Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Гоголь н. в. - Гротеск и фантастическое начало в ранних произведениях гоголя


    С элементами фантастики и гротеска в творчестве Николая Васильевича Гоголя мы встречаемся в одном из первых его произведений 'Вечера на хуторе близ Д иканьки'. Писатель подчинил фольклорно-этнографические материалы задаче воплощения духовной сущности, нравственно-психологического облика народа как положительного героя книги. Волшебно-сказочная фантастика отображается Гоголем не мистически, а согласно народным представлениям.
    Тематика 'Вечеров...' — характеры, духовные свойства, моральные правила, нравы, обычаи, быт, поверья украинского крестьянства ('Сорочин-ская ярмарка', 'Вечер накануне Ивана Купалы', 'Майская ночь'), казачества ('Страшная месть') и мелкого поместного дворянства ('Иван Федорович Шпонька и его тетушка').
    Герои 'Вечеров...' находятся во власти религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований. Отношение самого автора к сверхъестественным явлениям откровенно ироническое. Чертям, ведьмам, русалкам Гоголь придает вполне реальные человеческие свойства. Так, черт из повести 'Ночь перед Рождеством' 'спереди — совершенный немец', а 'сзади — губернский стряпчий в мундире'. И, ухаживая, как заправский ловелас, за Солохой, он нашептывал ей на ухо 'то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду'.
    Фантастика органически вплетена писателем в реальную жизнь. Она приобретает в 'Вечерах...' прелесть наивно-народного воображения и, несомненно, служит поэтизации народного быта. Но при всем том религиозность самого Гоголя не исчезает, а постепенно растет. Более полно, нежели в других произведениях, она выразилась в повести 'Страшная месть'. Здесь в образе колдуна олицетворяется дьявольская сила. Но этой загадочно страшной силе противопоставлена православная религия, вера во все побеждающую власть божественного закона. Таким образом, уже в 'Вечерах...' проявились мировоззренческие противоречия Гоголя.
    'Вечера...'' изобилуют картинами природы, величественной и пленительно-прекрасной. Писатель награждает ее самыми мажорными сравнениями. 'Снег... обсыпался хрустальными звездами' ('Ночь перед Рождеством') эпитетами: 'Земля вся в серебряном свете', 'Божественная ночь!' ('Майская ночь, или Утопленница'). Пейзажи усиливают красоту положительных героев, утверждают их единство, гармоническую связь с природой и в то же время подчеркивают безобразие отрицательных персонажей. И в каждом произведении 'Вечеров...' в соответствии с его идейным замыслом и жанровым своеобразием природа принимает индивидуальную окраску.
    Впечатления, вызванные жизнью Гоголя в Петербурге, сказались в так называемых 'Петербургских повестях', созданных в 1831-1841 годах. Все повести связаны общей проблематикой: власть чинов и денег. Всем им присущ типичный главный герой — разночинец, 'маленький' человека. Ведущий пафос повестей — развращающая сила денег, разоблачение вопиющей несправедливости общественной системы. Они правдиво воссоздают обобщенную картину Петербурга 30-х годов XIX века.
    Гоголь особенно часто обращается в этих повестях к фантастике и излюбленному им приему крайнего контраста. Он был убежден, что 'истинный эффект заключен в резкой противоположности'. Но фантастика в той или иной мере подчинена здесь реализму.
    Так, в 'Невском проспекте' Гоголь показал шумную, суетливую толпу людей самых различных сословий, разлад между возвышенной мечтой (Пискарев) и пошлой действительностью, противоречия между безумной роскошью меньшинства и ужасающей бедностью большинства, торжество эгоистичности, продажности, 'кипящей меркантильности' (Пирогов) столичного города.
    В повести 'Нос' рисуется чудовищная власть чинопочитания. Писатель показывает всю нелепость человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрократической субординации, когда личность, как таковая, геряет всякое значение. И здесь Гоголь искусно использует фантастику.
    'Петербургские повести' обнаруживают эволюцию от социально-бытовой сатиры ('Невский проспект') к социально-политической памфлетно-сти ('Записки сумасшедшего'), от романтизма и реализма при преобладающей роли второго ('Невский проспект') к все более последовательному реализму ('Шинель').
    В повести 'Шинель' запуганный, забитый Башмачкин проявляет свое недовольство значительными лицами, грубо его принижавшими и оскорблявшими, в состоянии беспамятства, в бреду. Но автор, будучи на стороне героя, защищая его, осуществляет протест в фантастическом продолжении повести. Гоголь наметил в завершении повести реальную мотивировку. Некто, смертельно напугавший Акакия Акакиевича, едет по неосвещенной улице после выпитого у приятеля на вечере шампанского, и ему, в страхе, вор может показаться кем угодно, даже мертвецом.
    Николай Васильевич Гоголь создал в своем раннем творчестве сплав сатиры и лирики, он обогатил реализм достижениями романтизма. Со всей мощью своего таланта он рисовал действительность, взращивая при этом мечту о прекрасном человеке и будущем своей страны. Тем самым он поднял критический реализм на новую, высшую ступень по сравнению со своими предшественниками.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru