Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Лермонтов м. ю. - Композиционные особенности романа м. ю. лермонтова “герой нашего времени”.



' Желания? Что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят, - все лучшие годы.'
М.Ю Лермонтов

'Герой нашего времени' - одна из первых попыток создания в русской литературе
психологического реалистического романа. Цель, замысел М.Ю.Лермонтова - показать
современного ему человека, его психологию, как сам автор отмечает, '...портрет,
составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии'.
Для того, чтобы воплотить свой замысел, раскрыть характер героя наиболее полно, объективно, писатель использует необычное композиционное построение романа: здесь
нарушена хронологическая последовательность событий. Необычна не только композиция романа. Это произведение представляет собой уникальный жанровый сплав, соединение различных жанров, уже освоенных русской прозой: здесь использованы и путевые записки, и светская повесть, и излюбленный романтиками дневник-исповедь. Роман
Лермонтова -социально-психологический и нравственно-философский. 'В основной
идее романа лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке', - пишет
Белинский. Стремление автора достигнуть максимальной объективности и многогранности в изображении главного героя вынуждает его прибегнуть к
нестандартной структуре повествования: автор как бы передоверяет рассказ о своем
герое то странствующему офицеру, то Максим Максимычу, то самому Печорину.
Если мы захотим восстановить хронологию событий, описываемых в романе, то начать следует с происшествия в Тамани, через которую проходит путь героя на Кавказ. В Пятигорске и Кисловодске Печорин пробудет около месяца ('Княжна Мери'), откуда будет сослан за дуэль с Грушницким в крепость. Из крепости Печорин отлучается в казачью станицу ('Фаталист'), по возвращении его в крепость и разыгрывается
история с похищением Беллы. Затем происходит последняя встреча с Печориным,
уже не военным, а светским человеком, отъезжающим в Персию ('Максим Максимыч').
А из предисловия офицера-повествователя мы узнаем о смерти героя. Таковы события жизни Григория Александровича Печорина в их хронологической последовательности. Но
Лермонтов определил порядок расположения частей, следующих друг за другом вне хронологии реальных событий, потому что каждая из повестей играла свою особую
значимую роль в системе всего произведения.
Читая повесть 'Максим Максимыч', мы знакомимся с портретом Печорина, так
психологически тонко и глубоко написанным образованным и знакомым с писательским
трудом офицером-повествователем. Он замечает и белую кожу Печорина, и не смеющиеся, полные грусти глаза, и 'благородный лоб', и 'породистую* красоту, и холодность Печорина. Все это одновременно привлекает и отталкивает читателя. Непосредственный взгляд на портрет героя делает его несравненно ближе к читателю, нежели та система повествователей, через которую мы знакомимся с Печориным в главе 'Бэла'. (Максим Максимыч рассказывает историю путешественнику-офицеру, тот ведет путевые заметки, и уже из них обо всем узнает читатель).
Затем автор открывает перед нами исповедальные страницы 'Журнала Печорина'. Мы видим героя опять в новом ракурсе -такого, каким он был наедине с самим собой, каким мог предстать только в своем дневнике, но никогда бы не открылся перед людьми. Это
подтверждается и словами из предисловия к 'Журналу Печорина', из которых ясно
видно, что он не предназначался для чужого глаза, а тем более для печати. Это было 'следствие наблюдения ума зрелого над самим собой', и написан он 'без тщеславного желания возбудить участие или удивление'. Так Лермонтов, используя подобную 'расстановку' глав своего романа, максимально приближает главного-героя к читателю, позволяет заглянуть в самую глубину его внутреннего мира.
Внимательно перелистывая страницы 'Тамани', 'Княжны Мэри' и 'Фаталиста', мы, наконец, постигаем характер Печорина в его неизбежной раздвоенности. И, узнавая
причины этой 'болезни', вникаем в 'историю души человеческой' и задумываемся над
характером 'времени'. 'Фаталистом' заканчивается роман, эта повесть играет роль эпилога. И так замечательно, что Лермонтов именно так построил свой роман! Он завершается оптимистически. Читатель узнает о смерти Печорина в середине романа
и к заключению успевает избавиться от тягостного ощущения смерти или конца. Такая
особенность в композиции романа дала возможность автору закончить произведение
'мажорной интонацией': 'роман заканчивается перспективой в будущее - выходом героя из трагического состояния бездейственной обреченности. Вместо траурного марша звучат поздравления с победой над смертью'. (Б.Эйхенбаум, ст. 'Герой нашего времени').
Создавая роман 'Герой нашего времени' ,М.Ю Лермонтов нашел новые художественные
средства, какие не знала литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru