Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Обучение населения по ГО

Работа из раздела: «Военная кафедра»

Обучение населения защите от воз­действия оружия массового пораже­ния и
других средств нападения про­тивника — одна из основных задач Гражданской
обороны России. Оно ор­ганизуется и проводится на основании указаний
старших начальников ГО и их штабов, а также указаний и реше­ний местных
партийных и советских органов по вопросам ГО.
Обучение по ГО является всеоб­щим для всех граждан России. Сегодняшние
события в Косово еще раз доказывают, то что никто в наше время не
застрахован от нападения. Поэтому вопрос ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЕ актуален и по сей день.Ответ­ственность за обучение руководящего
состава ГО, рабочих и служащих по ГО на объекте, а также населения,
проживающего в ведомственном жилом секторе, возлагается на начальника ГО
объекта. Через штаб ГО объекта он организует, обеспечивает и руко­водит
проведением учебных мероприя­тий, осуществляет постоянный конт­роль за
своевременным и качествен­ным проведением занятий и учений.
На объекте в соответствии с функ­циональными обязанностями по граж­данской
обороне рабочие и служащие условно подразделяются на следую­щие категории
обучаемых: руководя­щий состав гражданской обороны; формирования; рабочие и
служащие; население, не занятое в сферах произ­водства и обслуживания,
проживаю­щее в ведомственном жилом секторе.
Каждая категория обучается по специально разрабатываемым про­граммам.
1. Принципы, формы и методы обучения
Общими принципами при организа­ции и проведении обучения населения по ГО
являются: коммунистическая партийность и научность; обучение то­му, что
необходимо в условиях воен­ного времени; систематичность и
по­следовательность; сознательность и активность; наглядность и
доступ­ность; прочность овладения знаниями, навыками и умениями;
коллективизм и индивидуальный подход в обучении;
выработка морально-психологической стойкости.
Качество обучения населения по ГО зависит от правильно примененных форм и
методов обучения. Формы обу­чения выражают организационную сторону учебного
процесса. Они преду­сматривают состав и группировку обучаемых; структуру
занятия (уче­ния); место, время и продолжитель­ность его проведения; роль и
специфи­ку деятельности обучаемых и руково­дителя занятий.
Формы обучения:классные заня­тия, тренировки, тактико-специальные учения,
командно-штабные учения, объектовые тренировки, комплексные учения
гражданской обороны.
Метод обучения— это способ или прием, посредством которого руково­дитель
занятия, опираясь на созна­тельность обучаемых, вооружает их знаниями,
умением, навыками и фор­мирует у них необходимые умствен­ные и физические
качества для выпол­нения задач ГО. Основной метод обу­чения — практические
занятия. При обучении руководящего состава ГО предусматриваются лекции,
практиче­ские занятия и групповые упражне­ния. Изучение программы
завершает­ся участием руководящего состава в комплексном учении по
гражданской обороне, в ходе которого совершенст­вуются знания и
практические навыки по ведению ГО в различных условиях обстановки, в
управлении силами ГО и проведении СНАВР.
При подготовке формирований применяются: для командно-начальст­вующего
состава семинары, классно-групповые и практические занятия, а также участие
в штабных тренировках и командно-штабных учениях, а для рядового состава —
практические за­нятия.
Практическое занятие проводится с целью приобретения и совершенство­вания
навыков в выполнении тех или иных приемов работы с приборами радиационной и
химической разведки, контроля радиоактивного заражения и облучения,
выполнения работ по ликвидации последствий применения противником оружия
массового пора­жения, стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф,
отработки норма­тивов по практическому обучению за­щите от оружия массового
поражения.
Планирование и учет.Планирова­ние подготовки руководящего состава,
формирований, рабочих и служащих по гражданской обороне осуществля­ется на
основании приказа начальника ГО района (города) и директивных указаний
министерств (ведомств) по итогам подготовки за прошлый и зада­чам на новый
учебный год, программ подготовки, выписок из планов комп­лектования курсов
ГО и учебных заведений повышения квалификации.
При планировании подготовки по ГО на объекте рекомендуется разра­батывать
следующие документы: при­каз начальника ГО объекта по итогам подготовки по
ГО за минувший и за­дачам на новый учебный год; план основных мероприятий
подготовки ру­ководящего состава, формирований, рабочих, служащих и
обучения населе­ния, не занятого в сферах производст­ва и обслуживания,
проживающего в ведомственном жилом секторе; распи­сание занятий с каждой
учебной груп­пой; перечень тем штабных трениро­вок и учений по ГО; план-
заявку под­готовки руководящего и командно-на­чальствующего состава на
курсах ГО в новом учебном году.
Кроме указанных документов на объекте могут разрабатываться: гра­фик
использования учебно-материаль­ной базы объекта, месячный план ра­боты
штаба ГО объекта и другие до­кументы по произвольной форме. На основании
приказа, плана, программ, руководящих документов по ГО созда­ются учебные
группы в структурных подразделениях и составляется распи­сание занятий для
каждой учебной группы и формирования. Расписание занятий для руководящего и
команд­но-начальствующего состава составля­ет начальник штаба ГО объекта;
бойцов формирований — командиры фор­мирований; обучающихся остальных
категорий — руководители занятий.
Дни занятий определяются начальни­ком ГО объекта. В расписаниях заня­тий
необходимо отражать последова­тельность отработки тем учебных за­нятий,
предусмотренных программами обучения.
Расписание занятий рекомендуется вывешивать заблаговременно, на вид­ном
месте, вблизи рабочих мест, что­бы каждый обучающийся мог его свое­временно
прочитать и узнать время, место и тему занятий. Учет проводи­мых занятий
организует и ведет штаб ГО объекта. С этой целью ведутся журналы учета
проводимых занятий со всеми категориями обучаемых. Они выдаются каждой
учебной группе и формированию; отметки о проведении занятий делает
руководитель учебной группы.
2. Организация обучения на промышленном объекте
Подготовка руководящего состава.
Цель обучения — подготовка руково­дящего состава объекта к практичес­кому
выполнению своих функциональ­ных обязанностей по гражданской обороне, а
также постоянное совер­шенствование знаний и закрепление навыков в решении
задач гражданской обороны на объекте. От уровня теоре­тических знаний и
практических навы­ков руководящего состава зависит их умение управлять
силами и средства­ми гражданской обороны в сложных условиях обстановки.
Обучение по гражданской обороне руководящего состава осуществляется на
курсах гражданской обороны, в ин­ститутах, на факультетах и кур­сах
повышения квалификации, а также на объектах. На объекте из лиц руководящего
состава создается учебная группа. В состав этой группы входят заместители
начальника ГО объекта, работники штаба ГО, началь­ники служб ГО и главные
специалис­ты, начальники цехов и им равных структурных подразделений,
команди­ры формирований общего назначения, их заместители и начальники
штабов (командиры формирований, входящие в состав этих подразделений,
обучают­ся по программе подготовки формиро­ваний). Состав учебной группы
руко­водящего состава определяет началь­ник гражданской обороны объекта
своим приказом. Обучение руководящего состава может проводиться путем
сборов или периодических занятий на учебно-ма­териальной базе своего
объекта. Заня­тия с учебной группой руководящего состава проводят:
начальник граж­данской обороны объекта, его замес­тители, начальник штаба
ГО объекта, начальники служб, главные специа­листы, а также работники
вышестоя­щих штабов ГО, организаций и учреж­дений.
В научно-исследовательских учреж­дениях, конструкторских бюро и учеб­ных
заведениях для проведения заня­тий по отдельным темам привлекаются научные
работники, специалисты на­родного хозяйства и преподаватель­ский состав.
Подготовка формирований. Ее цель — готовить формирования к сла­женным
действиям в очагах пораже­ния (зонах заражения), районах сти­хийных
бедствий, крупных аварий и катастроф в соответствии с предназна­чением.
На командно-начальствующий со­став возлагается ответственность по
поддержанию на необходимом уровне готовности формирований к выполне­нию
возложенных на них задач в сложных условиях быстро меняющей­ся обстановки.
Обучение личного со­става формирований на объекте про­водится ежегодно и
включает общую, специальную подготовку и тактико-специальные учения.
Общая подготовка осуществляется в нерабочее время по программе под­готовки
рабочих и служащих и орга­низуется по цехам, производствам, от­делам,
бригадам и т. д.
Специальная подготовка и такти­ко-специальные учения проводятся в рабочее
время. При планировании обучения личного состава формирова­ний
предусматривается, чтобы занятия с командирами формирований предше­ствовали
занятиям с рядовым соста­вом по общим темам. Изучение тем общей и
специальной подготовки мо­жет осуществляться параллельно.
Для подготовки команд­но-начальствующего состава на объекте по общей
тематике специ­альной подготовки создаются учебные группы не более 30
человек из коман­диров различных формирований. Спе­циальные темы изучаются
в составе групп, комплектуемых из одноименных формирований или по
родственным специальностям.
Занятия с командирами формиро­ваний проводят начальник штаба ГО, начальники
служб и главные специа­листы объекта.
Обучение рядового состава формирований по специальной подготовке (по всем
темам) проводит­ся их командирами (начальниками) на учебно-материальной
базе своего объ­екта с целью привития обучаемым практических навыков в
выполнении своих функциональных обязанностей— на тактическом фоне с
использованием средств имитации, создающих обста­новку, максимально
приближенную к реальной.
Формирования завершают свою подготовку тактико-специальным уче­нием. На
тактико-специальные заня­тия и учения формирования необходи­мо выводить
полностью укомплекто­ванные личным составом, техникой, приборами,
инструментами, средства­ми индивидуальной защиты и имуще­ством.
В конце учебного года по результа­там тактико-специальных учений, а также
степени усвоения программы каждому обучаемому и формированию в целом
выставляется оценка.
Подготовка рабочих ислужащих. При их подготовке каждому обучаемо­му дается
определенный объем знаний и практических навыков в эффектив­ном
использовании всех средств и спо­собов защиты от оружия массового поражения
и других средств нападе­ния противника.
Обучение осуществляется по про­грамме, предусматривающей привитие твердых и
уверенных практических на­выков в использовании основных средств и способов
защиты, действий в очагах поражения и зонах зараже­ния, а также оказания
само- и взаимо­помощи при поражениях. Занятия в ос­новном проводятся
практически.
Важным элементом обучения, спо­собствующим решению этой задачи, является
выполнение специальных нормативов при отработке тем про­граммы. Выполнение
и сдача норма­тивов — это одна из форм практичес­кого обучения способам
защиты от воздействия оружия массового пора­жения.
Нормативы наиболее полно охва­тывают комплекс практических мероприятий по
защите населения от ору­жия массового поражения. Они спо­собствуют
выработке твердых навыков в использовании средств индивидуаль­ной и
коллективной защиты, оказания первой медицинской помощи поражен­ным и при
проведении спасательных и неотложных аварийно-восстанови­тельных работ в
очагах поражения и зонах заражения.
Основное внимание при отработке нормативов следует обращать на
прак­тические занятия, тренировки, выпол­нение зачетных требований. Умение
выполнять нормативы дает возмож­ность установить единый подход в
оп­ределении степени готовности обучае­мых к защите от воздействия оружия
массового поражения и других средств нападения противника.
Для проведения занятий на каж­дом объекте по цехам, отделам к дру­гим
подразделениям создаются учеб­ные группы численностью до 30 чело­век, в
которые входят все рабочие и служащие, в том числе и состоящие в
формированиях. Руководители заня­тий подбираются из числа начальни­ков
служб, командиров формирова­ний, главных специалистов, начальни­ков цехов,
мастеров, инженерно-техни­ческого состава и других подготовлен­ных лиц,
назначенных приказом на­чальника ГО объекта.
Руководители учебных групп еже­годно обучаются на курсах ГО или на своем
объекте. Для занятий по меди­цинским темам привлекаются меди­цинские
работники.
Итоги изучения программы рабочи­ми и служащими ежегодно объявляют­ся
приказом начальника ГО объекта.
Подготовка населения, не занятого в сферах производства и
обслужива­ния.Данная категория населения изучает способы защиты от оружия
мас­тного поражения и других средств нападения противника. Основное
вни­мание при этом обращается на умение обучаемых действовать по сигналам
оповещения, пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защи­ты,
оказывать помощь себе и пострадавшим, защищать детей от оружия массового
поражения и других средств нападения противника, а также на знание правил
поведения при стихий­ных бедствиях.
Обучение организуется по месту жительства штабом ГО объекта, кото­рому
принадлежит жилой сектор. За­нятия проводят в учебных группах (10—12
человек) по расписанию, кото­рое составляют на учебный год. Руко­водителей
учебных групп назначают приказом начальника ГО объекта. За­нятия по
медицинским темам проводят врачи, фельдшера, медсестры, студен­ты старших
курсов медицинских вузов. Кроме этого, население самостоятель­но изучает
памятку «Это должен знать и уметь каждый».
Ответственность за организацию занятий и обучение этой категории не­сут
начальники ГО объектов.
3. Учения по гражданской обороне
Учения являются высшей и актив­ной формой подготовки руководящего состава,
формирований и населения к выполнению задач гражданской оборо­ны. На
учениях вырабатываются необ­ходимые практические навыки, четкие и слаженные
действия личного соста­ва формирований, совершенствуются и изыскиваются
наиболее целесообраз­ные приемы использования техники, приборов, различных
агрегатов и инст­рументов, отрабатываются управление, связь, оповещение.
Учения по ГО, проводимые в соот­ветствии с современными требования­ми, дают
возможность обучать форми­рования, рабочих, служащих и населе­ние, не
занятое в сферах производства и обслуживания, действиям в условиях
применения противником оружия мас­сового поражения и других средств
нападения, воспитывать в людях высо­кие морально-политические и
психоло­гические качества.
В зависимости от целей, задач, ме­тода проведения и состава участни­ков на
объектах организуются и про­водятся:
— тактико-специальные учения гражданской обороны;
— командно-штабные учения граж­данской обороны;
— объектовые тренировки по гражданской обороне;
— комплексные учения граждан­ской обороны.
Тактико-специальные учения гражданской обороны — основная и наиболее
эффективная форма всесторонней подготовки фор­мирований к выполнению
стоящих пе­ред ними задач.
На этих учениях совершенствуются практические навыки командно-
на­чальствующего состава в управлении формированиями при ликвидации
по­следствий применения противником оружия массового поражения и других
средств нападения, а также при орга­низации и проведении мероприятий ГО по
защите населения и производ­ства.
Формирования на тактико-специ­альных учениях используют учебно-
ма­териальную базу своего объекта: ком­мунально-энергетические сети,
защит­ные сооружения, различные постройки, учебный городок (при его
отсутствии учебный городок района или одного из соседних объектов) и
отрабатывают стоящие перед ними задачи в услови­ях конкретной тактической
обстановки при тесном взаимодействии между подразделениями (звеньями,
группами, отделениями).
Со спасательными формирования­ми тактико-специальные учения про­водятся,
как правило, совместно с формированиями служб ГО, самостоя­тельно или в
ходе командно-штабного учения объекта. Руководителем уче­ния с
формированием общего назначе­ния является соответствующий началь­ник ГО,
начальник штаба или коман­дир этого формирования, а с формиро­ванием
служб—соответствующий на­чальник службы, которому непосред­ственно
подчинено формирование.
Подготовка учения.Подготовку к учению необходимо проводить забла­говременно
и всесторонне. Она осуще­ствляется в соответствии с календар­ным планом.
На основании указаний руководи­теля учения разрабатываются: план проведения
учения, организационные указания, частные планы заместите­лей, помощников
руководителя уче­ния , план политической работы, пла­ны обеспечения учения
(материально-технического, связи, имитации, комен­дантской службы и др.),
инструкция по мерам безопасности на учении.
Основной учебно-методический до­кумент тактико-специального учения— план
проведения учения, в котором от­ражаются ход учения и последователь­ность
отработки учебных вопросов по этапам. Он разрабатывается тексту­ально и
включает: тему, учебные цели для каждой категории обучаемых; вре­мя
проведения учения; состав привле­каемых к учению формирований; коли­чество
техники и нормы расхода мото­ресурсов и имитационных средств;
этапы учения, их продолжительность и учебные вопросы; тактическую
обста­новку, группировку сил, место нахож­дения пунктов управления,
обстановку на объекте после применения против­ником оружия массового
поражения; решения соответствующих начальни­ков ГО и задачи подчиненным.
Проведение учения.Учение может начинаться непосредственно на месте
постоянного расположения формиро­ваний или внезапно по тревоге. В на­чале
необходимо оповестить и собрать личный состав, вывести технику и про­верить
их готовность к действию. Ко­мандирам формирований руководи­тель учения
вручает тактическое зада­ние или вводные и предоставляет не­обходимое время
для уяснения задачи, оценки обстановки, принятия решения, постановки задач
подчиненным и орга­низации их действия. Руководитель учения заслушивает и
утверждает ре­шения командиров формирований на предстоящие действия, а в
случае не­обходимости путем дополнительных вопросов добивается более
глубокой оценки ими обстановки и принятия наиболее целесообразных решений,
об­ращая особое внимание на своевре­менную организацию спасательных работ в
соответствии со сложившейся обстановкой и на эффективное исполь­зование
техники. Дальнейший поря­док проведения учения руководитель определяет с
учетом оценки решений обучаемых им командиров и разрабо­танного плана
учения. Руководитель учения лично и через своих помощников наращивает в
ходе учения обстановку, предусматривая выход из строя людей и техники,
из­менение радиационной, химической, бактериологической (биологической)
обстановки на объекте. В соответствии с обстановкой руководитель учения
добивается от командиров принятия наиболее целесообразных решений,
распоряжений, постановки подчиненным задач и соответствующих действий
последних. Рядовой состав формирований выполняет практически задачи на
технике, приборах и других механизмах по своей специальности. Учение
рекомендуется заканчивать выводом формирований из очага поражения и
проведением полной специальной обработки. В заключение ру­ководитель
проводит разбор учения.
Командно-штабное учениегражданской обороны является одной из основных форм
совместной подго­товки начальников штабов, начальни­ков служб ГО, другого
руководящего и командно-начальствующего состава объектов к выполнению своих
функци­ональных обязанностей. На нем отра­батываются все основные вопросы
организации и ведения ГО, а также проверяется реальность разработан­ных
планов ГО.
Основные цели командно-штабного учения: повышение теоретических зна­ний и
практических навыков руководя­щего и командно-начальствующего со­става в
выполнении мероприятий ГО объекта; отработка взаимодействия между службами,
формированиями и соседями; уточнение и отработка воп­росов управления ГО
объекта и все­стороннего обеспечения мероприятий; привитие обучаемым
необходимых практических навыков в организации и ведении ГО на объекте.
Командно-штабное учениепроводит­ся на фоне конкретной тактической
обстановки. Тема учений и учебные вопросы обычно увязываются с темой
предстоящего комплексного учения или объектовой тренировки. Перед ко­мандно-
штабным учением рекоменду­ется проводить штабные тренировки. Количество их
и время проведения оп­ределяет начальник ГО объекта, исхо­дя из целей
предстоящего учения и уровня подготовки руководящего со­става и органов
управления. На уче­ние могут привлекаться разведыва­тельные формирования,
формирования связи, охраны общественного порядка, санитарные дружины
(посты), а на отдельных этапах учения и другие формирования, в том числе и
спаса­тельные. Руководителем командно-штабного учения является начальник
гражданской обороны объекта.
Объектовые тренировки по гражданской обороне. Объек­товые тренировки по
гражданской обо­роне—наиболее совершенная форма подготовки малых объектов и
учебных заведений к действиям в условиях воз­можного применения противником
оружия массового поражения и других средств нападения. На тренировках
отрабатываются только отдельные практические мероприятия с таким рас­четом,
чтобы за 2—3-летний цикл от­работать весь комплекс мероприятий,
предусмотренных планом ГО объекта. Проверяется реальность этих
меро­приятий.
К участию в объективной трениров­ке привлекаются: руководящий состав,
формирования, рабочие и служащие, студенты и учащиеся и население
ве­домственного жилого фонда и незаня­тое в производстве и сфере
обслужи­вания.
Главная задача 0'бъектовых трени­ровок—отработка основных, наиболее
Э1рфективных приемов и способов за­щиты людей от оружия массового
по­ражения и других средств нападения противника, а также мероприятий,
по­вышающих устойчивость работы объ­ектов в военное время.
Подготовка объектовой трениров­ки осуществляется лично начальником ГО
объекта с учетом характера произ­водственной деятельности объекта и
организации гражданской обороны. Для более организованной и
целена­правленной подготовки объектовой тренировки разрабатываются и
изда­ются: приказ начальника гражданской обороны объекта, который доводится
до исполнителей не позднее чем за полтора месяца до начала тренировки, план
проведения тренировки (может дополняться графиком), частные пла­ны
помощников руководителя трени­ровки, план политической работы.
Основной учебно-методический до­кумент — план проведения тренировки,
который состоит из текстуальной час­ти, где указывается тема, время
про­ведения объектовой тренировки, со­став участников, учебные цели и
учеб­ные вопросы для каждой категории обучаемых, место отработки
практи­ческих мероприятий, их материальное обеспечение и порядок
организации и проведения имитации. План прове­дения объектовой тренировки
утвер­ждается руководителем тренировки и доводится до исполнителей не менее
чем за месяц до ее начала. Кроме плана разрабатывается график, в ко­тором
указывается состав привлекае­мых участников, мероприятия и время отработки
каждого из них.
График утверждается начальником ГО объекта народного хозяйства и до­водится
до исполнителей не менее чем за месяц до начала тренировки. На­чальники
основных производственных подразделений, помощники руководи­теля
тренировки, посредники разраба­тывают частные планы. Частные пла­ны
утверждает руководитель трени­ровки. План политической работы
раз­рабатывается партийным комитетом.
Накануне объектовой тренировки с руководящим составом и командирами
формирований необходимо провести инструктивное занятие, в ходе которо­го
уточнить порядок проведения тре­нировки. Объектовая тренировка про­водится
на территории объекта народ­ного хозяйства с максимальным ис­пользованием
материальной базы. Производственная деятельность объек­та не прекращается;
тренировка про­водится в удобное для объекта время, что позволяет сократить
до минимума потери рабочего времени. Формирова­ния привлекаются для
выполнения только тех практических мероприятий, которые предусмотрены
планом. В хо­де тренировок отрабатываются: орга­низация защиты рабочих и
служащих при внезапном нападении противника; практическое осуществление
меропри­ятий, проводимых при угрозе нападе­ния противника; мероприятия по
лик­видации последствий стихийных бедст­вий, крупных аварий и катастроф.
Перечень и порядок выполнения практических мероприятий зависят от
содержания плана ГО объекта. По ре­шению начальника ГО объекта отдель­ные
наиболее важные мероприятия могут отрабатываться в ходе всех тре­нировок,
Оценка качества проведен-ной объектовой тренировки осуществ­ляется в
соответствии с положением «Критериев оценки тренировок граж­данской обороны
на объектах народ­ного хозяйства».
По окончании тренировки началь­ник ГО объекта проводит разбор, в ко­тором
анализируются действия обуча­емых, указываются недостатки, опре­деляются
пути и сроки их устранения. При необходимости по результатам проведенной
тренировки вносятся из­менения в план ГО объекта.
О результатах тренировки по ГО не позднее 10 суток со времени ее
прове­дения докладывается в штаб ГО райо­на (города) и в министерство
(ведом­ство) по подчиненности.
Комплексные учения гражданскойобороны завершают установленный цикл
подготовки объ­екта по ГО, являются одной из важ­нейших форм подготовки
объекта в це­лом.
Суть комплексного учения состоит в том, что все участники учения дейст­вуют
одновременно в единой такти­ческой обстановке и решают весь ком­плекс
задач, предусмотренных планом ГО объекта, на его материально-
произ­водственной базе, без остановки произ­водственной деятельности. На
учении обычно проверяются: реальность пла­на ГО объекта; степень готовности
объ­екта к осуществлению мероприятий ГО и проведению работ по ликвида­ции
последствий применения против­ником оружия массового поражения и других
средств нападения, а также по­следствий стихийных бедствий, круп­ных аварий
и катастроф; устойчивость работы объекта в военное время. Та­кое учение
дает возможность отрабо­тать весь комплекс мероприятий ГО с учетом
производственной деятельности объекта в военное время.
Руководителем учения, как прави­ло, является начальник ГО объекта, а
некоторых учений—старшие началь­ники. Это дает возможность улучшить
методику проведения учений, а также оценить состояние гражданской оборо­ны
объекта. На учение привлекается весь руководящий и командно-началь­ствующий
состав, формирования, ра­бочие и служащие, не входящие в фор­мирования.
Формирования привлека­ются к действиям на определенных этапах и выполняют
свои специфиче­ские задачи, а руководящий и команд­но-начальствующий состав
действует на учении от начала до конца.
На комплексном учении создается сложная динамичная обстановка, ха­рактерная
для очагов поражения и зон заражения, требующая от участников учения смелых
и обоснованных реше­ний, умелых и решительных действий. В ходе учения
руководящий и команд­но-начальствующий состав обучается четкой организации
в управлении фор­мированиями в условиях сильных раз­рушений,
радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения
и массовых пожаров, На учении необходимо решительно пресе­кать пассивность
и медлительность в действиях обучаемых, а также не до­пускать упрощений в
создаваемой об­становке.
Цеха, отделения, участки и другие подразделения участвуют в учении , как
правило, не все одновременно, а включаются последовательно в соот­ветствии
с планом учения для выпол­нения определенных задач.
Основные должностные лица на комплексном учении.Для подготовки и проведения
комплексного учения назначаются: руководитель учения; за­местители и
помощники руководителя учения, посредники, а также штаб ру­ководства.
В тех случаях, когда руководите­лем учения является начальник ГО объекта,
функции штаба руководства выполняет штаб ГО объекта. Штаб руководства при
организации и прове­дении комплексного учения организует подготовку всех
лиц, привлекаемых на учение; проверяетих готовность, в том числе меры
безопасности; разрабатывает необходимые учебно-методи­ческие документы;
подготавливает учебную и производственно-техническую базу.
Помимо этих, общих для всех руко­водящих лиц обязанностей, каждый выполняет
свои обязанности, связанные с его должностью на учении.
Подготовка учения.От уровня под­готовки комплексного учения во мно­гом
зависит и успех его проведения. Подготовка учения проводится с уче­том
плана ГО объекта, его организа­ционно-штатной структуры, материально-
производственной базы, специфики производства, территориального размещения,
состояния ГО и других факторов.
Для подготовки учения разрабатывается календарный план. Руководи­телю
учения необходимо: определить тему учения, учебные цели, этапы и учебные
вопросы, уточнить количество командно-начальствующего состава,
формирований, рабочих, служащих и других категорий населения, привлека­емых
на учение, выработать основные положения плана учения, провести
ре­когносцировку района учения, опреде­лить порядок материально-
техническо­го обеспечения. Руководитель учения лично готовит своих
заместителей, по­мощников, посредников и штаб руководства. Он несет
ответственность за организацию, подготовку и проведение учения.
Основную подготовку должностных лиц к учению проводят непосредствен­но на
объекте методом групповых уп­ражнений и решением летучек.
Для проведения учения на основа­нии указаний руководителя разраба­тываются:
— план проведения учения;
— организационные указания;
— частные планы заместителей и помощников руководителя учения;
— план политической работы;
— планы обеспечения учения (ма­териально-технического, связи, имита­ции,
комендантской службы и другие);
— инструкция по мерам безопасно­сти на учении.
План проведения учения — основ­ной документ. В нем определяются те­ма,
учебные цели, этапы учения, по­следовательность отработки учебных вопросов
по этапам, время проведения и Другие вопросы. План и организаци­онные
указания разрабатываются шта­бом руководства текстуально, с прило­жением
карт, схем и утверждаются ру­ководителем учения не позже чем за две недели
до его начала.
Заместители и помощники руково­дителя разрабатывают текстуально или
графически частные планы, в кото­рых указывают учебные цели для
со­ответствующего формирования (кате­гории обучаемых), обстановку и
содер­жание вопросов, подлежащих отработке на различных этапах учения.
Част­ные планы утверждаются руководите­лем учения.
План политической работы разра­батывается партийным комитетом объ­екта.
План имитации разрабатывается помощником руководителя учения по имитации
текстуально со схемой, на которой указываются места, виды и время имитации,
сигналы управления, силы и средства, выделяемые для вы­полнения
имитационных работ, а так­же меры по охране мест имитации и обеспечению
безопасности. План ими­тации утверждается руководителем учения.
Проведение комплексного учения. Комплексное учение целесообразно начинать с
вручения распоряжения на­чальника ГО района начальнику ГО объекта о
приведении ГО в готов­ность.
Введение угрозы нападения против­ника дает возможность постепенно
на­ращивать обстановку и более деталь­но проверить реальность плана ГО
объекта. В этом случае выполняются мероприятия, предусмотренные в плане ГО
на период угрозы нападения противника и соответственно уточня­ются этапы
учения, количество и со­держание которых зависят от темы, учебных целей и
масштабов учения, а также отведенного на него времени.
На первом этапе —мероприятия ГО, выполняемые во время угрозы на­падения
противника: оповещение и сбор руководящего, командно-началь­ствующего
состава и формирований, развертывание пунктов управления, приведение и
готовность защитных со­оружении, выдача и подготовка средств индивидуальной
защиты, изготовление противопыльных тканевых масок и ватно-марлсвых
повязок, организация и повышение устойчивости работы объ­екта, а также
другие мероприятия, предусмотренные реальным планом ГО объекта.
На следующих этапахотрабатыва­ются мероприятия по рассредоточе­нию и
эвакуации и ведению спасатель­ных и неотложных аварийно-восстано­вительных
работ.
После отработки всех намеченных учебных вопросов и этапов практиче­ские
действия обучаемых по команде (сигналу) руководителя учения закан­чиваются.
Руководитель дает указания о месте и времени сбора формирова­ний, о
дальнейших действиях осталь­ных участников учения, проверке на­личия
техники, приведении в порядок района учения, месте и времени прове­дения
разбора. После выполнения этих указаний и соответствующих докладов
заместителей, помощников и начальни­ка штаба руководства руководитель
учения объявляет отбой учения.
Разбор учения необходимо гото­вить тщательно и всесторонне.
Раз­бор—заключительная часть учения. Проводится всесторонний анализ
дей­ствий обучаемых, подводят итоги уче­ния и определяют, в какой степени
до­стигнуты поставленные учебные цели. Разбор сначала проводится с
руково­дящим и командно-начальствующим составом, а затем со всеми
участника­ми. Руководитель учения дает оценку действиям обучаемых и ставит
задачи по устранению выявленных недостат­ков.
После общего разбора заместители и помощники руководителя проводят частные
разборы с отдельными кате­гориями обучаемых, а также со служ­бами и
формированиями.
О результатах проведенного ком­плексного учения представляется док­лада
штаб ГО района; на основании учения разрабатывается план практи­ческих
мероприятий по устранению выявленных недостатков на объекте. При
необходимости вносятся соответ­ствующие изменения в план ГО объ­екта.
Заключение
Сегодня мир обладает новейшими технологиями в области связи, вычислительной
и бытовой техники.Человечество радуется достижениям науки и техники, однако
не надо забывать что и военная промышленность не стоит на месте. Кроме того
от того, что у каждого пятого человека сейчас дома компьютер и у каждого
второго телефон , люди не стали добрее. Алчность, стремление к власти - это
то чувство, которое заставляет людей начинать войну, и этого не избежать
никогда. Ежедневно где- либо в мире идет перестрелка и гибнут люди, и когда-
 нибудь это «где-то» может быть и у нас. Не стоит думать, что мы свое
перетерпели и нас это больше не коснется, надо быть готовым ко всему. А
потому обучение населения по гражданской обороне должно проводиться во всех
учебных заведениях.
Литература
1.Откуда исходит угроза миру.2-е изд. М.,1984
2. Методическое указание к практическим работам по курсу «Гражданская
оборона», под ред. Л.Г. Ширшева М.,1981
3. Гражданская оборона: Учебное пособие , Под. Ред. А.Т. Алтунина. М.1985
4. Защита от оружия массового поражения: Справочник , Под ред.
В.В.Мясникова М., 1984


ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru