Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Гоголь н. в. - Традиции гоголя и салтыкова-щедрина в сатире маяковского. сатира маяковского.



Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Маяковского.
Поэт Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как 'агитатор, горлан, главарь'. Он действительно шагнул к нам 'через лирические томики, как живой с живыми говоря'. Его поэзия громка, неуемна, неистова. Ритм, рифма, шаг, марш - все эти слова ассоциируются с творчеством поэта и выражают его. Это действительно поэт-гигант. И истинная оценка его творчества еще впереди, потому что он слишком крупен, объемен, его поэзия никак не вмещается в узкий и тесный мир наших мыслей и забот.
Маяковский - поэт разносторонний. Он мог писать обо всем в равной степени талантливо и необычно. Поэтому его поэзия так многолика: от плакатов РОСТА с краткими и меткими подписями до поэмы о целой стране ('Хорошо!'); от антивоенных стихов 10-х годов до нежных, возвышенных поэм про любовь ('Облако в штанах', 'Флейтапозвоночник').
Не исключением является и тема, обличающая пошлость, мещанство, быт, обывательщину, волокиту и бюрократизм. В этих произведениях Маяковский верен традициям русской литературы, так как продолжает тему, начатую еще Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем и Салтыковым-Щедриным. Если рассмотреть стихотворения Маяковского 'О дряни' и 'Прозаседавшиеся', то можно заметить, что поэт широко использует целый спектр комических приемов для описания бюрократов и мещан, чьи желания не простираются дальше 'тихоокеанских галифищ' и стремления 'фигурять' в новом платье 'на балу в Реввоенсовете'. Поэт использует и разящие эпитеты, и яркие сравнения, и неожиданные аллегории, но особенно ярко вскрывают суть порока гипербола, сарказм и гротеск.
Для примера проведем параллель между 'Прозаседавшимися' и 'Ревизором'. И стихотворение Маяковского, и пьеса Гоголя - законченные литературные произведения с завязкой, кульминацией и развязкой. Начало обоих произведений гиперболично: в одном это безнадежные попытки чиновников попасть на несколько заседаний сразу, где обсуждается 'покупка склянки чернил', а в другом произведении чиновники от ужаса признают в Хлестакове ревизора. Кульминация представляет собой гротеск. В 'Прозаседавшихся': 'И вижу,
Сидят людей половины.
О, дьявольщина! Где же половина другая?'
В нескольких строках Маяковский довел ситуацию до абсурда. Более плавен переход к кульминации в 'Ревизоре', но по своей абсурдности она не уступает 'Прозаседавшимся' и характеризуется, например, такими ситуациями, как сама себя высекшая унтер-офицерша, Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что в 'таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский'. В развитии 'Ревизора' Гоголь отразил свою веру в силу и справедливость высшей власти, в неотвратимость наказания. Развязка 'Прозаседавшихся' иронична, что, вероятно, говорит о том, что Маяковский понимал живучесть, неистребимость бюрократизма.
Если говорить о стихотворении Маяковского 'О дряни', то здесь мы найдем и гротеск в образе ожившего Маркса, призывающего свернуть головы мещанским канарейкам, и гиперболический эпитет 'тихоокеанские галифища', и саркастическое выражение 'мурло мещанина', и сравнение 'зады, крепкие, как умывальники'. Поэт без стеснения употребляет эти тропы и стилистические фигуры, рассматривая обывательский быт, который 'страшнее Врангеля'.
Это стихотворение можно соотнести с пафосом творчества Салтыкова- Щедрина. В его произведениях сарказм, гротеск и гипербола встречаются буквально на каждой странице, особенно в 'Диком помещике', 'Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил', 'Истории одного города'. В своих произведениях Салтыков-Щедрин часто использовал прием фантастики. Подобный прием использовал и Маяковский в пьесе 'Клоп', где Пьер Скрипкин переносится в будущее.
В. В. Маяковский следовал традициям Гоголя и Салтыкова-Щедрина не только в использовании литературных приемов, но и в самой тематике своих сатирических произведений, направленных против косности мышления, бюрократического и мещанского бытия и обывательской пошлости. Традиции русской сатиры были продолжены и развиты такими мастерами слова, как Булгаков, Ильф и Петров, Фазиль Искандер.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru