/
Содержание
Введение
1 Теоретические проблемы формирования налоговых поступлений
1.1 Общие правила взимания налогов
1.2 Организация аналитического и синтетического учета расчетов по налогам с бюджетом
1.3 Виды налогов
2 Особенности организации учета расчетов по налогам на предприятии ОАО «ТФК «КАМАЗ»
2.1 Характеристика деятельности предприятия ОАО «ТФК «КАМАЗ»
2.2 Анализ организации учета расчетов по налогам на предприятии
3 Совершенствование системы учета расчетов по налогам в бюджет на предприятии ОАО «ТФК «КАМАЗ»
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Введение
учет налог бюджет
Необходимость ведения налогового учета в организациях продиктована тем, что исчислить налоговую базу только по правилам ведения бухгалтерского учета в настоящее время невозможно. Статья 113 Налогового Кодекса РФ устанавливает общие положения организации налогового учета. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по всем видам налогов на основании данных первичных документов бухгалтерского учета. Если нормы отражения хозяйственных операций или учета объектов для исчисления налоговой базы, по какому-либо налогу отличаются от правил бухгалтерского учета, возникает необходимость применения системы налогового учета.
Налоговый учет на предприятии ведется в соответствии с методологическими основами и правилами, установленными НК РФ.
Все доходы в федеративном государстве подразделяются на: федеральные, территориальные и местные. Это привело к тому, что мировой практике применяется три способа разграничения доходов внутри бюджетной системы:
- разделение доходов от налогов путем закрепления за каждым уровнем управления конкретной доли налога в пределах установленной единой ставки налогообложения;
- введение местных надбавок к федеральным и территориальным налогам;
- четкое разграничение видов налогов между уровнями государственного управления и местного самоуправления.
На взаимоотношения бюджетов отдельных уровней власти (федеральных, региональных и местных) значительное влияние оказывает порядок разграничении, установленных внутри бюджетной системы каждой страны. Трехуровневая налоговые системы, которая функционируют в Российской Федерации, как и в большинстве федеральных государств, позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирования бюджетов всем уровням управления при распределении некоторых налогов между ними.
Одним из важных факторов экономического роста страны является эффективная налоговая система. Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. В структуре всех доходов бюджета Российской Федерации налоги составляют, по разным оценкам, от 75 до 85%.
Вопросы взаимодействия налоговой системы государства и предпринимательства актуальны сегодня потому, что в настоящее время наиболее остро встает проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов.
Необходимо отметить, что механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки, а, следовательно, необходимо разрабатывать мероприятия, способствующие укреплению налоговой дисциплины и ответственности, определять эффективные методы контроля и взыскания.
Часть налоговой массы, аккумулируемой в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется между региональными и местными бюджетами. В связи с этим доходные источники делятся на закрепленные и регулирующие:
а) закрепленные доходные источники,
б) регулирующие доходные источники.
Разделение доходных источников между бюджетами разных уровней закреплено Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991г.
К федеральным регулирующим налогам относятся НДС, акцизы на отдельные группы и виды товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, налог на имущество предприятий (равными долями распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации), налог на прибыль предприятий и подоходный налог с физических лиц.
Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму налога на доходы физических лиц и т.д.)
По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Цель данной работы является описание методов отражения в бухгалтерском учете предприятия расчетов с бюджетом. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические проблемы формирования налоговых поступлений;
2. Особенности организации учета расчетов с бюджетов по налогам и сборам на предприятии.
3. Предложить пути совершенствования учета расчетов по налогам и сборам на предприятии.
Объектом работы является предприятие ОАО «ТФК «КАМАЗ».
Предметом курсовой работы является учет расчетов по налогам в бюджет.
В процессе работы были использованы труды следующих ученых: Акинин П.В., Александрова И.М., Алиева Б.Х., Вещуновой Н.Л., Гусакова В.Р., Качура О.В., Лыковой Л.Н., Майбурова И.А., Мамрукова О.И., Милякова Н.В., Рыманова А.Ю., Черника Д.Г. и др.
1 Теоретические проблемы формирования налоговых поступлений
1.1 Общие правила взимания налогов
Система налогов и сборов Российской Федерации представляет собой совокупность взимаемых в нашей стране налогов и сборов. Система налогов и сборов Российской Федерации означает, что налоги и сборы Российской Федерации представляют собой целостное образование, состоящее из множества элементов, имеющих определенную связь (координацию, функциональную зависимость и т. д.).
В соответствии с законодательством Российской Федерации налогообложение предприятий предполагает:
- определение размера объекта налогообложения;
- расчет суммы причитающегося с предприятия налога на основе сформировавшегося в учете показателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки (как правило, процентной);
- осуществление расчетов с бюджетом по начисленным налоговым платежам;
- составление и представление в налоговые органы налоговых деклараций.
Подавляющее число показателей, составляющих базу налогообложения, в том числе главные из них - объем реализации продукции (товаров, услуг) и сумма полученной прибыли, отражаются в системном бухгалтерском учете предприятия [15, с.71].
В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ отражаемые в отчетности суммы расчетов с налоговыми органами и внебюджетными государственными фондами должны быть согласованными с ними и тождественными. Оставление на балансе неотрегулированных сумм по этим расчетам не допускается.
В системе расчетных взаимоотношений предприятий денежные расчетные отношения с государственным бюджетом и государственными, внебюджетными фондами (социальными, дорожными, экологическими и др.) занимают особое место.
Общие правила взимания налогов установлены в главе 7 первой части Налогового Кодекса.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с Налоговым Кодексом. Объекты налогообложения представлены на рис. 1.1.1.
Объектами налогообложения могут являться:
Рис. 1.1.1. Объекты налогообложения
Реализацией и товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, - на безвозмездной основе [1]. Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяется в соответствии с частью второй Налогового Кодекса.
Не признается реализацией товаров, работ или услуг (см. рис. 1.1.2.):
/
Рис. 1.1.2.Операции, не признаваемые реализацией товаров, работ или услуг
Таким образом, для целей налогообложения при реализации товаров, работ, услуг принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
1.2 Организация аналитического и синтетического учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму подоходного налога и т.д.).
Правила отражения расчетов по налогам должны быть закреплены в учетной политике организации. Директор или главный бухгалтер решают как выгоднее и удобнее для фирмы вести учет. Если по каждому виду налога открывается субсчет - это должно быть отражено в рабочем плане счетов. Но разработанные ими положения не должны противоречить Налоговому Кодексу и другим нормативно-правовым актам [7, с.44].
По окончании налогового периода бухгалтер должен заполнить декларации и сдать их в налоговую инспекцию. Для каждого вида налога разработан отдельный бланк. На титульном листе обычно представляется информация о налогоплательщике.
По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» - на сумму подоходного налога и т.д.). По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Счет 68 на конец отчетного месяца может иметь развернутое сальдо (дебетовое и кредитовое) по налоговым платежам. Каждый месяц на предприятии составляется оборотная ведомость по аналитическим счетам счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». При составлении баланса дебетовый остаток по счету 68 отражается в активе баланса, а кредитовый -- в пассиве [12, с.95].
По кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» отражаются суммы налогов, причитающихся организацией к уплате в бюджет. Дебетоваться при этом может множество счетов в зависимости от видов уплачиваемых налогов и сборов: организации, являющиеся по законодательству налогоплательщиками, дебетуют счета:
- по учету внеоборотных и оборотных активов (01, 04, 10, 41 и др.), когда в соответствии с законодательством суммы налогов включаются в себестоимость активов или через промежуточные счета (08 «Вложения во внеоборотные активы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей») или непосредственно на дебет счетов по учету активов. К налогам такого рода относится НДС при строительстве объектов основных средств хозяйственным способом, таможенная пошлина и таможенные сборы при импорте ценностей и др.;
- по учету затрат - налог на владельцев автотранспортных средств, налог на пользователей автомобильных дорог и др.;
- 90 «Продажи» - уплачиваемый продавцами ценностей НДС, акцизы, экспортные пошлины и т.п., для которых эта продажа является предметом деятельности;
- 91.2 «Прочие расходы» - налог на имущество, налог на рекламу, НДС при продаже ценностей, когда она не является предметом деятельности организации и др.
- 99 «Прибыли и убытки» - налог на прибыль, налоговые санкции (штрафы, пени) в пользу бюджета и внебюджетные фонды.
Таблица 1.2.1
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»
По дебету |
По кредиту |
|
19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 10 Материалы 50 Касса 51 Расчетные счета 52 Валютные счета 55 Специальные счета в банках 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам 70 Расчеты с персоналом по оплате труда |
08 Вложения в необоротные активы 11 Животные на выращивании и откорме 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей 20 Основное производство 23 Вспомогательные производства 26 Общехозяйственные расходы 29 Обслуживающие производства и хозяйства 41 Товары 44 Расходы на продажу 51 Расчетные счета 52 Валютные счета 55 Специальные счета в банках 75 Расчеты с учредителями 90 Продажи 91 Прочие доходы и расходы 98 Доходы будущих периодов 99 Прибыли и убытки |
Организации, являющиеся налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц при удержании этого налога дебетуют счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 75.2 «Расчеты по выплате доходов» и др.
