1
Содержание
Введение
Глава 1. Определение миграции. Изучение и влияние миграции
1.1 Понятия миграции
1.2 Изучение миграции
1.3 Влияние миграции и миграционная политика
Глава 2. Размещение населения Земли и современные тенденции международной миграции
2.1 Размещение населения Земли
2.2 Современные тенденции международной миграции
Глава 3. Миграции населения Республики Беларусь
3.1 Внутренние миграции населения Республики Беларусь
3.2 Внешняя миграция Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Перемещения людей имеют место в жизни общества с давних времен. Люди перемещались в поисках лучших условий жизни. Сначала это были перемещения на небольшие расстояния, однако по мере развития общества их роль всё более и более возрастала. Увеличились расстояния перемещений. Несколько позже возросли завоевательские настрои и перемещения стали осуществляться с целью открытия и освоения новых земель. Начали формироваться основные группы мигрантов - открыватели, купцы, исследователи. Миграции были направлены в Новый Свет, Африку, Карибский бассейн, Бразилию, Южные штаты США. Массовые переселения были характерны для эпохи Великих географических открытий. В этот период Испания, Португалия, Англия, Франция, Голландия создали в Америке многочисленные колонии, что вызвало миграционные потоки из многих стран Европы. С течением времени мотивы миграции населения изменялись в соответствии с процессами и явлениями, происходящими в обществе. На более позднем этапе, в эпоху капитализма произошел резкий рост объема миграции. Главной причиной миграций стала экономическая, поскольку возросла потребность в рабочей силе. В последние десятилетия наряду с экономическими факторами значительное влияние на миграцию оказывали также политические факторы - происходило образование новых государств, изменение границ государств, различные политические преобразования в ряде стран Европы, Азии, Африки и др.
Миграция населения сыграла огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. В наше время миграция играет очень большую роль. Современное население очень подвижно и динамично. Широко распространены перемещения как на короткие, так и на длинные расстояния, в пределах одной страны и между государствами. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах. Важнейшая социально-экономическая функция миграции населения - обеспечение определенного уровня подвижности населения и его территориального перераспределения, в том числе в индустриальные центры и осваиваемые районы. Тем самым миграция населения способствует более полному использованию рабочей силы, росту производства. Однако последствия миграции противоречивы. Вследствие того, что перемещаются люди разных национальностей, различных социальных групп с разными традициями и взглядами, миграции оказывают значительное воздействие на жизнь общества в местах вселения. Они могут вызывать как положительную, так и отрицательную реакцию. Поэтому миграционный процесс требует тщательного изучения и анализирования для установления основных закономерностей, а также регулирования данного процесса в целях предотвращения нежелательных ситуаций.
Цель данной курсовой работы - изучить современные тенденции миграций населения мира и, в частности, Республики Беларусь.
В соответствии с поставленной целью были определены основные задачи:
- рассмотреть основные понятия миграции, её виды и формы;
- выявить современные тенденции международной миграции, их направление, основные миграционные потоки;
- изучить размещения населения мира на современном этапе;
- изучить составляющие миграционного процесса для Республики Беларусь.
Глава 1. Определение миграции. Изучение и влияние миграции
1.1 Понятия миграции
Миграция населения - это пространственное перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на длительный период.
Миграции населения изучают демографы, экономико-географы, экономисты, историки, социологи, статистики, этнографы, археологи. Основной источник сведений о миграции населения - государственная статистика, включающая текущий учёт мигрантов, и материалы переписей населения. Кроме того, для изучения отдельных групп мигрантов организуют выборочные исследования.
В демографических справочниках выделяются понятия, связанные с миграцией, такие, как «миграционная когорта», означающее совокупность мигрантов, объединяемых общим периодом миграции в данный населённый пункт и район, и «миграционный поток».
«Миграционный поток» - это совокупное число мигрантов (или миграций), имеющих общие районы прибытия и выбытия данного отрезка времени. Подчеркнём, что «миграционный поток» - один из показателей направления миграции. Выделяются прямые и обратные миграционные потоки. Больший по размерам из двух направленных навстречу друг другу миграционных потоков обозначают как доминирующий поток, а менее интенсивный - как противоположный. Разница между доминирующим и противоположным потоками называется чистым потоком между двумя районами, сумма доминирующего и противоположного потоков - обменом населения между двумя районами. Анализ миграционного потока, который проводится с помощью различных коэффициентов, необходим для определения эффективности миграционных связей.
Рассмотрим определение субъекта миграции - мигранта. Мигрант - лицо, совершающее миграцию, то есть пересекающее границы тех или иных территорий со сменой постоянного места жительства навсегда или на более или менее длительное время. При широкой трактовке термин «Мигрант» включает также лиц, совершающих маятниковые миграции.
В свою очередь, маятниковая миграция - регулярные передвижения населения из одного населённого пункта в другой на работу или учёбу и обратно. Регулярность соответствует режиму трудовой деятельности или учёбы. Маятниковая миграция получила развитие в условиях урбанизации. Главные направления - из села в город, из малого города в крупный. Значит, маятниковая миграция наблюдается в пригородных зонах крупных городов и городских агломераций; имеет место также в зоне средних и малых городов в сельской местности урбанизированных территорий. В целом в пригородных районах городов формируются зоны устойчивой маятниковой миграции, её важное условие - развитие транспорта.
Маятниковая миграция является важными источником формирования трудовых ресурсов в городах, создаёт равноценные условия выбора места работы, профессионального обучения. Она способствует социальной мобильности населения, изменению социальной структуры сельских жителей, распространению городского образа жизни. При этом имеются и негативные стороны в экономическом, транспортном и социальном аспектах, в частности значительно увеличиваются затраты времени на дорогу.
Высказывается мнение об условности понятия маятниковой миграции и неправомерности его включения в понятие миграции населения; нередко в качестве маятниковой миграции рассматриваются передвижения не только на учёбу и работу, но и с культурно-бытовыми и рекреационными целями.
1.2 Изучение миграции
Метод изучения миграции - совокупность специальных приёмов изучения факторов, показателей миграции, подвижности населения и её социального механизма.
Основным является статистический метод. Метод изучения миграции заключается в непосредственной регистрации каждого отдельного случая передвижения как в месте выбытия мигрантов, так и в месте их прибытия. Этим путём определяются число прибывших и выбывших за конкретный период, состав мигрантов и направления миграции. Используются также косвенные расчётные методы. Например, с помощью статистики естественного движения можно рассчитать сальдо миграции за определённый период по территориальным единицам путём вычитания естественного прироста из общего прироста населения.
Сальдо миграции - разность между числом прибывших на какую-либо территорию и числом выбывших из неё за определённый срок; показатель результата территориального перемещения населения.
Другой метод основывается на регистрации места рождения каждого лица при проведении переписей населения. При сопоставлении данных о местах рождения и проживания определяется численность неместных уроженцев, которая косвенно характеризует сальдо миграции. Косвенные методы расчёта размеров и направлений миграции предполагают использование материалов статистики труда и транспортной статистики. К статистическим методам изучения миграции относятся также методы измерения миграции по данным о продолжительности проживания в определённом месте, о предыдущем месте жительства, методы расчёта коэффициента дожития и изучения миграции из сельской местности в города. Применяются методы выборочного статистического изучения безвозвратной и особенно возвратной (сезонной, маятниковой) миграции. При репрезентативности выборки полученные результаты распространяются на всю совокупность объектов.
Для углублённого изучения миграции привлекаются математическая статистика, теория игр, моделирование, системный анализ и др. Для предоставления данных о миграции балансах и потоках используются смешанные статистические и картографические методы.
Социологические методы изучения миграции призваны выявить факторы миграции населения, её потенциальные резервы, механизмы и движущие силы. При выборе тех или иных методов необходимо учитывать территориальные особенности, направление и формы миграционных процессов. Этот выбор определяется программой исследования, задачами и целями, основанные гипотезами, характером единиц непосредственного изучения (мигранты, предприятия, населённые пункты и др.).
Любое исследование миграции населения начинается с определения единиц обследования, которое может быть сплошным или выборочным. Сбор первичной информации осуществляется посредством наблюдения, изучения процессов миграции в масштабах отдельной организации (включённый анализ), при изучении маятниковой миграции. Метод изучения документов - сбор необходимой информации в различных формах статистической отчётности. Применяются интервьюирование и анкетирование мигрирующих. Сбор информации о миграции населения носит единовременный характер, между тем миграция - это процесс, протекающий во времени. Для устранения данного противоречия используются методы повторного исследования и экспертных оценок. Обработка первичной информации о миграции предусматривает выбор адекватных математических методов, технических средств, способа группировки и представления полученных результатов.
Миграции населения подразделяют на следующие группы:
· по хорологическому (пространственному) признаку выделяют внутренние (межрайонные и внутрирайонные) и внешние (межконтинентальные и межгосударственные) миграции. Внешняя миграция связана с пересечением государственной границы. По отношению к данной стране внешние миграции делятся на эмиграцию (выезд за пределы государства) и иммиграцию (въезд в страну), реэмиграцию (возвращение эмигрантов на родину), реиммиграцию (обратный отток из страны лиц, прибывших в страну в результате иммиграции). Лиц, вернувшихся в свою страну после насильственного переселения, называют репатриантами. Применительно к внутренним миграциям вместо термина “эмиграция” используют термин “переселение”, а вместо термина “иммиграция” - “вселение”;
· по хронологическому признаку различают постоянные (безвозвратные) миграции, при которых выехавшее население не возвращается на прежнее место жительства, и временные (возвратные), не приводящие в конечном счёте к закреплению прибывшего населения. По хронологическому признаку также выделяют исторические, современные и перспективные миграции;
· по институциональному признаку миграции делятся на организованные, осуществляемые при участии государственных и общественных органов и с их помощью, и неорганизованные (индивидуальные, самодеятельные), которые осуществляются силами и средствами самих мигрантов;
· по форме выделяют добровольные и принудительные миграции. Добровольная миграция - это перемещение людей, добровольно покидающих старое место своего постоянного проживания и переезжающих на новое место жительства. Вынужденная миграция - перемещение людей с целью поиска убежища;
· по юридическому признаку различают легальные и нелегальные миграции, нелегальные мигранты - лица, незаконно въезжающие в поисках работы в другие страны, а также лица, пересекающие границы на законных основаниях с последующим нелегальным трудоустройством;
· по типу поселений различают миграционные потоки “город-город”, “село-город”, “село-село”, “город-село”;
· отдельно выделяется внешняя трудовая миграция. Она означает добровольное перемещение на законном основании людей, постоянно проживающих на территории государства за границу, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих вне пределом государства, на его территорию с целью осуществления ими оплачиваемой трудовой деятельности; субъектами внешней трудовой миграции (трудящимися-мигрантами) являются лица, которые занимались, занимаются или будут заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются.
Основными причинами, вызывающими миграцию, являются:
· политические (в результате смены формы государственного правления, политических переворотов);
· социально-экономические (перемещение в поисках работы, «утечка мозгов» - выезд людей интеллектуального труда из стран Восточной Европы, бывшего СССР, Индии, Латинской Америки в США, другие западные страны);
· природные (перемещение людей из-за стихийных бедствий);
· экологические (радиационное заражение в результате аварии на Чернобыльской АЭС привело к значительным миграционным процессам);
· религиозные (преследование католиками протестантов и переселение последних в США, Австралию, Канаду);
· национальные (бегство граждан из-за национальных преследований).
В самом общем виде миграционное поведение включает внешние стимулы миграции и внешние стимулы к стабилизации. Миграционное поведение отдельных групп населения оказывается иногда под влиянием подражательного фактора, то есть сложившихся в данной группе установок, касающихся смены места жительства. В большой степени на миграционное поведение воздействуют особенности личности мигранта (интересы, потребности, стремления, ценностные ориентации). Помимо индивидуального стремления мигрировать, необходима информация о реальных возможностях устройства на новом месте, условиях жизни, затратах на переезд. Определённую роль в миграционном поведении играет и конкретная жизненная ситуация самого мигранта: его пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, профессиональная квалификация, национальность, конфессиональная ориентация. На решение мигрировать оказывает влияние миграционная политика, включающая механизм регулирования миграционных потоков.
1.3 Влияние миграции и миграционная политика
Миграции оказывают огромное влияние на численность, размещение, структуру и динамику населения сёл, городов, районов, стран и континентов. Подавляющая часть населения Америки и Австралии - потомки иммигрантов. Миграции могут быть причиной и следствием сдвигов в территориальной организации хозяйства.
Миграции приводят к изменению режима воспроизводства, половой, возрастной, профессиональной, расовой и этнической структуры населения, которые также влияют на систему расселения, темпы и уровень урбанизации государств и районов. С миграциями связано возникновение новых отраслей и форм ведения хозяйства, неизвестных до этого местному населению.
Миграции могут стать источником целого ряда отрицательных явлений и процессов: безработицы, межэтнических конфликтов, дополнительной нагрузки на социальную инфраструктуру в районах прибытия, уменьшения величины интеллектуального потенциала в районах выбытия, распространение преступности, разнообразных болезней и др.
С целью регулирования миграционных процессов, придания им целенаправленного развития в большинстве государств мира проводится миграционная политика.
Миграционная политика - это часть демографической политики, представляющая совокупность способов и мер целенаправленного воздействия на миграционное движение населения, или, иными словами, система специальных мер, законодательных актов и международных соглашений (двусторонних и многосторонних) по регулированию миграционных потоков, преследующая как экономические, так и демографические цели.
Государство разрабатывает правовые нормы, в соответствии с которыми дает разрешение на въезд и следит за сроками выезда иммигрантов, занимается вербовкой и созданием благоприятных условий для эксплуатации труда иностранных рабочих.
Основными задачами государственной миграционной политики являются следующие:
· защита государством прав и интересов мигрантов;
· развитие системы иммиграционного контроля;
· регулирование миграционных процессов с учётом социального, экономического, экологического развития страны или региона. Например, ограничение иммиграции в соответствии со спецификой психологии мигрантов, климатическими особенностями мест расселения, национальной несовместимостью;
· создание условий для приёма и размещения мигрантов.
Миграционная политика состоит из нескольких этапов: изучение миграционной ситуации; сопоставление реальной и желаемой миграционной ситуации; выработка мер воздействия на миграционное движение населения.
Миграционная политика включает следующие группы мер:
· экономические;
· административно-правовые;
· воспитательные.
Миграционная политика подразделяется на несколько типов:
1. направленная на поддержание эмиграции и запрещение иммиграции. Примером является Япония;
2. миграционная политика не препятствует эмиграции, но жестко контролирует иммиграцию. Примеры - США, Канада, Австралия и другие развитые страны;
3. миграционная политика не препятствует эмиграции, но способствует иммиграции. Примеры - Израиль, Германия, нефтедобывающие страны Юго-Западной Азии;
4. миграционная политика не препятствует ни эмиграции, ни иммиграции (Тунис, Египет, Польша);
5. миграционная политика, направленная на закрытость страны (Куба, Вьетнам, Непал, КНДР).
На межгосударственном уровне созданы организации, которые регулируют миграционные потоки - Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), а также межгосударственные двусторонние и многосторонние акты. Следует отметить, что нормативные акты стран, в которых значительна роль иммиграции, содержат жёсткие меры относительно общего количества иммигрантов и хорошо отработанные системы, определяющие порядок иммиграции.
Глава 2. Размещение населения земли и основные тенденции современной миграции
2.1 Размещение население Земли
Население Земли размещено крайне неравномерно. 70% населения живет всего на 7% территории суши.
В Восточном полушарии сосредоточено 80% всего населения, в Северном полушарии - 86%. При этом основная масса людей живет в пределах умеренного, субтропического и субэкваториального климатических поясов. 15% территории суши совершенно не освоены людьми - это области с экстремальными природными условиями.
Главным показателем, характеризующим размещение населения, является плотность населения. Средняя плотность населения Земли - 40 чел./км2. Однако неравномерность размещения населения в разных регионах и странах мира огромна. Показатель плотности населения колеблется от десятых долей до 2000 чел./км2.
Плотность населения Зарубежной Европы и Азии составляет более 100 чел./км2, в Северной и Южной Америке - около 20 чел./км2, а в Австралии и Океании - не более 4 чел./км2.
Сравнение плотности населения отдельных стран позволяет выделить три группы стран:
· страны с очень высокой плотностью населения - более 200 чел./км2 (Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Израиль, Ливан, Бангладеш, Республика Корея, Сальвадор);
· страны с плотностью населения, близкой к средне-мировому показателю - примерно 40 чел./км2 (Ирландия, Ирак, Малайзия, Марокко, Тунис, Мексика, Эквадор);
· страны с низкой плотностью населения - менее 2 чел./км2 (Монголия, Ливия, Намибия, Австралия, Гренландия).
Неравномерность размещения населения может наблюдаться и в пределах отдельной страны. Яркими примерами могут служить Египет (наиболее заселена долина реки Нил), Китай и Австралия (заселена восточная часть страны), Канада (заселен юг страны), Россия (наиболее заселена европейская часть страны). В Индонезии плотность населения на острове Ява составляет 2000 чел./км2, а в районах других островов - до 3 чел./км2.
Неравномерность размещения населения на Земле объясняется рядом факторов.
Влияние природного фактора проявляется:
· в слабой освоенности территорий с неблагоприятными для человека природными условиями (пустыни, тундры, тропические леса, полярные области);
· в проживании основной части населения на высоте до 1000 м над уровнем моря (при этом 56% населения сосредоточено на равнинах с высотой до 200 м, 24% - до 500 м над уровнем моря);
· в концентрации населения вблизи морского побережья (более 50% населения живет в пределах 200 км от побережий морей и океанов);
· в высокой освоенности территорий с плодородными почвами и благоприятными агроклиматическими условиями (субтропический, субэкваториальный и юг умеренного климатического пояса).
Воздействие исторических особенностей заселения суши проявляется в том, что, по мнению ученых, заселение Земли происходило с территорий, где формировался человек современного вида, Юго-Западной Азии, Северной Африки и Южной Европы, по Старому Свету, затем в Америку и Австралию. Время заселения серьезно повлияло на численность населения регионов.
Различия в современной демографической ситуации связаны с естественным приростом населения отдельных стран. Яркий пример - Бангладеш с высоким уровнем рождаемости. Плотность населения этой страны в настоящее время составляет более 750 чел./км2.
Воздействие социально-экономических условий связано с размещением промышленных зон, транспортных путей, освоением крупных месторождений полезных ископаемых, способствующих концентрации населения.
В настоящее время в мире можно выделить несколько районов наибольшей концентрации населения. К ним относятся:
Восточная Азия (восточное побережье Китая, Япония, КНДР, Республика Корея), где проживает около 1 миллиарда человек; Южная Азия (Индия, Бангладеш, Шри-Ланка, Пакистан), где проживает около 1 миллиарда человек; Юго-Восточная Азия (Индонезия, Филиппины, Таиланд, Малайзия), где проживает свыше 300 миллионов человек; Зарубежная Европа, где проживает около 500 миллионов человек; Северо-восток США, где проживает около 100 миллионов человек.
2.2 Современные тенденции международной миграции
Миграционные процессы последнего десятилетия отличаются достаточной сложностью и напряженностью. Все большее число стран мира испытывают в той или иной степени зависимость своего социально-экономического развития от международной миграции.
Международные миграции были характерны для большинства этапов развития человечества и оказали на само это развитие немалое влияние, способствуя адаптации людей к разным условиям существования. Основные черты географии международных миграций с течением времени менялись.
В настоящее время наиболее существенными являются следующие шесть тенденций мировых миграций.
Во-первых, появление самостоятельной формы миграции - международной миграции рабочей силы, факторами которой являются: неравномерный характер мирового экономического развития, стремление к получению прибылей за счёт получения очень дешёвой рабочей силы из менее развитых и развивающихся государств, чрезвычайно возросшая зависимость ряда отраслей экономики стран-иммиграций от труда иностранных рабочих, в значительной степени обусловливающий эмиграцию из развивающихся государств.
Использование иностранной рабочей силы в настоящее время становится важным элементом нормального функционирования мирового хозяйства.
Можно выделить пять направления международной миграции рабочей силы:
1. Из развивающихся в экономически развитые страны.
2. В рамках экономически развитых стран.
3. Между развивающимися странами.
4. Из стран с переходной экономикой в экономически развитые страны.
5. Миграция научных работников, квалифицированных специалистов из экономически развитых в развивающиеся страны.
Во-вторых, значительное и постоянное увеличение масштабов миграции рабочей силы, вовлечение в мировой миграционный круговорот трудящихся практически всех стран мира. Более половины из них являются выходцами из развивающихся стран, 2/3 из которых направляются в развитые капиталистические государства. Отличительной чертой современной миграции рабочей силы является ее возрастающая сезонность. Это связано с широким использованием импортируемой рабочей силы в лесном и сельском хозяйстве, на уборке урожая, заготовке кормов для скота и т.д. Миллионы мексиканцев, к примеру, ежегодно работают в США на уборке урожая. Сезонность миграционных процессов уже коснулась белорусов, которые работают на полях Польши.
В-третьих, формирование новых центров притяжения иммигрантов. Самый мощный из них сложился первоначально в рамках ЕЭС. Европа из поставщика эмигрантов за океан превратилась в их «потребителя». Второй центр в середине 1970-х гг. возник на Ближнем Востоке, главным образом из шести аравийских монархий, ставших основными экспортёрами нефти в мире, где в результате сложилась уникальная экономическая и демографическая ситуация. Аналогичные центры сформировались в Латинской Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла), в Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг, Япония), в Африке (ЮАР, Кот-д`Ивуар).
Распределение международных мигрантов по регионам мира отображено в таблице 1.
Таблица 1.1 - распределение международных мигрантов по регионам мира.
Регион |
Численность мигрантов (1990 г.), млн человек |
Доля мигрантов в общем населении региона, % |
Сальдо миграций (1995 - 2000 гг.) |
|
Зарубежная Европа |
24,9 |
4,5 |
+400 |
|
Зарубежная Азия |
43,0 |
1,4 |
-900 |
|
Африка |
15,6 |
2,5 |
-100 |
|
Северная Америка |
23,9 |
8,6 |
+880 |
|
Латинская Америка |
7,5 |
1,7 |
-380 |
|
Австралия и Океания |
4,7 |
17,8 |
+100 |
Анализ таблицы показывает, что первое место по общему количеству мигрантов занимает зарубежная Азия - самый многонаселённый регион мира. По доле мигрантов во всём населении выделяется Австралия и Океания - самый малонаселённый регион. Анализируя сальдо миграции, можно установить, что главными поставщиками мигрантов в современном мире выступают зарубежная Азия, Латинская Америка и Африка, а в роли главных принимающих районов - Северная Америка, зарубежная Европа, Австралия и Океания.
Можно утверждать, что основными районами притяжения мигрантов в современном мире являются Западная Европа, Северная Америка, страны Персидского залива, Австралия, ЮАР, новые индустриальные страны Азии, некоторые Латиноамериканские страны, а также Израиль.
Будучи наиболее экономически развитой страной, США является основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран - Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т. д. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивается в 900 тысяч человек в год. В США легально иммигрируют 740 тысяч человек в год и эмигрируют 160 тысяч человек. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тысяч человек.
Наиболее развитые западноевропейские страны, и прежде всего страны, входящие в Европейский союз, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран - бывших колоний западноевропейских государств способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. Притоки иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов оценивались на уровне 180 тысяч человек в год. Более того, в рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами Европейского союза и унификацию трудового законодательства.
Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии. Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.
В связи с бурным развитием государств Юго-Восточной Азии туда также значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.
В-четвёртых, появление на мировом рынке рабочей силы основных стран-поставщиков иностранной рабочей силы - Индия, Пакистан, Бангладеш - в Южной Азии, Индонезия, Филиппины, Таиланд - в Юго-Восточной; Египет, Йемен, Ливан, Иордания - на Ближнем Востоке; Марокко, Алжир, Тунис, Гана, Мали, Гвинея, Мозамбик - в Африке; Мексика - в Северной Америке; Португалия, Ирландия, Турция - в Европе.
В-пятых, увеличение среди мигрирующих доли лиц с высоким уровнем образования и профессиональной квалификации. Во второй половине 20-го века это явление получило название «утечка умов». Этот термин означает миграцию людей интеллектуальных профессий - учёных, инженеров, медицинских работников, творческой интеллигенции, а также потенциальных работников этих профессий (студентов, аспирантов, стажёров). В попытке выделить причины интеллектуальной миграции учёные пришли к выводу, что основная причина такой миграции, как одной из разновидностей трудовой, заключается в экономических преимуществах, которые получают иммигранты в стране въезда по сравнению со страной выезда.
Главным центром притяжения интеллектуальных мигрантов были и остаются Соединённые Штаты Америки. Они привлекают примерно 2/3 общей численности мигрантов. В разное время в этой стране принимались соответствующие законы, способствовавшие привлечению мигрантов, в результате в настоящее время доля иммигрантов среди всех квалифицированных специалистов составляет около 1/5, а среди инженеров - даже 2/5.
Ряд других стран, в том числе Россия, в конце 20-го века вошли в состав ведущих мировых поставщиков интеллектуальных кадров для заграницы. Этому поспособствовали социально-экономический и политический кризис, массовая невостребованность, невозможность реализовать свои знания и опыт в собственной стране, финансовый дефицит, значительные недостатки в обеспечении науки и образования. Подобный отток учёных и специалистов наносит науке серьёзный материальный ущерб, обедняет её интеллектуальный потенциал, создавая этим угрозу для национальной безопасности.
В последнее время наблюдаются некоторые изменения в характере интеллектуальной миграции:
· на смену «утечке мозгов» пришла их циркуляция: произошло изменение направлений миграции. США продолжают оставаться общепризнанным центром притяжения для профессионалов. Однако одновременно из экономически развитых стран представители профессиональной элиты едут на временную работу в развивающиеся страны, такие, как Малайзия или Тайвань;
· принципиально новым явлением стало движение профессионалов не только «к капиталу», но и «одновременно с капиталом или вслед за ним». Прежде всего, это связано с деятельностью транснациональных корпораций, имеющих сеть филиалов по всему миру. Для профессионалов это открывает большие возможности карьерного продвижения;
· современному этапу миграции профессионалов присущ принципиально иной организационный уровень, выразившийся в возникновении своеобразных международных организаций, стремящейся объединить наиболее выдающиеся умы;
· отмеченная организационная форма теснейшим образом связана еще с одной качественной характеристикой - интеграцией системы высшего образования. Последняя предполагает продолжение обучения студентов из многих регионов мира, например, в США, стране, авторитет которой в области технической подготовки очень высок. Для посылающих стран такой способ получения образования имеет положительные результаты. В то же время тысячи иностранных выпускников американских университетов остаются на длительный период, а порой и навсегда работать за океаном;
В-шестых, неуклонный рост нелегальной миграции. Потоки беженцев - существенная экономическая нагрузка на страну приёма. С этим связаны всё более строгие меры со стороны развитых стран против мигрантов, добивающихся статуса «беженцев», дающего значительные экономические и социальные выгоды.
Рост нелегальной миграции объясняется многими факторами. Главным из них является экономический. Этот фактор состоит в том, что трудящиеся-мигранты являются для предпринимателей самой дешевой и бесправной рабочей силой, что способствует найму таких рабочих, несмотря на принятые во многих странах законы, запрещающие подобный труд. Существенного влияния на демографическую ситуацию нелегальная миграция, как правило, не оказывает, поскольку носит в основном временный, возвратный характер.
Нелегальные иммигранты, в число которых наряду с теми, кто прямо соответствует названию данной категории, входят иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся тем не менее трудовой деятельностью. Миллионы представителей этой группы постоянно пребывают в США, государствах Европы, а также в Южной Америке и Африке.
Ещё одним характерным явлением современности является нарастающее с каждым годом число беженцев. Большие внешние и внутренние потоки беженцев наблюдались и наблюдаются во многих странах Азии (Афганистан, Мьянма, Индия, Шри-Ланка, Иран, Ирак, Ливан, Кипр), Африки (Ангола, Чад, Эфиопия, Судан, Сомали, Уганда, ЮАР), Латинской Америки (Гватемала, Гондурас, Никарагуа, Перу). Чаще всего эти потоки бывают вызваны территориальными конфликтами, военными действиями, национальными междоусобицами, голодом и др.
Современные международные миграции уже не оказывают влияния на прирост населения в континентальных масштабах, как это было в прошлом. Однако их роль весьма значительна для стран с небольшим населением (Ирландия, Уругвай, Ямайка, Кувейт, Лесото, Мальта, Парагвай, Сингапур и др.), а также для некоторых со значительным населением (Австралия, Канада, Греция, Португалия, Венесуэла).
Преимущественно иммиграционная страна - небольшое государство Израиль, большую часть населения которого составляют выходцы из США, европейских и ближневосточных стран. В наши дни миграционный приток обеспечивает до 2/3 общего увеличения числа жителей в этой стране.
«Классической страной эмиграции» называют Ирландию, где этот процесс, начиная с 17-го века, продолжается до наших дней. Наибольшей численности населения Ирландия достигла в середине 19-го века, но за 1841-1971 гг. оно сократилось более чем вдвое. За это время из неё выехало не менее 5 млн человек. В результате многовековой эмиграции Ирландская Республика - одна из самых малонаселённых стран Европы.
Страной массовой эмиграции является также Китай. Главная причина - экономическая. В основном население этой страны мигрирует в качестве дешёвой рабочей силы. Значительная миграция наблюдается в страны Юго-Восточной Азии - из-за потребности в рабочей силе.
Массовые миграционные потоки наблюдаются также из Европы в Америку, Австралию, на юг Африки. В 19-м веке численность населения США увеличилась в 14,5 раза - в основном за счёт миграций.
В последние десятилетия значительно возросли миграционные потоки в страны Западной Европы. Распространение получили миграционные потоки из Северной Африки, Турции, Кипра.
Ожидаемые результаты миграционных процессов в развитых и развивающихся странах на период до 2050 г., по данным прогнозных оценок ООН, представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Ожидаемые результаты миграционных процессов в развитых и развивающихся странах на период до 2050 г.
Периоды |
Развитые страны |
Развивающиеся страны |
|||||
Прирост(снижение) общей численности населения всех развитых стран |
в том числе за счёт |
Прирост (снижение) общей численности населения всех развивающихся стран |
|||||
Естественного движения населения |
Механического движения населения |
Естественного движения населения |
Механического движения населения |
||||
2000-2005 гг. 2040-2050 гг. |
2,4 -0,6 |
0,6 -1,9 |
1,8 1,3 |
68,9 33,9 |
70,7 35,2 |
-1,8 -1,3 |
Предполагается, что развитые страны будут осуществлять жёсткие меры по сдерживанию иммиграции. Это приведёт к сокращению сальдо миграционного обмена с развивающимися странами, которое примерно с 2020 г. Стабилизируется на уровне 1,3 миллиона человек.
Глава 3. Миграции населения Республики Беларусь
3.1 Внутренние миграции населения Республики Беларусь
Внутриреспубликанская миграция занимает основное место в структуре миграции населения Беларуси. В 2006 г. Миграционный оборот (суммарная численность прибывших и выбывших мигрантов) в рамках внутриреспубликанской миграции превышал миграционный оборот в рамках международной миграции в 20 раз. При этом при увеличении в 2006 г. по сравнению с 2000 г. миграционного оборота в рамках внутриреспубликанской миграции на 83,7 тысяч человек (22,8%) миграционный оборот в рамках международной миграции уменьшилась на 17,1 тысяч человек (43,1%). Растёт доля миграционных перемещений в рамках внутриреспубликанской миграции в общем миграционном обороте: например в 2000 г. она составляла 90,2% (367,6 тысяч человек), в 2004 г. - 91,4% (433,1 тысяч человек), в 2005 г. - 94,9% (450, 6 тысяч человек), в 2006 г. - 95,2 % (451,4 тысяч человек).
В Беларуси всегда играли значимую роль сельско-городские перемещения, в результате которых формировалась структура населения, повышался уровень образования и профессиональной подготовки сельских жителей, что способствовало экономическому развитию страны. Немаловажное значение миграция из сельской местности в города имеет и в наши дни: под влиянием данного процесса деформировалась структура населения, значительно сократился демовоспроизводственный потенциал и образовался дефицит рабочей силы в сельской местности.
По данным переписи населения 1999 г., в Беларуси 4,5 млн. человек или 45,1% от общей численности населения в течение своей жизни осуществили, по крайней мере, одно перемещение, связанное с переменой постоянного места жительства как внутри республики, так и из других государств. Из них в городах - 77,4%, в сельской местности - 22,6%. В общем количестве мигрантов преобладают внутренние мигранты, доля которых в 2009 г. составила 94,7% в общем миграционном обороте нашей республики.
Характеризуя внутреннюю миграцию республики в целом, следует отметить, что по данным переписи 1999 г., основными ее направлениями были переезды из села в город - 47,5%, из города в город -29,2%, из одной сельской местности в другую - 14,2%, из города в село - 8,8%. Основную роль во внутренней миграции играли перемещения населения из сельской местности в города либо из одного, как правило, более мелкого города в более крупный (из районного центра в областной, из областного центра в г. Минск), с более развитой инфраструктурой и лучшими условиями трудоустройства и оплаты труда.
В начале 90-х годов произошли значительные перемены в миграционных процессах в сельской местности. Отток населения, который наблюдался во все послевоенные десятилетия, в 1992 г. сменился положительным приростом - впервые в село прибыло на 14,2 тыс. человек больше, чем выбыло, но произошло это за счет положительного сальдо миграции со странами СНГ, а не за счет притока из городов Беларуси. Сальдо внутриреспубликанской миграции из села в город оставалось отрицательным, хотя и имело тенденцию к снижению. Так, за 1990 г. из сельской местности в города республики выбыло на 52,3 тыс. человек больше, чем из города в село, в 1991 г. разница составила 38,7 тыс. чел, в 1992 г. - 14,7, в 1993 г. - 9,7, в 1994 г. - 7,6, в 1995 г. - 9,8 тыс. человек. Основной причиной сокращения численности эмигрантов из сельской местности является сужение демографической базы села (сокращение населения в активных миграционных возрастах). Помимо этого, сказалось замедление темпов роста городов; возврат назад сельских жителей, переехавших в города несколько лет назад и не сумевших из-за социально-экономических потрясений там прижиться; рост уровня безработицы в городах и связанные с этим трудности в трудоустройстве; высокая стоимость жилья и продуктов питания. В целом миграционная подвижность сельского населения временно несколько снизилась, так как люди предпочитают переждать нестабильный период развития республики на привычных местах.
Помимо социально-экономических и политических трансформаций, существенное влияние на внутреннюю миграцию страны оказало обострение экологической обстановки после катастрофы на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. В первые дни после нее из наиболее опасной тридцатикилометровой зоны было эвакуировано 24,7 тыс. человек, в последующие годы многие жители покидали загрязненные районы сами, и лишь в 1990 г. была принята специальная программа отселения из зон, загрязненных радионуклидами. Но приживаемость экологических переселенцев на новых местах составляла лишь около 30%, а сама программа переселения выполнялась лишь на 50%. Так, за 1991-1992 гг. планировалось переселить 83,3 тыс. человек, а переселено за эти два года было всего 36,7 тыс. человек по обязательному переселению и 4,3 тыс. человек по свободному. Больше всего переселенцев было зарегистрировано в Минске и чистых районах Могилевской и Гомельской областей. В последующие годы численность желающих переселиться из загрязненных областей сократилась еще больше и даже появились экологические возвращенцы - лица, не прижившиеся на новых местах и вернувшиеся на прежнее место жительства.
Анализ миграционных перемещений позволяет сделать вывод, что выезд большого количества жителей из зон загрязнения изменил характер расселения на всей территории республики, деформировал ранее сложившуюся структуру миграционных потоков. В результате в стране, с одной стороны, сформировалась система регионов с высокой концентрацией городских и сельских жителей, с другой - появились слабозаселенные трудонедостаточные районы, в которых выведены из активного хозяйственного оборота значительные площади земли.
С началом стабилизации экономики в Беларуси, начиная с 1995 г., отток населения из сельской местности в города стал увеличиваться. В период с 1995 по 1998 гг. численность лиц, покинувших сельскую местность, выросла с 9,8 до 27,6 тыс. человек. Но уже с 1999 г. темпы миграции из села в город начали вновь заметно сокращаться (рисунок 1). Связано это в первую очередь с истощением демографической базы сельского населения, ведь начавшийся в 1993 г. процесс депопуляции постоянно развивается и с каждым годом отрицательный естественный прирост сельского населения лишь увеличивается, усугубляясь при этом отрицательным миграционным приростом.
Рисунок 1 - Динамика миграционного прироста населения городов за счет сельской местности в Беларуси (тыс. человек)
За последнее десятилетие ХХ века сильно изменилось направление межобластных перемещений . В 1990 г. в межобластном обмене населением отрицательное сальдо внутриреспубликанской миграции было лишь у Гомельской и Могилевской областей как наиболее пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. Население из этих областей выезжало во все остальные области Республики Беларусь и г. Минск, за счет чего в последних складывался положительный прирост населения. С 1990 по 1995 гг. почти в два раза сократился поток внутренних мигрантов, а к 1995 г. во всех областях Республики Беларусь стал наблюдаться отток населения в г. Минск.
Основным направлением внутриреспубликанской миграции остается г. Минск, хотя и в нем миграционный прирост, в результате сокращения числа прибывших, снизился с 11,6 тыс. человек в 1990 г. до 6,0 тыс. человек в 1995 г. После 1995 г., с началом стабилизации политических и экономических отношений в стране, сальдо миграции по областям стабилизируется и изменяется незначительно. Во всех областях республики увеличивается отток населения, за счет которого быстро растет приток населения в столицу. Лишь к 2002г. сильный миграционный прирост г. Минска в результате внутренней миграции стабилизируется на уровне 15-15,5 тыс. человек. В это же время начинает сокращаться отток населения из Минской области, а к 2005 г. в ней наблюдается даже незначительный приток населения, что обусловлено сокращением численности выбывшего населения в другие области республики и в г. Минск при неизменном росте числа прибывших в Минскую область, в которой центрами притяжения являются растущие, с постоянно развивающейся экономикой, города, расположенные вокруг Минской агломерации.
Непредсказуемая и негативная ситуация сложилась в 2009 г., когда сельская местность Республики Беларусь потеряла в миграционном обмене с городом более 35 тыс. человек. Отток населения из сельской местности всех областей республики увеличился в два раза, а в Брестской области он достиг 8 тыс. человек, чего ранее никогда не наблюдалось. Большинство этого населения пополнило численность городов и поселков городского типа в своих же областях, т.к. миграционный прирост в городах во всех областях (кроме Минской и Могилевской) вырос, а в Гомельской области даже в два раза. Но как и во все предыдущие годы наибольший прирост при обмене населением наблюдался в г. Минске, его численность в 2009 г. за счет внутренней миграции выросла почти на 24 тыс. человек.
Если говорить о половозрастном составе мигрантов, то наименьший прирост городского населения (а среди мужчин даже убыль) наблюдается в возрасте с 35 до 65 лет, когда население наименее мобильно из-за привязанности к постоянному месту работы и семье. Несмотря на столь низкую миграционную активность населения в старших трудоспособных возрастах, наибольший миграционный прирост в городах происходит именно за счет населения трудоспособного возраста.
В 2007 г. городское население Беларуси за счет мигрантов в трудоспособном возрасте увеличилось на 11,7 тыс. человек, причем большая их часть пришлась на младшие трудоспособные возраста (миграционный прирост за счет молодежи 16-30 лет составил 12,3 тыс. человек).
Миграционный прирост городского населения происходит за счет убыли трудоспособного населения сельской местности, что лишь усугубляет нехватку рабочих рук в селах, а также увеличивает нагрузку на оставшееся трудоспособное население лицами младше и старше трудоспособного возраста. В городах же, наоборот, зачастую наблюдается переизбыток трудовых ресурсов, что увеличивает уровень безработицы, а отсюда и рост малообеспеченных и социально неблагополучных домохозяйств.
В половозрастной структуре мигрантов наблюдается значительный перевес мужчин старших трудоспособных возрастов, прибывших в сельскую местность, а также более высокая мобильность молодых девушек, выезжающих в города, что приводит к трансформации половозрастной структуры как сельского, так и городского населения.
В социальном плане сложившийся дисбаланс в распределении полов между городом и деревней можно оценить только отрицательно. В городе наблюдается повышенный уровень женского населения, что приводит к большому количеству одиноких незамужних женщин либо к распространению неполных семей. В сельской же местности, наоборот, наблюдается переизбыток мужского населения, от чего возрастает количество одиноких мужчин, что в свою очередь приводит к распространению пьянства, наркомании и других социальных пороков среди сельского населения.
Все вышеназванные процессы и явления в миграционных перемещениях обусловлены, в первую очередь, воздействием социально-экономических факторов, зная которые можно в какой-то степени регулировать потоки внутренней миграции на государственном уровне.
Миграционная политика Республики Беларусь является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, составной частью социально-экономического развития и внешнеполитической деятельности белорусского государства.
Государственная политика в сфере миграции может быть определена как система концептуально объединенный средств, с помощью которых государство и его социальные институты предполагают достижение целей развития процессов внутренней и внешней миграции населения, соответствующих стратегическим задачам социально-экономического развития общества.
Миграционная политика может выступать в различных формах: выполнять конъюнктурно-корректирующую роль, являясь инструментом текущей социально-экономической политики, и стратегически значимую роль, когда увязывается с разработкой долгосрочных проблем пространственного развития экономики и изменения объемных и качественных характеристик движения населения.
Формирование и реализация механизма регулирования миграции населения - сложный процесс, осуществление которого требует соблюдения принципов целенаправленности, комплексности, системности, эффективности и баланса интересов.
Принцип целенаправленности в государственном регулировании миграции означает необходимость выбора приоритетов регулирования миграции на кратко-, средне- и долгосрочный период исходя из общей стратегии социально-экономического развития страны, предполагает разработку системы целей и задач регулирования миграции по всей совокупности потоков.
Применение принципа комплексности обусловливается масштабностью и сложностью процесса миграции, тесной зависимостью между миграцией и социально-экономическим развитием. Это означает, что в новых условиях хозяйствования при разработке инструментов государственного регулирования миграционных процессов занятости и рынка труда в тесной увязке с состоянием международного рынка разделения труда.
Принцип системности тесно связан с принципом комплексности, он ориентирует на рассмотрение миграционной политики как составной части более крупной системы - социально-экономической политики и на её связь с другими компонентами данной системы. Необходимость применения данного принципа при регулировании миграционных процессов связана с тем, что в современных условиях определение перспектив развития миграции должно осуществляться с учётом их взаимозависимости с другими процессами, происходящими в стране.
Реализация принципа эффективности при регулировании миграции обеспечит создание необходимых условий для их оптимального развития с наибольшим экономическим и социальным эффектом.
В связи с тем, что при развитии процессов миграции интересы личности, общества и государства не всегда совпадают, соблюдение принципа баланса интересов будет нахождению консенсуса между органами государственной власти, занимающимися вопросами регулирования миграции населения, и личностью мигранта. Реализация данного принципа поможет обеспечить согласованность республиканских, областных и местных интересов при реализации инструментов регулирования миграционных процессов.
При решении конкретных задач регулирования миграционных процессов важное значение имеет правильный выбор методического инструментария, позволяющего целенаправленно воздействовать на развитие миграции.
Правовую основу миграционной политики составляют Конституция Республики Беларусь, законы, нормативные правовые акты и международные соглашения Республики Беларусь, а также общепризнанные принципы и нормы международного права в области миграции.
Для управления миграционными процессами в Республике Беларусь в 1992 г. была создана Государственная миграционная служба, которая до 2004 г. функционировала в структуре Министерства труда и социальной защиты. На данный момент вопросы миграции населения и государственного регулирования миграционных процессов отнесены к компетенции МВД. С этой целью в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 30.13.2003 № 603 «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов подразделений внутренних дел Республики Беларусь» образован Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел с правами юридического лица. Основными задачами департамента являются:
· разработка и осуществление мер, направленных на реализацию законодательства о гражданстве Республики Беларусь, выезде за границу и въезде в Беларусь граждан, передвижении и выборе ими места жительства, правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, предоставлении статуса беженца или убежища, внешней трудовой миграции;
· совершенствование правового регулирования вопросов гражданства и миграции;
· организация контроля за миграционными процессами и миграционной ситуацией в стране, противодействие незаконной миграции;
· организация научных исследований по проблемам миграции.
Следует также отметить, что вопросами миграции населения в той или иной степени занимается также Государственный комитет пограничных войск, Министерство труда и социальной защиты, облисполкомы, которые осуществляют в пределах своей компетенции функции регулирования миграционных процессов.
3.2 Внешняя миграция Республики Беларусь
С обретением независимости в начале 90-х годов все межреспубликанские обмены с союзными республиками превратились в международные, а либерализация отношений со странами Запада способствовала значительному оттоку населения за пределы распавшегося Советского Союза. В начале 90-х годов международная миграция, также как и внутриреспубликанская, претерпела кардинальные изменения как в направлении движения потоков мигрантов, так и в причинах возникновения миграции. В этот период в большинстве стран постсоветского пространства происходили массовые волнения населения, связанные с обретением независимости, резко ухудшилась экономическая обстановка, изменились политические настроения. Все это сильно отразилось на потоках мигрантов.
На фоне остальных бывших республик СССР Беларусь отличалась более стабильным политическим климатом, отсутствием межнациональных конфликтов, что, безусловно, привлекало в республику как мигрантов, самостоятельно решивших переехать, так и вынужденных переселенцев. Именно в начале 90-х годов наблюдался самый сильный приток населения из республик бывшего СССР. Пиковым оказался 1992 г., когда чистая внешняя миграция со странами СНГ и Балтии составила 66,9 тыс. чел., а отток населения в другие станы мира был совсем незначительным. Именно в 1992 и 1993 гг. чистая внешняя миграция даже смогла перекрыть отток населения из сельской местности, чего никогда не происходило ни в предыдущие, ни в последующие годы независимости Беларуси.
После первых лет обретения независимости в результате затухания межнациональных конфликтов, стабилизации политической и экономической жизни населения во всех бывших республиках СССР столь значительные объемы чистой миграции в нашу республику сократились в разы, а вместе с этим заметный рост оттока мигрантов в другие страны мира привел в 1994 г. к отрицательному сальдо внешней миграции. Но уже начиная с 1995 г., по официальной статистике, сальдо миграции со странами СНГ и Балтии начало расти, а с другими странами мира сокращалось его отрицательное значение. Достигнув еще одного значительного пика в 1998 г., сальдо внешней миграции начало постепенно сокращаться и в нашем столетии незначительно колеблется в районе 2-5 тыс. чел. С 2008 г. был отмечен прирост населения за счет мигрантов не только из СНГ, но и из других стран мира. Это произошло впервые за годы независимости нашей республики.
Практически весь миграционный обмен населением в Республике Беларусь происходит со странами ближнего зарубежья, т.е. с республиками бывшего СССР. Самая высокая интенсивность миграции населения наблюдалась в начале 90-х годов, когда после распада Советского Союза подвижность населения значительно возросла.
К добровольным мигрантам, присоединились вынужденные переселенцы и беженцы, которые бежали из родных мест из-за вооруженных конфликтов и гонений по национальной принадлежности. Для них Республика Беларусь была привлекательна отсутствием серьезных конфликтов и притеснений на этнонациональной почве.
После стабилизации обстановки в большинстве новообразованных независимых государств, численность мигрантов быстро пошла на убыль . Причем миграционный оборот населения сокращается постоянно, особенно за счет сокращения числа эмигрантов в страны СНГ и Балтии. Сальдо миграции также в XXI веке значительно сократилось по сравнению с 90-ми годами ХХ века. Лишь в последние года наметилась тенденция к росту чистой миграции. Конечно, цифры эти растут незначительно и совсем не сопоставимы с необходимым для Беларуси количеством мигрантов, которые могли бы решить демографические проблемы.
Если говорить о доле каждой страны в миграционном обмене населением с Республикой Беларусь, то лидирующее положение занимает Россия. Именно с Россией Республика Беларусь строит Союзное государство, которое обладает общими финансовыми, правовыми, законодательными и другими документами, что только способствует более легкому пересечению границ и дальнейшему обустройству на территории нового государства. В целом за период независимости Республики Беларусь на долю России приходится 64% в миграционном обороте населения. Этот показатель варьируется по годам. Немного ниже он был в начале 90-х, когда у республики в значительных объемах происходил обмен и с другими республиками бывшего СССР. Когда же это явление пошло на спад, Россия заняла лидирующие позиции в численности мигрантов, прибывающих и выезжающих из Республики Беларусь.
На втором месте по доле в миграционном обороте находится Украина. Доля эмигрантов и иммигрантов из Украины всегда колебалась в пределах 15-19%.
С остальными странами постсоветского пространства обмен населением у Республики Беларусь происходит в значительно меньших объемах. Связано это с большей удаленностью этих стран от Беларуси, с отличием в менталитете и национальном составе. В случае же соседей Республики Беларусь - стран Балтии - ключевую роль играет неприсоединение этих стран к СНГ, установление с ними визового режима. Поэтому большое количество белорусов выехало из этих стран в начале 90-х годов, а поток эмигрантов в страны Балтии в эти годы был незначительным.
В чистой миграции наибольший прирост населения в Республику Беларусь также обеспечивается за счет России, на долю которой приходится 37% миграционного прироста. Далее идут страны Балтии, наибольший миграционный прирост из которых наблюдался в начале 90-х годов (достигнув 17 тыс. человек в 1992 г.), а уже в нашем веке он колеблется в пределах 400-600 человек в год. За весь исследуемый период в Республике Беларусь наблюдается довольно значительный равномерный по годам миграционный прирост населения за счет Казахстана и Украины. Связано это с тем, что в этих странах проживало во времена СССР и проживает сейчас значительное количество белорусов, которые сами решают возвращаться ли им на родину и, если возвращаться, то когда. Пик притока населения из этих стран не столь явный, как из других стран, поскольку здесь не было массовых гонений и вооруженных конфликтов.
За счет иммиграции в Беларуси частично компенсируется естественная убыль населения, однако, следует отметить, что среди тех, кто приезжает в Беларусь, значительную часть составляют беженцы из стран СНГ и нелегальные мигранты третьего мира.
Обмен населением со странами дальнего зарубежья.
В миграционном обмене населением с остальными странами мира (кроме стран СНГ и Балтии) у Беларуси наблюдается совсем другая картина. С первых лет обретения независимости из Беларуси в страны дальнего зарубежья выезжает больше мигрантов, чем въезжает. Причины, по которым население предпочитает покинуть республику, изменились за это время. Первоначально основным фактором, влияющим на миграцию, была либерализация политической жизни, т.е. облегчение процесса получения разрешения на выезд. В это время за пределы Беларуси хлынул поток мигрантов, которые уже раньше планировали покинуть страну, но не имели возможности. Помимо этого, на решение эмигрировать оказала влияние и экологическая обстановка, которая резко ухудшилась после взрыва на Чернобыльской АЭС. Именно в начале 90-х годов наблюдался самый значительный поток эмигрантов. Максимальный объем эмиграции был отмечен в 1990 г., когда сальдо миграции составило минус 34,1 тыс. человек.
В дальнейшем отрицательное сальдо миграции постоянно сокращалось, причем именно за счет сокращения численности эмигрантов. Изменились и причины выезда из страны. Если раньше это были этнополитические и экологические проблемы, то уже к середине 90-х годов им на смену пришли экономические и социальные трудности. На снижение численности эмигрантов оказала влияние, с одной стороны, эмиграционная политика Беларуси - упрощение процедуры выезда из страны на короткий срок для посещения родственников или с иными целями, а с другой стороны - иммиграционная политика принимающих стран, в которых ужесточились требования приема иммигрантов.
Основными странами эмиграции для Беларуси являются Израиль, США, Германия. Именно в эти страны выехало больше всего жителей Беларуси, причем доля этих стран в чистой миграции за изучаемый период значительно изменилась. В начале 90-х годов несомненным лидером по количеству эмигрантов выступал Израиль: в 1990 г. на его долю пришлось 97% выданных органами МВД разрешений на выезд, в 1992 г. - 32,5%, а уже в нашем столетии лишь 14-18% эмигрантов направляются в Израиль. Пик эмиграции в США пришелся на 1992 г. и составил 57% от всех получивших разрешение на выезд, постепенно доля эмигрантов сокращалась и в нашем веке установилась на том же уровне, что и с Израилем. Доля Германии в эмиграции из Беларуси, наоборот, постоянно растет: в 1990 г. лишь 0,3% получивших разрешение на выезд направлялись в Германию, а в XXI веке доля Германии в общем объеме эмиграции колеблется в пределах 22-25%.
Помимо вышеназванных основных стран эмиграции у Республики Беларусь отрицательный миграционный прирост с Австралией, Канадой и странами Западной Европы, т.е. со странами развитыми в экономических и других отношениях. В то же время со странами Азии (Китай, Вьетнам, Турция, Индия и др.) Беларусь в последние годы имеет положительный миграционный прирост, причем тенденция эта лишь усиливается. В первую очередь это обусловлено укреплением дружеских договоренностей, заключением двусторонних соглашений между Беларусью и некоторыми странами Азии. Поэтому миграционный прирост с этими странами растет именно за счет роста числа иммигрантов, численность которых с 2008 г. даже перекрывает численность эмигрантов в страны Запада. Таким образом, в 2008 г. впервые за годы независимости чистая миграция со станами «дальнего» зарубежья оказалась положительной и составила 196 чел., а в 2009 г. она достигла 1980 чел., но столь значительный прирост произошел из-за изменений в подсчете статистических данных (страны Балтии, которые всегда приводились в таблицах вместе со странами СНГ, отнесли к странам дальнего зарубежья, а также из состава СНГ исключили Грузию).
От изменений количественных в составе мигрантов следует перейти к изменениям качественным, и в первую очередь к национальному составу мигрантов. Самый значительный приток белорусов произошел в 1992 г., когда в Беларусь прибыло больше всего мигрантов из всех республик бывшего СССР, большинство из которых были коренными белорусами до этого выехавшими за пределы республики. Помимо титульной национальности, в Беларусь велик приток русских (второй по численности национальности в стране), многие из которых прибывают в республику к давно живущим здесь родственникам. Также следует отметить значительный отток из страны евреев, в начале 90-х годов большинство евреев выезжало в Израиль и США. В последние годы данный поток значительно ослабел, и даже наметилась тенденция увеличения числа прибывающих в страну евреев, благодаря чему в 2009 г. сальдо миграции по данной национальности стало положительным.
Среди менее многочисленных в Республике Беларусь национальностей следует отметить сильно возросшую в последние годы положительную чистую миграцию азербайджанцев, китайцев и туркменов, доля которых в чистой миграции по официальным данным в 2009 г. составила соответственно 3,4%, 3,1% и 3,8%. Доля прибывающих в страну лиц вышеперечисленных национальностей не столь велика, чтобы приблизиться по численности к значительному потоку мигрантов со славянскими корнями, однако, если эта доля начнет расти быстрыми темпами, то может привести к образованию на территории Беларуси диаспор данных национальностей. При этом следует учитывать, что, несмотря на то, что Беларусь проводит миграционную политику по увеличению численности мигрантов, желательно, чтобы это были мигранты из соседних славянских государств, которым легче ассимилироваться в белорусское общество.
Следующей немаловажной характеристикой мигрантов является их половозрастной состав. В Республике Беларусь с начала XXI века наметилась устойчивая тенденция преобладания в чистой миграции мужчин, что характерно для международной миграции в большинстве стран мира. Но, если во многих странах численность мужчин-мигрантов выше за счет преобладания их в числе прибывших, то в Беларусь прибывает одинаковое количество мужчин и женщин, а вот эмигрирует из страны ежегодно почти на 1000 чел. больше женщин, чем мужчин. К этому следует добавить, что сальдо миграции женщин в возрасте от 25 до 35 лет либо отрицательно, либо минимально положительно, что указывает на так называемую миграцию «невест». В целом в половозрастной миграции следует отметить значительный приток молодежи в возрасте 15-25 лет. Это свидетельствует о притоке мигрантов из-за рубежа, особенно из соседних стран, для обучения в высших и средних специальных заведениях Беларуси. После получения диплома большинство студентов выезжает в свои родные страны для дальнейшего трудоустройства, что отражается в самом высоком оттоке населения в возрасте 25-29 лет. Также значительный прирост населения наблюдается в предпенсионном возрасте с 50 до 60 лет. Образуется он за счет сокращения после 50 лет численности эмигрантов при практически неизменном потоке иммигрантов. При этом если в трудоспособном возрасте в сальдо миграции численность мужчин преобладает над численностью женщин, то к 55 годам эта диспропорция изменяется в пользу женщин.
С одной стороны, население Республики Беларусь в основном пополняется за счет мигрантов в трудоспособном возрасте (их доля в сальдо миграции более 60%), что благоприятно сказывается как на трудовом, так и на демовоспроизводственном потенциале страны. Но в последние годы наметилась тенденция к увеличению доли мигрантов старше трудоспособного возраста, что ведет к увеличению нагрузки на пенсионные фонды и другие социальные учреждения по работе с пожилыми людьми, а также сокращение доли детей в будущем лишает Беларусь потенциального трудоспособного населения.
В потоке международных иммигрантов преобладает население, получившее общее среднее и среднее специальное образование (соответственно около 40% и 25% от всех прибывших в возрасте 16 лет и старше), доля лиц с высшим образованием чуть выше 20%. В потоке же эмигрантов доля лиц с общим средним и высшим образованием приблизительно одинакова (30-35%). Отрицательное сальдо миграции лиц с высшим образованием и максимальный прирост за счет мигрантов с общим средним образованием. Частично это объясняется иммиграцией студентов для обучения в вузах и ссузах Республики Беларусь, которые после получения дипломов отправляются домой. Для экономического развития Беларуси это неплохо, т.к. международные студенты обучаются платно, причем в некоторых учебных заведениях оплата для иностранцев выше, чем для жителей республики. Но, помимо иностранцев, за пределы Республики Беларусь устремляется и коренное население с высшим образованием, что явно наносит ущерб экономическому благосостоянию страны, которая вкладывает определенные денежные средства в обучение специалистов с намерением получить доход от их профессиональной деятельности.
Проблема «утечки умов» активизировалась после распада СССР и не прекращается до сих пор. Основной причиной интеллектуальной миграции в республике является сокращение финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Так, если в 1995 г. доля расходов на науку из средств республиканского бюджета составляла - 0,53% к валовому внутреннему продукту, то в 2000 г. - 0,39%, в 2003 г. - 0,37%, а в 2006 г. - 0,38%. Анализ данных мониторинга интеллектуальной миграции за период 1996-2006 гг. показывает, что в среднем из Беларуси ежегодно эмигрировало и оставалось за границей порядка от 70 до 90 научных работников и преподавателей ВУЗов (из них в среднем 5-6 докторов наук, 27-30 кандидатов наук и 38-45 работников без ученой степени). В разрезе регионов более половины эмигрировавших научных кадров приходится на г. Минск, что обусловлено расположением здесь ведущих научных и учебных учреждений Республики Беларусь.
Еще одной неблагоприятной тенденцией в сфере интеллектуальной миграции выступает омоложение научной эмиграции. Большинство опытных ученых и преподавателей со стажем выехали за рубеж в конце ХХ века, когда ощущалась особенная нехватка финансирования и сокращение рабочих мест. В ХХI растет поддержка науки и образования со стороны государства, особенно это касается остепененных сотрудников со стажем.
Таким образом, эмиграция научных работников и ее темпы представляют реальную угрозу для экономики, интеллектуального потенциала страны и ее будущего.
Основной причиной не благополучной ситуации в науке выступает низкая оплата труда научных сотрудников, а также низкая доля внедрений НИОКР в производственные процессы, что опять же снижает финансирование научных исследований.
В последние годы предпринимаются попытки по снижению эмиграции научных работников и преподавателей, что отразилось в снижении темпов их выезда с 2000 г.
Нелегальная миграция
Вместе с активизацией процессов международной миграции в Беларуси начала проявляться и негативная сторона данного процесса - нелегальная миграция. Для большинства нелегалов Беларусь выступает как транзитное государство на пути к развитым европейским государствам. Странами выхода незаконных мигрантов в первую очередь выступают страны Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока.
Наиболее распространенный тип незарегистрированной занятости за рубежом представителей Республики Беларусь приходится на строительную отрасль, далее идет сельское хозяйство, а женщины часто заняты в качестве домашней прислуги.
По оценкам экспертов, в Беларуси теневой оборот от торговли людьми ежегодно составляет порядка 15 млн. долларов США. Что касается сексуальной эксплуатации, то белорусских девушек вывозили в 30 стран мира, в частности, в Германию, Россию, Чехию, Израиль, Кипр.
Для противодействия росту торговли людьми и для объединения усилий органов государственного управления, правоохранительных органов, общественных объединений, юридических лиц и граждан по недопущению расширения негативных последствий данного явления была разработана «Государственная программа комплексных мер по противодействию торговле людьми и распространения проституции на 2002-2007 гг.», а в декабре 2007 г. в Беларуси утвердили новую «Государственную программу противодействия торговле людьми, нелегальной миграции и связанным с ними противоправным деяниям на 2008-2010 годы». Помимо этого Беларусь оформила участие в девяти международных конвенциях в этой области, является участником ряда региональных и субрегиональных международных форумов, посвященных вопросам сотрудничества в сфере миграции.
Международная трудовая миграция
В начале 90-х годов наряду с открытием границ для международных мигрантов Республика Беларусь стала участником международного экспорта рабочей силы. Открытие границ, изменение социально-экономической ситуации в стране, утверждение законов о трудовой миграции породило значительную волну трудовых мигрантов, большинство из которых стремилось выехать на заработки в другие страны. По статистическим данным (учет трудовых мигрантов ведется с 1994 г.), всего за годы независимости из Республики Беларусь официально на заработки выехало почти 66 тыс. человек, а прибыло лишь 27 тыс. человек. Таким образом, Беларусь, в отличие от развитых стран Западной Европы и Америки, является в первую очередь поставщиком рабочей силы на международный рынок труда.
Белорусские трудовые мигранты могут успешно конкурировать на международном рынке труда. Беларусь находится на 68-м месте из 182 стран по индексу развития человеческого потенциала.
Если динамика численности официально выехавших на заработки мигрантов неоднозначна и постоянно колеблется, то в динамике численности прибывающих в страну трудящихся мигрантов наметилась четкая тенденция к росту, в 2009 г. число официально въехавших в страну трудовых мигрантов впервые перекрыло численность официально выехавших за рубеж.
Основными странами, принимающими рабочую силу из Республики Беларусь, выступают Россия и США, в которые в 2009 г. прибыло соответственно 64% и 30% от всех официально выехавших из страны трудовых мигрантов. Помимо этих стран, трудящиеся из Беларуси выезжают в Польшу, Чехию, Германию, ОАЭ, но их поток незначителен и в последние годы снижается.
География стран-доноров рабочей силы значительно шире и растет год от года. Так, в 2000 г. их было 18, в 2003 г. - 17, в 2006 г. - 50, а в 2009 г. - 63 страны. Среди стран, из которых прибывают трудовые мигранты, нет четкого лидера, в основном это страны с таким же, как в Беларуси или более низким уровнем экономического развития.
В 2009 г. значительно возросла численность и доля трудовых мигрантов, прибывших из Украины, Турции, Литвы и Китая. Более половины всех прибывших в страну трудовых мигрантов относятся к квалифицированным рабочим промышленности и строительства, 80% из которых прибыли из вышеперечисленных стран. Следующей по численности прибывших идет группа специалистов-профессионалов, на долю которой приходится 11% от всех трудовых мигрантов, причем наблюдается тенденция к постоянному росту данной категории трудовых мигрантов. В Республику Беларусь специалисты-профессионалы, также как и другие работники умственного труда въезжают в основном из развитых стран Европы и Америки.
Среди выехавших за рубеж трудовых мигрантов также преобладают работники физического труда, большинство из которых занято в строительстве, сфере услуг и торговле, а в США 50% выехавших работает в качестве неквалифицированных рабочих. На долю лиц, занятых в стране назначения в сфере умственного труда приходится 11% от всех мигрантов, причем почти все они работают в России. Несмотря на разницу в условиях занятости, уровень образования трудовых мигрантов, выезжающих в развитые и развивающиеся страны одинаков. Так, по данным официальной статистики в 2009 г., 67% из всех выехавших трудовых мигрантов имели общее среднее образование, 21% - среднее специальное и 9% - высшее образование.
В половозрастном составе прослеживается сильная разница между въехавшими и выехавшими из республики мигрантами. Так, в 2009 г. 90,5% въехавших для работы на основе подписанных договоров и контрактов - мужчины, основной возраст которых от 25 до 34 лет. У выехавших по контракту за рубеж соотношение полов приблизительно одинаково - 56% мужчин и 44% женщин, но по возрасту выделяется группа 20-24 года, на долю которой приходится 41,5% от всех выехавших трудовых мигрантов, к тому же 68% из этой когорты составляют женщины. Таким образом, если приезжают в страну в основном мужчины строительных и других низкоквалифицированных специальностей во всех трудоспособных возрастах, то выезжает из страны молодежь до 25 лет с высшим или неоконченным высшим образованием. В большинстве своем это студенты вузов и ссузов, которые выезжают на летние каникулы на подработку, чтобы улучшить свое материальное положение. Возвращаясь домой, своими денежными расходами они производят посильный вклад в развитие экономики государства, но в данном виде трудовой миграции нередки случаи невозвращения студентов на родину в срок, и в данном случае государство несет потери в виде средств, затраченных на обучение данной группы населения.
К настоящему времени в Беларуси практически полностью сформировано миграционное законодательство, регламентирующее процессы трудовой миграции и отвечающее международным нормам и правилам. Принят Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» (1998 г.), действуют Постановление «Об утверждении правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», «Положение о порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на привлечение в Беларусь иностранной рабочей силы и на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан республики за границей» (1998 г.). Помимо этого, одной из форм организации трудовой миграции в Беларуси стало заключение двусторонних соглашений с заинтересованными странами. На данный момент Республикой Беларусь заключены межправительственные соглашения о временной трудовой деятельности с Молдовой, Польшей, Украиной, Казахстаном, Арменией, Литвой.
Большинство принятых в республике программ применяются в области защиты прав трудовых мигрантов, работающих за рубежом. Однако если до сегодняшнего дня Беларусь полностью могла удовлетворить свои потребности в трудовых ресурсах и потери за счет экспорта рабочей силы не значительно сказывались на экономическом развитии, то в последующие годы деформация возрастной структуры населения в сторону уменьшения лиц трудоспособного возраста может привести к дефициту трудовых ресурсов. Сейчас следует обратить внимание на разработку и усовершенствование программ по привлечению трудовых ресурсов из других стран, а также на стимулирование процесса возвращения квалифицированной рабочей силы, покинувшей страну в предыдущие годы.
Заключение
Миграции оказывают огромное влияние на численность, размещение, структуру и динамику населения сёл, городов, районов, стран и континентов. Миграционные процессы сказываются на социально-экономическом развитии всех стран, причём как положительным образом, так и отрицательным. В настоящее время наиболее существенными являются следующие тенденции международной миграции:
1) появление самостоятельной формы миграции - миграции рабочей силы;
2) увеличение масштабов миграции рабочей силы;
3) формирование новых центров притяжения мигрантов - Европа, Ближний Восток, Латинская Америка, Юго-Восточная Азия;
4) появление основных стран-поставщиков иностранной рабочей силы - Индия, Пакистан, Индонезия, Алжир, Турция и др.;
5) увеличение среди всех мигрантов доли лиц с высоким уровнем образования, что получило название «утечки умов»;
6) рост нелегальной миграции.
Из современных мировых тенденций миграции населения для Республики Беларусь наиболее значимой является проблема «утечки умов». Этот процесс ведет к ослаблению научного потенциала страны, распаду научных школ, свертыванию ряда фундаментальных исследований. С точки зрения экономических рисков «утечка мозгов» представляет собой серьезную проблему. Получая хорошую базу, выпускники университетов и аспирантур уезжают на Запад продолжать свое образование. Зачастую они получают предложения о работе, остаются, и в этом заключается очевидный экономический ущерб для страны-донора, так как основа для дальнейшего профессионального роста за рубежом обеспечивается именно в этой стране.
Во внутренней миграции Республики Беларусь основным направлением является перемещение населения из села в город. Это способствует повышению уровня образования и профессиональной подготовки сельских жителей, что несомненно является положительным моментом, однако это также способствует и образованию дефицита рабочей силы в сельской местности, что является достаточно острой проблемой и ставит под вопрос возможность существования поселений сельского типа в целом. В настоящее время происходит деформация возрастной и половой структуры сельских жителей: на селе мало молодых людей и много пожилых; меняется количественное соотношение мужчин и женщин. В результате село продолжает терять свой демовоспроизводственный потенциал.
Внешняя миграция сейчас приобретает для республики особенное значение, так как население нашей республики не воспроизводит свою численность и ежегодно происходит значительная убыль населения. В такой ситуации на сегодняшний день лишь приток населения из-за пределов страны может способствовать замедлению процесса депопуляции. Однако, этот приток лишь слегка сглаживает демографическую проблему Беларуси.
Таким образом, можно сделать вывод, что миграционные процессы оказывают значительное влияние не только на размещение населения Земли, но и на многие аспекты социально-экономического развития стран.
Список использованных источников
1) Бутов В.И. Демография: Учебное пособие/Под ред. В.Г. Игнатова. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.
2) Бурла М.П., Соколов В.В. Население мира: Демографический энциклопедический справочник. - Тирасполь: ТФ МИПП, 2002.
3) Население и глобализация: 2-е изд. / Н.М. Римашевская, В.Ф. Галецкий, А.А.Овсянников и др. - М.: Наука, 2004.
4) Размещение населения Земли
5) Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор)/ М: Гардарики, 2001.
6) Антипова Е.А. География населения мира: курс лекций Мн: БГУ, 2003.
7) Бутов В.И. Демография: Учебное пособие / Под ред. В.Г. Игнатова/ М., 2003.
8) Демография и статистика населения: учебник / И. И. Елисеева, Э. К. Васильева, М.А. Клупти и др.; Под ред. И. И. Елисеевой. - М., 2006.
9) Максаковский В.П. Географическая картина мира/ М., 2004.
10) Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика/ М., 1987.
11) Тихонова Л.Е. Демография Беларуси/ Мн: БГУ, 2004.
12) Народонаселение. Энциклопедический словарь/ Гл. Ред. Н 30 Г.Г. Меликьян. Ред. Коллегия: А.Я. Кваша, А.А. Ткаченко, Н.Н. Шаповалова, Д.К. Шелестов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.-640с.
13) Шахотько Л.П. Население Республики Беларусь в конце ХХ века / Науч.-исслед. ин-т статистики при Минстате Респ. Беларусь. - Мн.: НИИС, 1996.
14) Тихонова Л.Е. Современные миграционные процессы в Беларуси // Миграция в постсоветском пространстве: политическая стабильность и международное сотрудничество / Под ред. Д.Р. Азраэла, В. Мукомеля, Э. Паина. - М.: Комплекс-Прогресс, 1997.
15) Миграция населения Республики Беларусь / М.И. Артюхин [и др.]; под общ. ред. Г.М. Евелькина; Ин-т социологии, Нац. акад. наук Беларуси. - Мн: Белорус. Наука, 2008, с.46.
16) Шахотько Л.П. Модель демографического развития Республики Беларусь / Л.П. Шахотько; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т экономики. - Мн: Беларус. Навука, 2009.