Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Гоголь н. в. - Романтический реализм ранних произведений н. в. гоголя


    Замысел цикла повестей об Украине возник у Н. В. Гоголя, по-видимому, в 1829 году. К этому времени относятся его письма к родным с просьбой сообщать 'об обычаях малороссиян'. Присылаемые ему сведения заносились Гоголем в тетрадь записей 'Книга всякой всячины' и затем использовались в его повестях.
    Работа над 'Вечерами' продолжалась в течение нескольких лет. Сначала появилась первая книга повестей 'Вечера на хуторе близ Диканьки, изданные пасичником Рудым Паньком', а затем вышла вторая часть.
    Книга Гоголя получила высокую оценку А. С. Пушкина, оказавшую влияние на первые критические отзывы о 'Вечерах'. Пушкин писал издателю 'Литературных прибавлений к 'Русскому инвалиду': 'Сейчас прочел 'Вечера близ Диканьки'. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов. Ради Бога, возьмите его сторону, если журналисты, по своему обыкновению, нападут на неприличие его выражений, на дурной тон и проч.'.
    Юмор и поэтичность повестей Гоголя были отмечены Пушкиным и в рецензии в 'Современнике' на второе издание 'Вечеров': 'Все обрадовались этому живому описанию племени поющего и пляшущего, этим свежим картинкам малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой. Как изумлялись мы русской книге, которая заставила нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина! Мы так были благодарны молодому автору, что охотно простили ему неровность и неправильность его слога, бессвязность и неправдоподобие некоторых рассказов...'
    В. Г. Белинский в своих отзывах неизменно отмечал художественность, веселость и народность 'Вечеров на хуторе близ Диканьки'. В 'Литературных мечтаниях' он писал: 'Г-н Гоголь, так мило прикинувшийся пасичником, принадлежит к числу необыкновенных талантов. Кому неизвестны его 'Вечера на хуторе близ Диканьки'? Сколько в них остроумия, веселости, поэзии и народности!'
    В статье 'О русской повести и повестях г. Гоголя' Белинский вновь возвратился к оценке 'Вечеров': 'Это были поэтические очерки Малороссии, очерки, полные жизни и очарования. Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя. Это была поэзия юная, свежая, благоуханная, роскошная, упоительная, как поцелуй любви'.
    Ознакомившись с 'Арабесками' и 'Миргородом', Белинский заговорил о реализме как отличительном характере творчества Гоголя. Белинский указывал, что крктика неправильно обратила внимание читателей только на юмор Гоголя, не затронув его реализма. Он писал, что в гоголевских 'Вечерах на хуторе', в повестях 'Невский проспект', 'Портрет', 'Тарас Бульба' смешное перемешано с серьезным, грустным, прекрасным и высоким. Комизм отнюдь не есть господствующая и перевешивающая стихия таланта Гоголя. Его талант состоит в удивительной верности изображения жизни в ее неуловимо-разнообразных проявлениях. Нельзя видеть в созданиях Гоголя один комизм, одно смешное...
    Реализм 'Вечеров на хуторе близ Диканьки' отмечен Белинским и позже: 'Поэт как бы сам любуется созданными им оригиналами. Однако ж эти оригиналы не его выдумка, они смешны не по его прихоти; поэт строго верен в них действительности. И потому всякое лицо говорит и действует у него в сфере своего быта, своего характера и того обстоятельства, под влиянием которого оно находится. И ни одно из них не приговаривается: поэт математически верен действительности и часто рисует комические черты, без всякой претензии смешить, но только покоряясь своему инстинкту, своему такту действительности'.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru