Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Требование аудиторских стандартов по оказанию сопутствующих аудиторской деятельностью услуг

Работа из раздела: «Бухгалтерский учет и аудит»

/

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

'ФинансоВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

при Правительстве Российской Федерации'

Калужский филиал

Факультет 'Финансово-учетный'

Кафедра 'Бухгалтерский учет, анализ и аудит'

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине 'Аудит'

на тему: 'Требование аудиторских стандартов по оказанию сопутствующих аудиторской деятельностью услуг'

калуга 2015

Содержание

Введение

В условиях развития рыночных отношений и возрастающей конкуренции среди компаний возникает проблема недостаточности традиционного внешнего аудита, что ограничивается проведением независимой экспертизы финансовых отчетов и другой информации о хозяйственной и финансовой деятельности компании. Это обусловлено тем, что традиционный аудит направлен лишь на проблему охраны активов и сохранения того, что организация имеет на данный момент, в то время как для повышения эффективности современных компаний нужна также объективная комплексная оценка их деятельности на перспективу.

В результате Международные стандарты аудита (МСА) разделяют профессиональные аудиторские услуги на задачи по предоставлению уверенности и сопутствующие услуги.

В связи с этим особый интерес представляет проблема понимания основных требований и рекомендаций к соблюдению аудитором профессиональных обязанностей в процессе предоставления сопутствующих аудиту услуг, что отличаются по своей сути от аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности или консалтинговых услуг, которые предоставляются ныне аудиторами разным субъектам в значительном объеме.

Использование МСА при представлении отчетности сегодня это обязательная процедура в ходе выхода на международные рынки, что позволяет, таким образом, расширить круг потенциальных партнеров и инвесторов.

Внедрение международных стандартов также позволяет эффективно совершенствовать и развивать внутреннюю систему управления предприятиями при использовании единых и признанных методик учета при управлении хозяйственной деятельностью, и при этом повысить конкурентоспособность компаний благодаря обеспечению надежной и прозрачной информацией заинтересованным пользователям.

Исходя из этого, целью работы является анализ основных требований аудиторских стандартов по оказанию сопутствующих аудиторской деятельностью услуг.

1. Сущность и причины возникновения аудита

Принятие любого управленческого решения должно основываться на экономической информации, что формируется преимущественно на основе данных бухгалтерского учета. Для принятия взвешенного решения относительно другого предприятия необходимо иметь определенные гарантии достоверности и реальности его бухгалтерской и другой информации. Главной целью аудиторской проверки является правильности, законности, полноты и достоверности данных бухгалтерской отчетности предприятия. Это предопределяет потребность в аудите в рыночной экономике.

Согласно историческим фактам первоначально упоминания о прообразе аудита появились в период древней цивилизации на Ближнем Востоке, когда начался процесс формирования государств с организованной хозяйственной деятельностью. Древние органы с правительственными функциями стремились организовать прибыли и затраты, в частности сбор налогов [8, C. 5-17].

Приблизительно с XVІІ века экономическое развитие характеризуется ростом городов, расширением торговли и производства. В этот период радикально меняется процесс учета, что переориентировался преимущественно на соблюдение имущественных прав. Аудит трансформируется с пассивного процесса в процесс детального изучения и анализа документов и свидетельств, что подтверждают те или другие соглашения. Другими словами, формируется необходимость подтверждения достоверности соглашений с помощью их констатации двумя разными независимыми субъектами. В это время формируются первые основы современной системы бухгалтерского учета и контроля.

Вторая половина XІX века характеризировалась принятием ряда законодательных актов в ведущих государствах, что павысили значимость аудита как одного из институтов рыночной экономики.

Историческая эволюция взглядов на суть аудита отображается в современном обществе, причем критерии деления, проявляются как в теоретических наработках, так и в повседневной практике.

Аудит как процесс, которым его воспринимает администрация предприятий, что проверяются, и аудиторы, отображает определение аудита как формы и вида контроля.

Владея знанием и осознанием того, что квалифицированным аудитором может стать лишь тот человек, который имеет образование и опыт в сфере бухгалтерского учета, аудиторы позиционируют свою деятельность и как профессионально-бухгалтерскую, воспринимая свою практику как отдельную профессию, что характеризует восприятие ими аудиторского сообщества как института.

В конце концов, общественность, ориентируясь на уменьшение собственных информационных рисков, воспринимает аудит как институт, что обеспечивает эту потребность, с сугубо результативным подходом к работе аудиторов.

Согласно этим влияниям по-новому будет звучать и формулирование цели аудиту. МСА 200 'Цель и общие принципы аудита финансовой отчетности' определена цель аудита как предоставление аудитору возможности высказать свою мысль о том, что бухгалтерская отчетность подготовлена экономическим субъектом во всех существенных аспектах, соответственно установленным требованиям. Однако, учитывая изложенные выше особенности аудиту не только как проверки, но как профессиональной предпринимательской деятельности, необходимо понимать, что целью такой деятельности по стороне аудитора есть получения прибыли. А необходимость снижения рисков пользователей информации как основная их потребность, связанная с аудитом, определяет институционный аспект цели аудита, и именно - удовлетворение клиента, что приводит к расширению передня услуг в рамках этой общей цель. Учитывая это, цель аудита - удовлетворение нужд пользователей экономической информации в уменьшении информационных рисков предоставлением независимого от проверяемого субъекта вывода по результатам проверки количественных и качественных параметров деятельности такого субъекта, затребованных для оценки, а также получение субъектом аудита экономического результата от осуществления этой деятельности.

Пройдя в процессе своего исторического развития эволюционную цепь 'форма контроля - вид деятельности бухгалтеров - профессия', аудит трансформировался в институт и науку, что ныне выполняют в обществе свою далеко не второстепенную роль. Учитывая ход процессов деления общества на институты с выделением их собственных особенностей и характерных признаков, в контексте развития этой профессии можно отметить, что аудит - это общественный институт, в котором сглаживается конфликт интересов сторон, которые прямо или опосредованно принимают участие в экономических взаимоотношениях, и который включает в себя:

- на процедурном уровне - проверку разных объектов, которые имеют характеристики, которые затребованы для оценки достоверности и соответствия;

- на результативном - уменьшение информационных рисков сторон, содействие развитию отношений между разными субъектами на началах доверия и абсолютной честности, получение эффекта: экономического и социального, экономического и профессионально-научного - для заказчиков и проверяемых сторон - для тех, кто представляет этот институт.

Сегодня происходят изменения среди состава заказчиков аудиторских услуг. Раньше основной интерес пал на проверку обзора на ее обязательность и штрафы за непредоставление аудиторского вывода, в то время как сам бухгалтерский учет затрагивался частично, то теперь основным заказом становится аудит отчетности открытых акционерных обществ.

Аудит призван также предоставлять помощь представителям страховых компаний, бирж, акционерных обществ, общин предприятий, коммерческих банков, разных иностранных фирм и другим субъектам предпринимательской деятельности. Наблюдается тенденция роста числа таких заказов, как оценка финансового состояния предприятия, консультации по улучшению деятельности управленческого персонала.

Но все же, прослеживается все еще антифискальный характер заказов - опасение ответственности за не соблюдение налогового законодательства, что это целиком однозначно определяет современный аудит как в большей мере подтверждающий.

Международная практика аудита рассматривает три следующих его вида [7; 9; 10]:

1. Операционный аудит (operational audit) - это проверка определенной части методов и процедур функционирования хозяйственной системы для оценки эффективности и с выработкой рекомендаций. К нему относят услуги банкам и их клиентам по привлечению капитала, услуги по антикризисному управлению и реструктуризации их балансов, перевод этих балансов в международные стандарты, аудиторское сопровождение слияния банков (глобализации финансово-инвестиционных потоков) и пр. Исходя из этого, операционный аудит близок к тому, что называют консалтингом, что в России очень сильно пересекается с видами аудита описанными ниже.

2. Аудит на соответствие (compliance audit), целью которого является установление соблюдения персоналом правил и процедур, которые прописаны в нормативных актах и установлены руководством (например, аудит соответствия налоговому законодательству).

3. Аудит бухгалтерской отчетности может проводиться независимыми аудиторами.

На рис. 1.1 показана схема аудиторской деятельности.

Рис. 1.1. Классификация аудиторской деятельности в России

В состав сопутствующих (рис. 1.2) аудиторских услуг входят [34]:

- выполнение согласованных процедур с финансовой информацией (МСА 4400 'Задача по выполнению согласованных процедур относительно финансовой информации'), их цель: выполнение аудиторских процедур, что согласованы аудитором, субъектом хозяйствования и любыми третьими сторонами, и предоставление отчета о фактических результатах;

- подготовка финансовой информации (МСА 4410 'Задача по подготовке финансовой информации'), цель: подготовка финансовых отчетов и собирание классификация и обобщения другой финансовой информации;

- проверка прогнозной финансовой информации (МСА 3400 'Проверка прогнозной финансовой информации') с целью высказывания мысли аудитора об обоснованности и реалистичности представленных в прогнозной финансовой информации предположений.

Рис. 1.2 Различия в обеспечении уверенности по уровню искажения информации [35]

На рис. 1.3 показана сравнительная аналитическая схема аудита и сопутствующих ему услуг по критерию уровня уверенности.

Рис. 1.3. Аудит и сопутствующие услуги

Таким образом, предметом исследования сопутствующих процедур относительно стратегических основ функционирования компаний выступает финансовая и не финансовая информация относительно их стратегического мышления, ключевых бизнес-процессов, финансового и стратегического планирования, системы управления, которая не является исключительно исторической финансовой информацией. Задачами, которые выполняются, являются оценка, проверка, анализ и разработка рекомендаций.

2. Стандартизация аудита

В контексте анализа следует отметить, что аудит может осуществляться тремя возможными вариантами [1, C. 55-72]:

1) согласно авторской методике на основе профессиональной подготовки консультанта. При этом он сам формирует механизм проведения этой функции. Этот путь очень хороший, однако он трудно воспроизводится другими субъектами, например, при потенциальном заключении договора о консультационном обслуживании с другой фирмой;

2) на основе сравнения с результатами аналогичных организаций. Руководитель при этом выбирает пример организации, чьи показатели являются ориентирами. Этот путь позволяет поддерживать приемлемый уровень аудита и оценок без большого риска. Однако никогда аналог не будет точным 'идеалом' организационной системы, и поэтому, руководитель обязан постоянно сопоставлять объекты, что анализируются, у организации и аналога;

3) согласно утвержденным нормам (стандартам). В ходе этого обеспечивается преемственность анализа и совершенствования элементов организационной системы. Этот путь представляет всю суть классического аудита организации.

Стандарт аудита - это общие управляющие нормы и правила для помощи аудиторам в выполнении их обязанностей по проведению проверок и регламентирующие основные принципы и особенности аудиторской деятельности.

Отметим, что аудиторские стандарты используются для:

- внедрение в аудиторскую практику результатов научных исследований;

- помощи пользователям в понятности процесса аудита;

- помощи проведения переговоров с клиентами;

- рационализации и облегчения аудиторской работы;

- создание общественного имиджа профессии;

- обеспечение взаимосвязи отдельных элементов аудиторской профессии;

- устранение необходимости государственного контроля;

- обеспечение высокого качества проверки.

На рис. 1.4 показана общая схема осуществления аудиторских услуг на основе стандартов.

Рис. 1.4 Стандартизация процедур аудита [26, С. 201]

Различают международные и национальные стандарты аудита.

Национальные стандарты аудита являют собой целостную совокупность стандартов аудита, определенных законом или нормативными актами или уполномоченным органом на национальном уровне, применение которых является обязательным и которых следует придерживаться при проведении аудиторской проверки и предоставлении сопутствующих услуг.

Следующим уровнем организации и контроля являются международные стандарты аудита (МСА). На рис. 1.5 показана совокупность основных международных стандартов аудита.

Рис. 1.5 Основные стандарты аудита [28, C. 127]

МСА юридически не имеют преобладающей силы над национальными нормативными документами, что регулируют аудиторские проверки финансовой или другой информации в конкретной стране. Аудиторская проверка финансовой или другой информации по определенному вопросу, осуществленная согласно национальным нормативным документами этой страны, автоматически будет считаться такой, что отвечает Международным стандартам аудита, той мерой, которой Международные стандарты аудита отвечают нормативным документам относительно этого вопроса. Если национальные нормативные документы отличаются от Международных стандартов аудита или противоречат им в определенном вопросе, организациям-членам следует исполнять обязанности, изложенные в Конституции МФБ относительно Международных стандартов аудита.

