Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Принципы защиты населения при угрозе возникновения военных действия или стихийных бедствий

Работа из раздела: «Военное дело и гражданская оборона»

/

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Курсы профессиональной переподготовки по программе

«Защита в чрезвычайных ситуациях»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

по дисциплине «Инженерная защита населения и территорий»

на тему «Использование убежища объекта экономики в режиме повседневной деятельности. Приведение убежища в готовность к приему укрываемых»

Выполнил слушатель

Пономарёв И.В.

Проверил преподаватель

Омск-2014

Содержание

1. Нормативная база (законодательство РФ)

2. Термины и определения

3. Использование убежища объекта экономики в режиме повседневной деятельности

4. Приведение убежища в готовность к приему укрываемых

Введение

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28 «О гражданской обороне» гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для реализации принципов защиты населения при угрозе возникновения и с началом военных действий, законом определяются задач в области ГО, основными из которых являются следующие:

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

- проведение АСДНР в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

- обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

Особо в формировании надежной системы защиты населения от ЧС природного и техногенного характера нужно отметить Постановление Правительства РФ от 29.11.1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» определяет правила создания в мирное время, период мобилизации и военное время на территории РФ убежищ и иных объектов гражданской обороны. Так согласно статей 2, 3 и 4 Постановления для защиты населения создаются убежища и ПРУ. При этом убежища создаются для защиты персонал организаций и населения, расположенных в зонах возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время; ПРУ создаются для защиты персона организаций и населения, расположенных за пределами зон возможных сильных разрушений и продолжающих свою деятельность в период мобилизации и военное время.

защита население военный стихийный

1. Нормативная база (законодательство РФ)

Основными нормативными и организационными документами, определяющие порядок защиты населения при угрозе возникновения и с началом военных действий, а также от непосредственного воздействия стихийных сил природы, поражающих факторов техногенных аварий и катастроф являются следующие:

Федеральное законодательство

- Федеральный закон от 12.02.98 г. № 28 «О гражданской обороне»;

- Федеральный закон от 21.12.94 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Нормативные, правовые акты Президента Российской Федерации

- Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 'Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий';

- Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 г. N 773 'Вопросы взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов исполнительной власти'.

Постановления Правительства Российской Федерации

- от 3 июля 1998 г. N 696 'Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества';

- от 19 сентября 1998 г. N 1115 'О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне';

- от 3 октября 1998 г. N 1149 'О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне';

- от 29 ноября 1999 г. N 1309 'О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны';

- от 4 декабря 2000 г. N 921 'О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности';

- от 1 декабря 2005 г. N 712 'Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий';

- от 19 января 2006 г. N 20 'Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства';

- от 1 февраля 2006 г. N 54 'О государственном строительном надзоре в Российской Федерации';

- от 20 ноября 2006 г. N 702 'Об утверждении Правил установления федеральными органами исполнительной власти причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности';

- от 5 марта 2007 г. N 145 'О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий';

- от 21 мая 2007 г. N 305 'Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны'.

Приказы МЧС России

- от 12 ноября 1998 г. N 604 ДСП 'О порядке отнесения организаций к категориям по гражданской обороне';

- от 16 ноября 1998 г. N 619 'О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне';

- от 15 декабря 2002 г. N 583 'Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны' (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 марта 2003 г., регистрационный N 4317);

- от 1 марта 2004 г. N 97 ДСП 'Об утверждении Инструкции по проверке и оценке состояния гражданской обороны' (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 марта 2004 г., регистрационный N 5646);

- от 21 июля 2005 г. N 575 'Об утверждении Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время' (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 сентября 2005 г., регистрационный N 7032);

Нормативно-технические, методические и иные руководящие документы

- СНиП 2.01.51-90 'Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны';

- СНиП II-11-77* 'Защитные сооружения гражданской обороны' с приложением N 1;

- СНиП 2.01.54-84 'Защитные сооружения гражданской обороны в подземных горных выработках';

- СНиП 3.01.09-84 'Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений гражданской обороны';

- ГОСТ Р 22.3.03-94 'Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения';

- ГОСТ 9.602-2005 'Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии';

- Руководство по лабораторным испытаниям 'Индивидуальные и коллективные средства защиты', Министерство обороны СССР, 1981.

2. Термины и определения

Ниже приведены основные термины и определения, наиболее часто встречающиеся в различных правовых и нормативно-технических документах.

чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

защита населения от ЧС - это совокупность взаимосвязанных по времени и месту проведения мероприятий, направленных на предотвращение или предельное снижение потерь среди населения от поражающих факторов ЧС, а также их прогнозирование, оповещение населения о их возникновении, ведение радиохимической и биологической разведки, использование средств коллективной и индивидуальной защиты, ликвидация и локализация очагов ЧС;

инженерная защита населения в ЧС - это комплекс мероприятий по обеспечению укрытия и жизнедеятельности населения в ЗС ГО при угрозе и возникновении ЧС военного, природного и техногенного характера с целью предотвращения и максимального снижения его потерь;

территория - это все земельное, водное и воздушное пространство в пределах РФ, а также окружающая природная среда;

3. Использование убежища объекта экономики в режиме повседневной деятельности

Содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.

Правила должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В частности, в организациях, эксплуатирующих ЗС ГО, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования ЗС ГО ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ. Для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект ГО в зависимости от их вместимости. Группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам оснащения (табелизации), приведенным в Правилах эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны. Предусматривается оснащение ЗС ГО организаций аптечками коллективными на расчетное количество укрываемых, при наличии в звене (группе) по обслуживанию ЗС ГО врача дополнительно комплектуется набор врачебный, а при наличии фельдшера - набор фельдшерский. В период приведения ЗС ГО в готовность комплектование указанных аптечек и коллективных наборов осуществляется медицинскими учреждениями (медицинскими пунктами, амбулаториями или поликлиниками), обслуживающими организации, за счет имущества текущего снабжения и приобретения недостающих предметов и имущества в аптечной сети.

Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают НГО организаций, на учете которых они находятся. В обязанности НГО организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий:

- по обеспечению сохранности и готовности ЗС ГО к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;

- по обеспечению эффективного использования помещений ЗС ГО для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов;

- по подготовке личного состава групп (звеньев) по обслуживанию ЗС ГО, обучению рабочих и служащих правилам пользования ЗС ГО в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью ЗС ГО к использованию по прямому назначению;

- по обеспечению беспрепятственного доступа в ЗС ГО и исполнения обязанностей по контролю за их состоянием уполномоченными должностными лицами органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

В режиме повседневной деятельности ЗС ГО должны использоваться для нужд организаций, а также для обслуживания населения по решению руководителей (НГО) объектов экономики или органов местного самоуправления по согласованию (заключению) с органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Состояние ЗС ГО проверяется при ежегодных, специальных (внеочередных) осмотрах, комплексных проверках и инвентаризации.

Ежегодные и специальные осмотры производятся в порядке, устанавливаемом руководителем организации, эксплуатирующей ЗС ГО.

Специальные осмотры проводятся после пожаров, землетрясений, ураганов, ливней и наводнений.

При осмотрах ЗС ГО должны проверяться:

- общее состояние сооружения и состояние входов, аварийных выходов, воздухозаборных и выхлопных каналов;

- исправность дверей (ворот, ставней) и механизмов задраивания;

- исправность защитных устройств, систем вентиляции, водоснабжения, канализации, электроснабжения, связи, автоматики и другого оборудования;

- использование площадей помещений для нужд экономики и обслуживания населения;

- наличие и состояние средств пожаротушения;

- наличие технической и эксплуатационной документации.

Комплексная проверка ЗС ГО проводится один раз в три года, для чего органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям составляют перспективные планы проведения комплексных проверок.

При этом проверяется:

- герметичность убежища;

- работоспособность всех систем инженерно-технического оборудования и защитных устройств;

- возможность приведения защитного сооружения в готовность в соответствии с планом;

- эксплуатация в режиме ЗС ГО в течение 6 часов с проверкой работы по режимам чистой вентиляции и фильтровентиляции;

- наличие технической и эксплуатационной документации.

Для проведения комплексных проверок ЗС ГО рекомендуется привлекать организации, имеющие лицензии на данный вид деятельности, которые обязаны выдавать заключения с определением качественного состояния проверяемого оборудования и выдачей рекомендаций по его дальнейшему использованию по предназначению.

Результаты проверки состояния ЗС ГО оформляются актом. С результатами проверок должны быть ознакомлены руководители организаций, эксплуатирующих ЗС ГО, с целью принятия мер по устранению недостатков и улучшению их содержания и использования. На основании акта и ведомости дефектов составляются годовые планы планово-предупредительных ремонтов технических средств и строительных конструкций.

4. Приведение убежища в готовность к приему укрываемых

Перевод ЗС ГО в режим защитного сооружения должен осуществляться в кратчайшие сроки, не превышающие 12 часов.

Мероприятия по подготовке ЗС ГО к приему укрываемых включают:

- подготовку проходов к ЗС ГО, установку указателей и световых сигналов «Вход»;

- открытие всех входов для приема укрываемых;

- освобождение помещений от лишнего имущества и материалов;

- установку в помещениях нар, мебели, приборов и другого необходимого оборудования и имущества (при этом необходимо сохранять максимальную вместимость ЗС ГО);

- проведение расконсервации инженерно-технического оборудования;

- снятие обычных дверей, пандусов и легких экранов с защитно-герметических и герметических дверей;

- проверку исправности защитно-герметических и герметических дверей, ставней и их затворов;

- закрытие всех защитно-герметических устройств в технологических проемах (грузовые люки и проемы, шахты лифтов и т.п.);

- закрытие и герметизацию воздухозаборных и вытяжных отверстий и воздуховодов системы вентиляции мирного времени, не используемых для вентиляции убежищ (укрытий);

- проверку состояния и освобождения аварийного выхода, закрытие защитно-герметических ворот, дверей и ставней;

- проверку работоспособности систем вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации, энергоснабжения и отключающих устройств;

- расконсервацию оборудования защищенных ДЭС и артезианских скважин;

- заполнение при необходимости емкостей горючих и смазочных материалов;

- проверку убежища на герметичность;

- открытие санузлов, не используемых в мирное время. Санузлы, используемые в мирное время как подсобные помещения, освобождаются и подключаются к системе канализации и водоснабжения;

- проверку наличия аварийных запасов воды для питьевых и технических нужд, подключение сетей убежища к внешнему водопроводу и пополнение аварийных запасов воды, расстановку бачков для питьевой воды;

- переключение системы освещения помещений на режим убежища;

- установку и подключение репродукторов (громкоговорителей) и телефонов;

- проверку и доукомплектование, в случае необходимости, инструментом, инвентарем, приборами, средствами индивидуальной защиты;

- проветривание помещений ЗС ГО.

Время на проведение указанных выше мероприятий устанавливается руководителем объекта для каждого ЗС ГО в отдельности, однако оно не должно превышать времени, установленного проектом.

По сигналу ГО личный состав группы (звена) прибывает в ЗС ГО и занимает посты в соответствии с расчётом.

Основными задачами личного состава группы (звена) являются:

- прием и размещение укрываемых в отсеках, наблюдение за выполнением ими установленных правил поведения;

- ввод в действие и обслуживание оборудования инженерно-технических систем;

- вывод укрываемых из ЗС ГО.

Эксплуатация инженерно-технического оборудования в режиме защитного сооружения производится в соответствии с требованиями инструкций по эксплуатации. При этом инструкции должны быть разработаны для каждой инженерно-технической системы и утверждены начальником ГО объекта. При заполнении убежища система отопления немедленно отключаться, так как тепло, выделяемое людьми, намного превышает теплопотери помещения при самых низких наружных температурах.

5. Литература
1 Защитные сооружения гражданской обороны: устройство и эксплуатация: Учебное пособие /Ю.Ю. Каммерер, А.К. Кутырев, А.Е. Харкевич. - М.: Энергоатомиздат, 1986. - 248 с.

2 Защитные сооружения гражданской обороны (устройство и эксплуатация). Учебно-методическое пособие / Под ред. Г.Н. Кириллова. - М.: Институт риска и безопасности, 2004. - 320 с.

3. Федеральный закон от 21.12.94 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

4. Федеральный закон от 12.02.98 г. № 28 «О гражданской обороне».

ref.by 2006—2025
contextus@mail.ru