Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Тургенев и. с. - Давайте поспорим, базаров!



Я ничьих мнений не разделяю — я имею свои.
И. С. Тургенев
'...Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешние времена полезнее всего отрицание — мы отрицаем'.
Чьи же это слова? Кому они принадлежат? Кто этот человек, который может так уверенно говорить?
Передо мной роман И. С. Тургенева 'Отцы и дети'. Этот роман был создан автором в 1860 году. Создавался он в пору подготовки и проведения крестьянской реформы, в условиях дальнейшего обострения борьбы между противодействовавшими силами русского общества — либералами и демократами. Роман в целом и главный герой — демократ-разночинец Базаров — явились, по определению самого автора, 'выражением новейшей нашей современности'. Роман замечателен тем, что вызывает желание подумать, поспорить.
Страница за страницей я знакомлюсь с главным героем романа — Евгением Базаровым, с его биографией, с его характером, с его занятиями, с его взглядами.
Что ж, Евгений, вы мне симпатичны. Мне нравится ваша самостоятельность, упорство в достижении цели.
Детство ваше прошло в бедной семье уездного лекаря. Автор ничего не говорит о вашей студенческой жизни, но надо полагать, что она тоже была бедной, трудовой. Ваш отец говорит, что вы у него 'отроду лишней копейки не взяли'. Вероятно, Евгений, вы содержали себя в университете собственным трудом, перебиваясь копеечными уроками. И в то же время находили возможность серьезно готовить себя к будущей деятельности.
Из этой школы труда и лишений вы, Евгений, вышли человеком сильным и суровым. У вас можно поучиться. Меня привлекает ваше отношение к труду. Приехав на отдых в усадьбу Кирсановых, вы тотчас же принимаетесь за работу: собираете гербарий, занимаетесь различными опытами и анализами. Прослушанный вами курс медицинских наук развил природный ум, отучил принимать на веру какие бы то ни было понятия.
Опыт — вот ваш единственный источник познания, а личное ощущение — последнее убеждение. Мне нравится ваша смелость в суждениях, ваши мысли о переустройстве общества, критика суеверий и предрассудков. Как уверенно заявляете вы: 'Аристократизм... либерализм... сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны'. Меня привлекает ваша манера говорить. Речь, лишенная каких бы то ни было словесных украшений, множество пословиц и поговорок: 'Шила в мешке не утаишь', 'Бабушка надвое сказала'. Говорите вы много и просто, но мысли выражаете с суровой и мужественной прямотой, без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворству. Все это дает основание говорить о вашем подлинном демократизме, о близости к народу, о силе ваших убеждений, о том, что вы действительно новый человек.
И в то же время я готова с вами поспорить. Итак, что же вы отрицаете?
Вы сами ответили на этот вопрос: 'Все!' А что 'все'? Конечно, отрицание самодержавия, крепостного права — это похвально. Отрицание всего того, что порождено 'безобразным состоянием общества', — народной нищеты, бесправия, темноты, невежества. Я с вами вполне согласна. Ведь такое отрицание носит, бесспорно, революционный характер и поэтому, говоря словами Тургенева, если вы называетесь нигилистом, 'следует читать революционером'.
А дальше? Что же вы отрицаете дальше? Любовь? Любовь в смысле идеальном вы называете 'белибердой', 'непростительной дурью'. Как же вы заблуждаетесь! Во все времена человек слагал песнь своего сердца, вечную песнь любви. Я могу привести вам в доказательство множество высказываний великих людей разных времен о любви, которые, увы, будут не в вашу пользу... 'Кто не знал любви, тот все равно, что не жил' (Мольер). 'Любовь — творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого' (Д. И. Писарев).
А ваше отношение к женщине? Как неуважительны ваши высказывания: 'свободно мыслят между женщинами только уроды'. И именно поэтому вы уже не хотели допустить свободы мысли в женщинах.
Я долго раздумывала над тем, было ли ваше чувство к Одинцовой настоящей любовью. Да, эта женщина сумела вырвать у вас слова признания: 'так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно... Вот чего вы добились'. Мне кажется, что от такого человека, как вы, сильного и волевого, подобные слова просто. так не услышишь. Да, вы любили ее. Но не хотели себе в этом признаться, потому что боялись чувства любви, так внезапно захлестнувшего вас. Конечно, вы, Евгений, человек дела. И любовь, как вы, наверное, считали будет только мешать вам. Поэтому, не соглашаясь с вами, я вас немножко и понимаю.
Не согласна с вашим отношением к искусству: 'Рафаэль гроша медного не стоит, а русские художники и того меньше'. Как вы можете так думать!
Творениями русских художников, поэтов, музыкантов всегда восхищались и поныне восхищаются люди всего мира. Хотя и здесь я могу вас в чем-то оправдать. Вы жили в такое время, когда искусство не было достоянием народа. И увлечься им, по-вашему, это значит 'отойти от дела'. Но вы неправы. 'Искусство — это самая большая радость, которую человек доставляет самому себе', — сказал Писарев. Очень жаль, что вы не успели это понять. Вы, Евгений, материалист. Но в ваших взглядах есть элементы поверхностного, грубого материализма.
Вы отождествляете законы природы и человеческой жизни. Вы считаете, что у всех людей нравственные качества одни и те же, потому что 'у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, печень одинаково устроены'. В этом ваша большая ошибка.
Природа... С одной стороны, вы, как человек, увлекающийся естественными науками, любите и понимаете ее'. А с другой... 'Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник'. Что ж, вроде бы правильно говорите. Человек может и должен покорить грозные силы природы, заставить их работать на себя. Но в то же время, как можно не восхищаться красотой наших лесов, лугов, степей! Люди с теплотой и любовью выращивают миллионы роз, гвоздик, тюльпанов для того, чтобы любоваться ими. Для того, чтобы они дарили нам радость и хорошее настроение.
Непонятно мне ваше отношение к народу. Вы иногда говорите о мужиках так, что можно подумать, будто они вам безразличны. Наверное, под влиянием настроения. Вы ведь сами гордитесь тем, что ваш 'дед землю пахал'. Почему же в ваших взглядах так много противоречивого? Да и автор, создавший вас, считает, что 'время Базаровых еще не пришло'. И все-таки я еще раз говорю, что отношусь к вам с большим уважением.
С болью читала я строки романа, из которых узнала о вашей нелегкой смерти. Конечно, вам хотелось жить. Ведь так жаль прощаться со своей жизнью, со своей мыслью, со своим делом. Но эта боль расставания с жизнью выражается в презрительном отношении к себе и к той нелепой случайности, которая погубила вас. И хотя в конце романа вы уже наделены мрачным пессимизмом, скептическим отношением ко всему, до последней минуты вы остались верным себе. И я считаю вас личностью сильной, мужественной, несмотря на ваши заблуждения и ошибки.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru