Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Гоголь н. в. - Город темной стороны в произведении н. в. гоголя "ревизор


    Некоторые современники Гоголя считали, что драматург — по цензурным соображениям — написал аллегорию, что под видом уездного города им изображена столица русской империи — Петербург. Едва ли это так: Гоголю, по складу его творческой манеры, была чужда аллегория. Сила пьесы — не в иносказательных намеках, а в особом принципе отбора жизненных явлений. Свой 'уездный город' писатель однажды назвал 'сборным городом всей темной стороны'. В частности, он уделил большое внимание его устройству.
    Драматург считал, что в его комедии 'и сцена, и место действия идеальны', хотя трудно представить себе что-либо более конкретное и более национальное, чем гоголевский город.
    Широта обобщения в 'Ревизоре' возрастала и благодаря следующей особенности творческой манеры Гоголя. Обычно комедиографы до Гоголя противопоставляли порочным и развращенным персонажам мир настоящей, честной жизни. Противопоставляли или прямо, вводя в действие так называемых добродетельных героев, или скрытно, когда присутствие этих героев чувствовалось за сценой. Гоголь не сделал ни того, ни другого. Мало сказать, что он отказался от идеальных, добродетельных персонажей, — драматург не оставил для них возможности существования и за сценой, вне действия комедии.
    В 'Ревизоре' нет даже намека на то, что где-либо, в каком-либо дальнем или близком углу обширного русского государства жизнь протекает не так, как в городе, по иным законам и правилам. Все в пьесе предстает как общепринятое. И городничий и чиновники твердо знают, что нужно делать в связи с прибытием 'ревизора'. Нужно давать взятки, задабривать, пускать пыль в глаза. Эти средства и раньше оправдывали себя, при наезде других высокопоставленных лиц; помогут они и на этот раз. Конечно, вполне могло бы случиться и так, что ревизор не взял бы. Но тот, с кем случилось бы подобное, знал бы, что это просто его личное невезение. (Мало ли какие бывают соображения у ревизора. Например, городничий, не умея вначале найти 'подход' к Хлестакову, мог подумать, что тот просто набивает себе цену.) В правильности же и эффективности выбранных мер никто из чиновников не сомневается.
    Не сомневаются в этом и купцы, мещане — те, кто выступает в пьесе в роли обиженных и просителей. Купцы жалуются 'ревизору' на городничего не за то, что он берет взятки ('мы уж порядок всегда исполняем'), а за то, что он чересчур лютует в своей алчности — 'не по поступкам поступает'. Зная 'порядок', они и к 'ревизору' явились с подношением.
    Гоголь говорил позднее, что на сценическую площадку 'Ревизора' 'из разных углов России стеклись... исключения из правды, заблуждения и злоупотребления'. Но сконцентрированные в пьесе 'исключения' из правил приобрели характер обыденности, нормы. Словом, мы опять сталкиваемся с необычайной широтой гоголевского обобщения и снова убеждаемся, что перед нами не простой город, а 'сборный'.
    Гоголевский город живет невиданно напряженной жизнью, он взволнован необычайным событием. Это событие — ожидание, прием и проводы ревизора. Гоголь создает тем самым 'общую' завязку пьесы, которую он сознательно противопоставлял 'частной'. Пример частной завязки — любовная интрига, затрагивающая, самое большое, интересы нескольких людей: молодых любовников, а также их родных или слуг, помогающих (или препятствующих) соединению любящих. Вот почему Гоголь считал, что любовная завязка — 'точный узелок на уголке платка'. 'Ревизор' же, говоря словами драматурга, вяжется 'всей своей массою в один большой, общий узел'.
    Иначе и не могло быть в пьесе, в поле зрения которой — не семья, не дружеский круг, а целый город, да еще 'сборный'!



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru