Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Гоголь н. в. - Новый тип романа.



В 1839 году была опубликована повесть Лермонтова 'Бэла', а затем 'Тамань' и 'Фаталист'. В 1840 году эти три повести вышли как главы романа 'Герой нашего времени', а затем свет увидел весь роман в целом. Первоначально произведение называлось 'Один из героев нашего века'. Издание 1841 года было дополнено общим предисловием, в котором писатель отвечал критикам, утверждавшим, что Печорин - порочное явления, нетипичное для русской жизни, недостойная пародия на молодежь России. Это предисловие и предисловие к 'Журналу Печорина' играют важную роль в произведении, максимально выявляя авторскую позицию, и дают ключ к разгадке лермонтовского метода познания действительности. Это первый опыт критического истолкования своего произведения самим автором. Становление поэтики романа происходило по пути развития трех важнейших художественных начал: пространственной структуры повествования, психологических мотивировок и преодоления одномерности системы образов. На определяющую роль первого из них указал еще Белинский: 'Роман нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его автор'. Освоив и изучив художественный опыт европейских и русских писателей, в 'Герое нашего времени' Лермонтов разрабатывал практически все свои ключевые темы, проблемы, образы ('Мцыри', 'Маскарад', 'Дума', 'Княгиня Лиговская'). Подобная композиция позволяет добиться такого восприятия лермонтовской прозы, когда одно и то же событие читатель видит глазами Печорина и его окружения, что дает возможность автору, в нарушение романтической поэтики, не отождествлять себя ни с одним из действующих лиц. Для достижения этого эффекта Лермонтов обращается к сложной игре жанрами: 'Бэла' - путевой очерк и повесть, первоначально иронически стилизованная под романтические повести и поэмы. 'Княжна Мери' - сатирический очерк нравов общества, авантюрно-любовная и светская повесть. 'Фаталист' - мистический рассказ о роковом выстреле и зарисовка станичного быта. 'Тамань' - путевой очерк, наполненный намеками на таинственные повести романтиков. Таким образом, романтические повести сменяются реалистическими и наоборот. В отличие от традиционного для европейской литературы той эпохи приема, в 'Герое нашего времени' циклизация ранее самостоятельных повестей в более сложное художественное единство произошла не вокруг повествователя, а вокруг последовательно раскрывающегося образа центрального героя (Печорина). Роман Лермонтова - первый в русской литературе 'аналитический' роман, в центре которого не биография человека, а именно личность, его душевная и умственная жизнь. Этот художественный психологизм является следствием эпохи (реакция на восстание декабристов). Писатель подчеркивает, что время героических деятелей прошло, человек стремится замкнуться в собственном мире и погружается в постоянный самоанализ. Поэтому литература обращается к внутреннему миру человека. 'Герой нашего времени' - абсолютно новый тип романа в русской литературе, сочетающий элементы нравоописатель-ного, авантюрно-приключенческого, детективного, психологического, фило-софского романа. В повести 'Бэла' описаны быт и нравы кавказских народов, их одежда, их дома. Черты армейского быта можно обнаружить в повестях 'Бэла' и 'Максим Максимыч'. В повести 'Княжна Мери' изображаются нравы светского и 'водяного' общества. Приключенческий жанр дал Лермонтову возможность обобщить романтический опыт и создать новый тип русского синтетического романа. Приключенческая литература родилась из анархического бунта против чистого разума. Ее герои - всегда люди необычные и интересные, а живут они в странном мире, загадочном и необъяснимом. Именно таков Печорин. Он крадет одну девушку, обольщает другую, занимается любовью с третьей. Он вмешивается в дела 'честных контрабандистов', обезоруживает пьяного казака, убивает соперника и умирает в далекой Персии. Знает ли русская литература другого героя, совершившего столько 'подвигов'? Главный герой нередко переступает грань между добром и злом, но им нельзя не восхищаться: он слишком красив, элегантен и остроумен. Приключенческий опыт Вальтера Скотта, Купера, Дюма дал Лермонтову возможность обобщить романтический опыт и создать русский роман нового типа. Если Вальтер Скотт отодвигал центр повествования в Шотландию, Купер - к индейцам, то Лермонтов - на Кавказ (на окраину империи). Каковы основные художественные приметы романтизма и реализма в этом главном произведении Лермонтова? Само место действия было традиционно для русских романтиков. Кавказ вызывал ассоциации с 'Кавказским пленником' Пушкина, с 'Демоном', с лирикой самого Лермонтова. Таким образом, Лермонтов является первооткрывателем психологи-ческой прозы. 'Герой нашего времени' - это прозаический, социально-психологичес-кий и философский роман в нашей литературе. Все в произведении подчинено главной задаче - глубоко и полно показать состояние души главного героя, в образе которого дан портрет не одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей тридцатых годов XIX века.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru