Содержание
Введение
Понятие и виды аудиторских услуг
Понятие аудиторских услуг в мировой практике
Понятие, виды и состав аудиторских услуг в Российской Федерации
Перспективы развития рынка аудиторских услуг в Российской Федерации
Заключение
Практическая часть
Список использованных источников и литературы
Введение
Аудиторская деятельность в последнее время претерпевала большие изменения, которые вступали в силу поэтапно. Они коснулись правовой базы и, в частности, состава услуг, которые может предложить аудитор или аудиторская фирма существующему бизнесу. Поэтому вопрос развития рынка аудиторских услуг в данный момент весьма актуален.
Как и любой вид предпринимательской деятельности, аудиторская деятельность регулируется законодательно. В отношении аудита как профессиональной деятельности в настоящее время действует Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, вступил в силу 1 января 2009 года. В соответствии с этим законом изменился состав аудиторских услуг, отменено лицензирование и введено саморегулирование.
С 1 января 2009 года под аудиторской деятельностью понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, которую осуществляют аудиторские организации, индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее - Закон № 307-ФЗ)) [1].
Цель работы рассмотреть проблему перспектив развития рынка аудиторских услуг в России в условиях меняющегося за последние годы законодательства относительно аудиторской деятельности. В первой главе будут рассмотрены понятие и состав аудиторских услуг как в России так и за рубежом, во второй главе будет произведена комплексная оценка состояния современного рынка аудиторских услуг в России и рассмотрены перспективы его дальнейшего развития.
Понятие и виды аудиторских услуг
Понятие аудиторских услуг в мировой практике
Аудит как основная аудиторская услуга представляет собой независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, итогом которой становится мнение о достоверности такой отчетности. Однако, как известно, помимо аудита, аудиторские организации оказывают целый спектр сопутствующих аудиту услуг.
Возможности оказания возмездных услуг в области аудиторской деятельности, помимо аудита, встречает противоречивое отношение среди российских специалистов, а также и в международной практике.
Этический кодекс Международной федерации бухгалтеров (IFAC), включающий раздел 11, посвящен видам деятельности, не совместимым с практикой профессиональных бухгалтеров [2]. В нем в достаточно кратко и сказано, что профессиональный бухгалтер в публичной практике (т.е. готовящий по результатам работы какие-либо справки, отчеты или заключения, предполагающие их обнародование для любых заинтересованных сторон) не должен заниматься видами деятельности, которые влияют или могут повлиять на его честность, объективность или независимость либо поставить под угрозу хорошую репутацию бухгалтерской (аудиторской) профессии. Несовместимой считается также деятельность, которая не позволяет профессиональному бухгалтеру оказывать свои профессиональные услуги в соответствии с фундаментальными этическими принципами бухгалтерской профессии. В то же самое время обращается внимание на то, что оказание нескольких видов профессиональных услуг само по себе не содержит угрозы честности, объективности и независимости бухгалтера или аудитора. И, что не маловажно, при этом Международный кодекс этики профессионального аудитора не содержит какого-либо разрешительного или запрещающего перечня видов деятельности или родов услуг.
В зарубежных странах законодательство также неоднозначно подходит к возможности оказания аудиторами дополнительных возмездных услуг. В Великобритании, аудиторам разрешаются такие действия, как осуществление доходных вложений средств клиентов в ценные бумаги, прием денежных средств от клиентов на сохранение, и т.п. Там не видят ничего предосудительного в одновременном ведении учета и осуществлении аудита в отношении одного и того же клиента. Требуется только, чтобы первое и второе выполняли различные сотрудники данной аудиторской организации [3].
В то же время во Франции аудиторам вообще запрещено оказывать клиенту какие-либо услуги помимо аудита в т.ч. любые консультации, и выполнять любые пожелания клиента, например, проверить какой-либо раздел учета или отчетности более подробно. Все подобные виды деятельности считаются нарушением независимости аудитора: любой совет аудитора можно рассмотреть как оказание влияния на учет, который аудитор впоследствии проверяет, а любое пожелание проверяемого можно рассмотреть как попытку вмешаться в методику проверки аудитора. Во Франции предполагается, что для бухгалтерских услуг и налоговых консультаций существуют самостоятельные организации, которым запрещено проводить аудиторские проверки с выдачей официальных заключений [4].
Также следует отметить факт, что в зарубежных странах проблема совместимости аудита и сопутствующих аудиту услуг в последние время приобрела особую актуальность в связи с банкротством в США ряда крупных корпораций, в т.ч. в сфере электроэнергетики, бухгалтерская отчетность которых была проверена крупными авторитетными аудиторскими организациями и были выданы положительные аудиторские заключения [5].
За рубежом, также и в последнее время в России, под профессиональными бухгалтерами понимаются не только бухгалтеры в узком смысле слова, но и финансовые директора, аудиторы, налоговые и управленческие консультанты и т.п. [5].
Отсутствует ясность и четкость в решении данной проблемы и в международных стандартах аудита (MCA) (International Standards of Auditing - ISAs), подготовленных IFAC, которые появились в 70-х гг. XX в., в последующее время стандарты претерпевали неоднократные изменения [7].
В частности, МСА № 800 «Заключение аудитора по специальным аудиторским заданиям», № 810 «Изучение прогнозируемой финансовой информации», № 910 «Задания по общей проверке финансовой отчетности», № 920 «Задания по выполнению согласованных процедур, связанных с финансовой информацией», № 930 «Задания по компиляции финансовой информации» рассматривают порядок осуществления разнообразных финансовых проверок, не относящихся к аудиту как таковому, но не касаются таких вопросов, как оказание услуг по постановке или восстановлению бухгалтерского учета, консультациям, обучению и т.п.
Таким образом, на наш взгляд, в мировой практике пока еще не сложилось однозначного и единого понятия, видов и классификации аудиторских услуг, помимо аудиторской деятельности. Это обусловлено, прежде всего, разнообразием законодательного подхода к аудиту и сопутствующим услугам в разных странах, а также часто меняющимися международными стандартами аудиторской деятельности в последние десятилетия.
Понятие, виды и состав аудиторских услуг в Российской Федерации
Федеральный Закон № 307-ФЗ, вступивший в силу 1 января 2009 г., внес ожидаемые коррективы в определение аудиторской деятельности в России. Претерпела значительные изменения понятии и терминология, качественно изменился подход законодателя к определению сущности и правовой природы аудита, также непосредственно аудиторских услуг.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона № 307-ФЗ под аудиторской деятельностью (аудиторскими услугами) понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Таким образом, законодатель обозначил две составляющие аудиторской деятельности: аудит и сопутствующие аудиту услуги.
Услуги, сопутствующие аудиту перечислены в п. 4 ФПСАД № 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющие отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами», в соответствии с которыми аудит и сопутствующие аудиту услуги должны быть четко разграничены [8].
В настоящее время действуют федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в отношении следующих сопутствующих аудиту услуг:
1) Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации (ФПСАД № 30); согласованные процедуры могут выполняться аудитором в отношении отдельных показателей финансовой информации (например, дебиторской и кредиторской задолженности, покупок у аффилированных лиц и т.д.), одного из элементов финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, бухгалтерского баланса) или финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом посредством проведения процедур аудиторского характера, предварительно согласованных с заказчиком. После выполнения указанных услуг заказчику предоставляется отчет о фактах, отмеченных при выполнении согласованных процедур в отношении финансовой информации.
2) Компиляция финансовой информации (ФПСАД №31);
Компиляция финансовой информации - это сбор, классификация и обобщение финансовой информации, а также возможная ее трансформация;
Выполняемые процедуры по компиляции не предназначены для выражения мнения и не позволяют аудитору выразить мнение о достоверности финансовой информации. Задание по компиляции финансовой информации включает составление отчетности, но может также включать сбор, классификацию и обобщение иной финансовой информации
3) Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности (ФПСАД № 33). Данная проверка представляет собой совокупность обзорных процедур, которые определяются исполнителем с учетом требований законодательства РФ, федеральных правил (стандартов) и с учетом условий договора оказания услуг по обзорной проверке.
В Законе № 307-ФЗ аудиторская деятельность, включающая, как говорилось выше, деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, определяется как «аудиторские услуги» (п. 2 ст. 1 Закона № 307-ФЗ). В целом, такое понимание аудиторской деятельности имеет положительное значение, поскольку ранее Закон № 119-ФЗ понятия «аудиторские услуги» не содержал вовсе, но при этом регулировал заключение договора оказания аудиторских услуг (подп. 5 п. 1 ст. 5 и др.), что вызывало сложности при определении правовой природы данного договора - является ли последний видом договора подряда (гл. 37 ГК РФ) или договора возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ) либо является смешанным договором (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Однако и в действующем Законе № 307-ФЗ данный вопрос не решен однозначно и продолжает вызывать дискуссии.
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие, связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
- постановку, восстановление ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
- налоговое консультирование, постановку восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
- правленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организации или их приватизацией;
- юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношения, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
- автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
- оценочную деятельность;
- разработку и анализ инвестиционных проектов, составоение бизнес-планов;
-проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, свзяанных с аудиторской деятельностью, и распрстранение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
- обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.
Так, если какая либо организация осуществляет лишь услуги, которые федеральным законом «Об аудиторской деятельности» отнесены к прочим аудиторским услугам, то эта организация может не вступать в члены саморегулируемой организации аудиторов, однако в этом случае она и не будет считаться аудиторской организацией и слово «аудит» м слова, производные от него, не должны будут присутствовать в названии данной организации. К прочим услугам могут относиться и другие, не перечисленные в данном перечне услуги [9].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что под аудиторской услугой можно понимать, как и саму аудиторскую деятельность, - то есть не посредственно аудит как услуга, так и сопутствующие аудиторские услуги , а также прочие аудиторские услуги. Поскольку все виды вышеперечисленных аудиторских услуг регламентированы и определены российским законодательством об аудиторской деятельности, мы можем смело говорить о динамично развивающемся рынке аудиторских услуг в Российской Федерации.
Перспективы развития рынка аудиторских услуг в Российской Федерации
Для рассмотрения перспектив развития рынка аудиторских услуг в Российской Федерации необходимо определить его современное состояние. Минфин опубликовал отчет о состоянии аудиторской отрасли в 2013 году [10]. Если сравнить конец 2012 года с началом 2014-го- количество аудиторских фирм сократилось примерно на 500 (с 5200 до 4700), число индивидуальных аудиторов - на 200 (с 1000 до 800), а численность аудиторов - с 26,8 тысяч до 23 тысяч (то есть - на 3,8 тысячи человек). Сдавших экзамен на новый аттестат зафиксировано 3,2 тысячи человек, причем, этот показатель, если верить отчету, не изменился за 2013 год.
Несколько снизилась доля аудиторских организаций, приходящаяся на Москву, и повысилась в относительном выражении численность аудиторских фирм в регионах. Такая же тенденция наблюдается по аудиторам. Однако доля проаудированных клиентов, приходящихся на Москву, при этом повысилась.
Валовые доходы аудиторской отрасли повысились всего на 2%, то есть, если учесть инфляцию, в реальном выражении доходы снизились. Доля доходов от аудита в доходах аудиторских организаций растет в Москве, снижается в Санкт-Петербурге и в других регионах. При этом и в Москве, и в регионах, снижается также и доля доходов от сопутствующих аудиту услуг, и везде растет доля доходов от прочих услуг.
По всей России по-прежнему преобладают малые аудиторские фирмы, хотя их доля в общем количестве аудиторских организаций незначительно снизилась (до 89,4%), и немного увеличилась доля средних (до 9,4%). При этом на 1,2% фирм (то есть на крупные) приходится 64,1% от общего объема оказанных услуг по проведению аудита. За год этот показатель возрос почти на 3 процентных пункта.
В отчете приведен также анализ деятельности 50 крупнейших по доходам фирм, из которого следует, что четыре самых крупных оттянули на себя еще больше доходов, чем в прошлом году, в том числе - и доходов от проведения аудита.
Таким образом, можно сказать, что российский рынок аудита в прошлом 2013 году впервые после кризиса 2008-2009 годов продемонстрировал снижение объемов, даже, несмотря на рост цен на услуги аудиторов. По итогам 2013 года российский рынок аудита уменьшился на 3,25%. Формально это первое падение рынка с кризисного 2009 года (тогда -- на 4,94%). Нынешнему снижению предшествовал довольно значительный (более 12%) рост в 2012 году. Поэтому отскок рынка вниз можно было бы счесть технической коррекцией, если бы сами аудиторы не говорили, что эта тенденция имеет под собой серьезные макроэкономические основания и, возможно, носит долгосрочный характер.
Заключение
Развитие рынка аудиторских услуг в России является одним из важных факторов, определяющих развитие страны в целом. По мере усиливающейся интеграции российских компаний в мировую экономику требования, предъявляемые компаниями к уровню и качеству аудиторских услуг, растут. Однако, несмотря на рост и динамику, мы можем сказать, что рынок аудиторских услуг в России является развивающимся рынком в полном смысле этого слова и зависит от состояния экономики России в целом.
Практическая часть
Тест 1
В соответствии с каким правилом (стандартом) определяется уровень существенности:
а) согласование условий проведения аудита;
б) существенность в аудите;
в) планирование аудита;
г) оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.
Ответ б) существенность в аудите ФПСАД №4;
Тест 2
Аудиторская организация в ходе проведения аудиторских проверок должна устанавливать достоверность отчетности:
а) с абсолютной точностью;
б) во всех существенных отношениях;
в) в тех аспектах, которые аудитор считает необходимым установить с абсолютной точностью.
Ответ б) во всех существенных отношениях;
Тест 3
Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ходе аудита является:
а) обязательным требованием федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
б) процедурой, выполняемой аудиторами в зависимости от особенностей того или иного аудируемого субъекта по своему усмотрению, и не обязательной;
в) требованием заказчика и выполняется, если эта работа включена в договор на аудиторскую проверку.
Ответ: в) требованием заказчика и выполняется, если эта работа включена в договор на аудиторскую проверку.
Тест 4
Аудитор пришел к заключению, что из-за плохого состояния бухгалтерского учета невозможно проводить аудиторскую проверку. Как должен поступить аудитор:
а) рекомендовать восстановить бухгалтерский учет;
б) предложить свои услуги по восстановлению бухгалтерского учета и затем выдать аудиторское заключение;
в) дать безоговорочно положительное заключение (если возможно) только на часть проверенных аудитором вопросов.
Ответ: а) рекомендовать восстановить бухгалтерский учет
Тест 5
Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности по составу:
а) должно содержать обязательные элементы, определенные федеральным правилом (стандартом);
б) может носить произвольный характер
Ответ: а) должно содержать обязательные элементы, определенные федеральным правилом (стандартом);
аудиторский услуг документация заключение
Тест 6
Аудитор обязан подписать аудиторское заключение:
а) не ранее даты утверждения финансовой (бухгалтерской) отчетности руководством аудируемого лица;
б) не позднее проведения годового собрания акционеров;
в) не ранее даты представления годовой бухгалтерской отчетности
Ответ: не ранее даты представления годовой бухгалтерской отчетности.
Тест 7
Планирование аудитором своей работы осуществляется:
а) непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания;
б) до утверждения программы аудита;
в) до начала выполнения аудиторских процедур по существу.
Ответ: б) до утверждения программы аудита;
Тест 8
В ходе аудиторской проверки профессиональные сотрудники аудиторской организации общаются с руководством проверяемого экономического субъекта:
а) только в устной форме во время посещения экономического субъекта;
б) только путем направления аудиторской организации запросов и других материалов на имя руководства экономического субъекта;
в) как в устной форме во время посещения экономического субъекта, так и в письменной форме путем направления аудиторской организации запросов и других материалов на имя руководства экономического субъекта.
Ответ: в) как в устной форме во время посещения экономического субъекта, так и в письменной форме путем направления аудиторской организации запросов и других материалов на имя руководства экономического субъекта.
Тест 9
Рабочую документацию аудита рекомендуется хранить:
а) в папках (файлах) в аудиторской организации не менее пяти лет;
б) у экономического субъекта вплоть до следующей аудиторской проверки;
в) место и срок хранения определяет аудиторская организация по согласованию с аудируемым субъектом.
Ответ:б) у экономического субъекта вплоть до следующей аудиторской проверки;
Тест 10
Если в письменной информации аудитора содержится большой перечень выявленных аудитором при проверке ошибок и нарушений, а также содержится запись о том, что аудиторская организация при таком количестве и составе ошибок не может подтвердить бухгалтерскую отчетность предприятия безоговорочно положительным аудиторским заключением, то это:
а) окончательное мнение аудитора, а мнение, выраженное в аудиторском заключении,- это только формальность;
б) предварительный вывод аудитора;
в) мнение аудитора, не имеющее отношения к аудиторскому заключению.
Ответ: а) а) окончательное мнение аудитора, а мнение, выраженное в аудиторском заключении,- это только формальность;
Ситуация 1
ЗАО «В» пригласило для проведения аудита за 2014 г. аудиторскую организацию «С», которая в 2012 году провела восстановление бухгалтерского учета, а в 2012 и в 2013 г. вела бухгалтерский учет ЗАО «В».
Оцените ситуацию опираясь на существующую нормативную базу.
В 2014 году организация «С» не может проводить аудит в ЗАО «В», так как организация «С» в последние два года проводила восстановление бухгалтерского учета. Должно пройти не менее 3-х лет после восстановления бухучета организацией «С», что бы она проводила аудит в ЗАО «В» .Статья 8 П.4 ФЗ 307
Список использованных источников и литературы
Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 1.
Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (1999). -М.: МЦРСБУ, С.84.
А.Н. Зевайкина, Понятие и соотношение аудита и сопутствующих аудиту услуг // Аудитор. - 2010.-№5.- С.27.
Харисова Ф.И. О зарубежном опыте аудита акционерных компаний / Ф.И. Харисова // Финансы и кредит.-2003.-№17.-С. 39.
Чикунова Е.П. Объем ответственности аудиторов: опыт США / Е.П. Чикунова // Аудитор. - 2004. -№4.-С. 39
Суворов А.В. Роль международных стандартов в дальнейшем развитии бухгалтерского учета/аудита и бухгалтерской профессии / А.В. Суворов // Аудитор. - 2006. - № 4. - С. 18.
Чикунова Е.П. Пересмотрена система международных стандартов аудита / Е.П. Чикунова // Аудитор. - 2003.-№ 1. - С. 8.
Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Утв. Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002г. №696
Аудит: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям/под ред. В.И. Подольского.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011- 607с. С. 67
Официальный сайт Министерства финансов РФ в Сети Интернет: http://wwwl.minfin.ru