1
/
Академия государственной противопожарной службы МЧС России
Кафедра философии и психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: 'ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С КАДРАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ'
Тема 'Формы, методы и средства воспитательной работы с личным составом МЧС'
Выполнил: слушатель IV 'Б'
курса ФЗО
сержант вн. службы Папашев Р.Б.
Проверил: старший преподаватель
Москва 2012 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
индивидуальный воспитательный сотрудник наставничество
Введение
Радикальные изменения, происходящие в последние годы в политической, экономической и социальной сферах жизни общества оказали существенное влияние на деятельность пожарной охраны.
Произошли изменения в структуре гарнизона и его подразделениях, созданы новые службы, отряды, части, возросла штатная численность работников. Больше внимания стало уделяться индивидуальной работе с личным составом.
Однако эти и другие изменения еще не сопровождаются необходимым повышением эффективности деятельности пожарной охраны.
Оперативная обстановка продолжает ухудшаться: растет общее количество пожаров, ущерб от них, гибель людей и материальных ценностей. Есть масса проблем в качественном составе кадров, их профессиональной подготовке, состоянии служебной дисциплины.
Перечисленные явления существуют как следствие ряда объективных и субъективных причин: низкая культура демократии, правовой нигилизм, кризисные явления в экономике, коррупция, проникающая в систему государственного управления. В это же время произошел распад отдельных общественных институтов в органах внутренних дел (ОВД), повлекший за собой утрату традиционных форм и методов воспитательной работы с личным составом. В результате этого значительно ослабла существовавшая ранее регламентированная система воспитания. Многие руководители стали недооценивать индивидуальную воспитательную работу.
Ликвидация партийных организаций - непосредственных организаторов воспитательной работы в прежние годы автоматически 'отключила' механизм воспитания. Кадровая служба потеряла ориентацию в своей деятельности. Вновь созданным структурам потребовалось время для выработки обновленной системы воспитания сотрудников ОВД. Образовавшаяся пауза в организации и контроле за воспитательной работой в подразделениях во многом ослабила существующие традиции, что негативно сказалось на морально-психологической атмосфере в коллективах.
Не случайно состояние воспитательной работы в ОВД в октябре 1993 года было обсуждено на Коллегии МВД РФ, которая в первом своем пункте решения определила: 'Считать приоритетной задачей руководителей всех уровней системы МВД РФ воспитание личного состава в духе преданности служебному долгу,...верности Присяге'. Был утвержден Кодекс чести рядового и начальствующего состава ОВД. В приказе МВД РФ N 501 от 19.11.93 г., объявившим решение Коллегии, было указано на активизацию деятельности кадровых аппаратов по организации и осуществлению воспитательной работы.
Коллегией было принято решение сосредоточить внимание на следующих основных направлениях воспитательного процесса:
индивидуально-воспитательной работе руководителей с подчиненными;
активизации деятельности кадровых аппаратов в вопросах отбора, расстановки и подготовки кадров;
социально-гуманитарной подготовке сотрудников в системе их профессионального обучения;
работе общественных организаций в ОВД;
культурно-массовой работе;
в обеспечении социальной и правовой защиты сотрудников;
в развитии наставничества, используя при этом материальные формы поощрения.
Далее коллегия потребовала:
организовать систематическое информирование личного состава по вопросам государственной и правовой политики, развития социально-экономических отношений в обществе (направление для политинформации);
возобновить практику отчетов сотрудников перед населением;
уделять постоянное внимание работе с семьями сотрудников, оказанию им необходимой помощи, организации содержательного досуга.
Коллегия МВД РФ определила ориентиры в воспитательной деятельности кадровых аппаратов. Задача состоит в том, чтобы добиться их практической реализации.
В данной работе рассматривается место и роль руководителя в индивидуально-воспитательном процессе, основные методы воспитания сотрудников органов внутренних дел. В качестве источников использованы Директива МВД №1 - 19.06.96 г 'О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе МВД РФ'; Приказ МВД РФ №426 - 2.08.96г. 'О неотложных мерах по укреплению дисциплины и законности в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД РФ'
1. Понятие индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками
Индивидуальная воспитательная работа это система целенаправленного воздействия со стороны руководителей и общественных объединений на конкретную личность.
Компонентами, способствующие организации индивидуальной воспитательной работы, являются:
Подбор воспитателей, их правильная расстановка, определение функций;
Планирование индивидуальной воспитательной работы;
Обучение лиц, занимающихся индивидуальной воспитательной работой;
Учет индивидуальной воспитательной работы;
Контроль за состоянием и действительностью индивидуальной воспитательной работы;
Изучение, обобщение и распространение положительного опыта проведения индивидуальной воспитательной работы.
Процесс воспитательного воздействия на личность отдельного сотрудника зависит не только от самого воспитателя, но и от лица, которое воспринимает данное воздействие, не только от характера воспитательных мер, но и от отношения к ним воспитуемого.
Многогранность и сложность этой работы связана с тем, что она проводится с людьми развитыми, грамотными, имеющими разносторонние интересы, наделенными индивидуальными чертами и особенностями.
Поэтому требуется творческий подход к применению различных педагогических средств и методов воспитательного воздействия в соответствии с индивидуальными особенностями личности. Следовательно, важным источником качественного совершенствования воспитания сотрудников является усиление индивидуальной работы с ними и ее, основы - дифференцированного подхода.
Индивидуальная воспитательная работа должна отвечать следующим требованиям:
охватывать всех сотрудников;
проводиться систематически;
осуществляется в тесной связи с конкретными задачами;
базироваться на рекомендации психологии и педагогики;
проводиться с учетом особенностей каждого сотрудника его профессионального и культурного уровня.
Индивидуальный подход - это основной принцип воспитания. Он требует от воспитателя организации педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности каждого сотрудника, и вместе с тем его реализация предполагает подчинение всей воспитательной работы общим задачам. Наконец, индивидуальный подход немыслим без учета условий и соответствующей организации быта и службы воспитуемого. Таким образом, знание индивидуальных особенностей сотрудника, конкретная постановка задач воспитательной работы с ним, создание соответствующих воспитательных условий - все это обеспечивает реализацию требований принципа индивидуального подхода.
2. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками ГПС
Совершенно очевидно, что индивидуальный подход в воспитании личного состава несовместим с 'валовым подходом'. Умелые воспитатели берут под особый контроль поведение человека, способного допустить нарушение дисциплины, занимаются с ним конкретно, а не вообще, анализируют его поступки, выявляя их мотивы. Надо твердо знать, как именно следует воздействовать на таких сотрудников. К каждому из них с общей меркой не подойдешь.
Недисциплинированное поведение - в зависимости того, какого рода требования преимущественно нарушаются работником, бывает трех разновидностей:
а) склонность к пререканиям (в том числе бестактность, грубость);
б) склонность к неисполнительности (недостаточное усердие в выполнении обязанностей, стремление создать видимость выполнения порученного дела);
в) склонность к самочинным действиям (приводящая к нарушению уставных требований, чрезвычайным происшествиям).
Эти склонности могут выступать в различных комбинациях при психологических срывах, вызванных, например, отрицательными эмоциональными перегрузками.
Причинами недисциплинированного поведения часто бывают:
недостатки прежнего воспитания, недостаточно высокий уровень интеллекта;
состояние здоровья, психологическая неустойчивость;
неурядицы в семье;
негативное влияние друзей, товарищей, знакомых;
пристрастие к спиртным напиткам;
разочарование в профессии, когда романтические представления о ней сталкиваются с повседневной реальностью;
неправильное использование начальниками дисциплинарной практики (скупость на заслуженную похвалу, щедрость на взыскания, необдуманное чередование поощрений и наказаний);
отсутствие перспективности (в службе, учебе, повышении квалификации, классности и т. п.).
Таким образом, выбор методов, средств и форм, которые именно в отношении данного подчиненного могут дать наибольший эффект, требует:
Всестороннего анализа поступков (внешне одинаковые действия вызываются различными мотивами);
'Новизны' педагогического средства (в результате применения однотипных средств воздействия постепенно исчезает острота их восприятия и между подчиненным и руководителем возникает психологический барьер);
Учета того, что одни и те же приемы на каждого подчиненного действуют по-разному. К примеру, сангвиники к наложенному взысканию относится болезненно, но быстро успокаиваются, до флегматика примененная мера порой 'не доходит'; холерика наложенное без достаточного такта взыскание может толкнуть на путь пререканий; меланхолику, внутренне переживающему свой проступок, зачастую достаточно и порицания.
3. Планирование индивидуальной воспитательной работы
Индивидуальная воспитательная работа проводится со следующими категориями сотрудников:
Руководством УГПС с начальниками отделов, служб, аппаратов и руководителями подразделений;
Руководителями органов и подразделений с заместителями, а также с любым сотрудником по собственному желанию;
Заместители начальников среди руководителей, курируемых им подразделений и служб;
Непосредственно с подчиненными.
В процессе индивидуальной воспитательной работы особое внимание необходимо уделять:
Лицам, вновь пришедшим на службу в ГПС;
Молодым специалистам, сотрудникам;
Сотрудникам, имеющие низкие показатели в оперативно-служебной деятельности;
Допускающим нарушения служебной дисциплины и нарушения по службе;
Неправильно ведущих себя в быту;
Сотрудникам, которые подвергаются отрицательным воздействиям.
В планах должны найти отражение (1 раз в месяц):
а) изучение индивидуальных особенностей личности подчиненных с целью определения форм и методов воспитательного воздействия;
б) развитие служебной активности подчиненных, повышение профессионального мастерства;
в) общеобразовательный уровень;
г) укрепление служебной дисциплины;
д) посещение семьи, знание проведения личного времени сотрудника;
е) работа с семьями сотрудников;
ж) улучшение социально-бытовых условий.
4. Цели и задачи наставничества
Целью наставничества в органах внутренних дел является оказание помощи сотрудникам (стажерам) в их профессиональном становлении, а также формирование в органах, подразделениях, учреждениях и учебных заведениях системы МВД России кадрового ядра.
Основными задачами наставничества являются:
а) адаптация к службе в органах внутренних дел и закрепление сотрудников (стажеров) в соответствующих подразделениях, ускорение процесса профессионального становления сотрудника ОВД и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него оперативно-служебные задачи по занимаемой должности;
б) привитие сотрудникам (стажерам) интереса к профессиональной деятельности и порученному делу, верности Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, усвоение лучших традиций служебных коллективов, воспитание у них уважения к правам и достоинству человека и гражданина, добросовестности, дисциплинированности, законопослушности, бдительности, мужества, гражданской и правовой активности, сознательного и творческого отношения к выполнению служебного долга.
5. Организация наставничества
Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников (стажеров):
Лицами, впервые принятыми на службу в ОВД на должности рядового, младшего и среднего начальствующего состава;
Сотрудниками ОВД - выпускниками очных профессиональных образовательных учреждений системы МВД России, а также завершившими заочное, вечернее обучение, в случаях назначения их с повышением в должности;
Сотрудниками, перемещенными по службе на вышестоящую, либо равнозначную должность в другую службу, если выполнение ими функциональных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и новых практических навыков.
Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года без учета времени пребывания на курсах переподготовки в учебных заведениях МВД России или курсах специального первоначального обучения в учебных центрах МВД, УВД (ГУВД), УВДТ.
Наставники подбираются из наиболее подготовленных сотрудников (классных специалистов), обладающих высокими профессиональными качествами, имеющих стабильные показатели в службе, богатый жизненный опыт, склонность к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе. К работе по наставничеству могут привлекаться пенсионеры правоохранительных органов, принятые на службу в ОВД в качестве специалистов. Руководитель органа внутренних дел определяет количество лиц, над которыми наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от его личностных качеств и объема выполняемой в соответствии с должностными обязанностями работы.
Утверждение сотрудника (специалиста) в качестве наставника производится приказом начальника органа внутренних дел по истечении не менее двух недель с момента назначения сотрудника стажером по должности, либо назначения его на определенную должность. Основанием для издания приказа является рапорт непосредственного начальника при обоюдном согласии предполагаемого наставника и сотрудника (стажера), за которым он будет закреплен.
По окончании установленного приказом срока наставник готовит заключение применительно к требованиям приложения 5 к приказу МВД России от 25 июня 1993 года N 300.
Наставническая деятельность оценивается по ее завершении аттестационной комиссией. На основании предложения аттестационной комиссии руководитель органа внутренних дел может поощрить наставника в соответствии и имеющимися у него полномочиями.
За наставническую деятельность сотрудникам, имеющим квалификационное звание 'Специалист I класса - наставник', выплачивается денежное вознаграждение в порядке и размере, установленных приложением 40 к приказу МВД России от 8 февраля 1993 года N 50.
За образцовое выполнение служебного долга, значительный вклад в профессиональное становление и воспитание сотрудников (стажеров) наставники, прослужившие в ОВД не менее двадцати лет и подготовившие не менее десяти человек, могут быть представлены к награждению почетным знаком 'Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации'.
По инициативе наставников ОВД дел они могут создавать органы общественной самодеятельности - Советы наставников.
6. Обязанности наставника
Знать требования законодательства, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности сотрудника (стажера) по занимаемой должности, вопросы прохождения службы, профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Разрабатывать совместно с непосредственным начальником сотрудника (стажера) индивидуальный план обучения и воспитания последнего с учетом уровня его интеллектуального развития, физической, общеобразовательной и специальной подготовки и представлять на утверждение руководителю органа внутренних дел.
Всесторонне изучать волевые, деловые и нравственные качества сотрудника (стажера). Его отношение к службе, коллективу, гражданам, бытовые условия, увлечения, наклонности, круг досугового общения.
Оказывать сотруднику (стажеру) индивидуальную помощь в овладении избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения оперативно-служебных, боевых задач и поручений, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
Личным примером развивать положительные качества сотрудника (стажера), корректировать его поведение на службе и в быту, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, формировать здоровый образ жизни, общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
Участвовать в обсуждении вопросов, связанных со служебной, общественной деятельностью, поведением вне службы сотрудника (стажера), вносить предложения в органы общественной самодеятельности, непосредственному начальнику, руководителям ОВД о его поощрении, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, удовлетворении разумных потребностей и запросов.
Периодически докладывать руководителям органа внутренних дел о процессе адаптации сотрудника (стажера), его дисциплине и поведении, результатах своего личного влияния на его становление.
7. Руководство наставничеством
Непосредственное руководство наставничеством осуществляют заместители начальников органов внутренних дел по кадрам (по работе с личным составом).
Начальник органа внутренних дел и его заместитель по кадрам (по работе с личным составом) обязаны:
представить назначенного сотрудника (стажера) личному составу органа внутренних дел, объявить приказ о закреплении за ним наставника;
создать необходимые условия для совместного несения службы сотрудника (стажера) с закрепленным за ним наставником, выполнения им оперативно-служебных задач;
организовать планомерное обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, основам педагогики и психологии, оказывать им методическую и практическую помощь в составлении планов работы с сотрудниками (стажерами), разрешения их неотложных нужд и потребностей;
изучать, обобщать и распространять положительный опыт организации наставничества.
Заключение
Основной задачей воспитательной работы в подразделении пожарной охраны является создание организованного, сплоченного коллектива, способного достичь высоких результатов в служебной деятельности. В нем должна быть здоровая морально-психологическая обстановка, полная уверенность в каждом структурном звене и каждом сотруднике в том, что они надлежащим образом выполнят свой служебный долг.
В конечном итоге индивидуальная воспитательная работа призвана заложить устойчивые традиции, которые бы своим непрерывным влиянием воздействовали на сотрудников подразделения, воспитывали в них добросовестное исполнение своих обязанностей, ответственность за нарушенное дело, дисциплинированность и порядочность.
В общем можно сказать, что цели и задачи работы выполнены и сделаны соответствующие выводы о индивидуальной воспитательной работе и наставничестве.
Список литературы
Столяренко А.М. Индивидуальная работа с личным составом и роль руководителя в её организации и проведении. - М., 1987.
Военная педагогика. Учебное пособие для высших военно-политических училищ. Коллектив авторов. - М.: Воениздат, 1983 г.
Пидкасистый П.И. Педагогическая психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1997 г.
Приказ МВД РФ №221 - 30.06.94 г. 'Об утверждении Положения о наставничестве в органах внутренних дел РФ'.
Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. М., 1993.
Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ: Приказ МВД РФ № 300 - 25.06.93 г.
Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел: Справочник. - М.: Новый Юрист, 1997. - 240 с.
Методические указания и контрольные задания по дисциплине 'Организация работы с кадрами государственной противопожарной службы' / под ред. Медведевой И.В., Иркутск: ИВШ МВД России, 1997, 26 с.