Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Жуковский в. а. - Лирический пейзаж жуковского.



У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века - Василий Андреевич Жуковский. Он является своеобразным 'литературным Колумбом Руси', открывшим 'Америку романтизма', как назвал его Белинский. Сама природа позаботилась создать в лице поэта 'русское эхо' для западноевропейского романтизма. Но он не только писал прекрасные, продиктованные свободным вдохновением произведения, но и жил вдохновенно, поэтически. Поэтому все творчество Жуковского пронизано естественными и незамысловатыми интонациями жизни и природы Жуковский выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе, и в этом он указал дорогу другим поэтам. В образах деревенской природы поэт искал отражение своих мечтательных и задумчивых переживаний: Луны ущербный лик встает из-за холмов… О тихое небес задумчивых светило, Как зыблется твой блеск на сумраке лесов! Как бледно брег ты озлатило! ('Вечер' 1806 г.) Для выражения своих идей и фантазий Жуковский искал в пейзаже определенные краски и черты. Это помогло ему найти в природе такие легкие переходы и тонкие оттенки, которые до Жуковского не использовались в русской поэзии. Уход в мирную жизнь деревни, идеализация простоты и тишины жизни - именно эти настроения поэта определяли в значительной мере его восприятие и понимание деревенской природы. Он не искал в ней ничего величественного и грандиозного: поэт ценил в природе спокойствие, тишину, безмятежность. Поэтому он рисовал природу русского севера такою, какой она бывает летом или ранней осенью, тихим утром или ясным вечером - без бури и ненастья: Все тихо: рощи спят; в окрестности покой; Простершись на траве под ивой наклоненной, Внимаю, как журчит, сливаясь с рекой, Поток, кустами осененный. В этом стихотворении поэт лишь изредка прибегает к олицетворению природы ('рощи спят', 'лик (луны) встает'), к эмоциональным эпитетам ('сладко… струй плесканье', 'небес задумчивых светило'). Сила его изобразительности - в умении уловить тончайшие переливы красок, шорохи, трепеты, отблески угасающего вечера. Почти во всех картинах природы, которые рисует Жуковский, присутствует воспринимающий ее человек. Он и природа показаны у поэта в некотором единстве. Описываются не столько явления природы, сколько душевное состояние человека. Вот почему пейзажи Жуковского называют 'пейзажами души'. 'Жизнь души' и есть подлинный предмет элегии поэта. Он использует описание природы для непосредственного выражения лирических переживаний героев. Примером этого утверждения может послужить баллада 'Эолова арфа' (1814г.), в которой пейзаж служит средством для создания романтического настроения: На темные своды Багряным щитом покатилась луна; И озера воды Струистым сияньем покрыла она… Творчество же зрелого Жуковского пронизывает романтическая идея двух миров: мира явлений и мира таинственного, потустороннего. Внешняя точность описания мешает постигнуть тайны мироздания, доступные только интуиции, мгновенному поэтическому озарению и нравственному чувству. Жуковский потому и сосредоточен на чувствах души, что на них откликается 'незримая душа' природы: Мой слух в сей тишине приветный голос слышит… Как бы невидимое дышит… Душа незримая подъемлет голос свой С моей беседовать душою. ('Славянка', 1815 г.) Еще один пример стихотворения- 'пейзажа души' -- элегия 'Море' (1822 г.), которое высоко оценил А.С. Пушкин. И действительно, элегия является образцом романтической пейзажной лирики: Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. По сравнению с элегией 'Вечер', в 'Море' Жуковский отступает от своего стиля и прибегает к олицетворению природы. Поэт изображает море 'живым', 'дышащим', наполненным 'тревожной думой'. Безудержная стихия 'бьется', 'воет', 'рвет и терзает враждебную мглу'. Энергичное начало двух героев произведения - моря и неба - подчеркивают активные формы глаголов. Из других художественных средств необходимо выделить обилие эмоциональных эпитетов ('сладостный блеск', 'светозарная лазурь' и так далее), метафоры ('смятение моря'), эпитеты, подчеркивающие состояния моря ('безмолвное море', 'испуганные волны'), состояние неба ('таинственное, сладостное, полное жизни'). Романтическая идея двух миров в элегии отражается противопоставлением - море-небо. Картины состояния моря связаны с настроением, миром эмоций и чувств человека (полны 'тревожной думы'). Риторические вопросы, задаваемые морю ('Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь?'), связывают картины природы с философскими раздумьями о смысле жизни: Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою… Иль тянет тебя из земные неволи Далекое светлое небо к себе?.. Таким образом, все последующие попытки изображения лирического пейзажа в русской литературе были продолжением поэзии Жуковского. Он 'открыл русской поэзии душу человеческую' (Г.А. Гуковский). То, что прежде считалось достоянием разума, у Жуковского стало частью душевной жизни, что придало особый лиризм его поэтическому творчеству. Не только любовь и дружба, но восприятие и описание природы, пейзажа, явились предметом внутренних переживаний поэта.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru