Боевая готовность подразделений и частей
Работа из раздела: «
Военная кафедра»
'Утверждаю'
Рассмотрена и утверждена
Начальник военной кафедры ИГУ на заседании
предметно
полковник Н.Кузнеченков методической
комиссии
Протокол №____
'__'___________199__ г. от
'__'_________199__ г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по общей тактике
(ВУС 030403)
ТЕМА № 13 Боевая готовность подразделений и частей
УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ:- знать, что такое боевая готовность, чем она достигается
- уметь определять степени боевой готовности и их
содержание
действовать при их введении;
- воспитывать способность мобилизовать подчиненных на
поддержание высокой боевой готовности.
Общие организационно- методические указания
Занятие проводится в тактическом классе в составе учебного
взвода
Форма проведения- лекция
Занятие начать с объявления темы и учебных целей занятия,
проверить подготовленность студентов к занятию и увязать пройденный
материал с содержанием настоящего занятия. Для чего в течении 10 мин.
провести летучку по теме « Правила ведения рабочей карты командира,
сокращенные обозначения, применяемые на картах, схемах и в других
документах».
В ходе лекции уделить внимание уяснению обучаемыми понятий,
что такое боевая готовность, чем она достигается. Дать под запись степени
боевой готовности и их содержание.
В конце занятия подвести итоги, ответить на вопросы, возникшие
входе занятия, дать задание на самоподготовку.
Время: 2 часа.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Введение....................................................................
...........................5 мин.
1. Понятие о боевой готовности. Чем достигается постоянная боевая
готовность подразделений и
частей..................................................5 мин.
2. Степени готовности, и их содержание. Обязанности военнослужащего по
тревоге.
Экипировка............................................................
10 мин.
3. План подъема подразделения по тревоге. Порядок выхода личного состава в
парк, на склад, в пункт сбора ..................................25 мин.
4. Объем и последовательность выполнения работ по приведению
вооружения в боевую
готовность...............................................40 мин.
Заключительная
часть....................................................5 мин.
Задание на самоподготовку
1. Изучить теоретический материал лекции.
2. Быть в готовности в начале последующего занятия в течении 10 мин.
написать летучку по теме «Степени боевой готовности и их содержание».
Литература: Методические пособие по обучению артиллерийских частей и
подразделений действиями при приведении их в боевую готовности.
Введение
Кардинальная смена нашим государством своего
внешнеполитического курса обусловила ликвидацию противостояния в мире двух
примерно равных по военно-стратегическому потенциалу военно-политических
группировок. Это послужило причиной определенного ослабления международной
напряженности и снижения опасности возникновения войны, позволило говорить
об окончании периода «холодной войны». Но в мире еще не сложилось гарантий
необратимости позитивных процессов в ослаблении международной
напряженности. Далеко еще не устранена возможность нового витка обострения
в будущем противоборства государств и их коалиций за достижение своих
экономических, политических, социальных и других интересов. Остаться в
стороне в этом противоборстве нам, вряд ли, удастся. В этих условиях мы,
проводя активную миролюбивую политику, вынуждены в то же время поддерживать
свою оборону на уровне современных требований, укреплять боевую мощь
Вооруженных Сил. Выполнению этой задачи во многом определяется высокой
бдительностью, постоянной боевой готовности соединений, частей,
подразделений.
1. ПОНЯТИЕ О БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ. ЧЕМ ДОСТИГАЕТСЯ ПОСТОЯННАЯ БОЕВАЯ
ГОТОВНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ И ЧАСТЕЙ.
Под боевой готовностью военная наука понимает способность частей
и подразделений различных родов войск в предельно короткие сроки
осуществить всестороннюю подготовку, организованно вступить в бой с
противником и при любых условиях обстановки выполнить поставленную задачу.
Боевая готовность- количественное и качественное состояние
войск, определяющее степень их готовности в любых условиях обстановки
начать решительные боевые действия всеми имеющимися у них силами,
средствами и успешно выполнить боевую задачу.
Высокая боевая готовность- главный качественный показатель
состояния войск и сил флота. Она определяет степень военной бдительности
личного состава, его подготовленности к выполнению боевых задач в любой
момент, даже в самых неблагоприятных условиях, в том числе и с применением
противником ракетно-ядерного оружия. Такая готовность не может носить
временный, сезонный характер или же застыть на каком-то определенном
уровне.
В боевой готовности нет и не может быть второстепенного,
несущественного. Здесь все имеет свое совершенно определенное значение, все
жизненно важно. Это и понятно. Ведь речь идет о святая святых- безопасности
нашей великой Родине. И тут не может быть места даже отдельным фактам
благодушия и беспечности воинов, малейшего притупления бдительности и
недооценок имущества реальной опасности.
Боевая готовность охватывает все новые стороны жизни и
деятельности Вооруженных Сил, в ней, как в фокусе, сосредоточены огромные
усилия и материальные затраты народа на оснащение армии современным оружием
и техникой, сознательность, обученность и дисциплина всех военнослужащих,
искусство командного состава и многое другое. Она является венцом воинского
мастерства в мирное время, предопределяет победу в войне.
Уровень боевой готовности соединений и частей находится в
большой зависимости от:
- боевой подготовки войск в мирное время
- мобилизационной готовности соединений и частей сокращенного состава и
кадра
- профессиональной подготовки командиров и штабов
- исправного состояния техники и вооружения
- обеспечности материальными ресурсами
- состояния дежурных средств, находящихся на боевом дежурстве
Основу боевой готовности войск и сил флота составляют высокая
боевая выучка личного состава, умение воевать по- современному, добиваться
решительной победы над сильным, хорошо вооруженным и обученным врагом. Эти
качества формируются и отрабатываются до мастерства в ходе учений, занятий,
тренировок, тренажей по тактической, технической, тактико- специальной
подготовки.
Овладение наукой побеждать никогда не было простым и легким
делом. Теперь, когда огневая и ударная мощь армии и флота неизменно
возросла, когда коренным образом изменился характер боя, достигнуть высокой
полевой, воздушной и морской выучки стало делом еще более сложным,
требующим огромных усилий всего личного состава подразделения, части,
корабля, повседневного, напряженного труда каждого воина. Поэтому
первостепенная задача в повышении боевой готовности в современной военно-
политической обстановке- учиться военному делу настоящим образом. Это
означает- с полной отдачей духовных и физических сил изучать вверенное
оружие и боевую технику, отрабатывать до высокого мастерства и автоматизма
все приемы их применения в различных, в том числе и экстремальных условиях,
на отлично выполнять все нормативы.
Речь идет также о необходимости настойчиво и неустанно
закаляться физически, воспитывать в себе такие качества, как мужество,
стойкость, выносливость, дисциплинированность и исполнительность.
Чтобы по-настоящему овладеть воинским мастерством, солдату,
матросу нужно эффективно использовать каждую минуту занятий, учений,
активно и решительно действовать в различных видах боя, днем и ночью, в
сложных географических, климатических и метеорологических условиях, до
предела сокращать время при выполнении учебно-боевых задач и нормативов.
Учиться упреждать противника в открытии огня, поражать его
на максимальной дальности при применении им средств радиоэлектронной
борьбы, как обычного, так и ядерного оружия. Добиваться, чтобы каждый
выстрел, пуск ракеты был поражающим. Вырабатывать прочные навыки
практического решения вопросов боевого обеспечения, в том числе и таких,
как ведение противоздушной разведки, защита от оружия массового поражения.
Все это и есть наглядные показатели боевой готовности, способных одержать
победу не числом, а умением. Не следует забывать о том, что успех обычно
сопутствует настойчивым, которые не бояться трудностей, не ищут легких
путей в овладении боевыми специальностей, считают делом чести заслужить все
высшие знаки воинской доблести.
Большую роль в достижении этой цели играет повышение
классной квалификации, освоение смежных специальностей, достижение полной
взаимозаменяемости на боевом посту, в расчете, экипаже, отделении.
Высококлассные специалисты намного эффективнее используют
Боевые возможности вооружения техники. Они редко допускают поломки, быстрее
устраняют неисправность, у них шире не только технический , но и
тактический кругозор. Поэтому борьба за высокую классность - это элемент
борьбы за высокую боевую готовность.
Достижение высокого воинского мастерства - это не
пожелание, не просьба, а непреложное требование. Оно продиктовано
характером военных приготовлений вероятного противника, возможностями
современного оружия. Поэтому противопоставлять противнику нужно
отработанное до автоматизма мастерство, такую личную выучку, чтобы не была
потеряна не одна секунда, в бою не было ни одного лишнего движения.
Постоянная боевая готовность солдата, матроса немыслима без
крепких морально-боевых качеств. По мере развития военного дела
усложняются задачи, стоящие перед воинами. Увеличивается их объем,
качественно изменяется характер ратного труда, растут морально, морально-
психологические и физические нагрузки. А это требует роста сознательности
личного состава.
Уровень боевой готовности находится в прямой зависимости от
состояния воинской дисциплины, уставного порядка, исполнительности.
Коллективный характер оружия, повышение роли взаимодействия
повлекли за собой требования к точности в боевой работе каждого
специалиста, четкая организация боевой подготовки, незыблемость расписаний
занятий, распорядка дня, уставной порядок воспитывают личный состав в духе
обязательности, помогает делать военную службу не только школой боевого
мастерства, но и замечательной школой физической закалки,
дисциплинированности и организованности, школы мужества. Необходимость
крепить дисциплину, поддерживать строгий порядок, сверять каждый свой шаг с
уставными требованиями - долг каждого солдата и матроса. Если воин по-
настоящему глубоко проникся пониманием огромной личной ответственности,
которая возложена на него народом за безопасность священных рубежей
Отчизны, то он будет делать все необходимое, чтобы боеготовность постоянно
поддерживалась на должном уровне.
Вывод: Не смотря на некоторое потепление отношений между государствами в
мире многие страны продолжают наращивать военный потенциал. В создавшейся
обстановке Вооруженные Силы России должны поддерживать высокую боевую
готовность, необходимую для защиты Отечества.
2. СТЕПЕНЬ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ И ИХ СОДЕРЖАНИЕ. ОБЯЗАННОСТИ ВОЕНОСЛУЖАЩЕГО ПО
ТРЕВОГЕ. ЭКИПИРОВКА
В Вооруженных Силах России следующие степени боевой
готовности:
1. Боевая готовность «Постоянная»
2. Боевая готовность «Повышенная»
3. Боевая готовность «Военная опасность»
4. Боевая готовность «Полная»
Боевая готовность «постоянная» - повседневное состояние
войск, укомплектованность личным составом, вооружением, бронетанковой
техникой и транспортом, обеспеченность всеми видами материальных средств и
способных в установленный для них срок перейти в боевую готовность
«повышенную», «военную опасность» и «полную».
Части и подразделения находятся в местах постоянной
дислокации. Организовывается боевая подготовка по плану боевой подготовки,
проводятся занятия согласно расписания занятий, строгое выполнение
распорядка дня, поддержание высокой дисциплины, все это оказывает
значительное влияние на уровень боевой готовности в мирное время.
Боевая готовность «повышенная» - состояние войск при
которой они в минимальные короткие сроки могут быть приведены в боевую
готовность «военная опасность» и «полную» без выполнения боевых задач.
При боевой готовности «повышенная» выполняется следующий
комплекс мероприятий:
- офицерский состав и прапорщики переводятся, при необходимости, на
казарменное положение
- отменяются все виды сборов, отпуска
- все подразделения возвращаются в расположение
- техника текущего довольствия снимается с кратковременного хранения
- АКБ устанавливаются на технику ТД
- учебно-боевая техника и вооружение загружаются боеприпасами
- усиливается наряд
- устанавливается круглосуточное дежурство ответственных офицеров штабов
- проверяется система оповещения и сигнализации
- прекращается увольнение в запас
- архивы готовятся к сдаче
- оружие и боеприпасы выдаются офицерам и прапорщикам
Боевая готовность «военная опасность» - состояние войск,
при котором они готовы к выполнению боевых задач. Сроки приведения
подразделений в боевую готовность «военная опасность» зависят от многих
факторов (климат, время года и тд.). Личный состав получает оружие и
противогазы. Вся техника и вооружение выводятся в запасной район.
Части сокращенного состава и кадры, которые комплектуются
по мобилизационному плану офицерами, прапорщиками, сержантами и солдатами
действительной службы, а также личным составом запаса, осуществляют прием
организационного ядра, подготовку к выводу техники, вооружения и
материальных средств в запасной район, развертывание пунктов приема
приписного состава.
В состав организационного ядра входят офицеры кадра и
запаса, водители, механики-водители, военнослужащие дефицитных
специальностей, крайне необходимых для обеспечения организационного приема
приписного состава и техники с народного хозяйства.
Боевая готовность «полная» - состояние наивысшей степени
боевой готовности войск, при которой они способны приступить к выполнению
боевых задач.
Части сокращенного состава и кадра приступают к приему
приписного состава и техники с н/х. Подразделения комплектуются по
мобилизационному плану личным составом запаса до полной штатной численности
военного времени. Ответственность за качественное комплектование
подразделения военнообязанными возлагается на командира и районного
военного комиссара, которые обязаны постоянно изучать и знать личный
состав, приписанный из запаса. Командир части согласует с военным
комиссаром сигналы и порядок отправки команд на пункт приема личного
состава.
ППЛС состоит из следующих элементов:
- отделение явки и приема команд
- отделение медицинского осмотра
- отделение распределения
- отделение выдачи средств защиты
- отделение санобработки и экипировки.
До прибытия в подразделение военнообязанные заносятся в
штатно-должностные списки и получают соответствующее вооружение.
Поставка недостающей автомобильной техники в подразделение
осуществляется непосредственно с предприятий и организаций со штатными
водителями.
Для организационного приема техники с н\х вблизи части
развертывается пункт приема техники, который состоит из:
- отделение сбора прибывающей техники
- отделение приема техники
- отделение распределения и передачи принятых машин.
После получения личного состава и техники производится
боевое слаживание подразделений. Основными задачами боевого слаживания
подразделений являются:
- повышение боевой готовности подразделений путем слаживания подразделений
и их подготовка к боевым действиям,
- совершенствование личным составом запаса военных знаний и полевой выучки,
приобретение твердых практических навыков в выполнении обязанностей,
- привитие командирам практических навыков в умелом руководстве
подразделениями.
Боевое слаживание производится в четыре периода.
Первый период - прием личного состава и формирование
подразделений. Выполнение упражнения контрольных стрельб из закрепленного
вооружения и вождение машин. Слаживание отделений (расчетов). Изучение
штатного вооружения и техники.
Второй период: слаживание взводов на тактических занятиях
батарей.
Третий период: слаживание батарей на тактических учениях
дивизиона.
Четвертый период: тактические учения с боевой стрельбой.
Таким образом, мы видим, что боевая готовность «полная» -
состояние наивысшей степени боевой готовности войск.
Степени боевой готовности и порядок действия личного
состава включают в себя большое количество мероприятий и жестко
регламентированы временем. Ввиду этого каждый военнослужащий должен знать
свои обязанности и в совершенстве их выполнять.
По команде дежурного «Рота, подъем, Тревога», каждый
военнослужащий обязан быстро подняться, одеться, получить личное оружие:
противогаз, ОЗК, вещевой мешок, стальной шлем, теплые вещи ( в зимнее
время) и действовать согласно боевого расчета. В вещевом мешке должно быть:
- плащ-накидка
- котелок
- фляжка, кружка, ложка
- белье нательное (по сезону)
- портянки
- фурнитура
- бумага для писем, конверты, карандаши
По тревоге военнослужащий доукомплектовывает вещевой мешок
туалетными принадлежностями. Приписной состав экипируется на ППЛС в
отделении экипировки и санобработки.
3В. ПЛАН ПОДЪЕМА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ТРЕВОГЕ. ПОРЯДОК ВЫХОДА ЛИЧНОГО СОСТАВА В
ПАРК, НА СКЛАД, В ПУНКТ СБОРА.
Войска по тревоге с развертыванием частей и подразделений
снятием техники и вооружения с хранения, выходом всей техники в районы
могут быть подняты только распоряжения командующего войсками округа и выше.
В целях поддержания высокой боевой готовности, командир
полка имеет право поднять по тревоге один дивизион (батальон), а командир
дивизиона (батальона) - одну батарею (роту).
План подъема по тревоге разрабатывает штаб части на основе
решения командира полка на приведение полка в боевую готовность. В
дивизионе (батарее) на основании этого плана разрабатывается «График
приведения в боевую готовность», в котором отражаются мероприятия и время
их проведения на все степени боевой готовности. В батарее (роте), кроме
того составляется боевой расчет по вооружению и технике, по личному составу
и его экипировке. Успешные действия подразделений возможны только в том
случае, если каждый военнослужащий будет твердо знать, умело и
добросовестно выполнять требования и обязанности, предусмотренные планом
подъема по тревоге, графиком приведения в боевую готовность, боевым
расчетом знать свое место, порядок действий при приведении в различные
степени боевой готовности. Командиры обязаны уточнять расчеты,
распределения техники и объявлять их ежедневно на вечерних поверках.
В боевых расчетах указывают, кто что делает в случае
объявления тревоги. Например, сколько человек и кто именно от роты, какая
машина выделяется на погрузку боеприпасов батальона или полка. Или кто из
солдат выносит боевые патроны из ружейной комнаты, любое другое имущество
роты, кто отвечает за светомаскировку окон и т.д. Сигнал «Тревога» в
подразделение поступает по системе оповещения «Шнур» и дублируется по
телефону. Система оповещения «Шнур» представляет собой централизованную
проводную систему оповещения от дежурного по полку ко всем подразделениям
полка. Пульт управления системой «Шнур» находится в комнате дежурного по
полку, а в подразделениях звуковое и световое табло оповещения. Это дает
возможность оповещать все подразделения одновременно в минимальные сроки.
Приняв сигнал «Тревога», дежурный по роте поднимает весь
личный состав (если сигнал поступил ночью) или отправляет для оповещения
подразделения посыльных к местам проведения ротных занятий. Оповещает
офицеров роты, отправляет к дежурному по части выделяемые от подразделения
команды.
В целях организационного выхода подразделения в назначенный
район в подразделении существует определенный порядок выхода личного
состава. Первыми после подъема получают оружие посыльные и убывают по
команде дежурного по роте (батарее) за офицерами, прапорщиками и
сверхсрочнослужащими, проживающими за пределами части. Затем оружие
получают механики-водители, водители и под командой техника роты (батареи),
или командира отделения следуют в парк.
В частях сокращенного состава водители получают АКБ с
аккумуляторной и готовят технику, предназначенную на кадровый состав, т.е.
снимают ее с консервации .После погрузки материальных средств техника
выводится в район сосредоточения.
4В. ОБЪЕМ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ ПО ПРИВЕДЕНИЮ ВООРУЖЕНИЯ В
БОЕВУЮ ГОТОВНОСТЬ.
При повседневной деятельности частей сокр. состава
вооружение, боеприпасы и техника хранятся в парках (хранилищах) складах.
Оптические приборы, радиостанции хранятся на складах, АКБ к машинам и к
приборам - в отапливаемых помещениях. Для снятия техники с хранения и
приведения ее в готовность к боевому применению, на каждый образец
вооружения и техники имеется технологическая карта, в которой полностью
раскрыт перечень работ, выполняемых при снятии с хранения.
Перечень работ, выполняемых при снятии с хранения гаубицы Д-30
1. Удалить парафинированную и ингибитированную бумагу с уравновешивающего
механизма, сектора подъемного механизма , направляющих люльки и опорной
прокладки станка.
2. Удалить с казенной части орудия ткань «500» и слой парафинированной и
ингибитированной бумаги; снять полихлорвиниловые чехлы с дульной части и
прицельных приспособлений; открыть затвор, снять контрольные листы бумаги
с дульной и казенной части ствола и удалить бумагу «УНИ» из канала
ствола.
3. Очистить канал ствола от смазки. Осмотреть ствол.
4. Произвести неполную разборку затвора, чистку и осмотр его деталей.,
определить выход бойка ударника. Собрать затвор, проверить его действие в
собранном виде.
5. Очистить механизм прицельных приспособлений от смазки, произвести их
осмотр. Проверить соответствие установок угломера и отражателя установкам
контрольной выверки. Если они отличаются от установок зафиксированных при
полной выверке прицельных приспособлений более, чем 0-02, произвести
выверку нулевых установок и нулевой линии прицеливания.
6. Проверить состояние и работу приборов освещения («Луч») и т.д.
7. Проверить течь, а при необходимости и количество жидкости в
противооткатных устройствах.
8. Проверить крепление боеприпасов в тягачах и подготовить орудия к походу.
Проверить экипировки командиров отделений, взводов, батарей и штабов
дивизионов. Провести сверку приборов управления огнем в батареях и
дивизионе.
9. Для ВУС 030600: в батареях ПТУР, вооруженных боевыми машинами 9П148,
осмотреть и проверить работу аппаратуры управления, пакеты направляющих,
подъемно-поворотных механизмов, гидроподъемников, электропривода, визира,
системы блокировок, источников питания артиллерийской части. БМ. В
комплексе 9К2 (9К3) проверить целостность корпуса, пульта, приборов и
состояние штепсельных разъемов. Проверить чистоту контакта штепсельного
разъема аккумуляторных батарей 2ФГ-400 и напряжение батарей. Осмотреть
визир 9Ш16 (9Ш19) и проверить работу стойки крепления визира «по-
боевому».
10. Аккумуляторы ко всем видам боевой техники и приборы ночного видения
привести в рабочее состояние.
11. Боеприпасы орудий учебно-боевой группы загрузить на тягачи.
Снятие машин с хранения
Машины, находящиеся на кратковременном хранении, снимаются
по плану эксплуатации. Машины длительного хранения разрешается снимать по
специальному письменному распоряжению. О снятии машин с хранения делается
отметка в паспорте.
Работы по снятию с хранения в условиях ограниченного
времени выполняются в две очереди.
К работам первой очереди относятся работы, позволяющие
пустить двигатель и вывести машину из парка:
- снятие с машины чехла из бумаги (брезента) и удаление пломб;
- установка аккумуляторных батарей (отключение проводов подзарядки малыми
токами и подсоединение провода «массы» к клеммам аккумуляторных батарей);
- заправка топливных баков и заполнение топливом системы питания;
- заправка системы охлаждения;
- подготовка двигателя к пуску;
- снятие картонных щитов со стекол кабины;
- снятие герметизирующих чехлов с выпускной трубы, воздухоочистителя и
генератора;
- провертывание коленчатого вала карбюраторных двигателей вручную;
n пуск двигателя, проверка его работы, включение системы централизованной
подкачки шин, доведение давления в шинах до нормы, снятие машин с
подставок, освобождение рессор от разгрузочных колодок.
Работы второй очереди выполняются в
районе сосредоточения, на остановках или привалах. К ним относятся:
- укладка ковриков на пол кабины;
- очистка инструмента от консервационной смазки и укладка его на место;
После снятия машин с хранения необходимо произвести
контрольный пробег.
Таким образом, боевая готовность подразделения складывается
из боевой готовности каждого военнослужащего, а боевая готовность части из
готовности подразделений. Основное условие боевой готовности полка - боевая
слаженность отделений, расчетов, экипажей, взводов, рот (батарей),
батальонов (дивизионов).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Подвести итог занятия, сделать краткий опрос слушателей,
дать задание на самоподготовку.
Литература: 1. Методическое пособие по обучению
артиллерийских частей и подразделений при приведении их в боевую
готовность.
2. Эксплуатация армейских машин. Стр. 79
Преподаватель подполковник Марчук