Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Блок а. а. - "россия, русь! храни себя, храни. ..


'Россия, Русь! Храни себя, храни...' (по произведениям русских писателей XIX и XX веков) Тему России можно рассмотреть в творчестве двух поэтов XIX и XX вв. - Лермонтова и Блока, так как в их взглядах на родину много общего, Эта тема проходит через все творчество и Лермонтова, и Блока. У них она ярко выражена, эти поэты сознательно работали над ней. Этого нельзя заметить, например, у Пушкина: в его творчестве, несомненно, присутствует мотив любви к России, но он не выделен отдельно. Существование четко определенного мотива России в творчестве обоих поэтов можно определить и так: оба поэта творили в переломные моменты истории. Лермонтов - в эпоху безвременья, наступившую после поражения декабристов. Блок же пережил две революции, был свидетелем их последствий, предпосылок. В такие периоды жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны, о ее будущем.У Лермонтова чувство любви к России зародилось очень рано и осталось навсегда. Так, 15-летний юноша Лермонтов писал: 'Я родину люблю. и больше многих'. Нужно заметить, что тема родины для поэта гораздо шире темы России. Это связано с воплощением образа родины, который, в свою очередь, зависит от художественного метода Лермонтова. Он поэт-романтик, следовательно, помимо конкретного образа России у него присутствует и обобщенно-символический образ родины. В романтических произведениях поэта родина является неким романтическим идеалом. В частности, в поэме 'Мцыри' герой говорит о том. что он 'знал одной лишь думы власть', имея в виду 'думу' о возвращении на родину, желая прижаться 'с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной'. Здесь у Лермонтова выражен мотив оторванности от родины; герой непобедим лишь до тех пор, пока ходит по родной земле, а оторванность от нее ведет к гибели. В стихотворении 'Листок' этот мотив также прослеживается. Листок, оторванный 'от ветки родимой', 'засох и увял'. Даже у благодатного Черного моря не находит приюта среди 'зеленых ветвей', 'райских птиц'. Автор испытывает презрение к тем, у кого нет родины, кто свободен от 'страстей и страданий'. Так, он сравнивает таких людей с тучами ('Тучи'), которым всего лишь 'наскучили нивы бесплодные', и они, 'вечно холодные, вечно свободные', мчатся 'в сторону южную'.Кроме романтического идеала у Лермонтова есть и конкретное воплощение образа России Она становится предметом идейно-творческих раздумий автора. Он писал: 'В России нет прошедшего, она вся в настоящем и будущем'. Стихотворение 'Родина' - выступление Лермонтова по одному из важнейших вопросов идейно-политической борьбы того времени в России, о путях ее развития. Стихотворение это было написано поэтом под впечатлением путешествия по России. Он отказывается от основных точек зрения на вопрос о дальнейшей судьбе России. По Лермонтову, любовь к родине не определяется идеями декабристов ('ни слава, купленная кровью'), религиозными идеалами ('ни полный гордого доверия покой'), а также принципами славянофилов ('ни темной старины Заветные o преданья'). Лермонтов утверждает свою любовь: это его глубоко личное чувство ('но я люблю - за что, не знаю сам'). Лжепатриотизму он противопоставляет свое чувство, свою 'странную любовь'. Добролюбов писал о Лермонтове: 'Он понимает любовь к Отечеству истинно, свято, разумно'. В стихотворении 'Родина' поэтом с удивительной точностью переданы могучие масштабы России: 'безбрежные леса', 'разливы рек, подобные морям'. 'Родина' - одно из немногих реалистических произведений поэта. Мы можем найти здесь неприукрашеиное описание пейзажа средней полосы России. Его составляют 'проселочные пути', 'белеющие березы', 'желтая нива', 'полное гумно'. В 'Родине' продолжены слова я мысли Пушкина из главы 'Путешествие Онегина'. Подобно Лермонтову, Пушкин пишет: 'Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, калитку, сломанный забор'. 'Родина' Лермонтова полна глубокой нежности к родной земле, сердечной привязанности, без которой нет связи с Отчизной. Если вначале поэт пишет, что 'любит-что, не знает сам', то потом конкретизирует: отрада вызвана созерцанием этого уклада жизни, этой природы. Лермонтов затрагивает и социальные аспекты темы родины. 'Прощай, немытая Россия...' - смелое обвинение российской действительности, это протест против 'рабов, господ', против преданности народа 'голубым мундирам' (жандармам).