Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Грибоедов а. с. - Дух времени в "горе от ума".



Герой и эпоха. Образованный человек своего времени, АС Г-дов еще в молодости увлекался историей миро-вой комедии. Он изучил и творчески переработал лучшие художественные достижения русских и западноевро-пейских литераторов. В это же время он общался с передовыми людьми России, многие из которых потом ста-ли декабристами. Гд-ов не одоб-рял тактики тайного заговора декаб-ристов, но ему были близки их идеи и убеждения. В комедии 'Гоу' отразились талант и политические пристрастия молодого писателя. АС Г-дов в своей пьесе показал процесс отрыва передо-вой, мыслящей части дворянства и косного общества. Главный герой Александр Андреевич Чацкий выражает вольнолюби-вые тенденции прогрессивной части дворянства. Чацкий - это единственный герой в пьесе, который говорит обо всех недостатках русского общества, ужасаясь и высмеивая его, что было свойственно передовым людям того времени. Поэтому Чацкий и отражает в пьесе 'дух времени', правду жизни, цель которой - свобода. Главному герою коме-дии свойственны черты декабристов 1816-1819 годов. Передовые люди то-го времени не стремились свергнуть монархию, но хотели либеральных перемен в стране. Хотели самоотвер-женно служить Отечеству, принося ему пользу. Но, оказывается, государ-ству не требу-ются преданные люди. Чацкий говорит: 'Служить бы рад, прислуживаться тошно'. Итак, главным героем коме-дии является Чацкий, биография которого напоминает биографию многих декабристов и даже самого автора. По рождению и воспитанию Чацкий принадлежит к тем самым людям, образ жизни и мысли которых он категорически от-вергает. Отец Чацкого был другом Павла Афанасьевича Фамусова, рано умер, поэтому Александр Андреич воспиты-вался в доме последнего. Достигнув определенного возраста, Чацкий, как и многие дворяне того времени, служил в армии, а затем пробовал свои силы на государствен-ной службе в Петербурге. Его ждала блестящая карьера, но Александр Андреич неожиданно вышел в отставку и уехал за границу. Причина в том, что он захотел служить своей стране, 'делу, а не лицам', а это ока-залось невозмож-ным. За границей Чацкий провел несколько лет и вер-нулся в Москву зрелым человеком, имеющим свои взгляды и убеждения. Стоит отметить, что на Родину его привело не желание ссориться с дворянством, а мечта о любви и счастье. За годы странствий Александр Андреич не забыл о своей юношеской привязан-но-сти к Софье, дочери Фамусова, и хо-тел посвататься. Здесь Чацкого ждет полное разочарование. Винить же можно только его самого. Он расстался с Софьей, когда ей было четырнадцать лет, 'три года не писал двух слов', а затем 'чуть свет' Чацкий появляется в доме Фамусова, уверен-ный в том, что его ждут и любят. Но Софья встретила его холодно, что явилось для него неожиданностью и причиной раздражения. А поскольку взгляды Чацкого на жизнь во многом расходятся с взглядами Фамусова, поводов для раздражения у Александра Андреича оказалось достаточно. Чацкий считает крепо-стное право пережитком прошлого, а для фамусовского общества оно является одним из устоев русской госу-дарственности. Александр Андреич называет помещика, обменявшего своих слуг на собак, 'Нестором негодяев знатных'. Со злой иронией и негодованием го-ворит Чацкий и о другом помещике, для выплаты долгов распродавшего 'от матерей, отцов отторженных де-тей' из своего театра. Он не согласен 'принять за образцы' и считать 'оте-чество отцами' таких людей, как Максим Петрович, который был готов унизиться и стать шутом, лишь бы получить 'высочайшую улыбку'. Чацкий хочет, чтобы людей уважали за их личные достоинства, а не за чины или количество крепостных. Александр Андреич много времени провел за границей, но не перестал любить свою Родину, народ, ему 'и дым Отечества ... сладок и приятен'. Его национальную гордость оскорбляет то, что какой-то 'французик из Бордо' рад тому, что 'ни звука русского, ни русского лица' не встре-тил в высшем московском обществе. Этот человек, ничего не представ-ляющий из себя во Франции, здесь пользуется уваже-нием только потому, что он иностранец. Негодование Чацкого будет особенно понятно, если мы вспомним, что действие комедии разворачивается вско-ре после победы над Наполеоном, ведь Франция всегда была законодатель-ницей мод. Но сейчас русским есть чем гордиться, а они по-прежнему подражают ей. Чацкий сам говорит, что у него 'ум с сердцем не в ладу'. Умом он понимает недостатки русской жизни, а сердцем продолжает любить Россию. То же можно сказать и об отношениях с Софьей. Чацкому ясно, что она его больше не любит, но сердце отказывается этому верить. Именно в этих душевных страданиях героя, в противоречии между разумом и чувствами заключается смысл названия комедии. Итак, в своей комедии Г-дов отразил вольнолюбивые тенденции русского общества и ос-новной конфликт эпохи: 'век нынеш-ний' и 'век минувший'. Старое не сда-ет свои позиции, а новое активно вторгается в жизнь. Г-дов выра-зил основные идеи передовых людей своего времени, которые хотели приблизить 'век нынешний'. И можно смело сказать, что в Чацком выразился дух времени.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru