Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Блок а. а. - Старый и новый мир в поэме а. блока "двенадцать".



'Окаянные дни' - так охарактеризовал события 1918 года живший в эмиграции И.А. Бунин. Александр Блок придерживался другого мнения. В революции он видел переломный момент в жизни России, который влечет за собой крушение старых нравственных устоев и зарождение нового мировоззрения.
Поглощенный идеей становления новой, лучшей жизни в стране, Блок в январе 1918 года пишет одно из самых ярких своих произведений - поэму 'Двенадцать', которая воплотила в себе неудержимую мощь революции, сметающей на своем пути остатки прежней жизни.
Изображение старого и нового мира в поэме создано автором в какой-то особенной, полной скрытого философского смысла форме. Каждый образ в поэме, предстающий перед читателем, символизирует социальное лицо какого-либо общественного класса или идейную окраску происходящего исторического события.
Старый мир символизируют несколько образов, показанных в насмешливо-презрительном свете. Образ буржуя на перекрестке, упрятавшего нос в воротник, символизирует некогда могущественную, а сейчас беспомощную перед лицом новой силы буржуазию.
Под образом писателя скрывается творческая интеллигенция, не принявшая революцию. 'Погибла Россия!' - говорит писатель, и в его словах отразились мнения многих представителей данной социальной группы, видевших в происходящих событиях гибель своей страны.
Символически показана и церковь, лишившаяся былой власти. Автор предоставляет нашему взору образ попа, идущего воровато, 'стороной - за сугроб', который в прежние времена 'брюхом шел вперед, и крестом сияло брюхо на народ'. Теперь 'товарищ поп' не имеет ни креста, ни былого высокомерия.
Барыня в каракуле - символ светского дворянского общества. Она говорит другой, что они 'плакали, плакали', поскользнулась и упала. Этот эпизод, на мой взгляд, выразил мнение Блока о слабохарактерности и неприспособленности изнеженной аристократии у новой жизни.
Все вышеперечисленные образы показывают, что старый мир повержен, остались лишь жалкие тени от былого величия.
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
В данном четверостишии автор подчеркивает ничтожность старого мира, сравнивая его с образом безродного пса.
Совсем иное художественное воплощение в поэме имеет новый мир. Основными его представителями являются двенадцать красноармейцев. Образ этого отряд, по моему мнению, - это отражение реального лица революции. 'На спину б надо бубновый туз!', 'Запирайте етажи, нынче будут грабежи!', 'Уж я ножичком полосну, полосну!' - подобные строки, встречающиеся в поэме, говорят, на мой взгляд, скорее об анархии, чем о борьбе пролетариата за лучшую жизнь. В разговорах красноармейцев ни разу не встречаются возгласы типа: 'Мы наш, мы новый мир построим!' Можно разглядеть лишь глубокое презрение и ненависть ко всему 'старому'.
Масштабность революции подчеркивают образы разбушевавшихся сил природы: разыгравшаяся вьюга, завивающийся воронкой снег, черное небо. Особенно широко стихийную мощь происходящих событий символизирует ветер:
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!
И наконец, одним из основных в поэме 'Двенадцать' является образ Христа. Наличие данного образа в поэме можно трактовать по-разному. Лично я считаю, что он символизирует 'бога рабов', ведущего за собой бывших рабов старого мира и благословляющего их на борьбу с угнетателями. Имя Христа в поэме написано неверно. На мой взгляд, автор сделал это, чтобы подчеркнуть, что здесь имеется в виду не бог старого мира, а бог новой, рабочей России.
В целом о произведении можно сказать, что Блоку удалось создать в небольшой по объему поэме довольно внушительную картину жизни, дающую представление о событиях тех лет в революционной России и их идеологической направленности. Мастерски поставленная композиция, своеобразно подобранные образы и символы по праву делают поэму 'Двенадцать' одним из лучших произведений в творчестве Александра Блока.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru