Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Гоголь н. в. - смех - Единственное честное лицо в комедии гоголя "ревизор"



Тридцатые годы прошлого столетия - время наиболее плодотворного и интенсивного творческого расцвета Гоголя. Вслед за 'Вечерами', 'Миргородом', 'Арабесками' он обращается к драматургии и создает одно из самых замечательных произведений мировой литературы - бессмертного “Ревизора”. В этой комедии выставлены на позор чиноеничье-бюрократическая Россия, полицейско-самодержавный строй, основанный на чинопочитании, взяточничестве, злоупотреблениях и угнетении. По словам самого писателя, он 'решился собрать в одну кучу все дурное в России... все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем'.
Своеобразно и пo новому построен сам ход пьесы. В первом действии Хлестаков еще не появляется. Но вся атмосфера страха ожидания, боязни того, что откроются неблаговидные дела и злоупотребления городничего и прочих чиновников, определяют дальнейшее развитие действия, возможность будущей ошибки. 'С какой силой, с какой простотой, с какой гениальной экономией происходит завязка пьесы!' - писал известный театральный деятель В. И. Немирович-Данченко. Завязка 'Ревизора' дана уже в первой фразе: 'Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор'. И уже эта фраза дает основной толчок всему действие - возникновению страха, который и помрачил разум городничего.
За комическим, почти водевильным сюжетом в 'Ревизоре' все время стоит неприглядная и суровая действительность, чувствуется драматическая напряженность, столь резко сказавшаяся в финале, в 'немой сцене'. Комический эффект основан на 'недоразумении'. Каждый из персонажей под влиянием страха превратно истолковывает слова другого. И так во всей комедии: ложь принимается за правду, а правда - за ложь. Безудержно лжет не только Хлестаков, напропалую лгут и городничий, и Земляника, стараясь представить себя и 'Вверенное' их наблюдению дело в наилучшем виде В Хлестакове для них олицетворялся карающий 'рок', возмездие за всю их неправедную корыстолюбивую деятельность, и они притворяются, изворачиваются, лгут.
В доме городничего характер Хлестакова раскрывается созови полнотой. Он ухаживает и за дочерью, и за женой городничего, объявляется женихом Марьи Антоновны и столь же быстро исчезает, как и появился. 'Характер Хлестакова, - скажет Белинский, ' ...развертывается вполне, раскрывается до последней видимости своей микроскопической мелкости и гигантской пошлости'.
За осуждением и безжалостным осмеянием мира городничих и хлестаковых, всей нечисти чиновных плутов и пустейших проходимцев, стоит положительный идеал Гоголя, который не принял еще конкретного выражения, представляя лишь мечту о справедливом и разумном устройстве общества.
Гоголь не вывел в своей комедии 'положительного героя'. Он писал в 'Театральном разъезде': 'Да. если бы хоть одно честное лицо было помещено в комедию к помещено со всей увлекательностью, то уже все до одного перешли бы на сторону этого честного лица и позабыли бы вовсе о тех, которые так испугали их теперь'. Положительное начало в 'Ревизоре' - смех, в котором воплощен тот высокий нравственный и общественный идеал, и есть то 'честное лицо', которое определяет смысл комедии.
'Смех' в 'Ревизоре' проникнут верой в “светлую природу человека', в духовные силы народа, противостоящие тем силам общественного застоя, бездушия, эгоизма, которые в комическом и уродливом виде воплощены в персонажах пьесы. 'Немая сцена', завершая комическое действие трагическим финалом, утверждает торжество 'правосудия', торжество высшего нравственного начала.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru