Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Учет и аудит внешнеэкономической деятельности

Работа из раздела: «Бухгалтерский учет и аудит»

/

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической политики и образования

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

'Красноярский государственный аграрный университет'

Институт экономики и финансов АПК

Кафедра бухгалтерского учета и статистики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

«Учет и аудит внешнеэкономической деятельности»

Специальность: 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Выполнил студент группы 61,

Заочное обучен., полное

Каплин А.П.

Проверил к.э.н., доцент

Кочелорова Г.В.

КРАСНОЯРСК - 2015 г.

Содержание

1. Задачи бухгалтерского учета ВЭД и особенности учетной политики организаций-участников ВЭД

2. Технология аудита отчетности предприятия-участника ВЭД

Библиографический список

1. Задачи бухгалтерского учета ВЭД и особенности учетной политики организаций-участников ВЭД

счет фактура операция валюта

-- обеспечение контроля за сохранностью имущества, в том числе находящегося в пути, на таможенных складах и т. д.;

-- организация контроля за выполнением условий внешнеторговых контрактов (соблюдение сроков отгрузки, сроков оплаты, полнотой расчетов с иностранными партнерами и т. д.);

-- калькулирование внешнеторговой стоимости импортных товаров, затрат по производству и продаже экспортной продукции и

определение финансовых результатов по видам товаров (работ, услуг) и по каждому контракту;

-- формирование учетной информации для принятия управленческих решений;

-- ведение налогового учета по видам ВЭД;

-- составление бухгалтерской (финансовой), налоговой и статистической отчетности и представление ее пользователям в установленные сроки.

Для достижения поставленных перед бухгалтерией задач следует организовать учет в соответствии с установленными требованиями.

Организации-участники ВЭД разрабатывают учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета самостоятельно на основе документов более высоких уровней. При разработке учетной политики организации следует предусмотреть те ее элементы, которые позволят сформировать достоверные показатели бухгалтерской отчетности и показатели налоговых деклараций в части операций, связанных с экспортом, импортом, иностранными инвестициями.

Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

Во-первых, следует обратить внимание на оформление первичных документов. Документы, составленные с нарушением требований, установленных ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете», не имеют юридической силы и не должны приниматься бухгалтером к исполнению. Помимо общих требований к содержанию и оформлению документов, Законом установлено, что бухгалтерский учет имущества и обязательств ведется на русском языке, в валюте Российской Федерации, т. е. в рублях. Это требование является обязательным и для участников ВЭД. Следовательно, все документы, составленные на иностранном языке, должны иметь построчный перевод на русский язык, а иностранная валюта должна быть пересчитана в рубли, по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции. Для обеспечения своевременности составления и передачи в бухгалтерию документов в организациях разрабатывают график документооборота, в котором указывается, кто (должность), кому (должность), в какие сроки и какие документы должен предоставить. Для организаций-участников ВЭД соблюдение сроков подачи документов имеет важное значение и для таможенного, и для валютного, и для налогового контроля.

В связи с этим, элементами учетной политики являются:

-- образцы первичных документов, не представленные в альбомах унифицированных форм;

-- график документооборота;

-- средства внутреннего контроля;

-- перечень лиц, имеющих право подписи документов, и т. п.

Во-вторых, необходимо определить порядок оценки валютных ценностей и валютных обязательств. Порядок пересчета стоимости ценностей и операций, выраженных в иностранной валюте, определен ПБУ 3/06 и предусматривает одновременное осуществление учета в иностранной валюте и рублях с отражением возникающих курсовых разниц. В этой части в учетной политике устанавливаются:

-- перечни дат совершения операций в иностранной валюте;

-- способы пересчета и отражения на счетах курсовых разниц.

В-третьих, при текущем отражении операций в учетных регистрах(ведомостях, журналах-ордерах и др.) все показатели отражаются в двух денежных единицах: в рублях и в иностранной валюте (точно так же, как материальные ценности учитываются в натуральных и денежных измерителях). Поэтому в приказе об учетной политике должны быть разработаны собственные или уточнены рекомендованные МФ РФ формы учетных регистров.

И, наконец, удовлетворение информационных потребностей управления об этапах продвижения и таможенного оформления товаров достигается путем ведения синтетического и аналитического учета их движения по товарным партиям. За товарную партию принимается любое количество товара, отгруженное по одному контракту, в один адрес и оформленное одним транспортным или складским документом. Для этого в рабочем плане счетов предусматривают соответствующие аналитические позиции.

Бухгалтерский учет ВЭД осуществляется на основе обще принятого Плана счетов бухгалтерского учета. Для отражения внешнеэкономической специфики счета основного плана подразделяются на субсчета 1-го порядка (код из трех знаков), субсчета второго порядка (код из 4-х знаков) и т. д. Детализация рабочего плана счетов также необходима и для обеспечения контроля за формированием затрат по экспорту и импорту, организации раздельного учета расчетов по налогам, получением информации о состоянии расчетов с иностранными партнерами и таможенными органами, а также для контроля за движением валютных ценностей.

При разработке налоговой политики организациям-участникам ВЭД следует руководствоваться Налоговым кодексом РФ. В первую очередь это касается налога на добавленную стоимость и налога на прибыль.

В части формирования расчетов по НДС в учетной политике для целей налогообложения следует оговорить следующие моменты.

1). Датой определения налоговой базы по НДС является последний день месяца, в котором собран пакет документов для подтверждения права применять ставку НДС 0%. Если пакет документов не собран на 181 день считая со дня более поздней отметки таможенных органов на перевозочных документах о помещении товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, перемещения припасов, моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров или день оплаты в счет предстоящих поставок.

Эта дата будет основанием не только для возникновения обязательства по НДС, но и для определения курса пересчета выручки в иностранной валюте в рубли по курсу ЦБ РФ.

2). При применении организацией разных налоговых ставок (0%, 10%, 18%) определить порядок ведения раздельного учета и формирования доходов (налоговой базы) по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.

3). Обеспечить раздельный учет затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), облагаемых по ставке 0% от товаров (работ, услуг), облагаемых по ставкам 10% и 18%, а также не облагаемых налогом. Это необходимо сделать для правильного формирования налогового вычета НДС по приобретенным материальным ценностям:

-- вычет в части товаров, облагаемых по ставке 0%, производится в отчетном периоде, в котором подтверждено право применения ставки 0% при вывозе товаров с территории РФ;

-- вычет в части товаров, реализуемых по ставкам 10% и 18%, производится в отчетном периоде, в котором материальные ценности, приобретенные для их производства, приняты к учету;

-- вычет в части товаров, не облагаемых НДС, не производится.

Суммы НДС по приобретенным ценностям для производства не облагаемых НДС товаров относятся на издержки производства (предварительно эти суммы могут быть учтены в стоимости приобретенных материальных ценностей).

Если организация производит и реализует товар, облагаемый по разным ставкам НДС, то необходимо решить вопрос о распределении «входного» НДС.

4). Разработать и утвердить регистры бухгалтерского и налогового учета для формирования налоговых баз и определения налоговых вычетов по НДС в условиях раздельного учета;

5). Определить сроки и порядок оформления счетов-фактур по операциям, выраженным в иностранной валюте, ведения журналов учета полученных и выданных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж. Принять меры по обеспечению своевременности их заполнения и обеспечить условия хранения в течение 5 лет.

6). Установить должностных лиц, ответственных за подготовку и предъявление в налоговую инспекцию по месту регистрации документов, подтверждающих экспорт и дающих право применять ставку НДС 0%.

7). Утвердить перечень должностных лиц, имеющих право подписи на счетах-фактурах.

В части расчетов по налогу на прибыль организации-участники

ВЭД должны раскрыть в учетной политике для целей налогообложения:

-- способ ведения налогового учета (в книге учета доходов и расходов, интегрированные регистры бухгалтерского и налогового учета или аналитические регистры налогового учета);

-- порядок формирования налогооблагаемых показателей на счетах (путем двойной записи на открываемых аналитических позициях

к синтетическим счетам, путем дополнительно вводимых забалансовых счетов или путем корректировки бухгалтерских показателей для целей налогообложения);

-- оценку доходов, выраженных в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на дату признания доходов;

-- метод признания отдельных доходов и расходов: кассовый или начисления;

-- дату получения дохода от продажи экспортной продукции (день отгрузки, перехода рисков, передачи представителю покупателя и т. п.);

-- дату перехода права собственности на иностранную валюту для доходов (расходов) от ее продажи (покупки) иностранной валюты;

-- дату признания расходов, выраженных в иностранной валюте, по курсу ЦБ РФ на дату признания (переход права собственности, рисков, прекращения или исполнения обязательств или на последний день отчетного месяца);

2. Технология аудита отчетности предприятия-участника ВЭД

Внешнеторговая сделка включает несколько этапов -- начиная с момента заключения сделки до фактического получения материальной ценности или услуги. Сделка затрагивает как экономические,

так и юридические вопросы. В сделке участвуют не только продавец и покупатель как основные участники сделки, но и другие лица: уполномоченные как агенты валютного контроля; таможенные органы, контролирующие пересечение товарами границ РФ; государственные органы, разрешающие ввоз/вывоз различных ценностей, и т. д.

Эти особенности позволяют аудитору при проверках получить доказательства достоверности информации не только из внутренних источников -- договоров, первичных документов, учетных регистров и форм отчетности аудируемой организации, но и из внешних -- паспорт сделки, таможенная декларация и др. документы по валютному и таможенному контролю.

К внешним источникам информационной базы также относятся:

-- информация об экономической и политической ситуации стран-участников сделки;

-- информация о денежно-кредитной и бюджетной политике государства, которая дает возможность аудитору спрогнозировать целесообразность заключения контракта;

-- характеристика контрагентов -- надежность иностранного партнера может быть подтверждена публикуемым аудиторским заключением, знакомство с которым позволит проверяющему оценить вероятность риска расторжения сделки;

-- законодательная и справочно-информационная база -- является основным критерием при определении законности операции.

Справочная информация официальных органов, например, о рыночных ценах на экспортируемую и импортируемую продукцию и курсах ЦБ РФ поможет аудитору оценить реальность цен, указанных в контракте и правильность их пересчета в рубли.

Внутренние источники информации включают:

-- правовые документы предприятия (учредительные документы, договоры, доверенности на осуществление сделок, должностные инструкции и др.). Правильность их составления позволяет сделать вывод о законности существования предприятия и заключения сделок, а также выразить мнение о надежности системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета и оценить аудиторский риск;

-- учетная и налоговая политики. Из них аудитор получает данные о том, в каких регистрах бухгалтерского учета ведутся операции, связанные с ВЭД, как распределяются затраты по контрактам, как происходит оценка имущества, выраженного в инвалюте, и др.

Изучение данных документов позволяет установить специфику обработки информации аудируемым лицом;

-- экспортный (импортный) контракт -- содержит информацию об условиях перехода права собственности (рисков) на товар, формы расчетов, валюту платежа, сроки поставки и сроки оплаты, базисные условия поставки, которые определяют состав накладных расходов по сделке;

-- первичные документы (инвойсы, квитанции, накладные и др.).

Отличительной чертой экспортно-импортных операций является повышенная степень контроля за первичными документами со стороны банковских и таможенных органов, а также необходимость перевода их на русский язык и пересчета в рубли;

-- учетные и налоговые регистры (оборотные ведомости по счетам, бухгалтерские расчеты, расшифровки к счетам, аналитические ведомости и др.). На основании первичных документов группируется основная информация на счетах синтетического и аналитического учета, а также формируются налоговые показатели для заполнения деклараций;

-- бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность является для аудитора одним из основных источников информации. При аудите ВЭД анализ отчетности позволяет определить эффективность внешнеторговой операции для предприятия;

-- внеучетные источники информации -- могут быть получены в результате письменного или устного опроса должностных лиц, специалистов по таможенному или международному праву и др.

Например, при формировании мнения о надежности импортной сделки необходимо оценить, как предприятие следит за продвижением товара, его оплатой, за своевременной подготовкой и оформлением документов.

Основными направлениями аудиторской проверки являются:

1. Соблюдение требований действующего законодательства, т. е. подтверждение законности совершения экспортных и импортных операций. При этом используются следующие документы:

-- документы органов, осуществляющих первичный контроль за операциями и дающих разрешение (лицензию, квоту) по ряду операций;

-- документы банковского контроля в сфере валютного регулирования;

-- документы таможенного контроля.

2. Определение полноты, своевременности и достоверности отражения операций на счетах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями гражданского, валютного, бухгалтерского и налогового законодательства.

Используемые документы:

-- экспортный или импортный контракт;

-- учетная и налоговая политика;

-- первичные документы бухгалтерского учета;

-- документы валютного и таможенного контроля;

-- учетные и налоговые регистры;

-- бухгалтерская (финансовая) отчетность и налоговые декларации.

Стандарты аудиторской деятельности придают особое значение оценке системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета, планированию объема и сбора аудиторских доказательств. Выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во многом определяется оценкой аудитором системы внутреннего контроля.

Оценка надежности системы внутреннего контроля является одним из основных направлений при проведении аудита ВЭД. Правильная оценка системы внутреннего контроля позволяет аудитору с большой вероятностью оценить полноту и достоверность отражения в учете внешнеторговой сделки.

Термин «система внутреннего контроля» означает совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Эффективность конкретных средств контроля включает в себя следующие составляющие:

а) стиль и основные принципы управления данным аудируемым лицом;

б) организационная структура аудируемого лица;

в) распределение ответственности и полномочий;

г) осуществляемая кадровая политика;

д) порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности для внешних пользователей;

е) порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;

ж) обеспечение соответствия хозяйственной деятельности аудируемого лица требованиям законодательства;

з) наличие и особенности организации работы ревизионной комиссии, службы внутреннего аудита в составе органа управления аудируемого лица.

Большое влияние на достоверность совершения экспортно-импортных операций оказывает порядок проведения внешнего контроля, т. е. валютного и таможенного.

Сочетание внутреннего и внешнего контроля позволяет аудитору получить независимые источники доказательств, дает возможность сопоставить их между собой и оценить их объективность.

При проведении аудита проверяющий исходит из основополагающего принципа непрерывности деятельности организации. Для формирования такого мнения необходимо достаточное количество аудиторских доказательств, так как именно внешнеэкономическая операция подвластна большему числу рисков, чем любая другая сделка.

На основании целей и задач аудита, исследование сущности экспортно-импортных операций разрабатывается программа аудиторской проверки ВЭД. Программа аудиторской проверки включает ключевые этапы, последовательная проверка которых позволяет получить аудиторские доказательства для формирования мнения о достоверности данной операции в целом.

Аудиторская проверка ВЭД может включать следующие этапы:

1) оценка системы внутреннего контроля за проведением экспортно-импортных операций;

2) проверка наличия и правильности оформления экспортно-импортных контрактов, оценка экономических, бухгалтерских и налоговых последствий;

3) оценка соблюдения норм действующего валютного и таможенного законодательства при совершении внешнеторговых сделок;

4) проверка достоверности и полноты отражения внешнеторговых сделок на счетах бухгалтерского учета;

5) оценка правильности формирования фактической себестоимости импортных материальных ценностей, доходов и расходов от проведения экспортных операций;

6) контроль за правильностью исчисления курсовых разниц и отражения их в бухгалтерском и налоговом учете и т. д.

Формирование аудитором мнения о достоверности внешнеторговых операций и их законности должно основываться на соблюдении при ведении учета и составлении отчетности норм действующего законодательства.

Библиографический список

1. Авдокушкин Е.Ф. 'Международные экономические отношения'. - М.; 2013г.

2. Балабанов И.Т., Балабанова А.И. 'Внешнеэкономические связи'. - М.; 2012г.

3. Турбан Г.В. 'Внешнеэкономическая деятельность'. - Мн.; “Вышейшая школа', 2011г.

4. Смитиенко Б.М., Поспелова В.К. 'Внешнеэкономическая деятельность'. - М.; 2012г.

ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru