Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения

Кодекс профессиональной этики аудиторов России: роль и место в системе регулирования аудиторской деятельности

Работа из раздела: «Бухгалтерский учет и аудит»

/

Содержание

Введение

Усиленный контроль и надзор - специфика аудиторской деятельности. Уже на этапе вступления в этот бизнес каждый должен отчетливо понимать свою общественно значимую задачу. Аудитор призван поднимать уровень учета, делать его прозрачным, доступным для собственников, общества и государства, выступать гарантом объективности оценки состояния аудируемой организации для инвесторов. Аудит помогает бороться с коррупцией, с незаконным присвоением имущества и легализацией доходов, нажитых преступным путем, давать акционерам предварительный сигнал о возможном банкротстве организации и т.д. Аудитор защищает интересы общества и вместе с тем принимает на себя определенные обязательства перед ним. В этом и заключаются основные публичные функции аудитора.

Для повышения уровня ведения аудиторской деятельности в России постоянно совершенствуется регулирующее законодательство, корректируется в зависимости от меняющихся условий, которые диктует мировое сообщество.

Поэтому целью данной работы является рассмотрение законодательных основ аудиторской деятельности, а так же подробное рассмотрение основных положений документа, регулирующего нормы профессионального поведения аудиторов в России, а в частности - Профессиональный кодекс этики аудиторов.

Данная тематика чрезвычайно актуальна, так как каждый аудитор должен осознавать, что его профессиональные действия, решения, мнения должны соответствовать этическому кодексу - в противном случае его профессионализм, честность и правдивость могут быть подвергнуты сомнению. Российский аудит, как профессиональная деятельность высокой квалификации, нуждается в утвержденном документе, в котором доступно были бы утверждены этические положения, стандарты в теории и практике поведения профессионального аудитора, таким документом стал профессиональный кодекс этики и поведения аудитора.

Новые стандарты предъявляют более жесткие требования к проведению аудиторской проверки и выдаче заключений, что придает аудиторскому заключению большую объективность и достоверность. Появление новых требований объясняется еще и тем, что российские стандарты аудиторской деятельности постепенно приближаются к международной системе.

Что же касается утверждения модели профессионального поведения аудитора, то на настоящий момент аудиторы России имеют возможность использования третьей версии Кодекса этики, что говорит о том, что деятельность по регулированию нормативных документов не стоит на месте, она совершенствуется и развивается вместе с аудитом как видом профессиональной деятельности. Была проведена огромная работа для разработки данного документа, в котором подробно изложены профессиональные аспекты поведения аудитора для соответствия его своему званию, а также способы достойного выхода из трудных ситуаций.

Разбирая, отдельные элементы системы нормативно-правого регулирования аудиторской деятельности, в данной работе будет, рассмотрено основное содержание нововведений закона 307-ФЗ 'Об аудиторской деятельности', которое было направлено на упрочение стабильности рынка аудиторских услуг и повышение его качества, что, безусловно, положительно повлияло на развитие экономики государства. Попробуем определить роль саморегулируемых организаций в системе качества аудита, а так же показать сущность профессии аудитора и раскрыть причины, которые не позволяют устранить влияние иррациональных факторов или предубеждений при соблюдении действующего кодекса профессиональной этики, который и является предметом исследования данной работы.

1. Этика поведения и история кодекса профессиональной этики аудитора

1.1 Общие этические требования, предъявляемые к аудитору - ресурс аудитора

Этика поведения - свод неписанных правил. Но большая часть профессиональных сообществ отдаёт предпочтение прописным истинам. Международные и российские объединения аудиторов, бухгалтеров, специалистов фондового рынка, как правило, имеют профессиональные этические кодексы. Для разработки профессиональной этики используются положения общей этики. Этика - область философии, которая занимается регулярным изучением проблем человеческого выбора, представлений о хорошем и плохом, которыми человек руководствуется, и смысла, который, в конечном счете, имеет. Оказание аудиторских услуг на самом высоком профессиональном уровне невозможно без соблюдения профессиональной этики, под которой следует понимать систему норм нравственного поведения человека, определенной профессии, общественной или профессиональной группы.

Для того чтобы более детально подойти к вопросу о профессиональной этике и поведении аудитора, надо разобраться в том, кто же такой аудитор в современной интерпретации, и какими специфическими особенностями должны обладать современные специалисты?

В настоящее время в России уделяется большое внимание государственной кадровой политике. Центральное место в ней занимает обеспечение кадрами системы государственного финансового контроля. Деятельность специалистов в этой сфере, одними из которых являются аудиторы, считается интеллектуальной, ответственной, компетентной и высокопрофессиональной.

аудит кодекс профессиональная этика

На сегодняшний день, аудитор - это физическое лицо, которое обладает квалификационным аттестатом и входит в одну из саморегулируемых организаций аудиторов. Проведение аудиторских проверок и оказание иных аудиторских услуг на высоком уровне требует от такого специалиста ряда профессиональных качеств. Во-первых, это профессиональная компетентность, которая заключается в наличии огромного объема знаний в области бухгалтерского учета, гражданского права и прочих смежных отраслей юриспруденции, в постоянном изучении часто меняющейся законодательной базы. Во-вторых, добросовестное отношение к своей работе, которое обеспечивает гарантию того, что все услуги, оказываемые аудиторами, будут выполняться в соответствии с требованиями общепринятых стандартов.

Можно сказать, что в этой профессии профессиональные качества совпадают с личностными качествами. Профессиональный аудитор должен быть внимательным, усидчивым и проявлять должную тщательность при осуществлении своих обязанностей. Также он должен быть аккуратным, так как обязан обеспечить сохранность документов, получаемых в ходе проверки. Особенно хотелось бы отметить такие качества, как независимость, беспристрастность и честность. Именно эти качества, поддерживают высокую репутацию профессии и приверженность аудитора профессиональному долгу.

Аудитором может быть только тот специалист, который имеет высшее экономическое или юридическое образование, а также достаточный практический опыт работы в качестве аудитора или бухгалтера, экономиста, ревизора. Этот специалист должен глубоко и всесторонне разбираться в различных вопросах, связанных с деятельностью проверяемого предприятия, обладать достаточно широким кругозором в области экономики и финансов. Аудиторы защищают интересы бухгалтеров, которые за текущими делами не успевают отследить все законодательные изменения и тем более воплотить их в учете. Поэтому такой специалист должен быть, прежде всего, подсказчиком, советчиком, от которого руководители ждут рекомендаций, как лучше спланировать и организовать дело. Аудитор должен выступать в роли не строгого ревизора, а заботливого педагога, который вовремя подскажет, поможет, с тем, чтобы не допустить необоснованных финансовых потерь в виде штрафов, пени, несвоевременных платежей.

Конечно, в профессии аудитора особую роль играют этические принципы, среди которых важное место занимают объективность и независимость. Например, аудитор должен отказаться от такой проверки предприятия, при которой нарушатся эти принципы, - так бывает в случае, если руководство предприятия находится в тесных родственных связях с аудитором. При этом величина гонорара не должна влиять на принимаемое решение. Аудитор должен заботиться в первую очередь о качестве предоставляемых услуг, а во вторую - о размере своего гонорара. Другой пример соблюдения этических принципов - когда любая (коммерческая, служебная) информация, ставшая доступной аудитору, не может разглашаться без специального на то разрешения компании.

Другим важным требованием является компетентность. Принимая обязательство оказать определенные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать необходимым объемом знаний и навыков, с тем, чтобы добросовестно и профессионально выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторские услуги, основанные на современных методиках с использованием всех, в том числе новейших, нормативных актов. Специалист в области аудита должен соблюдать конфиденциальность информации (он несет ответственность за сохранение конфиденциальной информации своими помощниками и всем персоналом фирмы) и налогового законодательства. При оказании профессиональных услуг в области налогообложения аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификациям с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы. Среди других требований: доброжелательное отношение к другим аудиторам, лояльность по отношению к аудиторской фирме, соответствующее отношение к средствам массовой информации, соблюдение положений о несовместимости действий аудитора.

Что касается этических норм поведения аудитора иностранном государстве, то они остаются неизменными. Например, для обеспечения качества профессиональных услуг, оказываемых в другом государстве, аудитор обязан знать и применять в своей работе международные аудиторские стандарты и стандарты, действующие в этом государстве.

Среди главных личностных качеств аудитора можно назвать обязательность, сосредоточенность, ответственность, исполнительность, аккуратность, эмоционально-волевую устойчивость, вежливость, коммуникабельность, настойчивость, усидчивость, терпение, требовательность к себе и другим, честность, умение хранить коммерческую тайну и ряд других.

1.2 Некоторые проблемы оценки качества аудита: поведенческий аспект

Традиционность экономической модели предполагает, что аудитор, принимающий решение, действует рационально, т.е. осведомлен обо всех имеющихся альтернативах, формирует ожидания относительно любых неизвестных величин, имеет ясные предпочтения и выбирает свои действия осознанно после некоторого процесса оптимизации.

Однако нобелевский лауреат Дж. Канеман совместно с А. Тверски показал, что люди неспособны к полному анализу в сложных ситуациях, когда будущие последствия принятия решений являются неопределенными. Вместо этого они демонстрируют поведение, при котором останавливают свой поиск лучших альтернатив, найдя вариант, удовлетворяющий их уровень притязаний. Они также не обладают знанием совокупности статистических методов и приемов, необходимых для рационального выбора.

При осуществлении профессиональной деятельности аудитор должен руководствоваться общими этическими принципами, изложенными в Кодексе этики профессиональных аудиторов.

Аудитор должен постоянно стремиться поддерживать свою деловую репутацию, поскольку она дает ему возможность устанавливать повышенную цену на свои профессиональные услуги. В действительности же многочисленные исследования в области поведенческих аспектов создают мрачную картину в отношении способности аудиторов действовать согласно требованиям рациональности. Так, например, исследователи утверждают, что аудиторская деятельность является особенно плодотворной почвой для корыстных предубеждений.

Все предубеждения целесообразно классифицировать по причинам, лежащим в их основе:

· Неоднозначность. Данное предубеждение процветает везде, где есть вероятность толкования информации различными способами.

· Привязанность. Аудиторы имеют сильные побудительные мотивы быть благосклонными к своим клиентам и, таким образом, готовы одобрять их отчетность. А как только люди свои собственные интересы начинают приравнивать к интересам другой стороны, они стремятся истолковывать любые данные в ее пользу. Таким образом, привязанность порождает предубеждение.

· Подтверждение. Аудиторская проверка, в конечном счете, подтверждает или отклоняет данные бухгалтерского учета клиента. Другими словами, аудитор оценивает суждения, которые уже были сделаны кем-то в фирме-клиенте. Исследования показывают, что корыстные предубеждения становятся еще более сильными, когда люди подтверждают предвзятые суждения других при условии, что эти суждения сообразуются с их личными предубеждениями, по сравнению с теми случаями, когда они формируют первоначальные суждения самостоятельно.

· Дружеские отношения. Люди обычно менее склонны наносить вред своим знакомым, чем посторонним лицам, особенно если эти знакомые состоят с ними в продолжительных деловых отношениях и приносят им прибыль. Например, увеличение числа предоставляемых клиенту сопутствующих услуг увеличивает денежный поток от клиента к аудитору, а, следовательно, и его экономическую зависимость от клиента.

· Фактор времени. Люди обычно более чувствительны к немедленным последствиям, чем к отсроченным, особенно когда отсроченные результаты являются неопределенными. Поэтому издержки выражения положительного мнения в случае, когда необходимо было дать отрицательное, в виде возможной судебной тяжбы и защиты репутации аудиторской фирмы часто рассматриваются как весьма отдаленные и неопределенные.

· Масштаб. Людям свойственно скрывать или оправдывать свои незначительные оплошности или недочеты.

· Эффект якоря. Этот эффект может оказывать отрицательное влияние на эффективность аудита, если аудиторы недостаточно корректируют методику проведения проверки предыдущих лет при существенном изменении структуры рисков клиента. Так, например, аудиторы часто отводят большее количество часов на проверку, когда уровень риска увеличивается, но не сокращают эти часы, когда риск уменьшается.

· Последовательность. Традиционная теория рационального поведения считает, что если два лица, принимающих решение, обладают одной и той же информацией, они должны прийти к одинаковому заключению независимо от последовательности, в которой были представлены различные части этой информации. 'Поведенческие аспекты' напротив, утверждают, что информация обрабатывается последовательно, используя прошлые убеждения, на основе которых производятся корректировки в свете нового доказательства. При этом на заключительное суждение главным образом влияет информация, полученная в конце. Эффект последовательности имеет особенно важное значение для аудита, поскольку аудиторы часто получают информацию последовательно в ходе проверки. Вынесение суждений, которые зависят главным образом от последовательности получения информации, создает серьезную угрозу эффективности аудита.

· Игнорирование статистических данных. Еще одно предубеждение, связано с логической ошибкой, имеющей место при использовании неуместной информации в отношении вероятности будущего события, особенно при наличии опытных статистических данных. Однако, имея эти данные, аудитор игнорирует их, полагаясь на субъективное суждение. Аналогичное игнорирование со стороны аудитора может происходить в отношении суждений бухгалтеров фирмы о вероятности возврата дебиторской задолженности, срока полезного использования основных средств.

· Переоценка (недооценка). Предубеждение, связанное возможностью аудитора переоценивать свои способности при проведении рутинных аудиторских заданий и недооценивать свои возможности при проведении непредсказуемых и сложных заданий, например по аудиту интеллектуальных активов.

· Приемлемость. Люди используют логику приемлемости, когда они подотчетны кому-либо, чье мнение известно и кто заинтересован в сохранении этого мнения. Эффект приемлемости заключается в том, что обработка информации становится подсознательно направленной на подтверждение мнения значимой персоны. Это приводит к поиску доказательств, поддерживающих это мнение, тогда как доказательства, противоречащие этому мнению, оцениваются более критически и имеют меньший вес при формировании заключения.

Таким образом, хотя действующие кодексы этики, международные и федеральные стандарты аудиторской деятельности и устанавливают требования к качеству работы аудитора, они не способны до конца устранить влияние иррациональных факторов или предубеждений. В результате аудиторские заключения порождают серьезные трудности у конечных пользователей информации: кредиторов, поставщиков, клиентов, инвесторов. Некоторые сотрудники аудиторской фирмы могут привязывать перспективы своего служебного роста скорее к успеху бизнеса конкретного клиента, чем к сохранению репутации фирмы. Такой служащий может легко поддаться давлению со стороны важного клиента, чтобы умолчать о некоторых подозрительных моментах в его бухгалтерском учете. Эта проблема еще более усиливается тем, что современный бухгалтерский учет становится все более сложным, вынуждая независимых аудиторов тратить большее количество времени на работу с одним клиентом.

Даже если аудиторская фирма избегает таких соблазнов, ее отдельные сотрудники могут поддаваться искушению, особенно при давлении со стороны клиента. В своем большинстве такие случаи могут не иметь никаких неблагоприятных последствий, однако являются подозрительным сигналом. К тому же многие аудиторы не согласны выполнять роль 'сторожевого пса' и считают, что в компетенцию аудитора не входит выявление и расследование злоупотреблений со стороны руководства проверяемой организации, что само по себе является очень трудоемким и затратным процессом. Во многих случаях аудиторы неосознанно выступают толерантными по отношению к злоупотреблениям. Поэтому заключение аудитора о том, что 'финансовая отчетность подготовлена в соответствии с национальными (международными) стандартами бухгалтерского учета и не содержит существенных искажений', не означает, что была произведена полная оценка 'финансового здоровья' организации.

Проблема прозрачности аудиторской деятельности и восприятия конечными пользователями отчетов аудиторов вызывает серьезную озабоченность у различных организаций, отвечающих за регулирование бухгалтерского учета и аудита. В августе 2006г была сделана попытка определения степени восприятия аудиторских отчетов инвесторами или иными классами пользователей. Организации-участники полагали, что потребности всех заинтересованных пользователей будут удовлетворяться лучше, если любые расхождения между пониманием пользователя и смыслом, заложенным в отчет аудитора, будут выявлены и устранены.

Итак, оценка качества аудиторских услуг после их оказания является трудной задачей, требующей высокоспециализированной экспертизы и доступа к рабочим документам аудиторской фирмы. 'Поведенческие аспекты' дают дополнительные причины сомневаться в качестве и эффективности работы аудитора. Неизвестно, сколько аудиторских ошибок является результатом корыстных предубеждений, а сколько - следствием безразличия. Вместе с тем применение новейших разработок дает мощный инструмент для дальнейших исследований с целью определения степени влияния различных поведенческих факторов на качество аудита.

Контроль аудиторской деятельности, точнее, его научные аспекты

это еще одна актуальная методологическая проблема аудита, вызывающая сейчас горячие споры, как в России, так и за рубежом, как среди работников органов регулирования аудита, так и среди практикующих аудиторов, научных специалистов и т.д. Поэтому издание новой редакции кодекса профессиональной этики аудитора, призвано сформулировать единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита, и обеспечить определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований.

1.3 История разработки и принятия кодексов профессиональной этики аудиторов

Ещё несколько лет тому назад многие вообще не воспринимали этическую проблематику аудита всерьез. Даже некоторые общественные профессиональные аудиторские объединения, которые по логике вещей должны были иметь этические кодексы, игнорировали эти вопросы. При этом высказывались соображения типа: 'Ну что вы, в самом деле, нам бы с насущными трудностями справиться, вот закон об аудите нужен, а этика дело десятое'. Однако время рассудило по-другому. Как показала практика аудита, без закона длительное время все-таки обходиться удавалось, а вот без урегулирования профессиональных этических обязательств - нет.

Необходимость регулирования этического поведения профессиональных групп возникла в связи с ответственностью ее представителей перед обществом.

К примеру, уже на самом раннем этапе становления российского аудита в числе первоочередных вопросов, обсуждаемых с клиентами, всегда были договорные условия по соблюдению конфиденциальности.

Эти и другие моменты вызвали потребность в особых правилах поведения - кодексе профессиональной этики аудиторов России.

На основе международных этических норм, разработанных Международной федерацией бухгалтеров, Аудиторская палата России 4 декабря 1996 г. утвердила Кодекс профессиональной этики аудиторов, обобщающий этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, объединенных Аудиторской палатой России.

Кодекс требовал от аудиторов соблюдения общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести и действовать в интересах всех пользователей бухгалтерской отчетности.

После введения в действие Федерального закона от 07.08.01 г. № 119_ФЗ 'Об аудиторской деятельности' был разработан новый Кодекс этики аудиторов России, который принят 28 августа 2003 г. протоколом № 16 и согласован с Координационным советом российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров и утвержден Советом по аудиторской деятельности при Минфине России. Он подготовлен с учетом требований законодательства Российской Федерации на основе рекомендаций Кодекса этики МФБ с максимальным сохранением его концептуальных подходов и разделов. Этот кодекс приобрел статус национального и устанавливал правила поведения аудиторов России, определял основные принципы, которые должны соблюдаться аудиторами при осуществлении профессиональной деятельности.

В России аккредитованные профессиональные аудиторские объединения с 2001 г. должны были устанавливать требования к профессиональной этике, осуществлять систематический контроль за их соблюдением. Кодекс этики, действующий в профессиональных объединениях, относился к группе внутренних кодексов. В соответствии с правилами преемственности его нормы не должны были противоречить национальному кодексу и содержать требования ниже национального. На тот момент каждое профессиональное общественное объединение получило возможность формулировать и трактовать основополагающие этические принципы аудита, что называется 'с чистого листа', руководствуясь собственным пониманием нравственных норм и их практического приложения к сфере аудиторской деятельности. Исключение составляли лишь принципы независимости и конфиденциальности, которым, было уделено внимание в Федеральном законе № 119_ФЗ 'Об аудиторской деятельности' (документ утратил силу с 1 января 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ).

Эти профобъединения ввели обязательное исполнение Кодекса для всех своих членов в рамках системы проверки качества. Однако в тот момент членство в профессиональных объединениях не являлось, для компаний обязательным и рекомендательный характер документа не мог, заставить принять его к исполнению сотни региональных объединений, средние и мелкие аудиторские компании.

В 2003 году, после принятия национального Кодекса, аккредитованные профессиональные объединения аудиторов и бухгалтеров при Минфине, направили письмо на имя Заместителя Министра финансов РФ, председателя Совета по аудиторской деятельности при Минфине России г-ну Петрову А.Ю., с просьбой оказать содействие в решении вопроса об обязательном членстве аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аттестованных аудиторов в аккредитованных при Министерстве финансов Российской Федерации профессиональных аудиторских объединениях.

Предложение обосновывалось следующими обстоятельствами:

а) В связи с тем, что в настоящее время большое количество аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аттестованных аудиторов не входит ни в одно из аккредитованных профессиональных объединений, вопросы проведения контроля качества их работы значительно затруднены.

б) Появятся реальные возможности для устранения причин, способствующих появлению заведомо ложных аудиторских заключений, будет создана единая система внутреннего и внешнего контроля качества аудиторской деятельности и соблюдения требований профессиональной этики по отношению ко всему аудиторскому сообществу, повысится уровень качества российского аудита, будут соблюдены интересы пользователей аудиторских услуг.

в) В условиях проведения реформы системы бухгалтерского учета и отчетности аудиторам особенно необходимы обмен профессиональным опытом в области применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и Международных стандартов аудита (МСА) и доступ к соответствующим информационным ресурсам, которые в настоящее время обеспечивают именно профессиональные аудиторские объединения, аккредитованные при Минфине России.

Поскольку в то время обязательное членство в профобъединениях противоречило, принципу конституционности данное предложение, было отклонено.

Продолжить тему с обязательным участием в профобъединениях аудиторов смогли только после принятия нового закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ 'Об аудиторской деятельности' и отмене лицензирования аудиторской деятельности. Новая редакция Закона 'Об аудиторской деятельности' передала контроль за аудиторами саморегулируемым организациям (СРО).

31 мая 2007 г. состоялось очередное заседание Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, на котором была одобрена новая редакция Кодекса этики аудиторов России. Совет рекомендовал аккредитованным при Министерстве финансов России профессиональным аудиторским объединениям принять Кодекс этики аудиторов России, провести мероприятия по его изучению, включить в программы проверки качества аудиторской деятельности членами объединений соблюдение норм профессиональной этики, содержащихся в Кодексе.

Соответствующим комиссиям Совета было поручено на основе Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принятого Международной федерацией бухгалтеров (IFAC), подготовить правила независимости аудиторов и аудиторских организаций.

Следующая редакция Кодекса этики аудиторов России была Одобрена Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол №56 от 31 мая 2007 г.

Новая и действующая на сегодняшний день редакция Кодекса этики аудиторов России одобрена протоколом заседания Совета по аудиторской деятельности от 27 июня 2013 г. N 9.

Таким образом, Россия предприняла шаги по снижению избыточного государственного регулирования, сближения законодательного обеспечения аудиторской деятельности с мировыми стандартами. В результате применения нового законодательства повысилась ответственность аудитора перед обществом за выдаваемое заключение, увеличилась прозрачность компаний, подлежащих аудиту, повысилась независимость аудитора и, в целом, возросла полезность деятельности аудиторов.

Теперь уже никто не сомневается в том, что в идее этически грамотного аудита 'что-то есть'.

2. Кодекс профессиональной этики аудиторов россии: роль и место в системе регулирования аудиторской деятельности

2.1 Структура кодекса профессиональной этики аудитора от 12.06.2013 г

Аудиторы России получили четвертую версию Кодекса этики. Его разработчики потрудились не зря. В документе подробно рассказано, как должен вести себя аудитор, чтобы не опозорить своего звания и достойно выйти из трудных ситуаций.

Кодекс этики аудиторов России (далее - Кодекс), представляет собой свод правил работы аудитора, основные принципы его профессиональной этики. Текст документа можно разбить на две логические части. Первая часть (раздел 1) посвящена основным принципам и концептуальному подходу к их соблюдению. Вторая (разделы 2-9) - вопросам применения данной модели.

Модель поведения аудитора.

Основные принципы поведения аудитора:

Честность. Под честностью понимается открытость, честное ведение дел. Иными словами, аудитор не должен закрывать глаза на факты хозяйственной деятельности организации, если они могут повлечь существенные искажения в отчетности.

Объективность является прямым следствием независимости аудитора. Среди аудиторов не должно быть аффилированных лиц, то есть лиц, которые так или иначе могут быть связаны с проверяемой организацией. Эта норма была сформулирована еще в 2001 году. Аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или предвзято. Оказывая любые профессиональные услуги, они обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допуская того, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны воздействовали на объективность их суждений.

Профессиональная компетентность подразумевает постоянную актуализацию знаний аудитора. Аудитор должен идти в ногу с законодательством, быть всегда в курсе последних изменений и нововведений.

Конфиденциальность заключается в неразглашении аудитором информации, полученной в результате профессиональных или деловых отношений. Информация предоставляется по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Профессиональное поведение включает в себя соблюдение перечисленных выше принципов, для того чтобы не дискредитировать ни саму профессию, ни конкретного аудитора.

Знай угрозы в лицо…

Соблюдению основных принципов этики аудитора может угрожать широкий круг обстоятельств - угроз, которые способны искажать истинное положение вещей. Они влияют на полноту, обоснованность и непредвзятость мнения аудитора. Кодекс выделяет 5 видов угроз:

угрозы личной заинтересованности, под которыми главным образом понимаются угрозы финансовой или иной привязанности к клиенту;

угрозы самоконтроля, то есть возможность допущения ошибки или принятия искажений при проверке финансовой отчетности клиента;

угрозы заступничества (выражаются в возможности лоббирования аудитором интересов своего клиента перед третьей стороной);

угрозы близкого знакомства. Они появляются при условии существования личных или профессиональных связей между руководителями и лицами, способными оказать непосредственное существенное влияние на предмет задания в организации и стороной, осуществляющей аудит. Виды таких связей тесно корреспондируются с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 07.08.2001 № 119-ФЗ 'Об аудиторской деятельности';

угрозы шантажа. Это угроза давления на аудитора или аудиторскую организацию, способная вызвать увольнение аудитора, возбуждение судебного дела или необоснованное снижение объема выполняемых работ для сокращения оплаты аудиторских услуг.

. и борись с ними

Аудитор должен не только иметь представление об угрозах, подстерегающих основные принципы этики, но и уметь бороться с ними. Пункты 1.35-1.42 раздела 1 Кодекса посвящены методам борьбы с перечисленными выше угрозами. Чтобы минимизировать их вероятность, аудитору следует:

· быть профессионально подготовленным к работе и уже иметь некоторый опыт, необходимый для занятия профессией;

· постоянно совершенствовать и развивать полученные знания;

· придерживаться внешних правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Кроме того, уполномоченным третьим лицам нужно контролировать аудиторские отчеты, документы и иную информацию. В случае возникновения в ходе проверки каких-либо вопросов или жалоб необходимо разрабатывать требования, прописывающие дисциплинарный механизм поведения аудитора и обратной связи.

Среди конкретных мер предосторожности, направленных на устранение вышеописанных угроз, выделяются:

1) привлечение другого аудитора с целью проверки уже проделанной работы;

2) привлечение другой аудиторской организации для выполнения части задания;

3) раскрытие руководящим работникам клиента характера оказываемых услуг и размера взимаемой платы (гонорара);

4) обсуждение этических проблем с руководящими работниками клиента;

5) получение консультаций от объективно независимой третьей стороны;

6) ротация руководящего персонала проверяющей группы.

Здесь стоит обратить внимание на то, что список угроз, способных исказить основные принципы работы аудитора, (как и список, мер, по борьбе с ними) является открытым. Ведь невозможно предусмотреть все ситуации, с которыми может столкнуться аудитор на проверке. Поэтому данный список служит скорее ориентиром, а конечный выбор в любом случае делает сам аудитор.

Клиента нужно изучить

Раздел 2 открывает вторую логическую часть Кодекса. Он посвящен общей информации о порядке и процедурах проведения проверки.

Так, перед началом проверки аудитору нужно ознакомиться с клиентом: со спецификой его деятельности, системой внутреннего контроля, репутацией, фактами, свидетельствующими о привлечении к административной ответственности. Затем оценить степень возможных угроз, определить приемлемость задания. Аудиторская организация не должна осуществлять услуги, на которые у нее не хватает квалификации, сил или опыта.

На практике возможна ситуация, когда по желанию сторон дела могут быть переданы другому аудитору. В этом случае он не должен быть каким-либо образом связан с проверяемой организацией. При передаче задания от одного аудитора к другому передающей стороне нужно получить на это разрешение клиента (как правило, в письменном виде). После процедуры получения дел принимающая сторона должна проделать те же действия, что и предыдущая организация: изучить специфику работы клиента, проанализировать возможные угрозы и попытаться свести их до приемлемого уровня. Если сделать это невозможно, аудитору следует отказаться от задания.

Конфликтов лучше избегать

В разделе 3 речь идет о мерах предосторожности при возможном возникновении конфликта интересов. Например, если аудитор - конкурент клиента, возникают угрозы нарушения основных принципов этики аудитора. Для предупреждения подобных угроз клиента и иных сторон, которых, так или иначе, касается проверка, необходимо уведомить о фактах деятельности, которые могут представлять конфликт интересов.

К дополнительным мерам, способствующим уменьшению угроз нарушения принципов аудиторской этики, относятся:

1. Инструктирование внутри аудиторской организации по вышеописанной проблеме.

2. Использование предупреждений о соблюдении правил неразглашения информации в случае возникновения конфликта интересов.

3. Использование нескольких изолированных друг от друга групп, ответственных за выполнение конкретных частей одного задания.

Избежать конфликтной ситуации поможет и мнение другого аудитора. Этому вопросу посвящен раздел 4 Кодекса. Бывает, что клиент, который уже работает с одним аудитором, обращается к другому аудитору с просьбой высказать мнение по какому-либо вопросу. В данной ситуации аудитору стоит сначала оценить возможный уровень угроз нарушения принципа профессиональной компетентности. Ведь аудитор, предоставляющий второе мнение, может не знать всех фактов, известных первому проверяющему. Поэтому перед выражением второго мнения ему следует оформить письменный запрос клиенту на разрешение получения информации от обслуживающего его аудитора.

Вознаграждение по заслугам

В разделе 5 Кодекса рассмотрена и такая деликатная тема, как вознаграждение аудитора. Чрезмерно низкий или условный гонорар (оплата за аудит по результатам проверки) может вызвать сомнения в соблюдении принципов этики работы аудиторской организации, создав угрозу личной (финансовой) заинтересованности в клиенте. А это может повредить принципу профессиональной компетентности. Для преодоления данной угрозы необходимо предварительно ознакомить клиента с методикой расчета оплаты и объема оказываемых услуг и провести контроль качества работы аудитора объективной третьей стороной.

Также отмечаются угрозы, влияющие на принцип объективности, который связан с получением посреднических или комиссионных вознаграждений. Для минимизации возникшего риска необходимо:

раскрыть перед клиентом содержание соглашений о выплате посреднического вознаграждения за полученное от другого аудитора задание;

раскрыть информацию о соглашениях, о получении посреднического вознаграждения за переданную другому аудитору работу;

получить согласие клиента на оказание аудитором комиссионных услуг, связанных с продажей товаров или услуг третьей стороной.

Нечестная реклама не одобряется, а маленькие знаки внимания не возбраняются

Раздел 6 Кодекса призывает избегать рекламы аудиторских услуг, которая ведется с помощью методов, не совместимых с принципом профессионального поведения. А именно:

не стоит делать заявления, преувеличивающие уровень услуг, которые может предоставить аудиторская организация;

запрещается давать пренебрежительные отзывы о работе других аудиторов.

Поэтому, разрабатывая концепцию рекламы аудиторской деятельности, такие компании должны быть весьма осторожны.

Еще один интересный момент. В ходе проверки аудитору и членам его семьи могут предлагать различного рода подарки и оказывать знаки внимания. Как поступить аудитору, чтобы не повлечь нарушения основных принципов аудиторской этики, в частности принципа объективности?

По мнению авторов Кодекса, аудитор может принять подобное предложение, если 'разумное и хорошо информированное стороннее лицо' признает его явно несущественным. В противном случае аудитор не должен принимать предложенный ему подарок или знак внимания.

Объективность невозможна без независимости

В последних разделах Кодекса внимание уделяется таким основным принципам аудиторской деятельности, как объективность и независимость. Объективность невозможна без независимости. Аудитору следует быть максимально независимым от клиента. Ведь при оказании аудиторских услуг требуется объективный и беспристрастный взгляд на вещи. Причем под независимостью понимается независимость, как мышления, так и поведения. При появлении угроз нарушения принципов объективности и независимости необходимо осуществить процедуры надзора, обсудить проблему с клиентом или руководством аудиторской организации, исключить из группы аудитора, степень независимости и объективности которого подвергается сомнению, или прекратить отношения с клиентом.

Итак. Кодекс этики аудиторов России требует от аудиторских организаций максимальной прозрачности и объективности в отношении клиента. В то же время им необходимо придерживаться принципов независимости и профессиональности. При этом клиент должен быть абсолютно уверен, что предоставленные аудитору информация и документы не попадут в чужие руки. Все эти меры призваны улучшить взаимоотношения аудиторских организаций с клиентами для предоставления более детальной, объективной и качественной информации.

2.2 Роль кодекса и его место в системе регулирования аудиторской деятельности

По свидетельству международной практики, работа аудитора должна отвечать двум группам нормативных документов: законодательным актам государства об аудиторской деятельности и специальным аудиторским стандартам.

Под стандартами в теории и практике аудита понимают основные правила и основополагающие принципы аудита, которые используются, например, при подготовке заключения или документировании собранной информации. Новые стандарты предъявляют более жесткие требования к проведению аудиторской проверки и выдаче заключений, что придает аудиторскому заключению большую объективность и достоверность. Появление новых требований объясняется еще и тем, что российские стандарты аудиторской деятельности постепенно приближаются к международной системе.

Регламентированный кодекс профессионального поведения предназначен в первую очередь для поддержания высокой репутации данной профессии, ее морального имиджа.

Необходимость в нем обусловлена также повышенной ответственностью указанных специалистов перед собственниками организации (где они работают или деятельность которой проверяют), государством, инвесторами, кредиторами, персоналом организации и другими третьими лицами.

Потребность в особых правилах поведения аудитора во время проверки и по отношению к другим сторонам его деятельности и профессионального статуса, по мнению специалистов, вызвана рядом обстоятельств:

роль независимого эксперта, которую выполняет аудитор, предполагает, что не должно возникать сомнений в честности, непредвзятости, высоком уровне квалификации аудитора, его порядочности и других моральных качествах.

аудитор в проверяемой организации и вне ее имеет деловые, служебные отношения с большим кругом лиц. В ходе проверки он вынужден обращаться к ним с письменными и устными запросами. Чтобы получить обстоятельный и обоснованный ответ, нужно уметь располагать людей к себе, в том числе профессиональным поведением, умением правильно формулировать вопросы, внимательно относиться к ответам, тактично проявлять профессиональный скептицизм по поводу их содержания.

в процессе проверки и вне ее аудитору самому приходится отвечать на многочисленные вопросы бухгалтеров и других работников организации, консультировать их, разъяснять положения новых нормативных документов. Эти ответы и консультации должны быть основаны на глубоком знании предмета. Аудитор не имеет права советовать клиенту, как обойти закон, обмануть партнеров по бизнесу, нарушить налоговые требования.

аудитору необходимо уметь защищать свое мнение, свое заключение не только перед клиентом, но и перед любой другой инстанцией.

по итогам проверки аудитор выступает перед собранием акционеров, пайщиков или других собственников, где кроме оглашения своего заключения должен, открыто и честно сказать, о выявленных им нарушениях законодательства, фактах бесхозяйственности, обнаруженных приписках, подлогах и других искажениях отчетности.

3. Совершенствование институциональных механизмов обеспечения качества аудита: саморегулируемые организации аудиторов

3.1 Федеральный Закон 307-ФЗ'Об аудиторской деятельности' о Кодексе профессиональной этики аудиторов

Необходимость уточнения Федерального закона 'Об аудиторской деятельности' 307-ФЗ от 30.12.2008 обусловлена тем, что за время, прошедшее с 2001 г., многое изменилось в экономике России, значительные изменения произошли в самом аудиторском деле. В России сформировался и успешно функционирует рынок аудиторских услуг. Накоплен значительный опыт регулирования аудиторской деятельности, в том числе саморегулирования. Произошли существенные изменения в общепризнанных в мире представлениях об аудиторской профессии и регулировании аудиторской деятельности. Все это предопределило необходимость дальнейшего развития законодательства об аудиторской деятельности.

Речь идет не о принципиально новом законодательном акте, устанавливающем какую-то иную модель аудиторского рынка, аудиторской деятельности в Российской Федерации. В основе его - модель аудиторского рынка, которая формировалась в правовом поле Федерального закона №119-ФЗ от 07.08.01. Она показала свою жизнеспособность и эффективность. Важнейшие элементы этой модели получили достаточно высокую оценку у практиков и экспертов и поэтому в 'новом законе' получили дальнейшее развитие. Аудиторская деятельность - одна из немногих сфер, в которой с самого начала достаточно активно проявляла себя профессиональная общественность. Элементы саморегулирования существовали и работали в российском аудите еще до принятия нового закона. Речь идет в первую очередь о профессиональных аудиторских объединениях и Совете по аудиторской деятельности. Опыт работы профессиональных объединений аудиторов показал, что саморегулирование идет на пользу аудиторской деятельности. Поэтому в новом законе был сделан следующий шаг - на законодательном уровне закреплено обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов (СРО).

Таким образом, новый закон определил эволюционное развитие аудиторской профессии в нашей стране. По существу он стал результатом обобщения правоприменительной практики. При этом Законом № 307-ФЗ предусматривается плавное изменение отдельных элементов организации и регулирования аудиторской деятельности. В нем установлен длительный переходный период и предусмотрены механизмы такого перехода, которые не нарушают нормальную работу аудиторского рынка.

Применение закона ознаменовало начало пути построения прозрачных общественных отношений в сложной и профессиональной сфере подготовки действительно достоверной и необходимой обществу финансовой отчетности организаций.

Закон впервые описывает, что есть Кодекс профессиональной этики аудиторов, вводит этот важный акт в правовое поле. В процессе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов проверяется, в том числе, исполнение кодекса этики. К лицу, нарушившему кодекс, применяются соответствующие меры дисциплинарного воздействия.

В Федеральном законе №119-ФЗ от 07.08.01. 'Об аудиторской деятельности' вопрос о Кодексе профессиональной этики аудиторов разрешен не был. Среди его характеристик упоминалось, что компании устанавливают обязательные для своих членов внутренние правила профессиональной этики. Не решался этот вопрос и в изданном на основании данного Закона Положении о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации. В пункте 6 этого Положения среди функций СпАД при Минфине России указывалось, что Совет определяет этические нормы и правила поведения аудиторов, но непосредственно о кодексе речь не шла.

Тем не менее, Совет по аудиторской деятельности при Минфине России 28 августа 2003г. (протокол N 16) принял именно Кодекс этики аудиторов России. Как отмечалось во введении данного Кодекса, Совет по аудиторской деятельности при Минфине России в стремлении реализовывать широкомасштабную задачу по выработке и внедрению скоординированных и взаимоувязанных стандартов профессиональной этики аудиторов разработал при активном участии АПАО Кодекс этических норм профессиональной деятельности аудиторов.

В свою очередь Минфин России 27 июня 2013г (протокол N 9) одобрил новую редакцию Кодекса этики аудиторов России. Данный Кодекс, как указано в его предисловии, является сводом норм профессиональной этики аудитора, т.е. сложившихся и широко применяемых при ведении аудиторской деятельности правил поведения аудитора и аудиторской организации, не предусмотренных законодательством; поскольку не представляется возможным определить нормы профессиональной этики для всех ситуаций и обстоятельств, с которыми может столкнуться аудитор при ведении аудиторской деятельности, Кодекс содержит лишь базовые нормы.

Таким образом, этот Закон знаменует новый этап в эволюционном пути развития аудита в Российской Федерации. Это никак не революция в аудите, это последовательное, поступательное движение, развитие аудиторского рынка, аудиторской профессии, аудиторского дела в России. Именно с такой точки зрения следует рассматривать данный федеральный закон.

3.2 Роль саморегулируемых организаций в совершенствовании аудита

Анализ российского и зарубежного опыта регулирования аудита показывает, что контроль со стороны СРО аудиторов в настоящий момент превращается в действенное средство обеспечения качества аудита. Но это становится возможным только тогда, когда:

ь контроль качества становится неотвратимым (каждая аудиторская организация и каждый индивидуальный аудитор в обязательном порядке и с установленной периодичностью будут проходить внешний контроль качества);

ь результаты контроля качества являются объективными (то есть сформируется положительная обратная связь, и результаты внешнего контроля качества не будут 'покупаться', в противном случае задействованные институциональные механизмы не заработают, а сложится неформальный институт подкупа представителей саморегулируемых организаций аудиторов).

В этой связи представляется необходимым формирование на уровне каждой саморегулируемой организации аудиторов внутренней системы информационно-методического и технического обеспечения внешнего контроля качества, где должны быть четко и недвусмысленно определены критерии оценки качества аудиторских проверок.

Саморегулируемые объединения аудиторов в свою очередь как раз призваны стабилизировать работу аудиторских структур, 'отсеять' недобросовестных аудиторов, способствовать разрешению спорных вопросов в этой сфере. В каждом аудиторском объединении обязательно должен присутствовать комитет по этике, который представлен на региональном уровне. Сейчас законодательство определило существование в каждом объединении специализированных отделов по вопросам качества и дисциплинарной ответственности. Кроме того, должны быть установлены жесткие правила формирования состава проверяющих, определяющие этические нормы их профессионального поведения, порядок ротации участников групп контроля качества, признаки недопустимой аффилированности между проверяющими и проверяемыми и т.д. То есть, если клиент жалуется на какого-либо аудитора и обращается в саморегулируемую организацию, есть ряд документов, определяющих процесс работы с этой жалобой. Вначале идет проверка качества работы аудитора коллегами, и при нахождении какого-либо несоответствия эта жалоба автоматически передается в дисциплинарный комитет, который может вынести соответствующее решение. При этом информируются все стороны, процесс открытый и полностью прозрачный. Вышеперечисленные положения целесообразно закрепить в системе внутренних стандартов саморегулируемых организаций аудиторов, и особого раздела в кодексе профессиональной этики аудиторов данной саморегулируемой организации.

С принятием закона 'Об аудиторской деятельности' 307-ФЗ, изменилась система квалификации и аттестации аудиторов. Соответственно, изменилась и этика. Теперь законодательно закреплено за аудиторскими компаниями принятие кодекса профессиональной этики. Если аудитор не соблюдает кодекс этики и правила независимости аудиторов, то он не сможет стать членом СРО. Особую важность приобретает разработка системы санкций как к проверяющим, так и проверяемым членам СРО аудиторов за нарушение установленных правил внешнего контроля качества аудита.

Система норм контроля качества аудита в саморегулируемой организации аудиторов может быть представлена наглядно в виде графической схемы (таблица 1.)

Ни для кого не секрет, что в последнее время существенное число нареканий по качеству аудиторской деятельности относилось к недобросовестным аудиторам, пренебрегающими понятиями профессиональной этики и профессиональной ответственности, которые 'за умеренную плату' торговали профессиональной репутацией и выдавали ложные аудиторские заключения. Новое законодательство даёт возможность СРО аудиторов самостоятельно исследовать и принимать меры дисциплинарного воздействия к коллегам, нарушающим этические и профессиональные нормы, вплоть до исключения из реестра (фактического 'запрета на профессию').

Таблица 1. - система норм контроля качества аудита в саморегулируемой организации аудиторов

/

Изменился порядок взаимодействия аудитора с клиентом и потенциальным клиентом. На этапе переговоров о заключении контракта на оказание аудиторских услуг, компании необходимо поинтересоваться и получить доказательства членства аудитора (аудиторской компании) в СРО, ознакомиться с информацией об СРО и информацией, об аудиторе, представляемой СРО как в открытом доступе, так и по запросу. Если в ходе выполнения аудиторских работ, а также по выполнении аудита, у компании, её акционеров или иных лиц возникнут претензии к качеству аудиторской проверки, они могут направить их для рассмотрения в СРО, в котором состоит аудитор.

Согласно Закона № 307-ФЗ и Закона № 315-ФЗ каждая СРО разрабатывает и утверждает, стандарты и правила саморегулируемой организации. Следует подчеркнуть, что, в отличие от разработки и утверждения стандартов СРО аудиторов, принятие КПЭА является обязательным для СРО аудиторов. Наличие принятого КПЭА, является одним из требований данного закона, при условии соответствия которым некоммерческая организация может стать СРО аудиторов. Некоммерческая организация для внесения сведений в госреестр СРО аудиторов наряду с прочим представляет копию решения о принятии КПЭА и копию такого кодекса.

СРО аудиторов вправе включить в принимаемый ею КПЭА дополнительные требования, т.е. требования, дополнительные к установленным в КПЭА, одобренном СпАД. О дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый КПЭА, СРО аудиторов обязана сообщать в уполномоченный федеральный орган.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что в России сложилась система регулирования аудиторской деятельности, во многом отвечающая международно-признанным принципам и моделям.

Гарантом здесь как раз и являются саморегулируемые профессиональные объединения, их контроль за допуском в профессию контроль за ежегодным повышением квалификации аудиторов и их профессиональной деятельностью.

Заключение

Сегодня, можно с уверенностью сказать, что активная работа проводимая, современной аудиторской общественностью России поднимает проблемы, связанные с необходимостью повышения контроля качества аудиторских услуг. На сегодняшний день активизировались процессы инновационного развития аудиторской деятельности в России с принятием нового закона 'Об аудиторской деятельности' 307-ФЗ от 30.12.2008, который не только изменил отдельные элементы системы нормативно-правого регулирования аудиторской деятельности, но и предопределил коренную перестройку сознания всех субъектов аудиторской деятельности. Основное содержание нововведений закона было направлено на упрочение стабильности рынка аудиторских услуг и повышения его качества, что, безусловно, положительно повлияло на развитие экономики государства.

Следует отметить, что рост интереса к качеству аудита в России во многом совпал с тенденцией, наметившейся во всём мире. В условиях глобализации и международной экономической интеграции повсеместно наблюдается усиление внимания к этой проблеме, что проявляется, прежде всего, в ужесточении профессиональных требований к аудиторской деятельности и возросшей роли контрольных процедур. В настоящий момент этот вопрос является предметом широких дискуссий в мировом бизнес-сообществе, охватывающих самые разнообразные темы, в том числе следующие: совершенствование международных стандартов аудита; повышение требований к системе общественного надзора за деятельностью аудиторов; повышение требований к качеству аудита общественно значимых организаций; совершенствование системы контроля качества деятельности аудиторских организаций; углубление требований к этической составляющей аудиторской профессии.

Формально контроль аудиторской деятельности включает в себя контроль ее качества, контроль за выполнением близкородственных и имущественных ограничений при ее осуществлении, контроль за соблюдением конфиденциальности полученной информации, контроль за корректностью конкурентной борьбы и т.д. Но, конечно, по большому счету контроль аудиторской деятельности закручивается вокруг контроля ее качества.

Таким образом, становится совершенно очевидным, что аудит должен проводиться строго в соответствии с принятыми стандартами и нормами аудита, с соблюдением необходимых общепринятых или утвержденных административных методик осуществления проверки, а также Кодекса профессиональной этики аудитора.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что об этике аудиторов-профессионалов сегодня не только говорят, но и много делают для воспитания авторитетных высококлассных специалистов. Этические проблемы, повседневно встречающиеся на профессиональном пути аудитора нужно разрешать достойно, а для этого необходимо знать нормы профессионального поведения и готовить себя к их неукоснительному соблюдению.

Список используемой литературы

1. Стандарты аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов: (в ред. Федерального закона от 01.07.2010 N 136-ФЗ)

2. Кодекс профессиональной этики аудиторов России протокол №9 от 12 июня 2013г.

3. Федеральный закон № 119_ФЗ 'Об аудиторской деятельности' (документ утратил силу с 1 января 2011 года в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ).

4. Федеральный Закон 307-ФЗ'Об аудиторской деятельности' от 30.12.2008

5. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ 'О саморегулируемых организациях'

6. Вещунова Н., Кочинев Ю. Аудит: теория и практика Питер, 2012.

7.Р.П. Булыги вузовский учебник 2013

8. Бровкин М.В., Мельник М.В. Практический аудит 2012.

9. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет 2012.

10. Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит 2012.

11. Парушина Н.В., Кыштымова Е.А. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок Форум, 2009.

12. Пугачев В.В. Международные стандарты аудита 2009.

13. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит

14 Журнал 'Аудитор' №3 2012

Интернет - источники:

15. www.auditinfo.ru

16. www.audit-it.ru

17. www.businesspravo.ru

18. www.consultant.ru

19. www.m-auditchamber.ru21

20. www.minfin.ru

ref.by 2006—2024
contextus@mail.ru