Сальдо счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» обычно кредитовое и показывает задолженность организации перед бюджетом. Однако в ряде случаев оно может быть и дебетовое (при переплате того или иного налога, не возмещенный НДС организациям-экспортерам и т.п.).
В пояснениях к счету 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» сказано, что аналитический учет по этому счету ведется «по видам налогов», однако бухгалтер должен иметь в виду, что речь идет не только о «видах налогов», но и естественно о видах сборов.
Таким образом, аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. Организация аналитического учета расчетов с бюджетом должна строиться таким образом, чтобы получить необходимую информацию по каждому виду налогов в бюджет.
1.3 Виды налогов
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории: Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 28.09.2010), ст. 12.
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
Круг плательщиков, объекты налогообложения, ставки налога, порядок зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд также определяются Налоговым кодексом РФ. Это не исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, но и бюджеты другого уровня. Часть платежей из приведенного перечня непосредственно зачисляются в федеральный бюджет, другая часть платежей используется для регулирования бюджетов субъектов РФ. Субъекты РФ используют эти налоги для регулирования местных бюджетов. Третья часть платежей зачисляются разными долями в бюджеты всех уровней. Данное распределение установлено Бюджетным кодексом РФ (см. главу 7 «Бюджетная классификация»).
К региональным налогам на 1 января 2005 года Налоговый кодекс РФ относит 3 платежа: Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.09.2010), ст. 14.
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Налог на игорный бизнес, как и федеральные налоги, устанавливается Налоговым кодексом РФ и взимается на всей ее территории. Налог на имущество организаций и транспортный налог вводятся в действие представительными органами государственной власти субъектов РФ. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ. Региональные налоги зачисляются в бюджеты субъектов РФ, а также могут быть переданы полностью или частично в местные бюджеты.
К местным налогам на 1 января 2010 года Налоговый кодекс РФ относит 2 платежа: Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.09.2010), ст. 15. земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень налогов, сборов и других платежей, отнесенных к налоговой системе. Органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Следовательно, на территории России действует единая система налоговых доходов, перечень которых, независимо от их уровня, закрепляется законодательством РФ.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации налогообложение предприятий предполагает:
- определение размера объекта налогообложения;
- расчет суммы причитающегося с предприятия налога на основе сформировавшегося в учете показателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки (как правило, процентной);
- осуществление расчетов с бюджетом по начисленным налоговым платежам;
- составление и представление в налоговые органы налоговых деклараций.
Налоги и сборы РФ разделены на три группы: федеральные налоги и сборы, региональные налоги и сборы и местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны на всей территории РФ.
Региональные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов в РФ в соответствии с Налоговым кодексом. Они обязательны к уплате на всей территории субъекта РФ.
Местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления в соответствии с Кодексом.
2 Особенности организации учета расчетов по налогам на предприятии ОАО «ТФК «КАМАЗ»
2.1 Характеристика деятельности предприятия
ОАО «ТФК «КАМАЗ»
Открытое акционерное общество «ТОРГОВО-ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ КАМАЗ» создано решением Совета директоров ОАО «КАМАЗ» (протокол № 10 от 05.08.1997 г.)
Место нахождения: 423800, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, район Автомобильного завода, АБК-421.
Полное фирменное наименование: Открытое акционерное общество «ТОРГОВО-ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ «КАМАЗ». Сокращенное фирменное наименование: ОАО «ТФК «КАМАЗ».
В 2007 году ОАО «ТОРГОВО-ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ «КАМАЗ» осуществляло свою деятельность в соответствии с Уставом, зарегистрированным Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны 30 мая 2006 г., свидетельство о регистрации за государственным регистрационным номером 2061650077751, серия 16 № 004707243. Основной государственный регистрационный номер (ОГРН): 1021602019097.
Видами деятельности ОАО «ТФК «КАМАЗ» являются продажа автомобилей «КАМАЗ» и запасных частей к ним через фирменную сеть продаж и сервисного обслуживания, внешнеэкономическая деятельность, оказание транспортных услуг.
В соответствии с Генеральным соглашением между ОАО «КАМАЗ» и ОАО «ТФК «КАМАЗ» предприятию предоставлено исключительное право на продажу основной продукции по всей номенклатуре (автомобили, агрегаты, узлы и запасные части к ним) на территории Российской Федерации. Поэтому положение ОАО «ТФК «КАМАЗ» в автомобилестроительной отрасли определяется положением в ней ОАО «КАМАЗ».
Уставный капитал общества составляет 150.100.000 (сто пятьдесят миллионов сто тысяч) рублей и состоит из 3.002.000 (три миллиона две тысячи) акций по 50 рублей каждая. Все акции размещены, полностью оплачены и принадлежат учредителю - ОАО «КАМАЗ» г. Набережные Челны. В ОАО «ТФК «КАМАЗ» в соответствии с уставом предусмотрено образование резервного фонда в размере 15% от уставного капитала
Цель ОАО «ТФК «КАМАЗ» - извлечение прибыли и использование ее в интересах акционеров, а также насыщение рынка товарами и услугами.
ОАО «ТФК «КАМАЗ» осуществляет посредническую деятельность по реализации продукции ОАО «КАМАЗ», заключая и исполняя договора и контракты от своего имени, но за счет комитента (ОАО «КАМАЗ»). При этом ОАО «ТФК «КАМАЗ» является комиссионером, участвующим в расчетах, т.е. вся выручка поступает на счет комиссионера с последующим расчетом с комитентом. Также ОАО «ТФК «КАМАЗ» оказывает услуги по договору поручения ОАО «КАМАЗ» и договорам комиссии другим комитентам. Основными показателями деятельности предприятия является широкий географический рынок сбыта товара, большой объем продаж комиссионного товара, также работа с корпоративными клиентами.
Таблица 2.1.1
Динамика экономического потенциала ОАО «ТФК «КАМАЗ»
за период 2008-2010 гг., тыс. руб.
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
|||
Значение |
Темп роста, % |
Значение |
Темп роста, % |
|||
Выручка от реализации |
996751 |
1300981 |
130,52 |
1375986 |
105,76 |
|
Полная себестоимость реализованной продукции |
788782 |
965805 |
122,44 |
969027 |
100,33 |
|
Прибыль от реализации |
55634 |
111043 |
199,6 |
148517 |
133,75 |
Диаграмма, характеризующая динамику экономического потенциала предприятия приведена на рис. 2.1.1.
Рис 2.1.1. Динамика экономического потенциала ОАО «ТФК «КАМАЗ» за период 2008-2010 гг., %
Является оптимальным следующее соотношение темповых показателей:
> > > 100%, (2.1.1)
где , , - соответственно темп изменения прибыли от реализации продукции, выручки от реализации и полной себестоимости реализованной продукции.
На протяжении 2008-2010 гг. наблюдается выполнение данного неравенства. Последнее неравенство означает, что экономический потенциал организации возрастает, то есть масштабы его деятельности увеличиваются. Второе неравенство указывает на то, что по сравнению с увеличением экономического потенциала объем реализации возрастает более высокими темпами, то есть ресурсы организации используются более эффективно, повышается отдача с каждого рубля, вложенного в компанию.
Таким образом, в ценовой политике предприятие придерживается принципа золотой середины: качественный товар по доступной для потребителя цене. У потребителей есть возможность предварительный заказ продукции за определенный срок. В зависимости от объема заказа и условий оплаты предоставляются скидки.
2.2 Анализ организации учета расчетов по налогам на предприятии
ОАО «ТФК «КАМАЗ» находится на общем режиме налогообложения и в соответствии с этим исчисляет и уплачивает налоги. Перечень уплачиваемых предприятием налогов представлены в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Налоговые платежи ОАО «ТФК «КАМАЗ» за 2008 - 2010 гг.
Наименование налога |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
|
руб. |
||||
Налог на прибыль |
12193000,00 |
22491000,00 |
16149000,00 |
|
Налог на имущество |
2732542,84 |
3884026,00 |
5506988,00 |
|
НДС |
60774019,91 |
101275497,09 |
113410901,80 |
|
ЕСН |
20410478,38 |
27234986,68 |
26296539,11 |
|
Транспортный налог |
693362,95 |
770028,00 |
1073259,00 |
|
Водный |
129948,92 |
35368,00 |
34794,00 |
|
Земельный |
1682300,00 |
1982714,41 |
2230527,00 |
|
Всего |
98615653,00 |
157673620,18 |
164702008,91 |
Динамика налоговых платежей ОАО «ТФК «КАМАЗ» представлена в таблице 2.2.2.
Таблица 2.2.2
Динамика налоговых платежей за 2008 - 2010 г.г.
Наименование налога |
2008 г |
2009 г |
2010 г |
|||
Сумма, руб. |
Сумма, руб. |
темп роста, % |
Сумма, руб. |
темп роста, % |
||
Налог на прибыль |
12 193 000,00 |
22 491 000,00 |
184,46 |
16 149 000,00 |
71,80 |
|
Налог на имущество |
2 732 542,84 |
3 884 026,00 |
142,14 |
5 506 988,00 |
141,78 |
|
НДС |
60 774 019,91 |
101 275 497,09 |
166,61 |
113 410 901,80 |
111,98 |
|
ЕСН |
20 410 478,38 |
27 234 986,68 |
133,44 |
26 296 539,11 |
96,55 |
|
Транспортный налог |
693 362,95 |
770 028,00 |
111,06 |
1 073 259,00 |
139,38 |
|
Водный налог |
129 948,92 |
35 368,00 |
27,22 |
34 794,00 |
98,38 |
|
Земельный налог |
1 682 300,00 |
1 982 714,41 |
117,86 |
2 230 527,00 |
112,50 |
|
Всего налогов |
98 615 653,00 |
157 673 620,18 |
159,89 |
164 702 008,91 |
104,46 |
Анализ динамики налоговых платежей ОАО «ТФК «КАМАЗ» показал, что за 2008 - 2010 гг. произошли следующие изменения:
- налог на прибыль в 2009 году увеличился на 84,46% и составил 22 491 000 руб. А в 2010 году налог на прибыль снизился на 28,2% и составил 16 149 000 руб.;
- за 2009 - 2010 гг. сумма налога на имущество неуклонно увеличивалась в результате увеличения среднегодовой стоимости имущества, поскольку ставка налога на протяжении всех трех лет осталась неизменной;
- за 2009 - 2010 гг. налог на добавленную стоимость увеличился, и его превышение над 2009 годом составило 11,98%, на что во многом повлиял рост выручки от реализации и увеличение количества сырья и материалов в себестоимости продукции.
Сумма единого социального налога в 2009 увеличился в связи с ростом фонда оплаты труда.
В 2009 году ЕСН уменьшился на 3,45%. Это произошло за счет снижения фонда оплаты труда.
За 2008 - 2010 гг. сумма транспортного налога неуклонно увеличивалась в результате повышения налоговой ставки.
За 2008 - 2010 гг. водный налог неуклонно уменьшался за счет уменьшения объема воды, потребляемой ОАО «ТФК «КАМАЗ».
Динамика земельного налога за 2008 - 2010 гг. положительная. Увеличение данного налога связано с увеличением кадастровой стоимости земельных участков.
Общая сумма налоговых платежей в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась на 4,46%, это связано с увеличением налога на добавленную стоимость, налога на имущество.
Структура налоговых платежей за каждый год исследуемого периода представим в таблице 2.2.3.
Как видно, из табл. 2.2.3 на анализируемом предприятии ОАО «ТФК «КАМАЗ» на протяжении 2008 - 2010 гг. налоговые платежи непрерывно увеличивались. В течение 2009 года налоговые платежи увеличились на 59 057 967,18 руб. Данное увеличение главным образом вызвано увеличением налога на добавленную стоимость на 40 501 477,18 руб. и увеличением налога на прибыль на 10 298 000 руб.
Таблица 2.2.3
Структура налоговых платежей за 2008 - 2010 г.г.
Наимен. налога |
2008 год |
2009 год |
Изменения за 2009 год |
2010 год |
Изменения за 2010 год |
||||||
Сумма, руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, руб. |
Уд. вес, % |
||
Налог на прибыль |
12193000 |
12,4 |
22491000 |
14,3 |
10298000 |
1,90 |
16149000 |
9,80 |
-6342000 |
-4,5 |
|
Налог на имущ. |
2732542 |
2,8 |
3884026 |
2,46 |
1151483 |
-0,3 |
5506988 |
3,34 |
1622962 |
0,88 |
|
НДС |
60774019 |
61,6 |
101275497 |
64,2 |
40501477 |
2,60 |
113410901 |
68,8 |
12135404 |
4,63 |
|
ЕСН |
20410478 |
20,7 |
27234986 |
17,3 |
6824508 |
-3,4 |
26296539 |
15,9 |
-938447 |
-1,3 |
|
Трансп. налог |
693362 |
0,7 |
770028 |
0,49 |
76665 |
-0,2 |
1073259 |
0,65 |
303231 |
0,16 |
|
Водный налог |
129948 |
0,1 |
35368 |
0,02 |
-94580 |
-0,1 |
34794 |
0,02 |
-574 |
0,00 |
|
Земель. налог |
1682300 |
1,7 |
1982714 |
1,26 |
300414 |
-0,4 |
2230527 |
1,35 |
247812 |
0,09 |
|
Всего налогов |
98615653 |
100 |
157673620 |
100 |
59057967 |
- |
164702008 |
100 |
7028388 |
- |
В 2010 году налоговые платежи увеличились на 7 028 388,73 руб. Данное увеличение главным образом вызвано увеличением налога на добавленную стоимость на 12 135 404,71 руб.
В 2010 году наблюдается уменьшение налога на прибыль на 6 342 000 руб., и уменьшение ЕСН на 938447,57 руб. за счет снижения фонда оплаты труда.
Из таблицы следует, что наибольший удельный вес в общей совокупности взимаемых с предприятия налогов занимают НДС и ЕСН.
Для определения общих изменений произошедших за весь исследуемый период времени построим таблицу 2.2.4.
Таблица 2.2.4
Сумма налоговых платежей за 2008 - 2010 гг.
Наименование налога |
Сумма, руб. |
Удельный вес, % |
|
Налог на прибыль |
50 833 000,00 |
12,07 |
|
Налог на имущество |
12 123 556,84 |
2,88 |
|
НДС |
275 460 418,8 |
65,43 |
|
ЕСН |
73 942 004,17 |
17,56 |
|
Транспортный налог |
2 536 649,95 |
0,6 |
|
Водный налог |
200 110,92 |
0,05 |
|
Земельный налог |
5 895 541,41 |
1,4 |
|
Всего налогов |
420 991 282,09 |
100 |
Наибольший вес в общей совокупности уплачиваемых предприятием налогов занимают такие налоговые платежи, как НДС и ЕСН.
Рассмотрим порядок оформления учета расчетов по налогам за 2010 год путем корреспонденции счетов. После определения налогооблагаемой базы производится начисление и перечисление налога в бюджет:
1. Начислен единый социальный налог (ЕСН) в Федеральный (территориальный) фонд обязательного медицинского страхования РФ с сумм оплаты труда работников: Д 44 - К 69/3 - 26296539 руб.
2. Уплачен ЕСН в Федеральный (территориальный) фонд обязательного медицинского страхования РФ: Д 69/3 - К 51 - 26296539 руб.
При отражении расчетов по социальному страхованию и обеспечению в учете возникают следующие проводки (приложение 1).
1. Начислен НДС Д 23, 29, 62,76(…) - К 68/НДС - 113410901 руб.
По дебету отражается суммы налога списанные в отчетном периоде с кредита сч. 19 , а также суммы, перечисленные в бюджет.
Д 68/НДС - К 51 - 113410901 руб.
1. Начислен транспортный налог: Д 26 - К 68/транспортный налог - 1073259 руб.
2. Уплачен транспортный налог: Д 68/транспортный налог - К 51 - 1073259 руб.
После определения налогооблагаемой базы производится начисление и перечисление налога в бюджет:
1. Начислен налог на имущество:
Д 91/2 - К 68/налог на имущество организации - 5506988 руб.
2. Уплачен налог на имущество:
Д 68/налог на имущество организации - К 51 - 5506988 руб.
После определения налогооблагаемой базы производится начисление и перечисление налога в бюджет:
1. Начислен земельный налог:
Д 26 - К 68/земельный налог - 2230527 руб.
2. Уплачен земельный налог
Д 68/земельный налог - К 51 - 2230527 руб.
Таким образом, в перечень уплачиваемых предприятием ОАО «ТФК «КАМАЗ» налогов входят - налог на имущество, налог на прибыль, НДС, ЕСН, транспортный налог, водный налог, земельный налог. Наибольший вес в общем объеме уплачиваемых предприятием налогов занимают такие налоговые платежи, как НДС и ЕСН. По кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» отражаются суммы налогов, причитающихся организацией к уплате в бюджет.
3. Совершенствование системы учета расчетов по налогам в бюджет на предприятии ОАО «ТФК «КАМАЗ»
Важным вопросом анализа хозяйственной деятельности является изучение и оценка распределения и использования доходов и прибыли. Распределение доходов и прибыли производится в соответствии с Законом Российской Федерации о налогах и сборах, другими нормативными документами и уставом предприятия. По установленным ставкам из прибыли производится начисление налога в доход государственного бюджета. Предприятия платят также из прибыли налог на недвижимость и осуществляет другие налоговые платежи, установленные законодательством. За счет валового дохода производится взимание налога на добавленную стоимость, акцизов и некоторых других обязательных платежей. Ряд налогов (налоги на землю, топливо, экологический, чрезвычайный и др.) отражаются на издержках обращения. Предприятие ОАО «ТФК «КАМАЗ» по установленным ставкам уплачивает налоги от продажи товаров и другого имущества, от принадлежащих ему акций, облигаций и других ценных бумаг.
Действующая на предприятии ОАО «ТФК «КАМАЗ» налоговая система должна давать ему четкую ориентацию на те направления деятельности, которые могли бы ослабить налоговое бремя. Налоговый механизм должен выполнять не только фискальную функцию, но и функции управления, регулирования, стимулирования. Тяжесть налогового бремени принято оценивать процентным отношением всех уплачиваемых предприятием налогов и других обязательных платежей к выручке от реализации продукции, товаров и прочих активов. Рекомендации о снижении налогов законными способами содержатся в многочисленных публикациях по этому вопросу. Большинство из них достаточно аргументированы и представляют большой практический интерес. Это использование части доходов и прибыли на цели, льготируемые при их налогообложении. Самое главное в распределении и использовании доходов и прибыли - это сочетание бюджетных, хозрасчетных и личных интересов работников. Хозяйственная практика и экономическая наука постоянно занимаются поиском оптимальных критериев распределения и использования прибыли. При ее распределении субъект хозяйствования должен руководствоваться только действующим законодательством, своим уставом и собственными интересами.
Анализ налогообложения обычно начинают с изучения правильности расчета налогов и других обязательных платежей, своевременности их уплаты и выявления возможностей оптимизации. В частности, выявляют случаи и причины занижения и сокрытия доходов и прибыли, других объектов налогообложения, определяют экономические санкции, потери и убытки для предприятия за счет этого, виновников выявленных нарушений, принимают меры по улучшению расчетно-платежной дисциплины и другой экономической работы.
Расчет налоговой базы для налога на прибыль за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с нормами, установленными гл.25 НК РФ, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:
1. Период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом).
2. Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, в том числе:
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также выручка от реализации имущества, имущественных прав.
- выручка от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
- выручка от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
- выручка от реализации покупных товаров;
- выручка от реализации основных средств;
- выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств.
3. Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:
- расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства, а также расходы, понесенные при реализации имущества, имущественных прав.
- расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
- расходы, понесенные при реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
- расходы, понесенные при реализации покупных товаров;
- расходы, связанные с реализацией основных средств;
- расходы, понесенные обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг).
4. Прибыль (убыток) от реализации, в том числе:
1) прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, а также прибыль (убыток) от реализации имущества, имущественных прав
2) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке;
3) прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке;
4) прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;
5) прибыль (убыток) от реализации основных средств;
6) прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств.
Сумма внереализационных доходов, в том числе:
1) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
2) доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
5. Сумма внереализационных расходов, в частности:
1) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, обращающимися на организованном рынке;
2) расходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке.
6. Прибыль (убыток) от внереализационных операций.
7. Для определения суммы прибыли, подлежащей налогообложению, из налоговой базы исключается сумма убытка, подлежащего переносу.
Далее необходимо перейти к анализу и оценке, выполнения плана и динамики налогов и других обязательных платежей. При этом используются как абсолютные, так и относительные показатели. Относительными показателями, в частности, являются удельный вес (доля) отдельных видов налогов и других обязательных платежей в общей их сумме, темпы роста или снижения по сравнению с планом и прошлыми годами. Результаты анализа оформляются составлением специальной таблицы. В ней налоги и другие обязательные платежи необходимо сгруппировать по источникам формирования:
1) относимые на издержки обращения;
2) уплачиваемые за счет валового дохода;
3) взимаемые из прибыли;
4) начисляемые за счет других источников.
Особое внимание уделяется анализу оптимальности налогообложения. Как известно, налоги являются не только источником пополнения государственного и местных бюджетов, но и действенным регулятором экономических отношений государства с юридическими и физическими лицами.
Опережающие темпы роста налогов по сравнению с темпами развития показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия свидетельствуют о неоптимальности налогообложения и хозяйствования, а иногда и о фискальной политике государства.
Важным вопросом является изучение влияния факторов на выполнение плана и динамику налогов.
Так, налог на прибыль зависит от изменения:
1) балансовой прибыли;
2) прибыли от дивидендов и приравненных к ним доходов;
3) налога на недвижимость;
4) льготируемой прибыли;
5) ставки налога на прибыль.
При анализе принято определять и изучать чистую прибыль и прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Чистая прибыль рассчитывается вычитанием из балансовой прибыли платежей из прибыли в бюджет и во внебюджетные фонды. Из чистой прибыли могут уплачиваться штрафные санкции за нарушение действующей системы налогообложения, расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, а также производятся другие платежи, предусмотренные нормативными документами. Следовательно, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, определяется вычитанием из чистой прибыли указанных выше платежей.
Таким образом, через систему ставок, льгот и скидок налоги воздействуют на хозяйственную (предпринимательскую) деятельность предприятий и других экономических подразделений. В связи с этим необходимо изучить темпы изменения сумм налогов и других обязательных платежей в увязке с анализом темпов роста (снижения) основных показателей хозяйственной, финансовой и другой деятельности предприятия (товарооборота, производительности труда, фондоотдачи, оборачиваемости оборотных активов, доходов, прибыли, рентабельности и др.)
Заключение
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
При совершенствовании учета и налогообложения необходимо:
- система налогообложения должна исключать возможность разного толкования определения налогооблагаемой базы налогоплательщиками и налоговыми органами, а это возможно лишь в условиях, когда налоговые расчеты строятся полностью или в максимальной степени на базе системы бухгалтерского учета;
- в свою очередь, реформирование бухгалтерского учета должно быть также максимально направлено на то, чтобы учесть все особенности построения системы налогообложения.
Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов.
При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.
Сказывается и сложность, запутанность, нестабильность налогового законодательства. Никаких трудностей в учете налогов нет, если сама система налогообложения построена логично, рационально, без многочисленных усложнений, дополнительных расчетов и корректировок, к которым бухгалтерский учет не очень приспособлен. Но, к сожалению, именно такие усложнения в последние годы получают все большее распространение.
Действующая налоговая система должна давать предприятию четкую ориентацию на те направления деятельности, которые могли бы ослабить налоговое бремя. Налоговый механизм должен выполнять не только фискальную функцию, но и функции управления, регулирования, стимулирования. Тяжесть налогового бремени принято оценивать процентным отношением всех уплачиваемых предприятием налогов и других обязательных платежей к выручке от реализации продукции, товаров и прочих активов. Рекомендации о снижении налогов законными способами содержатся в многочисленных публикациях по этому вопросу.
Опережающие темпы роста налогов по сравнению с темпами развития показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия свидетельствуют о неоптимальности налогообложения и хозяйствования, а иногда и о фискальной политике государства.
Список использованных источников
1. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.09.2010).
2. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2003) «Об основах налоговой системы в РФ.
3. Акинин П.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие - М.: Эксмо, 2008. - 496 с.
4. Александров И.М. Налоги и налогообложение. М., 2008. - 317 с.
5. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 448 с.
6. Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. - СПб.: Питер, 2006. - 416с.
7. Гусаков С.В. Налоги и налогообложение: Уч. пос. - М.: Эксмо, 2008. - 496 с.
8. Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие - М.: КноРус, 2008. - 320 с.
9. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник - М.: Дело, 2004. - 400 с.
10. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающимся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухг. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» - СПб.: Питер, 2006. - 655 с.
11. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2007. - 299 с.
12. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. М.: Инфра-М, 2006. - 509 с.
13. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2008. - 331 с.
14. Черник Д.Г. Налоги: практика налогообложения - М.: Финансы и статистика, 2008. - 368 с.
Приложение 1
Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
Содержание операции |
Документы |
Корреспондирующие счета |
||
Дебет |
Кредит |
|||
Начисление ЕСН и взносов на социальное страхование |
||||
1. Начислен единый социальный налог (ЕСН) с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в фонд социального страхования |
Бухгалтерская справка-расчет |
20, 23, 25, 26, 29, 44 |
69-1-1 |
|
2. Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в пенсионный фонд |
Бухгалтерская справка-расчет |
20, 23, 25, 26, 29, 44 |
69-2 |
|
3. Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
Бухгалтерская справка-расчет |
20, 23, 25, 26, 29, 44 |
69-3-1 |
|
4. Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в территориальный фонд обязательного медицинского страхования |
Бухгалтерская справка-расчет |
20, 23, 25, 26, 29, 44 |
69-3-2 |
|
5. Начислены взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний |
Бухгалтерская справка-расчет |
91 |
69-1-2 |
|
6. Начислены взносы на суммы выплат в пользу работников, производимых организацией за счет соответствующих источников |
Бухгалтерская справка-расчет |
96 |
69 |
|
7. Страховые взносы с сумм отпускных |
Бухгалтерская справка-расчет |
|
69 |
|
8. Фактическое перечисление отчислений по социальному страхованию и обеспечению |
Платежное поручение |
69-1-1, 69-1-2, 69-2, 69-3-1, 69-3-2 |
51 |