Созвучно стихотворению 'Прощай, немытая Россия' и произведение Лермонтова 'Предсказание', имеющее реальную историческую основу -крестьянские 'холерные бунты'. Оно также направлено против 'короны царей', против любви черни к царям, против безропотного неосознанного народного страдания. Кроме того, у Лермонтова присутствует образ малой родины. Так, в стихотворении 'Как часто, пестрою толпою окружен' поэт описывает свое детство в Тарханах, 'родные все места': 'барский дом', сад, 'спящий пруд', 'темную аллею'. Воспоминания, связанные с этими местами, он сравнивает со 'свежим островком' среди пустыни. Поэтической родиной поэта является, безусловно, Кавказ. Так, в произведении 'Синие горы Кавказа, приветствую вас!..' он пишет, обращаясь к горам: 'Облаками меня одевай, вы к небу меня приучили'; а также: 'Как я любил твои горы, Кавказ!'. Восхищался поэт и 'снегами' и 'далекими льдинами утесов', и 'путями неизвестными над пропастью', и 'покрытой льдом безымянной рекой', и чистым воздухом. Своей малой родиной считал поэт Москву. Так, в стихотворении 'Москва, Москва...' он писал: 'Москва- моя родина и такою будет для меня всегда...'.Тема России четко выделена также у Блока. В 1908 году он писал к Станиславскому о родине: 'Этой теме я сознательно я бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни...'.В творчестве Блока постепенно проявляется образ родины и России, но чувство безоглядной любви к родине, как и у Лермонтова, пронизывает все его произведения. Так, в конце стихотворения 'Осенняя воля' Блок восклицает о родине: 'Как и жить и плакать без тебя!'. В ранних стихотворениях Блока много неясного в его отношении к России и народу, в его произведениях, как и у Лермонтова, прослеживаются романтические мотивы. Так, в стихотворении 'Русь' Россия Блока колдовская, таинственная. Она 'и во сне необычайна', 'дебрями окружена', в ней 'народы' 'ведут ночные хороводы', 'ведуны с ворожеями чаруют злаки на полях'. Но за этим сказочным романтическим обликом скрываются и печальные картины. В тексте стихотворения встречаются такие сочетания: 'зарево горящих сел', 'ведьмы тешатся с чертями', 'девушка на злого друга точит лезвеё', 'нищета страны родимой' и т. д. Несмотря на это. Блок чувствует кровное родство со всем русским. 'В лоскутах ее (Руси) дохмотий души скрываю наготу', -говорит герой поэта .Блок писал, что в России для него 'жизнь или смерть, счастье или погибель'. И наиболее полно эти чувства отразились в цикле 'Родина'. Здесь содержатся раздумья поэта о прошлом, настоящем, будущем страны. Это страстный монолог человека, для которого любовь к родине - нечто глубоко личное, как и у Лермонтова. Блок обращается к родине: 'О, нищая моя страна... О, бедная моя жена...' ('Осенний день'). Чувство его при этом лишено всякой умильности. Он видит не только 'прекрасные черты' и 'разбойную красу', но и 'избы серые', 'лес да поле'. Такое же щемящее чувство любви, как у Лермонтова, вызывают у Блока 'избы, крытые соломой'. Блоковская 'Россия' начинается реалистичной картиной проселочной дороги, как и у Лермонтова: 'вязнут спицы... в расхлябанные колеи'. Облик России двоится в понимании Блока: это страна с 'лесами да полями', а также красавица-крестьянка с 'платком узорным до бровей' и 'мгновенным взором из-под платка'.В теме России Блока присутствует и мотив вольности, бунта. Так, красота России, по Блоку, буйная, 'разбойная'. Но это положительная черта: 'не пропадешь, не сгинешь ты' ('Родина'). Этот мотив неуспокоенности ярко прослеживается в цикле Блока 'На поле Куликовом'. Он пишет: 'И вечный бой! Покой нам только снится... Покоя нет!.. Не может сердце жить покоем'. Эти нотки романтизма близки лермонтовским произведениям с их духом протеста, сопротивления, борения, мятежа. И у Блока, как у Лермонтова, есть предвказания о судьбах России. Это выделено в стихотворении 'В огне и холоде тревог..'. Оно пронизано верой в затаенные силы родины, в ее могущество, в светлое будущее. 'Пусть день далек', но поэт верит, что 'новый век взойдет'.От картин природы, от образа Русь - жена Блок переходит к 'конкретному восприятию действительности; к воспеванию очистительного пожара революции. Как и Лермонтов, Блок верит в будущее, в то, что 'страшный мир' погибнет в этом пожаре, воссияет мир новый: 'старый мир, как пес безродный стоит' и 'мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем'.Эти мысли содержатся в поэме 'Двенадцать'. Символику одухотворенного будущего в этом произведении несет чистый образ Христа, так как истинной ценностью для Блока являются христианские идеалы.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru