/
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА “ХИЩНИК-ЖЕРТВА”
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ И ЗАДАНИЯ
Цель работы: исследовать эволюцию экологической системы при различных условиях, научиться прогнозировать развитие популяции.
1. Ознакомиться с работой программы “Экологическая игра “хищник-жертва””.
2. Используя значения коэффициентов g1=2, g2=1, b1=0.1, b2=0.1, определить стационарные значения численности популяций хищников и жертв.
3. Исследовать эволюцию экологической системы при начальных условиях, близких к стационарному значению. Для этого выбрать начальные численности популяций в пределах: X=12ё16, Y=20ё22. Получить два варианта эволюции (при одинаковых начальных условиях):
а) вымирание популяции Х;
б) выживание популяции Х.
Построить фазовые траектории и временные зависимости X(t), Y(t) для полученных сценариев.
4. Определить начальные условия, при которых возможно вымирание популяции Y. Построить фазовую траекторию и временные зависимости X(t), Y(t).
5. Определить начальные условия, при которых возможно вымирание популяции Х. Построить фазовую траекторию и временные зависимости X(t), Y(t).
6. Осуществить экологическое планирование:
а) определить начальные условия, при которых система может совершать циклические колебания. Построить фазовую траекторию и временные зависимости X(t), Y(t);
б) осуществить неправильное управление экосистемой. Определить начальные условия, при которых эволюция системы приводит к демографическому взрыву обеих популяций. Построить фазовую траекторию и временные зависимости X(t), Y(t).
7. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы по работе.
8. Ответить на контрольные вопросы.
популяция вымирание экологический
ОТЧЕТ
Стационарные значения численности хищников и жертв:
Xst=16-2=14
Yst=22-1=21
Эволюция экологической системы при начальных условиях, близких к стационарному значению:
X= 14 Y=21
а) вымирание популяции Х
б) выживание популяции Х
Эволюция экологической системы при произвольных начальных условиях:
X= 5 Y=5
а) вымирание популяции Y
б) вымирание популяции Х
4. Экологическое планирование:
X= 15 Y= 22 X= 5 Y= 10
а) циклические колебания системы
б) демографический взрыв обеих популяций
ВЫВОДЫ
Зная начальные значения численности популяций, можно определить развитие популяций в будущем. Если начальные значения численности популяций не известны, то их можно определить, используя значения коэффициентов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Каким образом задаются значения коэффициентов g1, g2,--b1, b2?
2. Какими причинами может быть обусловлен демографический взрыв популяции жертв, популяции хищников?
3. Каким образом можно избежать неуправляемого роста численности популяций жертв и хищников?
4. Каким образом учитывается действие на систему случайных факторов?
5. Каковы недостатки рассмотренной модели?
6. Как можно использовать модели подобного типа при экологических исследованиях?
ОТВЕТЫ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
2. Обычно в системе отношений хищник-жертва со временем устанавливаются постоянные незатухающие колебания численности хищников и жертв. Отсутствие хищника для какой-либо популяции может вызвать “демографический взрыв” численности популяции “жертв”, который подрывает кормовую базу данной популяции и вызывает к жизни какие-то иные механизмы корректировки численности, чаще всего в виде болезней или таких поведенческих механизмов, которые связаны с пренебрежением к жизни каждой отдельной особи.
3. Неуправляемый рост численности популяций жертв и хищников можно избежать при равномерном распределении жертв и хищников в пространстве.
4. Численность жертв и хищников изменяется благодаря рождаемости и смертности. Случайные факторы не задействованы.
5. Численности популяций жертв и хищников зависят только от времени и не зависят от пространственного распределения популяции на занимаемой территории; естественная смертность жертв не учитываются;
скорость роста численности жертв уменьшается пропорционально численности хищников, а темп роста хищников увеличивается пропорционально численности жертв; эффект «насыщения» у хищника не наступает, т. е. хищник всегда голоден.
6. Модели подобного типа позволяют оценить возможные последствия воздействия человека на природу и организовать его деятельность так, чтобы не допустить «экологической катастрофы».