Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Толстой л. н. - "жизнь учит лишь тех, кто ее изучает". в. о. ключевский.


    В 1857 году Л.Н.Толстой совершил заграничное путешествие. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии и Германии. Писатель проявил живейший интерес к жизни западноевропейских стран и близко познакомился с их культурой и социальным строем. Многое из того, что он увидел здесь, поразило и огорчило его, вызвало в нем чувство протеста. Так, в курортном швейцарском городке Люцерне он был свидетелем бездушного отношения богатых иностранных туристов к нищему странствующему певцу. За один день Толстой написал рассказ 'Люцерн', в котором излил все свое негодование против буржуазной цивилизации, увидев в ней 'тщеславие, честолюбие и корысть'.
    Почему же столь 'обычный' в буржуазном обществе случай так взволновал писателя? Дело тут в том, что, приехав в Европу из крепостной России, Толстой мечтал насладиться здесь 'социальной свободой'. В первые дни пребывания в Париже Толстой писал, что 'это чувство социальной свободы... составляет главную прелесть здешней жизни'. Но прошло немного времени, и от радостных надежд и ожиданий, с которыми Толстой приехал на Запад, не осталось и следа.
    На: одной из парижских площадей Толстой увидел, как казнили (гильотинировали) человека. Казнь происходила в присутствии огромной толпы, для которой она была лишь ярким, возбуждающим нервы зрелищем. Посетив знаменитую парижскую биржу, где совершались финансовые сделки, Толстой сделал в дневнике краткую, но исчерпывающую запись: 'Биржа — ужас!' Побывав у гробницы Наполеона, он записал в дневнике: 'Обоготворение злодея ужасно'.
    Гильотина, биржа и культ Наполеона-завоевателя — вот что несла с собой 'свободная' буржуазная цивилизация. К этому добавились картины городской нищеты и обнищания сельского населения. Приехав в Швейцарию и восхищаясь красотой и богатством ее природы, Толстой с грустью написал в 'Путевых записках' об ужасающей бедности, в которой доживали свою жизнь старые рабочие, потерявшие силы и здоровье. И это в стране, где, как писал Толстой, 'цивилизация, свобода и равенство доведены до высшей степени'.
    Вот откуда те гнев и горечь, которыми пропитана каждая строчка в рассказе 'Люцерн'. Не желая сдерживать себя, писатель восклицает: 'Паршивая ваша республика!' — обращаясь к людям, для которых 'лучшее благо мира — деньги'.
    Толстой приводит в 'Люцерне' речь 'маленького человечка' — нищего певца, направленную против 'новых законов республики'. 'Что же это такое? — говорит певец. — Богатым жить можно, как хотят, a un bauvre tiaple, как я, уж и жить не можем. Что же это за законы республики? Коли так, то мы не хотим республики...' Мы — это тысячи таких же обездоленных и гонимых бедняков, как и он, лишенных возможности жить по-человечески.
    Излив свой гнев и негодование против буржуазных 'порядков', Толстой в конце рассказа говорит о 'Вечном духе', о Боге, как о единственной надежде для всех угнетенных и обездоленных людей. И этим он, несомненно, ослабляет впечатление, которое производит на читателей его произведение.
    Сила рассказа 'Люцерн' не в обращении к Богу, а в страстном заступничестве за бедных, угнетенных и гонимых людей, в резкой критике равнодушия и Жестокости богачей-аристократов, установивших бесчеловечные 'порядки'.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru