Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Тургенев и. с. - Проблема поиска истины в одном из произведений русской литературы


    Если вдуматься, то каждый человек в процессе своей жизни ищет истину. Одному кажется, что он ищет благополучия, другому — любовь, третьему — знаний... Но в конечном счете каждый из них ищет ту истину, к которой стремится.
    Печально, когда этот поиск приводит к мещанскому уюту, ограничиваясь геранью на подоконниках и кружевными салфетками на серванте. Прекрасно, когда поиск приводит человека к творческим подвигам. Кому что дано...
    Тема такого поиска — одна из главенствующих в произведениях классической русской литературы. Чернышевский в заточении 'пускает' на такой поиск Рахметова, Горький 'поручает' искать истину своим многочисленным литературным героям, начиная с легендарного Данко, Чехов разрабатывает тему 'руками' персонажей 'Вишневого сада', 'Чайки', а Пушкин звонкими строками вкладывает это занятие в уста Ленского, Дон Хуана, Пугачева...
    Ищут истину и современные писатели. Такие, как Распутин, Евтушенко, Афанасьев, Солоухин, Шугаев, Пелевин, Бродский, Алешковский и многие другие.
    Совершенно не важно, какими стилистическими приемами пользуются они для этой цели. Вот, к примеру, одно из замечательных произведений Ивана Сергеевича Тургенева — роман 'Дворянское гнездо'. В нем заветной истиной является изучение писателем (при помощи своих героев) путей нравственного и духовного развития передовой русской девушки. Этот поиск принято считать от Натальи Ласунской к Елене Стаховой, минуя образ Лизы Калитиной. Это неверно. Лиза по своей натуре ближе стоит к Елене, чем Наталья. Последняя после своего горького разочарования удовлетворилась обыденным 'счастьем' с ограниченным Волынским. Примерно так же поступит и Вера в 'Обрыве' уже по воле Гончарова. Лиза же не способна ни на какие компромиссы и отказывается от счастья с Паншиным. По отзыву Лемма, 'она не могла любить одно прекрасное'. Д.И.Писарев был совершенно прав, указывая, что по свойствам своей личности Лиза 'примыкает к лучшим людям нашего времени'. У нее такой же непоколебимый в своем духе характер, каким обладали героические девушки 60—70-х годов XIX века, идущие в народ.
    По силе характера, по суровой требовательности к себе, по способности к самопожертвованию к ним близка и Лиза Калитина. В условиях революционного движения 70-х годов она могла бы стать героиней тургеневского стихотворения в прозе •Порог'.
    Провозглашая в своем романе идею объединения передовой интеллигенции с “народом, с 'землей', Тургенев видел истину в оптимистическом взгляде в будущее. 'Дворянское гнездо' заканчивается скорбными мотивами о бесполезной жизни, об одинокой старости, но вместе с тем выражением веры в молодое поколение, которое сможет разрешить трагические противоречия и найти путь к счастью. 'Играйте, веселитесь, растите молодые силы... жизнь у вас впереди, и вам легче будет жить: вам не придется, как нам, отыскивать свою дорогу, бороться, падать и вставать среди мрака', — говорит Лаврецкий, обращаясь к молодежи. Лаврецкий садится на ту же скамейку, на которой когда-то сидел с Лизой. Вокруг него , все та же знакомая ему и неизменяющаяся природа. А его так изменили годы и горе...
    С грустным лиризмом развивает в этой сцене Тургенев ч Одну из любимых своих мыслей о контрасте между вечной и могучей природой и бренным, слабым человеком, неспособным добиться счастья, найти истину и обреченным на беспощадное, разрушительное действие времени.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru