Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Грибоедов а. с. - «есть - люди, а есть - иные - И человеки. .. ».




Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет,-
Честь безумцу,который навеет
Человечеству сон золотой!

Как писатель Горький имел свой взгляд на роль и назначение искусства, он отводил ему высокие задачи и цели. В творчестве Горький искал освобождения от нелёгкого гнёта реальной жизни, от несправедливости, изначально навязанной воле человека. Между тем всё самое замечательное и прекрасное создано волей человека, он - смысл бытия. “Он создал даже Бога”,- утверждал писатель.
Стараясь постигнуть нелёгкую истину о предназначении человека,о том, какое место он занимает в окружающем мире,Горький пишет свою пьесу “На дне”.
“На дне”является социально-философской драмой.Авторская позиция выражена в диалогах и монологах героев,в их действиях и развитии сюжета,но главная особенность драмы как рода литературы -конфликт,острое столкновение между героями по очень
существенному и значительному для них поводу.
Тема пьесы - сознание и рассуждения о своём предназначении – людей, которые подошли к последнему пределу, оказались “на дне” жизни. Упасть ниже невозможно - обитатели грязной и неуютной ночлежки прекрасно осознают эту простую истину. И всё же идея высокого предназначения и неограниченных возможностей человека заставляет их снова и снова вступать в спор друг с другом, с несправедливой жизнью и самим сабой.
Каждый из них имеет своё прошлое, свои мысли и чувства, а потому проблема потерянного места в жизни, утрата человеческой сущности, определённости настоящего, надежды на будущее, встаёт необыкновенно остро.
Кому из них могло придти в голову, что загадочная судьба сыграет такую странную шутку: соберёт под крышей грязной и неустроенной ночлежки: торговку пельменями и картузника Бубнова, слесаря Андрея со смертельно больной женой Анной и вора
Василия Пепла,молодого сапожника Алёшку и Настю,не имеющую средств к существованию,а потому вынужденную зарабатывать их на улице,бывшего барона и спившегося актёра.
Обитатели ночлежки ведут бедную монотонную жизнь.Они настолько привыкли друг к другу,что говорят сразу всё,не ожидая ответа,живут,почти не замечая окружающих.Анна,доживающая свои последние дни,не видит сочувствия и понимания даже от собственного мужа.Барон живущий за Настин счёт,грубо вырывает у девушки книгу,которую она читает.Сентиментальные романы и придуманные истории о возвышенных чувствах являются единственным утешением Насти, её собственная жизнь так далека от судьбы героини. “На дне”.
Пепел, Бубнов и Клещ ведут разговор о совести. Вот как здесь говорят о нравственном и моральном достоинстве человека, о его чести: «Значит,продаёт,Ну,здесь этого никто не купит. Вот картонки ломаные я бы купил…. Да и то в долг….”
Впрочем,”привилегированные”лица - Максим Иванович Костылев,содержатель ночлежки,его молодая жена Василиса Карповна,её дядя,пятидесятилетний полицейский Медведев,мало чем отличаются от своих жильцов.Жестокая и властная Василиса мечтает
избавиться от своего мужа,благосклонность она проявляет к Василию Пеплу,который не отвечает взаимностью.Василий испытывает симпатию к сестре своей хозяйки,Наташе,девушке молодой и доброй.Их дядя,полицейский Медведев,ищет
расположения торговки пельменями.Казалось,ничего не может изменить раз и навсегда заведённый порядок,но обстановка меняется с появлением Луки.
“Доброго здоровья,народ частной!”-приветствует он обитателей ночлежки.
В этот мир неопределённости и хаоса бедный странник Лука принёс свою правду о назначении человека,он утверждал,что жалость и уважение по отношению к ближнему - это единственно верный жизненный принцип.Одним своим присутствием Лука
сумел утешить и подбодрить умирающую,всеми забытую Анну.Он внушил пьющему актёру мысль о спасительной лечебнице,где бы он смог избавиться от пагубного пристрастья и вновь обрести себя в искусстве.Лука подаёт идею Василию Пеплу- бежать в
Сибирь с Наташей и начать на новом месте иную,лучшею жизнь.Но Лука,этот “лучик света”,очень скором исчез из тёмного и непроглядного царства человеческих пороков.После его исчезновения ещё более обострились существующие конфликты.
Социальный конфликт,изображённый в драме,имеет несколько уровней.Первый между хозяевами и обитателями ночлежки,но он оказывается лишенным динамики,не развивается активно на протяжении всей пьесы.Это происходит потому,что Костылевы в
общем плане ушли не так далеко от своих жильцов.Второй- личная драма в прошлом каждого героя,из-за которой он оказался на дне жизни,в грязной ночлежке,перед читателем же разворачивается итог произошедших неурядиц.Существует и третий
конфликт-взаимоотношение между Василием пеплом,Василисой и Наташей.
Люди,фактически смирившись со своим положением,вдруг посмотрели на свою жизнь другими глазами,они начали по-другому осмысливать собственное положение и предназначение.Наряду с истиной Луки в произведении представлены ещё две правды о
человеке -они звучат в словах Сатина и Бубнова.Мысль первого заключается в том,что всё подвластно человеку и всё должно происходить по его воле.Он создал жизнь,создал всё,что его окружает,а потому -его положение на Земле особенное.Истина
Бубнова не представляет никакой духовной и моральной ценности:человек – ничем не выдающееся существо, он не может ставить перед собой высоких целей,и тем более достигать их.
В сознании каждого из героев это противоречие встаёт настолько остро,что трагедия неизбежна ,и она происходит -Василий Пепел отправляется в Сибирь совсем не для того,чтобы устроить новую жизнь,но ему уготовлен путь каторжника. Костылев
убит, Наташа попадает в больницу. Актёр оканчивает жизнь самоубийством, и мысль о спасительной лечебнице не может его остановить. Глубина нравственного и морального падения каждого героя настолько велика, что они ощущают себя даже не на
краю бездонной пропасти, а на её дне.
Как же предотвратить “падение”человека, можно ли не допустить бедственного положения,сделать так,чтобы то изначально хорошее,заложенное в каждом человеке росло и крепло,помогая ещё не сформировавшейся личности стать достойной,найти своё
место в жизни и обществе? Безоговорочно отвергая жестокую истину Бубнова,заимствуя жалость Луки и уважение Сатина,общество может воспитать настоящего,достойного человека,заслуживающего сочувствия и понимания уже потому,что он родился.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru