Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Достоевский ф. м. - Петербург достоевского


    “Преступление и наказание” иногда называют “петербургским романом”. Достоевский, как и герой романа, любил этот город горькой и мучительной любовью и по-своему воспринимал его.
    В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок к Гоголю и Некрасову, в произведениях которых город предстает перед нами душным, грязным, не приспособленным для здоровой, нормальной жизни всех его обитателей. Петербург Раскольникова и Акакия Акакиевича из гоголевской “Шинели” существуют рядом, никак не пересекаясь с Петербургом Татьяны Лариной и Евгения Онегина, Элен Курагиной и Анны Карениной. Пушкин и Толстой дали нам панораму жизни высшего света, который ничего общего не имеет с миром и жизнью “маленьких людей”. Петербург Пушкина и Толстого — зимний, с хрустящим снегом, Адмиралтейской иглой, поздним рассветом. Петербург Достоевского и Некрасова — летний, когда* “природе подвластна, зацветает в каналах вода”. Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, многие персонажи его произведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая, “похожая на шкаф или на сундук” каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони, “мебель из желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина... Эти детали отражают напряженную, безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий.
    Безотраден, сумрачен городской пейзаж в романе “Преступление и наказание”, хотя время действия — лето и погода стоит жаркая. Глазами голодного бедняка мы смотрим на летний Петербург: “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу,— все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши”.
    Картины природы или описания великолепных видов столицы встречаются в романе лишь как контраст такому безотрадному изображению. Голодный юноша чувствует себя отверженным среди богатых особняков, разряженных женщин. На мосту, с которого открывается величественная невская панорама, Раскольников чуть не попал под богатую коляску, и кучер хлестнул его кнутом на потеху прохожим... Оттого-то ему больше по сердцу нищая Сенная площадь. В этой части Петербурга он чувствует себя своим и находит в ней своеобразную красоту. “Я люблю, как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица; или, еще лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветру, знаете? А сквозь него фонари с газом блистают...”
    Действие романа происходит большей частью на улице. Где-то в переулке у Сенной щегольская коляска раздавила несчастного Мармеладова, а на другой день его чахоточная и полубезумная вдова на улице истекает кровью; на улице застрелился Свидригайлов; на Сенной площади Раскольников пытается всенародно покаяться. Эти уличные сцены создают фон, на котором развертывается трагическая жизнь Мармеладова, Сонечки, Раскольникова...
    Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои. Обычно это — доходные дома, столь типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в “грязные и вонючие” дворы, поднимаемся по темным лестницам. Вот одна из них — “узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота”.
    А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещенные косыми лучами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи...
    Страшной, призрачной представляется нам жизнь, протекающая в этих петербургских трущобах. Картины реальной жизни — убийство старухи-процентщицы, появление “человека из-под земли”, называющего Раскольникова “убивцем”, “страшные, отчаянные вопли с улицы” — похожи на кошмарные грезы безумного. А бредовые видения Раскольникова похожи на реальную действительность:
    Под жестокой рукой человека,
    Чуть жива, безобразно тоща,
     Надрывается лошадь-калека,
    Непосильную ношу влача.
    Эта картинка с натуры, нарисованная Некрасовым в цикле “О погоде” за несколько лет до выхода в свет “Преступления и наказания”, повторяется в еще более страшном варианте во сне Раскольникова. Образ избитой до смерти тощей клячонки становится у Достоевского символом безграничного страдания. Появляющийся в начале романа, он предвосхищает последующие трагические события и образы. Смертью заезженной клячи умирает Катерина Ивановна Мармеладова, и последние слова ее звучат так: “Довольно!.. Пора!.. Прощай, горемыка!.. Уездили клячу!.. Надорвала-а-сь!”
    На фоне повседневных больших и маленьких драм, разыгрывающихся в недрах капиталистического города, Достоевский детально изображает историю двух семейств — Раскольниковых и Мармеладовых. Мы видим крайнюю степень отчаяния, страдания и падения человека.
    Таков страшный мир нищеты, невыносимых страданий, мир, в котором рождаются полубезумные замыслы Раскольникова.
    Проблема, над которой бился герой Достоевского (как освободить человека от страданий), оказалась, в сущности, нерешенной. Но на пути к ее решению писатель, исследуя трагические противоречия действительности, совершает великие открытия.
    Читая роман, мы думаем о том, что ложные теории, сознание своей исключительности, презрение к человеческому “муравейнику” — все рассеивается перед величием истинной любви к людям. Мы ощущаем непобедимую силу этого чувства, и Евангелие, о котором говорится на последней странице, не может заслонить от нас главного: мужества человека, сумевшего преодолеть невыносимые нравственные пытки, и животворной силы женской любящей души.


    Роман “Преступление и наказание” занимает особое место в творчестве Федора Михайловича Достоевского. Писатель создал обширное полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя “маленького человека”. Протест против социальной несправедливости, против унижения человека и вера в его высокое призвание отличают знаменитый роман Достоевского .
    События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского — это город, в котором невозможно жить человеку. Мы не найдем у писателя ни семейного очага, ни просто человеческого жилья. Жутко становится оттого, что герои живут то в “гробу”, как Раскольников (так Достоевский называет жилье, который тот снимает), то в уродливом “сарае”, как Соня, то в “прохладном углу”, где обитает Мармеладов. Свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов проводит хоть и в отдельном номере, но “душном и тесном”.
    Петербург Достоевского — этот город уличных девиц, нищих бездомных детей, трактирных завсегдатаев, ищущих в вине минутного забвения от тоски. Атмосфера этого Петербурга — атмосфера тупика и безысходности. Вот женщина с желтым лицом и запавшими глазами бросается в воду канала. И слышатся крики другой женщины: “До чертиков допилась, батюшки, до чертиков... удавиться тоже хотела, с веревки сняли”, — и словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходности.
    Молоденькая Соня Мармеладова, не имея возможности заработать честным трудом, переступает нравственные законы, идет на панель. Её мать, у которой муж-инвалид и два малолетних племянника на руках, согласна отдать свою шестнадцатилетнюю дочь за старого развратника. Через весь роман проходят подобные сцены, раскрывая повседневную трагическую жизнь горожан.
    “Петербургские углы” описаны Достоевским с почти натуралистической точностью. Писатель заставляет нас заглянуть в один из “углов” столицы, семью Мармеладовых, — и ему открывается человеческая бездна. Вот перед нами глава семейства. Смешон, жалок и отвратителен этот оборванец с его витиеватой речью, солидной чиновничьей осанкой. Это просто шут. своим “ораторством” потешающий кабацких завсегдатаев. Но этот “забавник” — человек подлинно трагической судьбы.
    Исповедуясь перед Раскольниковым, Мармеладов скажет: “Некуда идти человеку, а ведь это надобно”. Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном сознании, что некуда идти, не к кому идти. Ему остается одно — погибнуть, и он гибнет, и гибель его неизбежна. Но в этом и в страданиях своих близких виноват и сам Мармеладов. Он остро осознает свою виновность: “А разве сердце у меня не болит, что я пресмыкаюсь втуне?”
    Можно ли жалеть человека, укравшего последний грош у своих голодных детей? Но Достоевский заставляет нас жалеть недостойного жалости, испытывать сострадание к недостойному сострадания. Мармеладову невозможно не сочувствовать, потому что он страдает, ибо “он все это может чувствовать”. Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком.
    Трагичен финал жизненной судьбы Мармеладова: на улице его задавила щегольская барская коляска, запряженная парой лошадей. Бросившись им под ноги, это человек сам нашел исход своей жизни.
    Рядом с Семеном Захаровичем нарисована его жена — Катерина Ивановна. Она, дворянка, попала на социальное дно из верхних этажей жизни, поэтому ей есть с чем сравнивать свою новую жизнь. Воспоминания о прошлом становятся для нее единственной отрадой. В них она укрывается от ужасов настоящего. После смерти своего первого мужа Катерина Ивановна осталась с детьми в отчаянном положении. Именно тогда вдовец Мармеладов женился на ней. Она пошла замуж “плача и рыдая, и руки ломая”. Таким образом, налицо жизненный тупик обоих героев.
    Таков мир, в котором живут герои Достоевского, мир “униженных и оскорбленных”, “погибших и погибающих”. Трагизм положения героев Достоевского заключается не только в безысходности, но и в осознании этого тупика: они ясно видят, что их гибель близка и неизбежна, и находятся в состоянии приговоренных к смерти.
    Достоевский в романе “Преступление и наказание” дает страшные сцены из жизни городской бедноты. Описание кабаков “желтого” Петербурга сменяются описанием городских улиц, рассказом об убогом существовании семьи Раскольникова.
    Тема “маленького человека” звучит в романе с небывалой силой. Предшественниками Мармеладова и других персонажей в нашей литературе были Вырин из “Станционного смотрителя” Пушкина, Башмачкин из “Шинели”, Поприщин из “Записок сумасшедшего” Гоголя, Круциферский из романа Герцена “Кто виноват?” Вклад Достоевского в разработку этой темы в мировой литературе трудно переоценить.



“Преступление И наказание” - социальный, психологический и философский роман, написанный Достоевским в 1866 году. Это было смутное время для России. Началась активная борьба новых революционных сил, надежды на крестьянскую войну не оправдались. В России еще более усугубились социальные противоречия.
В своем романе Достоевский выступает против существующего социального устройства общества. Прежде всего, он выступает против общества, которое толкает человека на преступление. Писатель показывает атмосферу, в которой живут его герои.
Достоевский отразил жизнь современной ему России, переживавшей сложный момент становления капиталистических отношений. Резкой критике подвергается буржуазная цивилизация, которая извращает человеческую природу, порождает не только видимое зло, но и то худшее, бесчеловечное, что таится в глубине человеческого сознания.
Особое место в романе занимает образ Петербурга. Этот образ важен как для понимания самого романа, так и всего творчества писателя.
Петербург Достоевского существует наряду с такими понятиями, как грибоедовская Москва, гоголевский Петербург. Преступление, о котором рассказывается в романе, происходит в Петербурге. И это не случайно: в мире Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями, составляют с ними единое целое. Только в мрачном, сумрачном, мучительном и враждебном человеку Петербурге могла зародиться бесчеловечная идея Раскольникова. Петербург не просто место действия, он - соучастник преступления Раскольникова.
Петербург - это темные, узкие улицы, заселенные ремесленниками и нищими чиновниками, это город грязных дворов-колодцев, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Из крохотной клетушки, жилища бывшего студента, по Садовой, Гороховой и другим улицам Петербурга идет Раскольников к старухе-процентщице, чтобы совершить свое преступление, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню... Часто проходит через Сенную площадь. В двух шагах от Сенной находится Столярный переулок, состоящий из шестнадцати домов, в которых находятся восемнадцать питейных заведений. По ночам Раскольников не может заснуть от пьяных криков.
В произведении широко воссоздана жизнь большого буржуазного города. Его население составляют портные, слесари, кухарки, немцы, маленькие чиновники, квартирные хозяйки, уличные девицы, посетители питейных домов. Город Достоевского населен “бывшими” людьми. В романе нет подчеркнутых социальных контрастов, резкого противопоставления бедных и богатых. Жизнь города - это жизнь бедноты, задавленной нехваткой денег. Деньги в “Преступлении и наказании” все время соседствуют с голодом и страшной нуждой. Нищета рождает преступность. Преступна Соня, нарушившая нравственные законы, преступна “благородная” мать, у которой на плечах муж-инвалид и двое малолетних детей и которая отправляет свою падчерицу на панель.
От такой жизни люди отупели и смотрят друг на друга враждебно и недоверчиво. Между ними не может быть человеческих отношений, кроме безразличного звериного любопытства, злорадной насмешки. Роман Достоевского начинается с описания невыносимой жары, духоты и городской вони, царящих в Петербурге: “В начале июня, в чрезвычайно жаркое время... на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”. Это не только атмосфера июньского города, но и атмосфера убийства.
Жизнь города трагична. Бродя по улицам, Раскольников видит безграничное горе людей. Это пятнадцатилетняя девочка, которую напоили и обманули. Это и мещанка Афросиньюшка, бросившаяся с моста в воду.
Но Петербург Достоевского — это не только фон, на котором развертываются драматические события, это как бы душа этих событий, символ ненормальности жизни. Городской пейзаж органически связан с душевным состоянием автора, внутренним миром его героев. Петербург Достоевского болен, больны, кто нравственно, кто физически, большинство персонажей его романа.
Особый акцент в своем произведении Достоевский делает на описании жилища своих героев. Они также напоминают о ненормальности жизни, которую ведут люди, в них живущие. Возникает раздражающий, навязчивый желтый цвет, проходящий через все произведение.
Таким образом, Достоевский в романе “Преступление и наказание” показал нам мрачный, желтый Петербург. Здесь жизнь приобретает фантастически уродливые очертания и реальное нередко кажется кошмарным видением, а бред и сон - реальностью.



Творчество Достоевского приходится на 60-е годы XIX века, то есть на период развития капитализма в России, приведшего к обнищанию основной массы населения. Достоевский осмысливает 60-е годы. Особенно ярко это проявилось в изображении Петербурга в романе "Преступление и наказание". В страшных картинах нищеты, надругательства над человеком, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, города-гиганта, поражающего фантастичностью своих контрастов. Действие романа разворачивается летом, но мы можем не искать на его страницах ярких красок, присущих этому времени года. В сером Петербурге Достоевского им нет места. Исчезли из поля зрения дворцы, "изукрашенные в зелени" дачи, кружево оград. Перед нами предстает город грязных улочек, дворов-колодцев, огромных, сдающихся в наем домов. Вонь, грязь, духота повсюду царят на улицах. Вонь идет из распивочных, которых особенно много в этой части города. Духота и толкотня на улицах действуют угнетающе, огромное количество мертвецки пьяных, то и дело встречающихся в этой части города, дополняет омерзительную картину. "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу". Но отвратительны не только улицы, переулки, речки. Не менее ужасны и те "клетки", в которых живут герои романа. В душных и тесных комнатах голодают люди, умирают их мечты, а в уме зарождаются преступные мысли. Родион Раскольников живет в каморке "под самой кровлей высокого пятиэтажного дома", похожей на шкаф или сундук. Здесь в его голове зарождается ужасная теория о том, что существуют просто люди и люди-сверхчеловеки, которым позволено все. Эта теория приводит его к преступлению. Раскольников говорит своей матери, что "квартира много способствовала" тому, что он решился на преступление. Таким образом, Петербург в романе Достоевского - это не только фон, на котором разворачиваются драматические события, но и как бы душа этих событий, символ жизни ненормальной,

безнравственной. Преступления против человека - обычное явление в городе, так как они по большей части ненаказуемы. Так, безнаказанно господин Лебезятников избивает Катерину Ивановну, статский советник Клопшток нагло обманывает Соню и ничего не платит ей, Алена Ивановна беспрепятственно занимается ростовщичеством, обирает несчастных бедняков, попавших к ней в лапы. Не менее отвратительны образы Свидригайлова и Лужина, людей безнравственных, циничных. Лужин - делец, мерзавец, оклеветавший беззащитную Соню, самовлюбленный тиран, унижающий людей. С нескрываемым отвращением Достоевский рисует образ Свидригайлова, человека, который ради своей прихоти загнал в гроб Марфу Петровну, оскорбил Дунечку. В обществе, где господствуют Лужины и Свидригайловы, все строится на власти денег. "За нищету, - говорит Мармеладов, - даже не палкой выгоняют, а метлой выметают... чтобы оскорбительнее было". "Маленькие люди" становятся жертвами этого бесчеловечного общества, на каждом шагу их подстерегают социальные и материальные "тупики", порождающие нравственные конфликты и трагедии. "Униженным и оскорбленным" нет выхода из них. Безысходность - лейтмотив романа. "Понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти..." - говорит Мармеладов. "Некуда идти" не только Мармеладову, но и его жене Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие между прошлой, беспечной и богатой, жизнью и жалким, нищенским настоящим существованием.

Соня Мармеладова вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, любви к людям, воплощенная в образе Сони, поднимает ее до символа Страдания Человеческого. Именно любовь к людям помогла ей сохранить нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.

Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня, во имя любимого брата. "Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!" - говорит о ней Раскольников. Среди персонажей, населяющих страницы романа, мы часто встречаем детей. Достоевского неустанно преследует мысль об их судьбах: "неужели не видела ты здесь детей, по углам, которых матери милостыню посылают просить. Там нельзя детьми оставаться. Там семилетний развратен и вор".

Петербург, нарисованный Достоевским, бесчеловечен. Реальность и бред, явь и кошмары - все слилось в Петербурге, который Свидригайлов назвал городом полусумасшедших. В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя против господствующего зла, против ненормально устроенного современного ему общества. Автор показывает, что в душе героя живет мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей, воплотившем дух здорового, гармонического общества. В самую страшную минуту своей жизни, идя на преступление. Раскольников думает "об устройстве высоких фонтанов и о том, как

бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы полезная для города вещь". Это мечта о городе ином, не душном, о добром, не случайно появляется у Раскольникова в то время, когда он идет на преступление, порожденное атмосферой "злого" города, где царят "грязь, вонь и всякая гадость". Мучение "униженных и оскорбленных", задуманное как "психологический отчет одного преступления в романе", стало романом о бесчеловечном обществе, обрекающем миллионы людей на нищету и отчаяние, о преступности и преступлениях этого мира.

Образ Петербурга занимает значительное место в творчестве Достоевского. С этим юродом связаны многие воспоминания и ощущения писателя. Известно, что в 18 38 г. братья Достоевские по желанию отца поступили в Главное инженерное училище. После Москвы Петербург показался Достоевскому подчеркнуто угрюмым и холодным. Он предстал своеобразной средой, глубоко воздействующей на человека. Только здесь — в обстановке скуки, пошлости, преобладающих над искренностью правил приличия и деловитости — могли появиться пушкинские Германы, гоголевские Пискарев, Чертков, Башмачкин. Из этой среды выведены Достоевским герои “Бедных людей”, “Белых ночей”, “Преступления и наказания”.
В романе “Бедные люди” главный герой, Макар Девушкин, постоянно испытывает чувство страха перед громадой дымящего и гремящего Петербурга. Образ мечтателя в повести “Белые ночи” освещен мягким и печальным полусветом летнего ночного Петербурга. Читателю ночная столица кажется намного спокойней и “дружелюбней”, чем яркий дневной город, который, однако, не может “согреть” его гранитные “внутренности”. В “Преступлении и наказании” тот Петербург, что воплощает величие власти и силы, остается вне романа. В Петербурге Родиона Раскольникова жизнь застыла в неподвижных, чуждых человеку формах. В них нет того исторического смысла и живой красоты, которые видел в граде Петровом Пушкин. Этому городу нельзя сказать: “люблю тебя...”. С ним вообще невозможно говорить, как, например, мечтатель “Белых ночей” разговаривал со знакомыми домами.
В том Петербурге, где разворачивается сюжет “Преступления и наказания”, жизнь находится в состоянии социального и нравственного разложения. Первые же страницы романа переносят читателя в один из переулков Петербурга близ Сенной площади. “На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, все это разом неприятно потрясало и без того уже расстроенные нервы юноши”.
Духота петербургских трущоб — частица общей атмосферы романа — душной и безысходной. Есть определенная связь между мыслями Раскольникова и “черепашьей скорлупой” его каморки, “крошечной комнатушки шагов шесть длиной”, с желтыми, пыльными, отставшими от стены обоями и низким деревянным потолком. Эта каморка — уменьшенная копия более грандиозной, столь же душной “каморки” большого города. Недаром Катерина Ивановна говорит, что на улицах Петербурга — словно в комнатах без форточек.
Картину тесноты, удушающей скученности людей, находящихся “на ограниченном пространстве”, усугубляет чувство духовного одиночества. Люди относятся здесь друг к другу с недоверием и подозрением, их объединяют только злорадство и любопытство к несчастьям ближнего. Под пьяный хохот и язвительные насмешки посетителей распивочной рассказывает Мармеладов потрясающую своим трагизмом историю собственной жизни; сбегаются на скандал жильцы дома, в котором живет Катерина Ивановна.
В романе возникает образ Петербурга мертвенного, холодного, равнодушного к судьбе человека: “необъяснимым холодом” веет на Раскольникова “от этой великолепной панорамы”, духом немым и глухим полна “была для него эта картина”.
Серый, мрачный город, в котором на каждом углу расположены распивочные, зазывающие бедняков залить горе, а на улицах — пьяные толпы и проститутки, представляется своеобразным “царством” нищеты, бесправия, болезней. Мы чувствуем, что здесь можно задохнуться, появляется желание поскорее убежать подальше, набрать в легкие свежего воздуха, избавившись от “испарений” злости, ненависти и подлости.
Городской пейзаж несет большую художественную нагрузку. У Достоевского пейзаж — это не только пейзаж впечатления, но и пейзаж выражения. Он внутренне связан с изображаемым человеческим миром и подчеркивает ощущение безысходности, испытываемое героями произведений Достоевского.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru