1
Оглавление
Введение 3
1. Принципы МСФО и российской системы стандартов бухгалтерского учета 6
1.1 Состав МСФО и стандартов бухгалтерского учета в России 6
1.2 Основные аспекты составления бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно российскому законодательству и международным стандартам 10
1.3 Цели финансовой отчетности по МСФО и российским нормативным документам 15
2. Учет ресурсов и обязательств по международным и российским стандартам 20
2.1 Учет основных средств 20
2.2. Учет запасов 25
Заключение 29
Список использованных источников 31
Введение
Изменения в общественном устройстве и в экономической системе России привели к кардинальным изменениям в деятельности предприятий, которые должны были найти адекватное отражение в хозяйственном учете. Хозяйственный учет в России действительно подвергся коренному изменению. Исследование истории ведения бухгалтерского учета свидетельствует о принципиальных расхождениях между правилами, существующими в российской системе бухгалтерского учета и системе стран Запада. Для гармонизации условий этих двух систем требуется существенное сближение не только правил составления отчетности, но и ведения текущего учета.
Существующие в разных странах мира учетные системы формировались в течение длительного периода времени под воздействием разных факторов, в том числе географических, исторических, общественно-политических, не учитывать которые при разработке подходов к гармонизации учета было бы неверным.
При подготовке нормативных документов, регулирующих, в частности, отечественный бухгалтерский учет, были учтены многие положения и стандарты международного учета. Тем не менее, сегодняшняя система бухгалтерского учета в России имеет свою специфику, которая по-прежнему объясняется ее 'происхождением' из бухгалтерского учета в условиях плановой экономики. Многие положения российской, а ранее - советской школы теории бухгалтерского учета не утратили своего значения и сегодня. Более того, они начинают постепенно получать распространение и в практике учета в развитых странах.
Некоторые из различий носят чисто терминологический характер, что часто является результатом неудачного перевода с английского языка. Так, аналог такой экономической категории, как 'себестоимость', в английском языке - 'первоначальная стоимость' (prime cost); в России собственный капитал является частью пассивов, а в системе Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) к пассивам относится только кредиторская задолженность. Собственный капитал считается равноправным источником ресурсов предприятия наряду с пассивами (liabilities) [15, c. 2 - 8].
Использование МСФО для представления отчетности является необходимой процедурой при выходе предприятия на международные рынки, это позволяет расширить круг потенциальных инвесторов и выйти на более высокий уровень своей в деятельности.
Именно поэтому сравнение международного и российского опыта исключительно интересно, так как многое может быть с пользой перенято для использования в России и наоборот. Отсюда актуальность настоящего исследования.
Целью настоящей работы является проведение сравнительной характеристики бухгалтерского учета РФ с международными стандартами.
Задачи исследования:
- определение сущности международных стандартов финансовой отчетности;
- рассмотрение российских и международных стандартов финансовой отчетности, их сравнительный анализ;
- рассмотрение мер, предпринимаемых в России для реформирования системы бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Объектом исследования являются международные и отечественные стандарты финансовой отчетности.
Предметом исследования являются общие принципы функционирования системы МСФО и Российских стандартов бухгалтерского учёта (РСБУ).
В процессе работы использовался методы группировки и сравнения.
В ходе написания данной темы были использованы следующие источники: М. Бендикова - «О необходимости перехода российских предприятий к международным стандартам финансовой отчетности»; О.И. Соснаускене - «Как перевести российскую отчетность в международный стандарт»; В.А. Тереховой - «Международные стандарты бухгалтерского учета в российской практике» и др. Нормативно-правовой источник - справочная система «Консультант-Плюс».
учет стандарт финансовая отчетность
1. Принципы МСФО и российской системы стандартов бухгалтерского учета
1.1 Состав МСФО и стандартов бухгалтерского учета в России
В состав МСФО включены:
- глава 'Принципы', в которой определены основы составления финансовой отчетности;
- стандарты, регламентирующие порядок оценки, бухгалтерского учета и отражения в отчетности различных хозяйственных ресурсов, обязательств, капитала, хозяйственных операций, доходов, расходов и финансовых результатов.
Глава 'Принципы' определяет:
- цели составления финансовой отчетности;
- пользователей финансовой отчетности;
- основополагающие допущения при составлении финансовой отчетности;
- качественные характеристики финансовой отчетности.
В этой же главе приводятся определения элементов финансовой отчетности, характеризующих финансовое положение и финансовые результаты деятельности организации: активов; обязательств; капитала; доходов; расходов.
Стандарты регламентируют порядок оценки, бухгалтерского учета и отражения в отчетности различных хозяйственных ресурсов, обязательств, капитала, хозяйственных операций, доходов, расходов и финансовых результатов. Эти стандарты непрерывно обновляются, разрабатываются новые, пересматриваются действующие, некоторые стандарты отменяются или объединяются с другими. Например, в 1998 г. было разработано 34 стандарта, в 1999 г. их стало 39, а в 2002 г. - 41. В 2003 - 2005 гг. Правлением КМСФО было опубликовано шесть новых стандартов МСФО (IFRS). Нумерация этих стандартов не продолжает нумерацию предыдущих стандартов, которые до 2001 г. носили название IAS, а начинается с единицы [16].
Последние годы были ознаменованы интенсивной деятельностью Правления КМСФО, направленной на улучшение международных стандартов. Разработка новых стандартов сопровождалась пересмотром и совершенствованием существующих.
Существенную роль в последних изменениях международных стандартов финансовой отчетности сыграла программа конвергенции их с национальными бухгалтерскими системами. В целях разъяснения вопросов, связанных с практическим применением отдельных положений перечисленных международных стандартов, предусмотрены интерпретации, которые разрабатываются Постоянным комитетом по интерпретациям - ПКИ (SIC).
Регулирование бухгалтерского учета в России осуществляется посредством четырехуровневой системы нормативных актов. Каждый из них представлен:
- первый - законами Российской Федерации и указами Президента РФ;
- второй - системой национальных бухгалтерских стандартов - положений по бухгалтерскому учету (ПБУ);
- третий - методическими указаниями, учитывающими отраслевую специфику;
- четвертый - внутренними рабочими документами организации.
Помимо указанных нормативов в российской национальной системе регулирования бухгалтерского учета необходимо отметить Концепцию бухгалтерского учета в рыночной экономике России [9], определяющую основополагающие подходы к ведению бухгалтерского учета и формированию финансовой отчетности в Российской Федерации.
Если сопоставлять систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в России с системой МСФО, то можно допустить, что российская Концепция является некоторым аналогом главы 'Принципы', а ПБУ - некоторым аналогом самих МСФО по различным объектам учета.
В то же время некоторые общие подходы к ведению учета затрагиваются не только в Концепции, но и в нормативах первого уровня, например, Федеральном законе 'О бухгалтерском учете ' [1], и даже в нормативах второго уровня - ПБУ 1/2008 'Учетная политика организации' [4], ПБУ 4/99 'Бухгалтерская отчетность организации' [7] и других. Регламентация бухгалтерского учета основных средств, материально-производственных запасов, затрат на капитальное строительство и некоторых других объектов, по которым имеются индивидуальные международные стандарты, дополняется нормативными документами третьего уровня (инструкциями, методическими указаниями, отдельными письмами Минфина России). Вместе с тем Программа реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности [3] предусматривает разработку новых и обновление ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету [16, c. 328].
Следовательно, задачей реформирования бухгалтерского учета является создание системы российских ПБУ, аналогичной системе МСФО.
Некоторые аспекты учета, регламентируемые одним российским стандартом, отражены в нескольких МСФО. Например, правила составления отчетности, изложенные в ПБУ 4/99, рассматриваются в двух международных стандартах: МСФО 1 и МСФО 7. Вопросы учета финансовых вложений, регламентируемые ПБУ 19/02, освещены в МСФО 27, МСФО 28, МСФО 32 и МСФО 39. Некоторые аспекты учета, напротив, регулируются одним международным и несколькими отечественными стандартами.
Нельзя поставить знак равенства и между теми ПБУ и МСФО, которые регламентируют учет одних и тех же объектов, например, учет основных средств (ПБУ 6/01 и МСФО 16), запасов (ПБУ 5/01 и МСФО 2) и других объектов. При значительном совпадении ПБУ с аналогичными МСФО отечественные положения не являются полной копией своих международных аналогов, сохраняя по некоторым вопросам существенные отличия от них.
Тенденцией развития бухгалтерского учета в России является сближение с МСФО. Особенно интенсивное приближение отечественной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета к международным стандартам происходило в 1998 - 2002 гг., когда были приняты и пересмотрены восемнадцать положений по бухгалтерскому учету, имеющих непосредственные аналоги в системе МСФО. Вместе с тем в целом российская система нормативного регулирования бухгалтерского учета пока еще не соответствует системе МСФО.
В количественном выражении отечественные ПБУ охватывают не все экономические объекты, бухгалтерский учет которых регламентируется МСФО. Система российских стандартов по бухгалтерскому учету не охватывает такие важнейшие аспекты, как аренда, вознаграждения работникам, пенсионные планы, инвестиционная собственность, обесценение активов, гиперинфляция, прибыль на акцию, финансовая отчетность банков, договоры страхования, сельское хозяйство, геологоразведка и оценка минерально-сырьевых запасов и ряд других. Однако отсутствие ПБУ - аналогов МСФО не означает, что в российском учете остаются 'белые пятна', поскольку правила учета части объектов содержатся в российских нормативных документах других уровней. Вместе с тем тенденцией развития отечественной системы нормативного регулирования учета стало очевидное замедление принятия новых положений по бухгалтерскому учету. Кроме этого, для сближения систем российских и международных стандартов необходимо своевременное реагирование на интенсивное изменение самих МСФО, а также участие в проектах конвергенции МСФО с национальными бухгалтерскими системами.
1.2 Основные аспекты составления бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно российскому законодательству и международным стандартам
Согласно п. 4 Положения по бухгалтерскому учету 'Бухгалтерская отчетность организации' (ПБУ 4/99) бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам [7].
Согласно п. 7 МСФО (IAS) 1 'Представление финансовой отчетности' финансовая отчетность - это отчетность, предназначенная для удовлетворения потребностей тех пользователей, которые не имеют возможности получать отчетность, подготовленную специально для удовлетворения их особых информационных нужд. Она представляет собой структурированное отображение финансового положения и финансовых результатов деятельности организации.
Из определений следует, что в стандартах используются разные термины: в российских стандартах бухгалтерского учета (РСБУ) - бухгалтерская отчетность, в МСФО - финансовая отчетность. Также можно сказать, что содержание финансовой отчетности шире по сравнению с бухгалтерской отчетностью. Финансовая отчетность может включать в себя дополнительные виды отчетов, например финансовые обзоры руководства компании, отчеты по вопросам охраны окружающей среды, официальные бюллетени о добавленной стоимости [18, 160c.].
Согласно МСФО полный комплект финансовой отчетности состоит из следующих компонентов:
- отчета о финансовом положении по состоянию на конец периода;
- отчета о совокупном доходе за период;
- отчета об изменениях в собственном капитале за период;
- отчета о движении денежных средств за период;
- примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики и прочую пояснительную информацию;
- отчета о финансовом положении по состоянию на начало самого раннего сравнительного периода, когда организация применяет учетную политику на ретроспективной основе или производит ретроспективный пересчет или переклассификацию статей в своей финансовой отчетности.
Обозначенный в МСФО отчет о финансовом положении является аналогом бухгалтерского баланса, но точнее характеризуется назначением и экономическим содержанием. Данная форма раскрывает показатели активов, обязательств и капитала, которые полно информируют пользователя о финансовом положении организации.
Отчет о совокупном доходе является аналогом отчета о финансовых результатах. Но его трактовка носит условный характер и не представляется экономически обоснованной, поскольку данный отчет отражает не только доходы, но и расходы организации.
Согласно РСБУ полный комплект финансовой отчетности состоит из следующих компонентов:
- бухгалтерского баланса;
- отчета о прибылях и убытках;
- отчета об изменениях капитала;
- отчета о движении денежных средств;
- пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Таким образом, можно сказать, что принципиальных различий в составе основных форм отчетности в международной и отечественной практике нет.
Но сам подход к раскрытию информации имеет существенные различия. При представлении отчетности на международные рынки капитала существенную роль играет степень раскрытия информации.
Согласно МСФО (IAS) 1 все формы отчетности являются основными и требуются в обязательном порядке.
В российском законодательстве обязательными являются бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
Статус форм отчетов об изменениях капитала и движении денежных средств трактуется как приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, и субъекты малого предпринимательства по собственному усмотрению могут не представлять данные формы.
Статус формы N 5 трактуется как пояснения к формам N N 1 и 2. Эти пояснения можно оформлять как в рекомендованной табличной форме, так и в виде текста.
Принципы составления бухгалтерской отчетности, провозглашенные в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, во многом близки к принципам МСФО, что было предусмотрено Программой реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации [15, c. 2-9].
В отечественной Концепции, аналогично МСФО, выделяются две группы принципов составления отчетности:
- основные допущения при организации бухгалтерского учета;
- требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете.
Основные допущения в российских учетных нормативных документах содержат:
- допущение непрерывности деятельности предприятия;
- допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности - аналог метода начисления;
- допущение имущественной обособленности;
- допущение последовательности применения учетной политики.
Сопоставление содержания первых двух допущений в Концепции и в МСФО выявляет их аналогию основополагающим допущениям по МСФО.
Один из аспектов, по которому различаются российский и международный бухгалтерский учет, - это отчетный период, отчетная дата и события после отчетной даты.
В соответствии с российским законодательством бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год, который определяется периодом с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года. Отчетной датой в российской системе бухгалтерского учета считается последний календарный день отчетного периода.
В соответствии с МСФО финансовая отчетность должна представляться как минимум ежегодно. Когда в исключительных обстоятельствах отчетная дата компании изменяется и годовая финансовая отчетность представляется за период продолжительнее или короче, чем 1 год, компания в дополнение к периоду, охваченному финансовой отчетностью, должна раскрыть:
- причину использования большего или меньшего, чем год, периода;
- факт того, что сравнительные суммы для отчетов о прибылях и убытках, об изменениях капитала, о движении денежных средств и соответствующих примечаний не в полной мере сопоставимы [12, c. 43 - 49].
Следующее различие, которое можно указать, это то, что российские правила учета в большей степени, чем МСФО, ориентированы на юридическую форму, технические процедуры учета и строгие требования к документации и в меньшей степени - на экономическое содержание операций.
Так, методологию российского учета определяет План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и корреспонденция счетов. В связи с этим в РСБУ ему отведена важная роль.
Международные стандарты финансовой отчетности при обозначении корреспонденций используют названия элементов отчетности (активы, обязательства, капитал, доходы, расходы) и характер доходов или расходов (амортизация, себестоимость, финансовые доходы, финансовые расходы), а не конкретные бухгалтерские счета. Это связано с тем, что стандарты больше ориентированы на результат работы финансовых служб - бухгалтерскую (финансовую) отчетность и поэтому не содержат упоминания о бухгалтерских счетах.
Также одним из отличительных моментов в российском учете является строгая привязка к наличию первичных бухгалтерских документов, что является результатом влияния налогового законодательства. В Налоговом кодексе РФ четко оговариваются правила документирования хозяйственных операций.
Следствием этого может быть неполное признание затрат, понесенных в отчетном периоде, при отсутствии их документального подтверждения.
Приоритетным направлением МСФО является формирование максимально объективного финансового результата, что является одним из его ключевых подходов. Стандарты не упоминают о взаимосвязи между первичным документом и выполнением операции.
В связи с этим по МСФО принцип начисления применяется более последовательно, чем в РСБУ.
Что касается признания доходов и расходов, то РСБУ допускают применение кассового метода в отношении отдельных категорий организаций. Например, соответствующая норма в настоящее время может использоваться субъектами малого предпринимательства. Порядок признания выручки от продажи продукции после поступления денежных средств является разрешенным способом перехода прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию в соответствии с условиями договора сторон. Характер сделки в учете соответствует названию заключенного договора.
Расходы организации признаются после осуществления погашения задолженности.
В МСФО не допускается использование кассового метода. МСФО предполагают анализ существа сделки, оформленной одним или несколькими договорами, с целью представления в отчетности. Например, двойственный договор продажи и аренды может преследовать такую цель, как привлечение финансирования под залог актива [12, c. 43-49].
Перечисленные различия можно назвать различиями в принципиальных подходах к учету.
Из вышеизложенного можно сделать следующее заключение:
- формирование отчетности в соответствии с МСФО является одним из важных шагов, открывающих российским организациям возможность приобщения к международным рынкам капитала;
- международная практика показывает, что отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей;
- финансовая отчетность, составленная по МСФО, позволяет заинтересованным пользователям оценить финансовое положение, результаты деятельности компании, а также качество работы менеджмента компании в целях принятия экономически оправданных решений;
- использование МСФО позволяет значительно сократить время и ресурсы, необходимые для разработки новых национальных правил отчетности, так как эти стандарты закрепляют достаточно длительный опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночной экономики.
Если российские организации смогут добиться осуществления грамотной трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО, то улучшится положение Российской Федерации с точки зрения позиций в мировой экономике и все затраты, которые будут понесены в ходе осуществления реформирования, окупятся.
1.3 Цели финансовой отчетности по МСФО и российским нормативным документам
Принципиальным отличием российского бухгалтерского учета от международного является цель составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно документам российской системы нормативного регулирования бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
В МСФО основной целью финансовой отчетности является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также отражает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании.
Из этого следует, что при формулировании цели составления финансовой отчетности МСФО устанавливают приоритет потребностей действительных и потенциальных инвесторов и финансовых институтов перед другими группами пользователей финансовой отчетности и одновременно исходят из предположения о том, что информация о финансовом положении организации, результатах ее деятельности и изменениях в финансовом положении необходима широкому кругу пользователей и способна удовлетворить их потребности должным образом [12, c.43-49].
Российские нормативные документы не содержат указаний о целях бухгалтерской отчетности. В этом их отличие от МСФО, в главе 'Принципы' которых данному вопросу отводится отдельный раздел 'Цель финансовой отчетности'. ПБУ 4/99 'Бухгалтерская отчетность организации' требует от бухгалтерской отчетности достоверной и полной информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности предприятия, но не формулирует цели предоставления этой информации. В Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России и Федеральном законе 'О бухгалтерском учете' предоставление информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации внешним и внутренним пользователям трактуется как цель бухгалтерского учета, а не бухгалтерской отчетности [1]. При этом в задачу обеспечения информацией пользователей включаются контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, выявление внутрихозяйственных резервов, а также предотвращение отрицательных результатов деятельности. В отличие от российских нормативных документов МСФО таких целей перед финансовой отчетностью не ставят.
Анализ целей и состава пользователей финансовой отчетности, составляемой по отечественным нормативам и МСФО, приведен в таблице 1.
Таблица 1 - Соотношение целей финансовой отчетности по нормативным документам в Российской Федерации и по МСФО
МСФО |
Российские нормативные документы |
|
1 |
2 |
|
Единство |
||
1. Требование предоставления информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации заинтересованным пользователям |
||
2. Включение в перечень пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности инвесторов, кредиторов, поставщиков, покупателей |
||
Различия |
||
1. Финансовая отчетность удовлетворяет в первую очередь интересы инвесторов и кредиторов |
1. Бухгалтерская отчетность удовлетворяет в первую очередь интересы государственных и налоговых структур |
|
2. Финансовая отчетность не служит средством контроля за соблюдением законодательства и исчислением налогов |
2. Бухгалтерская отчетность служит средством контроля за соблюдением законодательства и исчислением налогов |
|
3. Финансовая отчетность должна помогать пользователю в прогнозировании поступления денежных средств от объекта инвестирования или кредитования |
3. Такая задача перед бухгалтерской отчетностью не ставится |
|
4. Содержат детальный перечень групп пользователей финансовой отчетности |
4. Регламентируют перечень пользователей, которым бухгалтерская отчетность предоставляется в обязательном порядке, остальные пользователи перечисляются выборочно |
|
5. Определяют интересы всех групп пользователей финансовой отчетности |
5. Не характеризуют интересы групп пользователей бухгалтерской отчетности |
|
6. Не делят пользователей на внутренних и внешних: все пользователи являются внешними по отношению к предприятию |
6. Делят пользователей на внутренних и внешних; к внутренним относятся как руководство, так и собственники предприятия |
|
7. Руководство предприятия не является основным пользователем финансовой отчетности и указывается в конце перечня пользователей |
7. Руководство предприятия относится к основным пользователям бухгалтерской отчетности и указывается первым в перечне пользователей |
|
8. Не ставят цель использования финансовой отчетности для решения управленческих задач |
8. Решение управленческих задач является одной из целей использования бухгалтерской отчетности |
|
9. Не ставится цель использования финансовой отчетности для достижения безубыточности предприятия |
9. Ставится цель использования бухгалтерской отчетности для достижения безубыточности предприятия |
Из таблицы 1 следует, что в отечественном законодательстве цели бухгалтерской отчетности определенно отличаются от целей финансовой отчетности, регламентируемых МСФО. Существенное различие состоит в том, что бухгалтерская отчетность в России предназначена прежде всего для государственных налоговых и статистических органов и не отражает интересов собственников, вложивших свои средства в предприятие.
Отчетность, составленная в российской системе, скорее носит фискальный характер. Финансовой отчетностью, составленной в соответствии с РСБУ, пользуются налоговые органы, органы государственного управления и статистики, которые имеют различные интересы и различные потребности в информации.
В связи с этим бухгалтер при ее составлении ориентируется не на основополагающие принципы и не на профессиональное суждение, а на потенциальную реакцию этих групп пользователей [10, 888c.].
Существует еще одно отличие в целях составления отчетности по МСФО и РСБУ. Оно заключается в том, что для российских пользователей отчетности наибольший интерес представляет информация о финансовых результатах деятельности компании, а в соответствии с содержанием международных стандартов составление отчетности направлено на формирование достоверной информации о финансовом положении компании, т.е. важна динамика.
2. Учет ресурсов и обязательств по международным и российским стандартам
2.1 Учет основных средств
Порядок бухгалтерского учета основных средств по МСФО регламентируется стандартом 16 'Основные средства'. Названным стандартом предусмотрены условия принадлежности имущества к объектам основных средств, критерии их признания в бухгалтерской отчетности, состав первоначальной и последующей оценок, порядок исчисления срока полезного использования, методы амортизации, формирование информации бухгалтерской отчетности.
В отечественных нормативных документах по бухгалтерскому учету основных средств действует ПБУ 6/01 'Учет основных средств'.
По МСФО 16 к основным средствам относятся материальные активы, используемые в течение более чем одного отчетного периода (года) в процессах производства, продажи товаров и услуг, управленческой деятельности или для сдачи в аренду.
Как любой актив, объект основных средств должен приносить экономические выгоды в будущем. Если экономические выгоды не очевидны, то затраты, связанные с его приобретением, относятся на расходы текущего периода. МСФО 16 вводит критерии признания объекта основных средств в качестве актива, которые состоят в следующем:
- с большой долей вероятности можно утверждать, что будут получены связанные с данным активом экономические выгоды;
- первоначальная стоимость принимаемого к бухгалтерскому учету актива может быть надежно оценена.
ПБУ 6/01 определяет основные средства как активы, которые используются в течение периода более 12 месяцев (или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев) в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг или для управленческих нужд (но не для перепродажи) и способны приносить предприятию экономические выгоды в будущем.
Очевидно, что определение основных средств ПБУ 6/01 аналогично МСФО 16. В него включено и условие способности объекта основных средств приносить экономические выгоды в будущем. Однако критерии признания, требующие проверки наличия достаточной степени вероятности получения экономических выгод и надежности оценки принимаемого к бухгалтерскому учету объекта основных средств, отсутствуют в ПБУ 6/01. В этом отличие отечественного стандарта от его международного аналога. В соответствии с МСФО 16, несмотря на удовлетворение признакам основных средств, включенным в их определение, объект не должен отражаться в отчетности как актив в случае невыполнения хотя бы одного критерия признания. По ПБУ 6/01 ввиду отсутствия критериев признания объект, удовлетворяющий определению основных средств, должен быть признан активом.
Классификация основных средств по предметному признаку, приведенная в ПБУ 6/01, отличается от рекомендаций МСФО 16, что подтверждается данными таблицы 2.
Таблица 2 - Классификационные группы основных средств по предметному признаку
По МСФО 16 |
По ПБУ 6/01 |
|
земля; здания; производственное оборудование; суда; самолеты; иные транспортные средства; мебель и прочие принадлежности; оборудование административных учреждений |
здания; сооружения; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты; капитальные вложения в коренное улучшение земель; капитальные вложения в арендованные основные средства; земельные участки и объекты природопользования |
В соответствии с МСФО 16 объект основных средств, признанный в качестве актива, оценивается по фактическим затратам [22]. Исходя из этого при приобретении объекта основных средств в первоначальную стоимость включаются:
- покупная цена;
- импортные пошлины;
- невозмещаемые налоги;
- затраты на доставку;
- затраты по приведению актива в рабочее состояние (например, затраты на подготовку площадки и установку объекта, стоимость профессиональных услуг архитекторов и инженеров и т.п.).
В первоначальную стоимость не входят административные и другие общие накладные расходы, если они не относятся непосредственно к приобретению объекта или его доведению до рабочего состояния.
По ПБУ 6/01 первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату, складывается из фактических затрат на их приобретение, сооружение и изготовление, за исключением возмещаемых налогов. В перечень затрат, включаемых в первоначальную стоимость объекта согласно ПБУ 6/01, входят суммы, уплачиваемые поставщикам, подрядным и посредническим организациям, предприятиям, оказывающим информационные и консультационные услуги по приобретению основных средств, регистрационные сборы, таможенные пошлины и невозмещаемые налоги. Данный перечень соответствует регламентациям МСФО 16.
Некоторое отличие в формировании первоначальной стоимости основных средств в российских и международных стандартах возникает в случае приобретения объектов основных средств в кредит.
По МСФО 16 срок полезной службы объекта основных средств определяется в зависимости от следующих условий:
- ожидаемого использования объекта в соответствии с его предполагаемой мощностью или фактической производительностью;
- предполагаемого физического износа вследствие влияния производственных факторов, таких, как количество смен, программы ремонтов, а также условий обслуживания объекта основных средств в период простоя;
- морального износа, образующегося в результате различных изменений производственного процесса или рыночного спроса на продукты труда, производимые с использованием объекта основных средств;
- юридических и аналогичных ограничений на использование объекта, таких, как, например, сроки аренды.
В соответствии с МСФО 16 срок полезной службы объектов основных средств определяется оценочным путем на основе опыта эксплуатации аналогичных объектов. В период использования объекта оценка срока его полезного использования может оказаться неточной. Поэтому срок полезной службы рекомендуется периодически пересматривать, если появились предпосылки для существенных изменений предыдущих оценок. Одновременно должна корректироваться сумма амортизационных отчислений.
В соответствии с ПБУ 6/01 срок полезного использования основных средств определяется исходя из следующих условий:
- ожидаемого срока использования объекта в соответствии с предполагаемой производительностью или мощностью;
- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации;
- нормативно-правовых ограничений использования объекта.
В соответствии с МСФО 16 амортизация представляет собой распределение амортизируемой стоимости актива между учетными периодами на протяжении срока его полезной службы [17, c. 14-20].
Амортизируемой стоимостью является первоначальная или восстановительная стоимость объекта за вычетом ликвидационной стоимости. Ликвидационная стоимость представляет собой разницу между планируемыми доходными поступлениями (например, стоимостью материалов и запасных частей от разборки объекта) и расходами, связанными с выбытием объекта (например, стоимостью разборки, ликвидации, демонтажа и др.).
МСФО 16 рекомендует несколько методов начисления амортизации основных средств:
- равномерного начисления;
- уменьшаемого остатка;
- суммы изделий [17, c. 14 - 20].
В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость объектов основных средств погашается начислением амортизации. Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются, - земельные участки и объекты природопользования. Данная регламентация соответствует МСФО 16. Вместе с тем ПБУ 6/01 приводится отсутствующий в МСФО 16 перечень объектов основных средств, по которым амортизация не начисляется: объекты жилищного фонда, внешнего благоустройства, продуктивный скот и многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста. Кроме этого, ПБУ 6/01 разрешается списывать на затраты производства по мере отпуска в эксплуатацию без начисления амортизации объекты стоимостью до 10 000 руб. (или иного лимита, оговариваемого в учетной политике), а также книги, брошюры и т.п. издания, что также не соответствует МСФО 16.
Для МСФО 16 не характерно использование конкретных числовых критериев, так как такие критерии могут не удовлетворять одновременно деятельности организаций различных типов. При этом проблема предотвращения больших расходов по амортизации некрупных объектов решается МСФО 16 иначе, чем ПБУ 6/01, поскольку международный стандарт разрешает по усмотрению бухгалтера учитывать такие объекты в составе материально-производственных запасов.
2.2 Учет запасов
Бухгалтерский учет запасов в международных стандартах регламентируется МСФО 2 'Запасы', в России - ПБУ 5/01 'Учет материально-производственных запасов' [16, c.328].
МСФО 2 определяет запасы как активы:
- предназначенные для продажи в процессе нормальной деятельности;
- произведенные в процессе производства для продажи;
- используемые в форме сырья или материалов в производственном процессе или предоставлении услуг.
В соответствии с МСФО 2 запасы включают готовую продукцию, незавершенное производство, сырье и материалы, предназначенные для дальнейшего использования в производственном процессе, его обслуживании или для хозяйственных нужд, товары, закупленные и хранящиеся для перепродажи (например, товары, купленные розничным или оптовым торговым предприятием). Земля и другое имущество, если они приобретены и предназначены для перепродажи, также относятся к запасам.
Если деятельность организации заключается в оказании услуг, то в незавершенном производстве учитываются затраты на оказание услуг, по которым еще не признаны соответствующие им доходы.
Запасы по МСФО 2 учитываются по следующим классификационным группам:
- товары;
- сырье;
- материалы;
- незавершенное производство;
- готовая продукция.
В ПБУ 5/01 материально-производственные запасы определяются как активы:
- используемые в качестве сырья и материалов при производстве продукции;
- предназначенные для продажи;
- используемые для управленческих нужд.
К материально-производственным запасам относятся товары, приобретенные у других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи, сырье и материалы, используемые для производства продукции или управленческих нужд, а также готовая продукция, являющаяся конечным результатом производственного цикла. Указанные активы включаются и в состав запасов по МСФО 2. Однако для незавершенного производства, также являющегося одной из групп запасов по МСФО 2, ПБУ 5/01 не применяется. Вместе с тем активы, характеризуемые как незавершенное производство, относятся к запасам в соответствии с регламентациями ПБУ 4/99 'Бухгалтерская отчетность организации'. По ПБУ 4/99 в состав запасов включаются:
- сырье, материалы и другие аналогичные ценности;
- затраты в незавершенном производстве;
- готовая продукция, товары для перепродажи, товары отгруженные;
- расходы будущих периодов [7].
Таким образом, очевидно, что определения запасов в МСФО 2 и российских нормативных документах идентичны, при этом содержание группы статей 'запасы' шире, чем содержание понятия 'материально-производственные запасы'.
В соответствии с МСФО 2 основным способом оценки запасов является оценка по наименьшей из двух величин:
- себестоимости и
- возможной чистой цены продаж.
В соответствии с ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которая не подлежит изменению. Таким образом, в ПБУ 5/01 отсутствуют прямые указания на оценку запасов по наименьшей из величин: себестоимости и возможной чистой цены продажи. Вместе с тем в ПБУ 5/01 предусмотрено отражение в бухгалтерском балансе на конец года.
В целом подход к оценке запасов в ПБУ 5/01 и в МСФО 2 можно считать одинаковым. Вместе с тем порядок включения некоторых видов затрат в ПБУ 5/01 определенно отличается от МСФО 2. В первую очередь это касается затрат по кредитам и займам. Статья 6 ПБУ 5/01 предписывает включать проценты по займам в фактическую себестоимость материально-производственных запасов, если займы привлечены для приобретения этих запасов. МСФО 2 ссылается по данному вопросу на МСФО 23, который разрешает включать в себестоимость запасов затраты по займам лишь при определенных условиях в качестве альтернативного метода учета. По МСФО 23 затраты по займам, непосредственно связанным с подготовкой запасов к использованию, могут включаться в их себестоимость только в том случае, если эта подготовка требует значительного времени. В ПБУ 5/01 нет этого ограничивающего условия [20].
Некоторым различием российских и международных стандартов является формирование себестоимости материально-производственных запасов при использовании метода нормативных затрат (таблица 3).
Таблица 3 - Сравнительная характеристика учета запасов по международным и российским стандартам
Признак сравнения |
Единство |
Различия |
|
Определение запасов |
Единство определения 'запасы' |
Нет |
|
Оценка запасов |
Единство принципа оценки по наименьшей величине из себестоимости и рыночной цены (возможной чистой цены продаж) |
Различие в правилах определения наименьшей из величин |
|
Фактическая себестоимость запасов |
Совпадение в определенных ситуациях перечня затрат, включаемых и не включаемых в фактическую себестоимость |
Различия во включении затрат по займам, общехозяйственных и сверхнормативных затрат в фактическую себестоимость |
|
Формулы расчета себестоимости запасов |
Идентичность трех способов расчета себестоимости |
Отмена в МСФО 2 метода ЛИФО и разрешение его в ПБУ 5/01 |
|
Раскрытие информации о запасах в отчетности |
Ряд одинаковых показателей, раскрываемых в отчетности в соответствии с ПБУ 5/01 и с МСФО 2 |
Информации по МСФО 2 включает показатели, отсутствующие в ПБУ 5/01 (по восстановлению списанных запасов и др.) |
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что правила учета материально-производственных запасов в ПБУ 5/01 во многом близки рекомендациям МСФО 2, но в то же время имеют отличия от них почти по всем признакам сравнения.
В отличие от МСФО 2 в российской практике учета в себестоимость готовой продукции могут в полном объеме включаться накладные общехозяйственные расходы. В соответствии с российским Планом счетов на счете 20 'Основное производство' собираются не только прямые расходы, непосредственно связанные с производством продукции, но также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства (со счетов 26 'Общехозяйственные расходы', 23 'Вспомогательные производства', 29 'Обслуживающие производства и хозяйства'), потери от брака (со счета 28 'Брак в производстве') [19, c. 7-8]. Такой подход приводит к тому, что в себестоимость готовой продукции и незавершенного производства, кроме затрат, связанных с изготовлением продукции, включаются не связанные с данным процессом административные накладные расходы, а также сверхнормативные расходы, связанные со списанием забракованной продукции. Это не соответствует требованиям МСФО 2 по формированию себестоимости изготовленной продукции.
Заключение
Принципы составления бухгалтерской отчетности, провозглашенные в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, во многом близки к принципам МСФО, что было предусмотрено Программой реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации [9].
Анализ Концепции МСФО и отечественного Закона о бухгалтерском учете позволяет говорить об аналогичности основных теоретических подходов к подготовке отчетности. К ним относятся принцип начисления (результаты операций признаются по факту их совершения, а не по мере получения денежных средств), а также допущение о непрерывности деятельности компаний (компания не имеет намерения прекращения или существенного сокращения объемов своей деятельности).
Как МСФО, так и отечественные нормативные акты по бухгалтерскому учету содержат один и тот же набор признаков достоверной отчетности: понятность, уместность, надежность, сопоставимость. Полнота представленной в отчетности информации опирается на уровень существенности, а порядок отражения элементов отчетности - на принцип осмотрительности, состоящий в том, что активы и доходы не должны быть завышены, а обязательства и расходы - занижены.
Фактически отчетность по МСФО включает те же формы, что и комплект российской бухгалтерской отчетности [16, 328c.].
Принципиальным отличием российского бухгалтерского учета от международного является цель составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. При формулировании цели составления финансовой отчетности МСФО устанавливают приоритет потребностей действительных и потенциальных инвесторов и финансовых институтов перед другими группами пользователей финансовой отчетности и одновременно исходят из предположения о том, что информация о финансовом положении организации, результатах ее деятельности и изменениях в финансовом положении необходима широкому кругу пользователей и способна удовлетворить их потребности должным образом.
Отчетность, составленная в российской системе, скорее носит фискальный характер. Финансовой отчетностью, составленной в соответствии с РСБУ, пользуются налоговые органы, органы государственного управления и статистики, которые имеют различные интересы и различные потребности в информации.
Правила учета материально-производственных запасов в ПБУ 5/01 во многом близки рекомендациям МСФО 2, но в то же время имеют отличия от них почти по всем признакам сравнения [21].
Правительство Российской Федерации планирует с 2018 г. полностью перевести на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) весь российский бизнес. Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 N 208-ФЗ 'О консолидированной финансовой отчетности' указанные в нем организации уже начиная с 2013 г. обязаны наряду с отчетностью по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) представлять на русском языке отчетность по МСФО.
Организации, представляющие оба вида отчетности, ведут учет по РСБУ, а затем или проводят трансформацию отчетности, составленной по российским стандартам, в финансовую отчетность по МСФО, или наряду с учетом по РСБУ ведут параллельный учет по МСФО и осуществляют подготовку отчетности по РСБУ и МСФО.
Список использованных источников
Нормативно-законодательные документы
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ 'О бухгалтерском учете' // Российская газета. - N 278. - 09.12.2011.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 208-ФЗ (ред. от 29.12.2012) 'О консолидированной финансовой отчетности' // Российская газета. - N 168. - 30.07.2010.
Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 'Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности' // Российская газета. - N 52. - 18.03.1998.
Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 18.12.2012) 'Об утверждении положений по бухгалтерскому учету' (вместе с 'Положением по бухгалтерскому учету 'Учетная политика организации' (ПБУ 1/2008)', 'Положением по бухгалтерскому учету 'Изменения оценочных значений' (ПБУ 21/2008)') // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - N 44. - 03.11.2008.
Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010) 'Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету 'Бухгалтерская отчетность организации' (ПБУ 4/99)' // Экономика и жизнь. - N 35. - 1999.
О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н.
Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету 'Бухгалтерская отчетность организации' (ПБУ 4/99): Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н.
Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету 'События после отчетной даты' (ПБУ 7/98): Приказ Минфина России от 25.11.1998 N 56н.
Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997) // Финансовая газета. - N 1. - 1998.
Учебники и учебные пособия
Александер Д. Международные стандарты финансовой отчетности: от теории к практике [Текст] / Д. Александер, А. Бриттон, Э. Пориссен / Пер. с англ. В.И. Бабкин, Т.В. Седова. - М.: Вершина, 2005. - 888 с.
Галузина С.М., Пупшис Т.Ф. Международный учет и аудит. - СПб.: Питер, 2006. - 272 с.
Герасимова Л.Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность в свете РСБУ и МСФО // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - N 18. - С. 43 - 49.
Грэй С.Дж., Нидлз Б.Е. Финансовый учет: глобальный подход [Текст] / С.Дж. Грэй, Б.Е. Нидлз.; пер. с англ. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 614 с.
Качкова О.Е., Саяхов Т.Р. Сравнение понятия 'собственный капитал' в российских стандартах бухгалтерского учета и Международных стандартах финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - N 3. - С. 2 - 8.
Мерзликина Е.М., Авраменко Г.М., Бирюков В.А., Никандрова Л.К., Шаронин П.Н. Сравнительная характеристика российской и западной систем бухгалтерского учета // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - N 34. - С. 2 - 9.
Мизиковский Е.А., Дружиловская Т.Ю. Международные стандарты финансовой отчетности и бухгалтерский учет в России. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Бухгалтерский учет, 2006. - 328 с.
Слободняк И.А., Левченко Н.Е. Сравнительный анализ результатов начисления амортизации в соответствии с требованиями РСБУ и МСФО // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - N 14. - С. 14 - 20.
Титова С.Н. МСФО и РСБУ: различия и точки соприкосновения // Экономико-правовой бюллетень. - 2011. - N 8. - 160 с.
Черкай А. Единый универсальный план счетов для параллельного учета по МСФО и РСБУ // Финансовая газета. - 2013. - N 17-18. - С. 7 - 8.
Ресурсы сети Интернет
Гарант [Электронный ресурс]: информационно-правовая система. Режим доступа: http://www.garant.ru.
Консультант-Плюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система. Режим доступа: http://www.consultant.ru.