Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Достоевский ф. м. - «униженные и оскорбленные» в романе ф. м. достоевского «преступление и наказание»




Ф. М. Достоевский — великий мастер психологического романа. В 1866 году он закончил работу над социальным, философским и психологическим романом “Преступление и наказание”. Это произведение принесло автору заслуженную славу и известность и стало занимать достойное место в русской литературе.
Одной из основных поднятых автором проблем в произведении стала тема “маленького человека”, униженного и оскорбленного. Она уже затрагивалась писателем в произведении “Бедные люди”, но в романе “Преступление и наказание” прозвучала с новой силой.
Итак, действие романа происходит в Петербурге в шестидесятые годы XIX столетия. Это было очень сложное для России время: отмена крепостного права не привела к резкому улучшению жизни низших слоев населения, старый мир был разрушен, а новый только начал формироваться. Наступила эпоха капиталистических отношений, и Петербург, изображенный в романе, - это огромный буржуазный город, город разительных контрастов и противоречий, город мрачный и враждебный простому человеку. Обитать в таком городе особенно тяжело маленькому человеку, живущему на грани бедности и нищеты, человеку, лишенному всяческих прав и средств к существованию.
К категории этих несчастных людей прежде всего относится семья Мармеладовых, которая живет в тяжелейших условиях, в нищете, испытывая огромную нужду во всем. Практически каждый член этой семьи обречен на гибель, так как, по словам главы семьи, бывшего чиновника Мармеладова, “в бедности вы еще сохраняете благородство врожденных чувств, в нищете же никто и никогда”. Другими словами, из бедности человек еще может выбраться, из нищеты - никогда. Когда-то Мармеладов занимал хорошую должность, но лишился ее из-за своего пристрастия к спиртному (первоначально Достоевский хотел написать “Книгу о пьяненьких”). Он, как и многие другие герои Достоевского, способен к самоанализу, наделен языком, и даже красноречивым. Он понимает, что во многом он виноват сам, и не пытается найти себе особого оправдания. Мармеладов сам себя не уважал и презирал. Единственное, что ему было необходимо, — это сочувствие и сострадание. Мармеладов переступил черту бедности и очутился “на дне”, ему было некуда идти, не от кого ждать помощи. И как результат - несчастный случай и смерть.
“Некуда идти” и жене Мармеладова Катерине Ивановне. Когда-то она принадлежала к средним слоям общества, но после реформы 1861 года и преобразований в обществе вынуждена жить в нищете, при этом пытаясь сохранить человеческое достоинство. Гордость и воспоминания о прошлом делают ее жизнь еще только мучительнее. Ей приходится ухаживать за маленькими детьми, влачить жалкое существование. Суровая жизнь и мучительная болезнь приводят ее к гибели.
Сонечка Мармеладова - особенная героиня романа. В ее образе Достоевский показал все самое лучшее, что может быть присуще маленькому человеку. Это и жертвенность, и сострадание, и любовь к людям. Сонечка — сильная личность. Она приносит себя в жертву ради других, хочет избавить других, дорогих ей людей, от роли жертвы. Она “принуждена была получить желтый билет”, чтобы помочь семье. Она, несмотря на труднейшие условия жизни, сумела сохранить в себе веру в будущее, веру в человека. “Вечная Сонечка” - так характеризует ее Родион Раскольников, который во многом ей обязан, и прежде всего своим духовным и нравственным возрождением. Для автора “вечная Сонечка” стала идеалом смирения, кротости, покорности и любви к людям. Она “вечна”, так как вечны те идеалы, которые она проповедует и которых придерживается. Сонечка Мармеладова - один из самых ярких и важных образов в романе.
Та же судьба и у семьи Родиона Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату и матери, готова пожертвовать собой и выйти замуж за богатого ис делового человека Лужина, к которому она чувствует отвращение. Это еще один пример самопожертвования и геройского поведения людей, попавших в труднейшие условия.
К жертвам Петербурга относится и Лизавета, вынужденная терпеть все от своей сестры.
Другие персонажи романа, в том числе и эпизодические фигуры несчастных людей, встречающихся Раскольникову на улицах Петербурга (девочка, встретившаяся Раскольникову, которую напоили и обманули, женщина, бросившаяся с моста в воду, и другие) еще более дополняют картину общего безмерного горя. Стоит отметить, что лейтмотив романа - вонь, духота, безысходность - проходит через все произведение. Образ той душ-





Роман “Преступление и наказание” занимает особое место в творчестве Достоевского. Никогда раньше писатель так широко не изображал нищету и страдания обездоленных.
События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он бесчеловечен. Куда бы ни повел нас писатель, мы попадаем не к человеческому очагу, не к человеческому жилью. Ведь жутко жить не только в “гробу”, который снимает Раскольников, но и в уродливом “сарае” Сони, и в “прохладном углу”, где обитает Мармеладов, и в отдельном номере, “душном и тесном”, в котором проводит свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов. Это город уличных девиц, нищих, бездомных детей, трактирных завсегдатаев, ищущих в вине минутного забвенья от тоски. Атмосфера Петербурга — атмосфера тупика и безысходности. Вот женщина с желтым лицом и впавшими глазами бросается в воду канала. И слышатся крики другой женщины: “До чертиков допилась, батюшки, до чертиков... Удавиться тоже хотела, с веревки сняли”, и словно на миг приоткрывается дверь в чужую жизнь, полную безысходности. Соня Мармеладова, не имеющая возможности заработать честным трудом, преступает нравственные законы: идет на панель. С виду благоразумная мать, у которой муж-инвалид и два малолетних племянника на руках, согласна отдать свою шестнадцатилетнюю дочь за старого развратника. Через весь роман проходят подобные сцены, раскрывая повседневную трагическую жизнь народа.
“Петербургские углы” описаны Достоевским с почти натуралистической точностью. Писатель заставляет нас заглянуть в один из “углов” столицы — семью Мармеладовых, и ему открывается бездна. Мармеладов... Смешон, жалок и отвратителен этот оборванец с его витиеватой речью, солидной чиновничьей осанкой, шут, своим “ораторством” потешающий кабацких завсегдатаев. Но этот “забавник” — человек подлинно трагической судьбы. Исповедуясь перед Раскольниковым, Мармеладов скажет: “Некуда идти человеку, а ведь это надобно” . Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном сознании, что некуда идти, не к кому идти. Ему остается одно — погибнуть, и он гибнет, и гибель его неизбежна. Но в этом и в страданиях своих близких виноват и сам Мармеладов.
Он остро осознает свою виновность: “А разве сердце у меня не а болит, что я пресмыкаюсь втуне?”
Можно ли жалеть человека, укравшего последний грош у Ц своих голодных детей? Но Достоевский заставляет нас жалеть недостойного жалости, испытывать сострадание к недостойному сострадания. Мармеладову невозможно не сочувствовать, потому что он страдает, ибо “он все это может чувствовать”. Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком.
Таков мир, в котором живут герои Достоевского, мир “униженных и оскорбленных”, “погибших и погибающих”. Трагизм положения героев Достоевского заключается не только в безысходности, но и в осознании этого тупика: они ясно видят, что их гибель близка и неизбежна, и находятся в состоянии приговоренных к смерти. Всем содержанием романа Достоевский показывает полную невозможность найти какой-либо достойный выход, если оставаться в этом обществе, принимать его законы; жить в таком обществе человеку невозможно!
Это главный вывод из романа.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru