Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Гоголь н. в. - Две россии в поэме гоголя "мертвые души". "мертвые" и "живые" души в поэме гоголя



Две России в поэме Гоголя 'Мертвые души'. 'Мертвые' и 'живые' души в поэме Гоголя.
В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: 'Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем'. Так сам Гоголь определил объем своего произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел Гоголя был грандиозен: подобно Данте, изобразить путь Чичикова сначала в 'аду'-I том 'Мертвых душ', затем 'в чистилище' -II том 'Мертвых душ' и 'в раю' - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца, до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь показывает отрицательные стороны русской жизни.Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы современных автору помещиков. Это и есть 'мертвые души' поэмы. Гоголь показывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Манилов, обходительный, с приятными чертами лица; мечтательный человек. Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы воскликнете: 'Черт знает, что такое!' Его мечтательность - это праздность, паразитизм, безволие.В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского помещика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная, она вдруг становится 'дубинноголовой' в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это тип человека себе на уме.В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства. Писатель показывает нам две сущности Ноздрева: сначала он - лицо открытое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность Ноздрева - безразличное панибратство с каждый встречным и поперечным, его живость -это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серьезном предмете или деле, его энергия - пустая растрата сил в кутежах и дебошах. Главная его страстишка, по словам самого писателя,- 'нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины'.Собакевич сродни Коробочке. Он, как и она, накопитель. Только в отличие от Коробочки это умный и хитрый скопидом. Ему удается обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; недаром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает степень одичания человека, степень омертвения его души. Завершает эту галерею 'мертвых душ' 'прореха на человечестве' Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин - крайняя степень экономического, социального и морального распада человеческой личности.К галерее помещиков, которые являются по существу 'мертвыми душами', примыкают и губернские чиновники.Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфере жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и 'носит всегда с собой какой-то особенный запах'. Кучер Селифан - не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неумывай-Корыто, Иване Колесо, .Степане Пробке, оборотистом мужике Еремее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых автор задумался и задался вопросом: 'Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?'Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие 'соль земли'. Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Руси? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы появляется художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка. 'Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа'.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru