Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Горький м. - Лука и сатин



Мне и хочется на волю,
Да, эх!.. Цепь порвать я не могу...
Из тюремной песни

Пьеса Горького “На дне” имела ошеломляющий успех. Зрителей поражала жестокость и правда жизни, окружающие ночлежников. Драматург открыл широкому кругу общественности тот мир, о котором она догадывалась, но не хотела осознать, что он существует, населен людьми, а не призраками, что его обитатели страдают и плачут, бьются в его страшных сетях, но не так-то просто оттуда освободиться. Выхода со






Пьеса Горького 'На Дне' написана в тысяча девятьсот втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться на 'дно жизни', с другой - он старается подробно изучить эту проблему и , возможно, найти её решение. Пьеса 'На дне' явилась наиболее сильным произведением о 'бывших людях', ибо такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной и безысходной участи мировая литература не знала.
Сам Горький писал о своей пьесе: 'Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром 'бывших людей', к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще 'люмпен-пролетариев', но и некоторую часть интеллигентов, 'размагниченных', разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти - неизлечимы.'
Горький не дает биографий героев пьесы, но по их отдельным репликам мы понимаем весь трагизм их существования. Чахоточная Анна говорит о том, что 'всю жизнь над каждым кусочком хлеба
тряслась... мучилась... Всю жизнь в отрепьях ходила'. У этих несчастных 'обитателей дна' отнято все: честь, человеческое достоинство, возможность любви и материнства, семьи, всякая надежда, все стерто, втоптано в грязь. Недаром рабочий Клещ безнадежно говорит: 'Работы нет... Силы нет.Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо... Вот она правда!'
С большой разоблачающей силой Горький обрушился на буржуазную философию утешительной лжи. Лука считает всех людей ничтожными, жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и утешении. Лука - сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватались отчаявшиеся слабые люди. 'Ложь во спасение' - вот принцип, которому следует Лука. Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую, честную жизнь; Актеру обещает назвать город, где вылечивают от алкоголизма в роскошной лечебнице; умирающую Анну успокаивает надеждой, что за свои нестерпимые муки на земле она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Обманщик Лука по своему гуманен, но его гуманизм пассивно - сострадательный. Он основан на том, что Лука не верит в возможности человека. 'Мне - все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха ни плоха',- говорит он. Втайне он уверен в том, что реальное положение человека изменить нельзя, поэтому ко всем и подходит с утешительной ложью.
Утешающая ложь Луки встречает сочувствие у ночлежников. Ему верят, так как хотят поверить в существование иной правды, так как страстно желают вырваться из ночлежки и пробиться к
другой жизни, хотя пути к ней неясны.
Горький в одном интервью так высказался об основном вопросе, поставленном в пьесе: 'Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?'
Утешители ненавистны Горькому, и в образе Луки писатель разоблачил их несостоятельность. Решение вопроса, что же надо делать, чтобы изменить жизнь и уничтожить 'дно' дает в своих речах Сатин, образ которого полнее оттеняет вредность утешительных проповедей Луки.
Раздаются знаменитые слова Сатина, заявляющие о праве 'человека на личную свободу и человеческое достоинство': 'Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!... Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие прикрываются ей... '. Эти слова выражали самые высокие мечты предреволюционного периода и получили реальное воплощение лишь в нашу эпоху. 'Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!' Такое высказывание Сатина воспринималось как революционный призыв, как 'сигнал к восстанию'. Заявляя о своей глубокой вере в творческие силы, разум и способности свободного человека, Горький утверждал высокие идеи гуманизма. Сатин убежден в том, что следует не примирять человека с действительностью, а заставить саму действительность служить человеку, поэтому он поднимает знамя борьбы за Человека с большой буквы!
Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества,
выбрасывающего людей 'на дно'. Нет и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек!
Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда призываем 'милость к падшим', пьеса Горького обретает иное значение. Это не только исторический документ, не просто выдающееся творение человеческого ума, это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия, социальной справедливости. Понимание добра и правды \ Лука и Сатин
Пьеса Горького 'На Дне' написана в тысяча девятьсот втором году. В эти предреволюционные годы писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной стороны, Горький осознает, какие обстоятельства заставляют людей опускаться на 'дно жизни', с другой - он старается подробно изучить эту проблему и , возможно, найти её решение. Пьеса 'На дне' явилась наиболее сильным произведением о 'бывших людях', ибо такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной и безысходной участи мировая литература не знала.
Сам Горький писал о своей пьесе: 'Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром 'бывших людей', к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще 'люмпен-пролетариев', но и некоторую часть интеллигентов, 'размагниченных', разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти - неизлечимы.'
Горький не дает биографий героев пьесы, но по их отдельным репликам мы понимаем весь трагизм их существования. Чахоточная Анна говорит о том, что 'всю жизнь над каждым кусочком хлеба
тряслась... мучилась... Всю жизнь в отрепьях ходила'. У этих несчастных 'обитателей дна' отнято все: честь, человеческое достоинство, возможность любви и материнства, семьи, всякая надежда, все стерто, втоптано в грязь. Недаром рабочий Клещ безнадежно говорит: 'Работы нет... Силы нет. Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо... Вот она правда!'
С большой разоблачающей силой Горький обрушился на буржуазную философию утешительной лжи. Лука считает всех людей ничтожными, жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и утешении. Лука - сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватались отчаявшиеся слабые люди. 'Ложь во спасение' - вот принцип, которому следует Лука. Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую, честную жизнь; Актеру обещает назвать город, где вылечивают от алкоголизма в роскошной лечебнице; умирающую Анну успокаивает надеждой, что за свои нестерпимые муки на земле она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Обманщик Лука по своему гуманен, но его гуманизм пассивно - сострадательный. Он основан на том, что Лука не верит в возможности человека. 'Мне - все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха ни плоха',- говорит он. Втайне он уверен в том, что реальное положение человека изменить нельзя, поэтому ко всем и подходит с утешительной ложью.
Утешающая ложь Луки встречает сочувствие у ночлежников. Ему верят, так как хотят поверить в существование иной правды, так как страстно желают вырваться из ночлежки и пробиться к
другой жизни, хотя пути к ней неясны.
Горький в одном интервью так высказался об основном вопросе, поставленном в пьесе: 'Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?'
Утешители ненавистны Горькому, и в образе Луки писатель разоблачил их несостоятельность. Решение вопроса, что же надо делать, чтобы изменить жизнь и уничтожить 'дно' дает в своих речах Сатин, образ которого полнее оттеняет вредность утешительных проповедей Луки.
Раздаются знаменитые слова Сатина, заявляющие о праве 'человека на личную свободу и человеческое достоинство': 'Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!... Кто слаб душой... и кто живет чужими соками, тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие прикрываются ей... '. Эти слова выражали самые высокие мечты предреволюционного периода и получили реальное воплощение лишь в нашу эпоху. 'Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!' Такое высказывание Сатина воспринималось как революционный призыв, как 'сигнал к восстанию'. Заявляя о своей глубокой вере в творческие силы, разум и способности свободного человека, Горький утверждал высокие идеи гуманизма. Сатин убежден в том, что следует не примирять человека с действительностью, а заставить саму действительность служить человеку, поэтому он поднимает знамя борьбы за Человека с большой буквы!
Пьеса имела огромный политический резонанс, звала к переустройству общества,
выбрасывающего людей 'на дно'. Нет и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока несправедливость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому уже, что он Человек!
Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда призываем 'милость к падшим', пьеса Горького обретает иное значение. Это не только исторический документ, не просто выдающееся творение человеческого ума, это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru