Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Грибоедов а. с. - Проблема "ума" в комедии грибоедова "горе от ума"


Над своей комедией "Горе от ума" Грибоедов работал в конце 10-х, начале 20-х годов

девятнадцатого столетия. Это были знаменательные годы в истории России. Только что кончилась победой Отечественная война 1812 года. Эта победа утвердила волю русского народа к свободе и независимости, его горячую любовь к Родине. Люди ненавидели самодержавие и крепостничество, которые мешали экономическому и культурному развитию страны.


После Отечественной войны в России появилось множество тайных политических обществ, членами которых являлись революционно настроенные дворяне, готовые к борьбе с деспотизмом и тиранией. В Москве и Петербурге зарождались будущие

декабристские общества.


Молодые революционеры боролись за права своей новой эпохи, отстаивали новые убеждения и выступали против того общества, которое все еще было верно старым устоям и жило по порядкам старого времени.


Вот такую историческую ситуацию и отразил Грибоедов в своей острой и меткой комедии "Горе от ума".


В конфликте Чацкого с лагерем Фамусовых он показал борьбу двух противоположных общественных сил: дворян-революционеров и дворян-крепостников.


В этом конфликте и раскрыл Грибоедов тему "ума".Наблюдая за развитием борьбы, мы узнаем в образе Чацкого декабриста. Он представляет собой молодой, пылкий ум, пришедший со своей искренностью и честностью на смену "отъявленным негодяям", мошенникам и подхалимам, "зловещим старухам" и старикам, действовавшим в

фамусовском мире.


Для них и не существует как такового понятия ума со значением, которое вкладывает в него Чацкий, лишь бы не накопилось всяких "хлопот", и цели, и желания заключаются только в том, чтоб "награждены! брать и весело пожить".


Проблема "ума" грибоедовской комедии состоит в том, что является ценностью для Чацкого, что доя Фамусова, Молчалина и .Скалозуба.


В пылких обличительных речах Чацкого явно звучит вызов грязному миру "низкопоклонников" и "дельцов". Он видит будущее России в просвещении и понимает, что с презрением к наукам, к русскому народу, которое царит в фамусовском мире, страна не получит никакого развития.


Общественный конфликт комедии представлен столкновением умов: ума Чацкого, жаждущего перемен и улучшений и ума фамусовского и молчалинского мира, верного устоям времени.


Крепостническое общество отталкивает Чацкого в большей мере из-за его ума. Передовые мысли не признаются в этом мире. Для них Чацкий, который "вольность хочет проповедать" и "властей не признает" - "опасный человек", "безумный по всему" и

одержимый, Софья - раньше любившая Чацкого за ум, теперь говорит ему: "...Да эдакий ли ум семейство осчастливит?".


Фамусов, признавая ум Чацкого, однако, считает, что тот достоин сожаленья:


И славно пишет, переводит,

Нельзя непожалеть, что с эдаким умом...


Чацкий же больше не в состоянии переносить все это, он вынужден покинуть Москву: "Вон из Москвы! сюда я больше не ездок".


Итак, мы видим, что ум главного героя, его передовые стремления ставят его вне круга Фамусовых, молчалиных и скалозубов. Именно на этом основано в комедии внутреннее развитие общественного конфликта: лучшие черты, лучшие качества Чацкого делают его в представлении фамусовского мира сначала "чудаком", "опасным человеком" и в

конце концов просто безумным. "Ну и что? не видишь ты, что он с ума сошел?" -

уверенно восклицает под занавес Фамусов.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru