правонарушения является и индивидуальный предприниматель, когда он оговорен в диспозиции правовой нормы соответствующей статьи Особенной части КоАП. Так, в статье 11.7 наравне с другими лицами назван и предприниматель в качестве субъекта правонарушения. То же в статьях 11.16, 11.18. В статье 12.8 определяется лишь один субъект правонарушения -- индивидуальный предприниматель. Эта статья является, по существу, единственной, когда индивидуальный предприниматель выступает единственным субъектом правонарушения. В ряде статей индивидуальный предприниматель указывается субъектом наравне с должностным или юридическим лицом. Бывает и так, что он, подобно юридическому лицу, не называется в диспозиции нормы. Чтобы определить, является ли индивидуальный предприниматель субъектом конкретного правонарушения, следует обратиться к санкции этой статьи. Если он фигурирует в качестве субъекта административной ответственности, то он, следовательно, является и субъектом правонарушения. Индивидуальный предприниматель не несет ответственности за чужую вину.
Таким образом, в соответствии с КоАП Республики Беларусь, к субъектам административного правонарушения относятся:
1) физические лица;
2) юридические лица в виде его органа, должностного лица или иного работника;
3) предприниматели.
Физическое лицо -- это в первую очередь гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин и лицо без гражданства. Кроме того, КоАП к физическим лицам относит должностных лиц, иных работников юридического лица, несовершеннолетних и малолетних. Руководствуясь статьями Особенной части, можно назвать и иных лиц -- это родители и лица, их заменяющие (ст. 9.4), член религиозной организации (ч. 4 ст. 9.9), кассир юридического лица (ст. 11.7), эмитенты (ст. 11.10), член органа управления банка (ст. 11.28), другие работники банка (ст. 11.30), нерезидент Республики Беларусь (ст. 11.35), резидент (ст. 11.41), экспортер, импортер (ст.ст. 11.50, 11.51), поставщик (исполнитель), государственный заказчик (ст. 12.5), служащий биржи (ст. 12.14), работник индивидуального предпринимателя (ст. 12.16), работник торговли (ст. 12.17), налоговый агент (ст.ст. 13.1, 13.4, 13.7, 13.8), уполномоченное лицо (16.4), медицинский работник (ст. 16.5), лицо, находящееся на воздушном судне (ст. 18.6), пешеход, лицо, управляющее велосипедом, гужевой повозкой, лицо, участвующее в дорожном движении и не управляющее транспортным средством (ст. 18.23), лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (ст. 18.25), представители административной власти (ст. 18.28), пассажиры (ст. 18.30), председатель, члены приемочной комиссии (21.6), инженер (ст. 21.8.), организатор собрания (ч. 2 ст. 23.34), свидетель, потерпевший (ст.ст. 24.4, 24.5), военнообязанный (ст. 25.6), призывник (ст. 25.7).
В ряде статей КоАП (ст.ст. 9.14-9.19) встречается и такой субъект административного правонарушения, как наниматель. В соответствии с частью 6 статьи 1 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее ТК) под нанимателем понимается «юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставляется право заключения и прекращения трудового договора с работником».
Многочисленность и разнообразие субъектов -- физических лиц позволяет разделить их на виды. В административно-деликтной научной литературе их делят на три вида:
1) общие;
2) специальные;
3) отдельные.
К общим субъектам относятся граждане Республики Беларусь. Они обладают только общими признаками, т.е. такими, которые должны быть присущи любому физическому лицу как субъекту административного правонарушения,-- это возраст и вменяемость. Общие признаки закреплены в статьях Общей части КоАП. В Особенной части эти признаки не описываются, но обязательно учитываются при определении субъекта конкретного состава правонарушения. К общим субъектам относятся и иностранные граждане, лица без гражданства, поскольку они отдельно не выделяются, а выступают в совокупности с гражданами Республики Беларусь, за исключением нескольких видов правонарушений. Общие субъекты по количеству правонарушений, в состав которых они входят, являются самыми многочисленными.
Специальные субъекты правонарушения -- это те физические лица, которые обладают, кроме общих признаков, еще и дополнительными, предусмотренными в большинстве случаев статьями Особенной части КоАП. В большинстве случаев потому, что признаки некоторых из них не названы в статьях Общей части. К ним относятся должностные лица, водители транспортных средств, несовершеннолетние, наниматели, плательщики, работники юридического лица; т.е. те, которые обладают дополнительными специальными признаками и могут совершить целый ряд административных правонарушений.
Отдельные субъекты правонарушения выступают в качестве субъектов единичных правонарушений или отдельного их вида. Признаки таких субъектов описываются в статьях Особенной части КоАП или в иных нормативных правовых актах. Перечень рассматриваемых субъектов дан выше под названием «иные лица». Все они обладают общими признаками и имеют свои особые, свойственные только им признаки. Это родители и лица, их заменяющие, кассир юридического лица, эмитенты, нерезиденты Республики Беларусь, служащий биржи, работник индивидуального предпринимателя, работник торговли, налоговый агент и т.д. [7, с. 110].
Специальные субъекты могут совершать как отдельные правонарушения, присущие только им в силу их правового статуса, так и правонарушения наравне с общими субъектами. Отдельные субъекты совершают только присущие им конкретные виды правонарушений. Например, родители и лица, их заменяющие, являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.4 КоАП; работник торговли -- субъект правонарушения, описанного в статье 12.17; лицо, находящееся на судне,-- субъект правонарушения, описанного в статье 18.6; пассажиры -- субъекты правонарушения, описанного в статье 18.30; призывник -- субъект правонарушения, описанного в статье 25.7. Они совершенно обособленны от общих субъектов и не могут по своему статусу совершить правонарушение, субъектом которого является общий субъект. Этот признак отдельных субъектов отличает их от общих и специальных субъектов правонарушений. Ряд правонарушений могут совершать только общие субъекты. Например, причинение телесного повреждения (ст. 9.1), клевета (ст. 9.2), оскорбление (ст. 9.3), мелкое хулиганство (ст. 17.1). Подобных правонарушений довольно много. Их значительно больше, чем правонарушений, совершаемых только специальными и отдельными субъектами, вместе взятых. Это свидетельствует о том, что основными субъектами административных правонарушений являются общие субъекты.
Специальные и отдельные субъекты правонарушений являются обособленными группами физических лиц как вида субъектов правонарушений. В свою очередь одним из видов специальных субъектов выступают должностные лица. До КоАП РБ 2003г. законодательного определения должностного лица не существовало ни в целом в административном праве, ни в административно-деликтном праве. В КоАП 2003г. в статье 1.3 должностное лицо определяется как физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе. Такое определение не внесло ясности в понимание должностного лица в административно-деликтном праве, ибо в нем употребляется немало терминов, не получивших ни в законодательстве, ни в научной литературе доступных разъяснений.
Рассматриваемое определение позаимствовано из уголовного права и частично усовершенствовано. Так, в пункте 3 части 4 статьи 4 УК Республики Беларусь записано: «лица, постоянно, временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях... должности». Следует подчеркнуть, что действующее законодательство не знает такого способа занятия должности, как по специальному полномочию. В статье 1.3 КоАП говорится не о занятии должности по специальному полномочию, а о выполнении соответствующих функций по специальному полномочию.
Определение должностного лица, данное в статье 1.3 КоАП, состоит из двух частей. В первой части определяется собственно должностное лицо, во второй -- представители административной власти. Слово «собственно» употребляется нами лишь с целью разграничения первого понятия должностного лица от второго, а они весьма разные. Объединять их словом «должностные лица» не только нежелательно, но, как представляется, неверно. Общим для них является то, что первые и вторые виды субъектов обладают властными полномочиями. Между тем, у собственно должностных лиц эти полномочия относятся к подчиненным работникам, представителей административной власти -- к неподчиненным лицам. Однако подобные полномочия по своему характеру во многом различаются. Вторая группа должностных лиц имеет свое название -- «представители административной власти», первая названия не имеет, кроме как «должностные лица».
По КоАП первая группа относится к субъектам административных правонарушений, вторая -- нет. Вторая группа обозначена лишь в пяти статьях КоАП (ст.ст. 23.1-23.5), и они не являются субъектами административных правонарушений. В этих статьях свободно можно было обойтись без употребления термина «должностное». Нельзя обойти и факт несоответствия определения должностного лица определению, оговоренному в статье 23.3. Так, членом административной комиссии или комиссии по делам несовершеннолетних может быть и не государственный служащий, а рабочий или служащий общественного объединения. Члены этих комиссий участвуют лишь в принятии решения по делу и не вправе отдавать распоряжения или приказы лицам, не подчиненным им по службе (о чем записано в ст. 1.3), так как вне заседания комиссии они -- обычные граждане, работники учреждений, организаций, пенсионеры.
Нежелательность обозначения второй группы лиц должностными лицами видится и в том, что они приобретают двойное и более наименование -- представители административной власти и должностные лица, а также работники милиции, контролеры, ревизоры и т.п. Таким образом, среди подобных лиц не может быть иных, кроме должностных. Если все представители власти -- должностные лица, а, по мнению законодателя -- это действительно так, то тем более они не нуждаются в дополнительном названии -- «должностные лица».
Таким образом, включение представителей административной власти в группу должностных лиц лишено достаточных оснований, ничем не обосновано и ведет к соответствующим противоречиям, несоответствиям и неточностям.
Первая группа получила обобщенное название -- должностные лица -- для того, чтобы выделить из иных служащих лиц, наделенных властными полномочиями по отношению к своим подчиненным. В эту группу включены также лица, могущие и не быть служащими, но по отдельному поручению выполняющие специальные управленческие функции организационно-распорядительного или распорядительно-хозяйственного характера [12, с. 47].
Собственно должностные лица по порядку выполнения функций делятся на следующие: постоянные; временные; по специальному полномочию [54, с. 87].
По видам выполняемых функций они классифицируются на два вида:
· выполняющие организационно-распорядительные функции;
· выполняющие административно-хозяйственные функции.
Постоянное выполнение функций состоит в том, что должностное лицо находится на постоянной работе. Это основная и самая распространенная форма выполнения управленческих функций.
Временное выполнение функций должностного лица выражается в том, что служащий переведен с другой должности или просто зачислен на должность, соответствующую должностному лицу, на определенный промежуток (период) времени, т.е. непостоянно, например, на период болезни, отпуска Деление должностных лиц на постоянно или временно выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции не имеет никакого практического значения для определения наличия или отсутствия субъекта административного правонарушения. Во-первых, такая дифференциация не предусмотрена в статьях Особенной части КоАП, в которых субъектами состава правонарушения выступают должностные лица. Проще говоря, такое деление не соответствует Особенной части. Во-вторых, она не имеет значения для характеристики должностного лица как субъекта административного правонарушения. Постоянство или временность выполнения рассматриваемых функций не является существенным признаком должностного лица вообще и тем более как субъекта правонарушения, т.е. фактор продолжительности выполнения функций не имеет никакого значения. Главное заключается в том, что служащий находился в статусе должностного лица во время совершения правонарушения.
Под работником юридического лица понимается физическое лицо (кроме должностного лица), состоящее в трудовых отношениях с юридическим лицом на основании заключенного трудового договора (ст. 1.3). В статьях Особенной части они специально, как правило, не называются, а выступают в общей, объединенной группе с должностными лицами и, возможно, иными физическими лицами. Так, в статье 16.8 установлено, что нарушение санитарных норм, правил и гигиенических нормативов лицом, обязанным соблюдать эти правила, может быть осуществлено и общими субъектами, и предпринимателями, и должностными лицами, и просто работниками юридического лица. В то же время в статьях 11.13, 11.30, 12.4, 12.14, 12.16 употребляются термины «работник», «физическое лицо».
Водители транспортных средств -- физические лица, управляющие транспортными средствами за исключением лиц, обучаемых вождению. К водителям приравниваются лица, обучающие вождению транспортного средства и при этом находящиеся в нем, а также всадники, извозчики, погонщики животных (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. «О дорожном движении»). Чтобы стать водителем транспортного средства, необходимо достичь установленного возраста (в зависимости от вида транспортного средства -- 16, 18 лет и 21 года и получить права на управление транспортным средством. Водители транспортных средств являются субъектами отдельных правонарушений, предусмотренных лишь в главе 18 «Административные правонарушения против безопасности движения и эксплуатации транспорта».
Несовершеннолетние -- физические лица, которые на день совершения административного правонарушения не достигли возраста 18 лет (ст. 1.3). Несовершеннолетние от 14 до 16 лет могут быть субъектами лишь некоторых видов правонарушений, перечень которых дан в части 2 статьи 4.3. Лица в возрасте до 14 лет рассматриваются как малолетние. Подобные лица могут совершить лишь противоправное деяние. Для наличия правонарушения требуется присутствие всех признаков состава правонарушения, среди которых -- субъект, достигший 16 лет как общее правило и 14 лет -- для отдельных видов правонарушений.
К отдельным субъектам правонарушений относятся лица с разным правовым статусом. Некоторые составы правонарушений описаны в КоАП таким образом, что субъектами их совершения могут быть лица, выполняющие определенный вид работы или имеющие определенную профессию. Так, нарушение порядка ведения кассовых операций может быть совершено кассиром (ст. 11.7), применение радиационного оборудования, не прошедшего контроля технических характеристик либо находящегося в неисправном техническом состоянии, в диагностических либо лечебных целях - медицинским работником (ст. 16.5), ненадлежащее осуществление функций технического надзора за строительством жилого дома по договору с организацией граждан-застройщиков, повлекшее завышение объемов или стоимости выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат, инженер (инженерная организация) (ст. 21.8). Субъектами нарушения правил торговли могут быть только работники торговли (ст.ст. 12.16, 12.17).
Специальным признаком субъекта в отдельных случаях предусматриваются обстоятельства, характеризующие взаимоотношения (родственные и др.) между лицом, совершившим деяние, и лицом, виновным в этом. Так, невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию несовершеннолетних детей, повлекшее совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, административная или уголовная ответственность за которое наступает после достижения этого возраста, рассматривается как правонарушение (ст. 9.4).
Отдельные составы правонарушений описаны в КоАП так, что субъектами их могут быть только военнообязанные или призывники. Так, уклонение от призыва на военную службу, уклонение от явки на сборы (ст. 25.6) может осуществить только военнообязанный (ст. 25.5), а уклонение от воинского учета (ст. 25.7) и нарушение правил воинского учета (ч. 1 ст. 25.8) -- только призывник или военнообязанный.
В качестве отдельного субъекта КоАП предусматривает пешеходов, велосипедистов, всадников, извозчиков, погонщиков животных (ч. 1 ст. 18.23), пассажиров (ст. 18.30), проводников (ст. 18.32).
Таким образом, что признаки специального и отдельного субъекта относятся только к исполнителям правонарушения. Соучастниками правонарушений, совершаемых специальными и отдельными субъектами, могут быть и общие субъекты.
Субъективная сторона при наличии других признаков состава правонарушения дает основание говорить о вине лица при совершении противоправного действия или бездействия и наступлении его вредных последствий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Административная ответственность - это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях - и к организациям за нарушения законности, и государственной дисциплины.
Административная ответственность устанавливается как законам, так и подзаконными актами, либо их нормам административных правонарушениях.
Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права.
Основанием административной ответственности является административное правонарушение.
Субъектами административной ответственности могут быть физические лица, так и коллективные образования.
Физические лица в качестве субъектов административной ответственности могут выступать в качестве граждан, должностных лиц, несовершеннолетних и т.д. Но этот момент не представляет се особенности;
За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания. За преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях.
Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, а также суды (судьи).
Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности (администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);
Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.
Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами.
Административная ответственность основывается на принципах законности, равенства перед законом, неотвратимости ответственности, виновной ответственности, справедливости и гуманизма.
Анализ административного правонарушения позволяет выявить общие признаки: общественная опасность; противоправность; виновность; наказуемость.
Состав административного правонарушения - совокупность признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение, его последствия и личность правонарушителя. Элементами состава административного правонарушения являются: 1) объект 2) объективная сторона 3) субъект 4) субъективная сторона
Объективная сторона - это те действия или бездействия, в результате которых субъект (правонарушитель) нарушает административно-правовые нормы. Факультативными признаками объективной стороны являются: последствия совершенного деяния, причинная связь между деянием и его последствиями, место, время, способ.
Объект правонарушения - это охраняемое правом общественное отношение, на которое посягает административное правонарушение. В юридической науке выделяют следующие виды объектов:
Субъект правонарушений - деликтоспособный индивид или организация, совершившая правонарушение. Для физического лица деликтоспособность включает достижение определенного возраста и вменяемость. Для организации деликтоспособность означает наличие статуса юридического лица. Возраст деликтоспособности зависит от конкретного вида совершенного правонарушения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями, принятые на референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года)- Минск: НЦПИ РБ, 2012.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. - Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003. - № 63. - 2/946.
3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. - Минск: НЦПИ РБ, 2007.
4. Административное право: учебное пособие/ Л.М. Рябцев, Т.А. Василевич, - Минск: Амалфея, 2008.
5. Бачило А.Л. Сравнительное административное право: краткий курс лекций. Бачило А.Л. - Минск: Амалфея, 2009
6. Бахрах Д.Н., Административное право: учебник для вузов/ Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. - Москва: Норма, 2009.
7. Бахрах Д.Н. Производство по делам об административных правонарушениях/ Бахрах Д.Н. - Москва: Норма, 2009.
8. Гавриленко Д.А. Административное право: Учеб. пособие/ Гавриленко Д.А., Гавриленко С.Д. - Мн.: Амалфея, 2009.
9. Гавриленко Д.А. Учебное пособие/под ред. д-ра юр. наук проф. Гавриленко Д.А. - Минск: Амалфея, 2002
10. Дикун И.П. Административный процесс: учебное пособие/Дикун И.П. - Минск: ИУСТ БГУ, 2009
11. Дятлов О.М. Административное и уголовное право: учебно-методическое пособие/Дятлов О.М.- Минск: БНТУ, 2009
12. Кивайко В.Н. Административный процесс: практическое пособие. Кивайко В.Н. - Минск: Академия МВД РБ, 2011.
13. Крамник А.Н. Административное право и государственное управление в Республике Беларусь/Крамник А.Н. - Мн.: Амалфея, 2009.
14. Крамник А.Н. Административно-деликтное право: общая часть: пособие для студентов вузов. Крамник А.Н. - Минск: Амалфея, 2004
15. Круглов В.А. Производство по делам об административных правонарушениях: Теоретические основы и правовые проблемы/Круглов В.А. - Минск: Новое знание, 2010.
16. Масленников М.Л. Производство по дела об административных правонарушениях. Масленников М.Л. - Москва: Норма, 2004.
17. Мах И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций. Мах И.И.- ГИУСТ БГУ, 2010.
18. Масленников М.Л. Производство по делам об административных правонарушениях. Масленников М.Л.- Москва: Этюд, 2009
19. Сухаркова А.И., Административное право Республики Беларусь/ Сухаркова А.И., Постникова А.А.- Могилев: Равена, 2009
20. Савина А.В. Основы права: ответы на экзаменационные вопросы. - Минск, 2007.