Проанализировав заграничную практику использования МСА, прослеживаются такие положительные результаты, как:

- согласованность работы отечественных и зарубежных аудиторов;

- уменьшение затрат каждой страны на разработку собственных стандартов;

- углубление международной кооперации в области аудиту;

- однозначное понимание аудиторской информации и рост доверия к ее показателям во всем мире.

Целью Международных стандартов аудиту есть установления общих правил относительно организации и методики аудита. Значение МСА состоит в определении методологических основ проведения аудита.

В настоящее время МСА содержат такие тематические части: вступительную часть (общие положения аудиторской деятельности), планирование, ответственность, внутренний контроль, аудиторские доказательства, использования работы других специалистов, аудиторскую мысль и отчетность аудитора, специализированные сферы, сопутствующие услуги, использование компьютеров в аудите, влияние системы электронной обработки данных на бухгалтерский учет и внутренний контроль, оценка присущий риска и риска несоответствия внутреннего контроля, их влияние на выводы аудиторской проверки, этические требования к аудитору.

Международные стандарты аудита регулируют единство при организации, порядок и оформление процедур, а также результатов аудиторской деятельности в рамках глобальной экономики. Тем не менее, как было отмечено раньше, они не отменяют, а также не могут отменить, уже существующие национальные положения.

Например, национальные стандарты используются в Канаде, Англии, Швеции и США, однако в этих странах требования МСА все-таки берутся во внимание при осуществлении практической деятельности и использовании результатов аудита.

В ряде государств (Бразилия, Австралия, Голландия, а также Россия) МСА положены в основу разработки национальных документов по регламентации. Также существует ряд государств (Нигерия, Кипр и др.), где МСА приняты в качестве национальных. Также следует отметить, что необходимость в Международных стандартах аудита неуклонно возрастает с каждым годом из-за того, что в мире наблюдается тенденция активной интеграции в глобальную экономику все большего количества стран и экономических субъектов со своими национальными системами бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Отметим, что МСА следует применять только к наиболее важным аспектам, поскольку в ряде случаев мировая практика и эксперты допускают возможность отступления от МСА для достижения большей эффективности аудиторской проверки, которая может идти вместе в другими услугами (консалтинг, санация и пр.). Аудитор, который использует эту возможность, должен непременно обосновать это сделанное отступление.

Разработка единых стандартов аудиторской деятельности и сопутствующих аудиту услуг, что могут быть применены к любым обстоятельствам и ситуациям, что возникают на практике, исключена, и поэтому стандарты надо брать как основные принципы, которые необходимо соблюдать при предоставлении аудиторских услуг. Профессионализм аудитора влияет на точность применения этих стандартов.

3. Стандарты по оказанию сопутствующих услуг

3.1 Компиляция финансовой информации

Согласно стандарту РФ №31, компиляция финансовой информации представляет собой 'сбор, классификацию и обобщение финансовой информации, а также возможную ее трансформацию, под которой в свою очередь, подразумевается преобразование форм финансовой (бухгалтерской) отчетности, подготовленных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в иные формы финансовой (бухгалтерской) отчетности' [32].

Общая схема компиляции финансовой отчетности показана на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Схема компиляция финансовой информации

В эту услугу входят такие процедуры [1, C. 155]:

1) анализ политики учета и документирование;

2) сбор информации для трансформации и документирование;

3) выявление необходимости определенных корректировок и документирование;

4) подготовка подробного отчета, где детально представлены различия отраженных хозяйственных операциях исходя из их экономического содержания между российскими требованиями бухгалтерского учета и международными требованиями финансовой отчетности;

5) непосредственно трансформация отчетности, т.е. доведение количественных и качественных характеристик в соответствие с требованиями МСФО;

6) компиляция полученной трансформированной отчетности.

Выполнение услуг по трансформации (компиляции) финансовой отчетности предусматривает группирование и детализацию учетной информации, а также ее отображение в отчетности согласно стандартов учета и отчетности другой страны (например, МСФЗ, US GAAP).

Методика осуществления трансформации (компиляции) финансовой отчетности имеет следующие особенности: проверка отчетности, составленной за национальными стандартами, в соответствии к требованиям действующего законодательства; предыдущая детализация и группирования отчетности, трансформация отчетности за требованиями других стандартов. Квалификационные требования аудитора включают знание в сфере ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, основательные знание с МСФЗ или других стандартов отчетности, знание иностранного языка, понимание требований к составлению отчетности за национальными и международными стандартами.

Во время трансформации аудитор выполняет работу учетного характера из классификации и обобщение финансовой информации. Предоставление такой услуги не предусматривает представления отдельного аудиторского подтверждения достоверности финансовой отчетности [9, с. 267].

Вместе с тем, пользователь трансформированной финансовой отчетности имеет гарантию, которая предоставленная информация отвечает требованиям, за которыми она подготовлена.

Информационным ресурсом для предоставления такой услуги есть финансовая отчетность, составленная за национальными стандартами, а формой результата будет выступать трансформированная финансовая отчетность.

Опыт показывает, что в последнее время услуги трансформации финансовой отчетности согласно международным стандартами (IAS, US GAAP, HGB) гораздо чаще становятся одной из сопутствующих аудиторских услуг, что предоставляются клиентам аудиторскими компаниями России.

Как показывает опыт из двух альтернатив - внедрение параллельной системы бухгалтерского учета согласно международным требованиям или же компиляция финансовой отчетности, на сегодняшний момент именно последняя становится в России все более предпочтительной. Это обусловлено, во-первых, более низкой стоимостью данных работ. Во-вторых, это отсутствие требований к изменению уже действующей системы управления финансово-экономическими службами.

В мировой практике компиляция отчетности является также достаточно распространенной услугой аудита. Весь комплекс вопросов, что связаны с проведением компиляции финансовой отчетности, регулируется международными стандартами аудита (ISA), согласно которым данный вид аудиторской деятельности объединяет как бухгалтерские, так и аудиторские услуги. В стандарте ISA по компиляции финансовой отчетности указано, что лицо, которое предоставляет услуги компиляции, даже правильнее называть именно бухгалтером, а не аудитором. В ходе проведения компиляции, аудиторская компания осуществляет чисто бухгалтерские функции составления новой формы отчетности. Но при проведении этих работ аудиторская компания также должна руководствоваться аудиторскими принципами и нормами, что и при проведении аудита (компетентность, профессионализм, добросовестность).

Из-за специфики этого вида аудиторских услуг ISA указывает на разделение ответственности по предоставлению финансовой информации и составлению отчетности между клиентом и аудитором.

При этом руководство клиента несет ответственность за предоставленную информацию, а аудитор отвечает за правильное оформление необходимой отчетности на основе данных, что предоставлены клиентом, и подписывает полученную финансовую отчетность. Также следует отметить, что, по сравнению с аудитом и обзором финансовой отчетности (review), в заключении о компиляции отчетности не высказывается мнение о ее достоверности.

При предоставлении каждой аудиторской услуги используются процедуры как документального, так и фактического контроля. Соответственно, аудиторские услуги представляют собой совокупность последовательно выполняемых документальных и фактических аудиторских процедур, которые осуществляются в определенном порядке, а также отношений, которые возникают при этом между аудиторской фирмой, предприятием-заказчиком и третьей стороной - пользователем информации о предприятии.

Полнота использования методических приемов контроля и процедур в процессе предоставления аудиторских услуг является разной. Это определяется содержанием работ, которые выполняются за каждой аудиторской услуги. В основе услуг по консультированию лежат преимущественно аналитические процедуры, также используется обзор и опрашивания. Услуги по повышению квалификации учетного персонала, в основном, базируются на процедуре передачи знаний и опыта.

Много аудиторских услуг предоставляется с использованием одинаковых процедур. Так, для услуг по организации и компьютеризации учета используются такие процедуры документального характера, как аналитические, экспертные процедуры и нормативно-правовая оценка. Услуги по анализу финансово-хозяйственной деятельности и маркетинговых исследований базируются на аналитических и экспертных процедурах, также используется обзор, опрос и наблюдение. Несмотря на то, что типы процедур могут повторяться для разных видов услуг, полнота их применения является разной.

3.2 Согласованные процедуры

Задача по выполнению согласованных процедур, согласно МСА 4400, может включать выполнение аудитором конкретных процедур касательно отдельных статей финансовой информации (необоротных активов, дебиторской, кредиторской задолженности, операций с связанными сторонами, объемов продажи и прибыли подразделов субъекта хозяйствования), финансового отчета (например, баланса) или полного пакета финансовых отчетов.

Таким образом, целью задачи по выполнению согласованных процедур являются работы, согласованы аудитором с субъектом хозяйствования и любыми третьими сторонами, а также предоставление отчета о фактически полученных результатах.

На рис. 2.2 показана характеристика согласованных процедур.

Рис. 2.2 Схема согласованных процедур

Особенностями методики выполнения согласованных процедур является анализ полученной информации, перерасчет, сравнение и другие процедуры из проверки точности учетных записей. По завершению задачи выполнения согласованных процедур составляется отчет с указанием цели и результатов задачи выполнения согласованных процедур.

Одним из видов задач выполнения согласованных процедур может выступать операционная (тематическая) проверка, что представляет собой проверку отдельных направлений учетной деятельности предприятия (правильности начисления и уплаты налогов, соответствия законодательству расчетов с подотчетными лицами, правильности начисления амортизации необратимых активов.

Методика осуществления операционной проверки является подобной методике обзорной проверки. Тем не менее, она отличается объектом, поскольку ключевому вопросом здесь является соответствие действующему законодательству порядка ведения бухгалтерского учета отдельных видов хозяйственных операций, а не учет и отчетность в целом.

Основным квалификационным требованием к аудитору, который выполняет такую задачу, является опыт в проведении бухгалтерского учета объектов или групп объектов, что подлежат проверке.

Источником информации при операционной проверке будет первичная документация по объектам учета и подтверждения, полученные аудитором при выполнении контрольных процедур.

Результаты выполнения операционной проверки отображаются в отчете аудитора о выполненных работах, в котором подтверждается соответствие действующему законодательству учета соответствующих объектов, что проверялись, указываются выявленные отклонения от требований законодательства, показателей деятельности (нормативных, плановых). В отчете могут представляться рекомендации относительно исправления выявленных ошибок.

Перед принятием задачи по согласованным процедурам аудитор должен:

- согласовать с руководством субъекта и заинтересованными третьими лицами характер задач;

- найти целевую направленность задачи;

- уточнить состав и характер бухгалтерской (финансовой) информации, что будет привлечена для согласованных процедур;

- определить характер, сроки, объем процедур, что будут проводиться;

- согласовать форму отчета о результатах;

- определить ограничение, что связано с представлением отчета. Если эти ограничения будут противоречить существующему законодательству, аудитор должен отказаться от выполнения задачи.

В целях обеспечения интересов руководства экономического субъекта и заинтересованных в согласованных процедурах третьих лиц, а также в личных заинтересовонностях аудитор обязан направить письмо-обязательство, в котором покажет главные условия выполнения задачи.

После планирования необходимых задач работ аудитор должен выполнить определенные аудиторские процедуры, что могут включать:

- опрос и анализ;

- проверка расчетов, сравнение и другие процедуры, которые разрешают оценить точность имеющихся записей;

- наблюдение;

- обзор;

- получение подтверждений.

Также аудитор документально отображает все аспекты, что имеют важное значение для представления доказательств обоснования отчета.

Финальным этапом выполнения задач согласованных процедур является подготовка и представления аудиторского отчета, что, согласно МСА 920, включает следующие разделы:

- наименование;

- адресат - субъект, который нанял аудитора для согласованных процедур;

- характеристики бухгалтерской (финансовой) информации, по которой проводились данные согласованные процедуры;

- заявление о том, что все проведенные процедуры согласованы с заказчиком (получателем) отчета;

- заявление о том, что процедуры проводились по Международным стандартам аудита, что применяются к проведенным установленным процедурам, или же соответствующим национальным стандартам аудита;

- заявление о независимости аудитора по отношению к анализируемому экономическому субъекту;

- абзац, раскрывающий цель проведенных процедур;

- перечень выполненных аудиторских процедур;

- абзац, что раскрывает фактические результаты, которые были получены аудитором, с детальным описанием обнаруженных погрешностей и искажений;

- заявление о том, что произведенные аудитором процедуры не являются аудиторской проверкой или обзором бухгалтерской (финансовой) отчетности (поэтому аудитор не высказывает своей мысли);

- заявление о том, что при выполнении дополнительных процедур или аудиторской проверки и обзора аудитор может проявить ряд других проблем, которые требуют раскрытия в соответствующем отчете;

- заявление об ограничениях распространения отчета;

- заявление о том, что отчет касается только отдельных статей, сегментов, счетов и др., не относится на всю бухгалтерскую отчетность;

- дата составления отчета;

- адрес и подпись аудитора.

Другими словами, отчет о выполнении согласованных процедур должен содержать детальное описание целей и задач согласованных процедур, произведенных при выполнении аудиторской работы. Это разрешит заинтересованному в нем пользователю (руководству экономического субъекта и третьему лицу) понять характер и объем выполненных за задачей работ.

аудит стандартизация финансовый отчетность

3.3 Обзорная проверка финансовой отчетности

Обзорная проверка относится к услугам аудитора, которые он может предоставлять по заказу предприятия. Целью обзорной проверки является предоставления уверенности аудитора относительно достоверности и правильности составления финансовых отчетов во всех аспектах соответственно концептуальной основе и действующему законодательству. Цели обзорной и аудиторской проверок являются подобными между собой, поэтому большинство экспертов считает, что составу обзорного риска совпадают с составляющими аудиторского риска. Обзорный риск состоит из присущего риска, риска контроля, риска не выявления [24, C. 175].

На рис. 2.3 показана схема обзорной проверки.

Рис. 2.3 Обзорная проверка финансовой отчетности

Риск обзорной проверки состоит в том, что во время проверки аудитор не проявит всех существенных искривлений в финансовой отчетности

При выполнении обзорной проверки МСА 910 рекомендует использовать следующие базовые процедуры:

- сбор комплекса информации о деятельности экономического субъекта и сферы, в которой он функционирует;

- опрос с целью выявления степени применения экономическим субъектом принципов существующей практики бухгалтерского учета;

- опрос, связанный с использованным порядком отражения в учете, классификацией операций, сбором информации для раскрытия ее в отчетности;

- опрос по важным аспектам, что содержатся в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- аналитические процедуры, что направлены на выявление взаимосвязей и необыкновенных статей.

Выполняя указанные процедуры, необходимо исследовать все факты и ситуации, что требуют внесения бухгалтерских записей, которые корректируют, в предыдущие отчетные периоды.

Для этого следует детализировать процедуры аудита в части:

- проведения опросов по поводу мероприятий, что приняты на собрании акционеров, заседаниях совета директоров и других заседаниях, что проводятся, которые сообразно собственной сущности имели возможность бы исполнять воздействие на результативные характеристики бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- ознакомление с отчетностью для выявления уровня ее соответствия выявленной аудитором информации о методах бухгалтерского учета, использованным экономическим субъектом;

- получение докладов остальных аудиторов, которые ранее предоставляли свои услуги этому экономическому субъекту;

- проведение опроса компетентного персонала, который отвечает за ведение бухгалтерского учета и финансовые аспекты.

Таким образом, аудитору нужно заполучить информацию о всех событиях и фактах, что произошли после даты составления бухгалтерской (финансовой) отчетности и корректировок, что требуют внесения, или раскрытие дополнительной информации. При этом аудитору не обязательно самому проводить аудиторские процедуры, что направлены на выявление вышеупомянутых событий и фактов.

Если аудитор допускает, что вся информация, использованная в обзоре, имеет существенные искажения, он должен осуществить дополнительные аудиторские процедуры, которые являются необходимыми и достаточными для выражения отрицательной уверенности или же для подтверждения, что заключение, которое он предоставит по итогам обзора, станет различаться от положительного.

Согласно МСА 910 аудиторское заключение по результатам обзорной проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности должно включать следующие разделы:

- название;

- адресат;

- введение, где должны быть определенные все формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, что подвергаются аудиторскому обзору, а также положения об ответственности руководства субъекта и аудитора;

- абзац, что описывает характер обзора, где должны быть ссылки на МСА 910 или национальный стандарт. Также, в этом абзаце показывается то, что при осуществлении обзора проводился опрос и аналитические процедуры, а полная аудиторская проверка отчетности не проводилась;

- изложение отрицательной уверенности;

- дата составления заключения;

- адрес и подпись аудитора.

Выводы

В международных стандартах аудита указано, что предметом задач, что выполняет аудитор, могут быть финансовое состояние, финансовые показатели и ликвидность. При выполнении сопутствующих услуг предметом внимания аудитора является другая финансовая или не финансовая информация.

Задача по использованию согласованных процедур относительно финансовой информации предусматривает потребность согласования определенных аудиторских процедур с аудитором, субъектом хозяйствования и любыми соответствующими третьими лицами, в частности, это может быть выполнения аудитором определенных процедур относительно отдельных статей финансовых данных (дебиторской, кредиторской задолженности) или финансовой отчетности с обязательным предоставлением отчета о фактических результатах. Задача из подготовки информации обуславливает, что аудитор использует не аудиторский опыт, а бухгалтерский для сбора, классификации и обобщения финансовой информации. Это может быть представления обобщенной информации в форме, удобной для обработки и понимание, без проверки утверждений, на которые основывается такая информация.

В Российской Федерации сопутствующие аудиту услуги рассматривают как предпринимательскую деятельность, что осуществляется аудиторскими организациями, кроме проведения аудита. В частности, сопутствующие услуги аудиту трактуют широко и классифицируют за двумя признаками с таким делением на услуги контроля, информационные и услуги действия.

Преимуществом аудиторских услуг по выполнению согласованных процедур относительно стратегических основ функционирования компаний в сравнении с традиционным аудитом и стратегическим менеджментом является то, что они направлены не только на изучение и оценку определенного предметного поля, но и интегрируют процессы анализа, планирование, разработки рекомендаций и мероприятий из оптимизации текущей ситуации, или проведению ее трансформации.

Средством удовлетворения нужд компаний в выполнении согласованных процедур относительно стратегических основ их функционирования возникают услуги по выполнению согласованных процедур, которые целесообразно рассматривать как вид сопутствующих аудиторских услуг, направленных на оценку и анализ стратегического мышления, финансового и стратегического планирования, бизнес-процессов и системы управления компании, а также разработку мер по оптимизации и контролю указанных объектов.

Выполнение услуг по трансформации (компиляции) финансовой отчетности предусматривает группирование и детализацию учетной информации, а также ее отображение в отчетности согласно стандартам учета и отчетности другой страны (например, МСФО, US GAAP).

Методика осуществления трансформации (компиляции) финансовой отчетности имеет следующие особенности: проверка отчетности, составленной за национальными стандартами, в соответствии к требованиям действующего законодательства; предыдущая детализация и группирования отчетности, трансформация отчетности за требованиями других стандартов. Квалификационные требования аудитора включают знание в сфере ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, основательные знание с МСФЗ или других стандартов отчетности, знание иностранного языка, понимание требований к составлению отчетности за национальными и международными стандартами.

Задача по выполнению согласованных процедур, согласно МСА 4400, может включать выполнение аудитором определенных процедур относительно отдельных статей финансовой информации (необоротных активов, дебиторской, кредиторской задолженности, операций с связанными сторонами, объемов продажи и прибыли подразделов субъекта хозяйствования), финансового отчета (например, баланса) или полного пакета финансовых отчетов. Таким образом, целью задачи по выполнению согласованных процедур являются работы, согласованы аудитором с субъектом хозяйствования и любыми третьими сторонами, а также предоставление отчета о фактически полученных результатах.

Обзорная проверка относится к услугам аудитора, которые он может предоставлять по заказу предприятия. Целью обзорной проверки является предоставления уверенности аудитора относительно достоверности и правильности составления финансовых отчетов во всех аспектах соответственно концептуальной основе и действующему законодательству. Цели обзорной и аудиторской проверок являются подобными между собой, поэтому большинство экспертов считает, что составу обзорного риска совпадают с составляющими аудиторского риска. Обзорный риск состоит из присущего риска, риска контроля, риска не выявления.

ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru