Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Толстой л. н. - Тема семьи в одном из произведений русской литературы.


Уважением хотят закрыть пустоту, где нет любви Из романа «Анна Каренина»

До деталей вспоминаю фильм «Анна Каренина» по одноименному роману Л.Н. Толстого. В главной роли Татьяна Самойлова. Ее интерпретирование судьбы Анна мне не понравилось, да и внешность не та. Перечитываю роман. Теперь более чем раньше, обращаю внимание на чувства героев, их взаимоотношения. Роман посвящен «мысли семейной» и утверждению автора: «разумное и нравственное совпадают».
Вместе с тем не случайно писатель при жизни не разрешал инсценировать «Анну…», мотивируя тем, что при любой, даже самой талантливой игре актрисы, это будет не Анна, а «неверная жена», падшая женщина.
Мир произведений Толстого также обширен, как сама жизнь. Одновременно он мог воплощать и «мысль народную» («Война и мир»), и мысль семейную («Анна Каренина»), и судопроизводство («Воскресенье»), и многое другое. Именно поэтому, оставив исторические замыслы, в 1873 году он обратился к современности, сделал первые наброски к роману, завершил же работу только через четыре года. Почему? Ведь такому таланту нет границ и препятствий.
Толстой с большой ответственностью отнесся к проблемам любви, уважения, семьи, материнства и стремился придать им новое звучание.
Как тревожны уже первые строчки романа: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастна по-своему».
Рассуждения настораживают: неужели в жизни больше несчастья? А если – счастье, то обязательно через страдания? Автор к Анне – это же чувствуешь – относится с симпатией. Она, красивая, живая, истомилась, живя с пожилым, нелюбимым мужем. Он становится уже ненавистным. (Даже уши, уши – то… Как не приятны). И брачный союз не пожеланию – ее выдали за богатого, пожилого. И вот встреча на вокзале с Вронским. Какая встреча! Разве можно пройти мимо такой женщины, разве можно не заметить такую яркую, притягательную силу? (На железной же дороге произойдет и трагедия, на которую отчается Анна, убедившись в том, что любовь утрачена). Уважение? Нет, ей нужна только любовь. Как она страдает! А ведь у нее есть все: красивые плечи, умение со вкусом одеваться, роскошные волосы (особенно манящим кажется выбивающийся из прически локон) – такая красавица имеет право быть любимой.
Анна попадает в мир лишенный чуткости и теплоты. Все чопорно в стиле светских манер, но бездушно, безрадостно. Вот так судьба! Зачем наряды, зачем красота, если задыхаешься в атмосфере лицемерия и лжи. Полюбив молодого, статного Вронского, Анна была счастлива, но ненадолго. Она начинает понимать, что не имеет
морального права так поступать: она жена крупного государственного чиновника, он ею скомпрометирован в свете.
Сереженька, любимый сын, лишен материнского внимания, ласки. Счастье любви омрачается чувством трагической обреченности. Наступает и конфликт со светским обществом, которое поощряет тайные измены, чтобы было о чем посудачить, но не прощает открытую, никем не защищенную любовь (в том числе и любимым). Ей нельзя быть в свете с Вронским, нельзя юридически упорядочить свои отношения с ним, так как муж не дает согласия на развод, ей запрещено видеться с сыном, И в завершении - обман Вронского.
Боже! Что же дальше? Угасает живое чувство Анны – она ни в ком не находит понимания и сострадания. Такое чувство разрушительно и обречено. В народе говорят: «ворованная любовь», «на чужом горе счастье не построишь».
И автор утверждает: любовь Анны безрассудна, потому что она не свободна от обстоятельств и строилась на зыбкой почве. «Горе ее было тем сильнее, что оно было одиноко… Она знала, что никогда он (Вронский) не будет в силах понять всей глубины ее страданья; она знала, что за его холодный тон при упоминании об этом (о сыне) она возненавидит его…»
И задаешься вопросом: способна ли Анна на порядочность, не падшая ли она женщина? Нет! Анна уважает в муже отца Сережи, а в полубреду, на пороге смерти, чувствует, что где-то в глубине души еще теплится сочувствие к Каренину.
Всем содержанием романа Толстой доказывает великую правду евангельского завета о таинстве брака, о святости брачных уз: безлюбовная семья влечет за собой нравственное возмездие. Вот почему в любви к Вронскому Анна испытывает непростительность своего счастья, невозможности духовного единения с любимым.
Толстой осуждает Анну за ее эгоизм (она не хочет больше иметь детей: ведь просил же ее об этом Вронский), но утверждает право на взаимную любовь – основу семейного счастья. Для него (семейного счастья) мало уважения. Толстой заканчивает роман утверждением: «Уважением хотят закрыть пустоту, где нет любви. Уважение выдумали для того, чтобы
скрыть пустое место, где должна быть любовь». По Толстому разумное и нравственное должны совпадать.





Роман Льва Толстого «Война и мир» - одно из лучших произведений русской литературы XIX столетия. Это произведение явилось, по словам известных писателей и критиков, величайшим романом в мире.
Толстой писал: “В “Войне и мире” любил я мысль народную, а в “Анне Корениной” – мысль семейную”. Но это не значит, что “мысль семейная” не присутствует в ”Войне и мире”. Вообще ”Война и мир” во многом семейный роман. Главная же мысль - мысль о мире. Мир – это любовь, согласие, но это также и отдельные миры – человеческие объединения.
Главное же человеческие объединения – это семьи. Толстой – семейный писатель в том смысле, что он почти не представляет своих героев одиночками. В постоянном развитии наблюдаем мы не только героев романа, но и сами семьи, отношения внутри них. Характеристика главных героев через их семьи – один из основных приёмов характеристики у Толстого.
Ростовы создают фон для Наташи. Андрей Болконский это проницательно улавливает, отмечая, что Ростовы не совсем понимают, какое сокровище Наташа, но “составляют наилучший фон для того, выделялась эта особенно поэтическая, переполненная жизни,
прелестная девушка”.
Семья Болконских – другое дело. Княжна Мэри слишком важна сама по себе как идеологическая героиня, чтобы функция её образа могла быть сведена к пояснению образа её брата. Но, конечно, определённые внутренние переклички между их характерами есть. Самым же главным является то, что княжна Мэри и князь Андрей спорят по очень важным вопросам – о мире, о прощении, о религии – и в этом смысле выявляют разные аспекты авторской позиции. Иногда создаётся впечатление, что общение с сестрой является для князя Андрея, так же как и беседы с Пьером, необходимой духовной подпиткой на его не лёгком пути к истине.
Отец князя Андрея служит фоном и объяснением характера сына и дочери, но функция этого образа этим не исчерпывается.
В отличие от Ростовых, он играет важную роль в сюжете и интересен сам по себе как персонаж. Безумно любя дочь, он всю жизнь мучает её своими непомерными требованиями к её образованию, силе характера, талантам. Дочь его, конечно, на голову
выше окружающих, но ему этого всё мало. Относясь к сыну с некоторой холодностью, он видит в нём великого человека, но делает всё, чтобы разбить, искалечить его жизнь. Отец Андрея сыграл немаловажную роль в трагической судьбе сына. Он роковым образом разрушил отношения князя сначала с Лизой, а затем с Наташей.
Родители Ростовы, наоборот, поступают благоразумно, предаваясь воле Божьей, и даже их попытки помешать браку Николая с Соней оказываются счастьем для Николая, именно благодаря сопротивлению матери отложившего женитьбу на Соне и так счастливо повстречавшего потом свою настоящую любовь.
У князя Андрея и княжны Мэри матери нет, и их отец, возможно, в под сознании пытающийся компенсировать эту потерю для своих детей активным вмешательством в их жизнь, приносит им страдания своей сверхтребовательностью. Возможно также, что, в отличие от Ростовых, никогда не помышлявших ни о какой государственной деятельности, старый князь Болконский, генерал, занимавший видное место при дворе, участвовавший в большой политике и дипломатии, все свои не растраченные на этом поприще силы перенёс на воспитание детей, когда был отстранён от дел в результате постигшей его опалы.
Не только фамильные черты характера, но и фамильные черты внешности характеризуют любимых героев Толстого. Наташа похожа на мать и внешне, и по характеру. Будучи замужем, она проявляет хозяйственность и заботу о муже и детях. Но есть в ней и черты отца: доброта, желание объединить и осчастливить всех, широта натуры. Недаром в семье Наташа – любимица отца.
Всех Болконских характеризует особая талантливость, незаурядность. Брат и сестра Болконские унаследовали страстность и глубину натуры отца, но без его властности и нетерпеливости. Они проницательны, они понимают людей, как и отец, но не для того, чтобы их презирать, а для того, чтобы сострадать.
Мне кажется, что, показав в романе отношение людей внутри семьи, Толстой хотел сказать этим очень многое. Во-первых, семья очень сильно влияет на духовное развитие человека. На примере семьи Б. мы видим, как из поколения в поколение в этой семье передаются все лучшие качества человека. Во-вторых, если бы не было таких семей, как Ростовы и Болконские, то трудно было бы России победить в этой войне, так как у таких людей была единственно важная цель – спасти Россию.
Болконские и Ростовы – это люди, которыми должна гордиться Россия.
В своём бессмертном произведении Л. Н. Толстой изобразил не только множество героев, но и различные семьи. Для Толстого семья – не только основа общества, но и основа всего мироздания.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru