Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Тургенев и. с. - «стихи в прозе» и. с. тургенева


Куда мне деться? Что предпринять? И. С. Тургенев Пятьдесят одно стихотворение появилось в декабре 1882 года в «Вестнике Европы» — лишь часть созданного Тургеневым. Остальные, более тридцати, он не успел подготовить к печати, и они были впервые опубликованы лишь в 1930 году в Париже. «Стихотворения в прозе» — цикл лирических миниатюр, небольшие прозаические отрывки (порою всего в несколько строк) — подлинные произведения высокой поэзии. В них нет стихотворной ритмической организации, но есть внутренний ритм и пластика языка, синтаксическое построение фразы, поэтический настрой, система образности, эмоциональный накал — все это поднимает «Стихотворения...» над обычной прозой. «Устала бедная птица... Слабеет взмах ее крыльев; ныряет ее полет. Взвилась бы она к небу... Но не свить же гнезда в этой бездонной пустоте! Она сложила, наконец, крылья... и с протяжным стоном пала в море... Куда же деться мне? И не пора ли и мне упасть в море?» Это стихотворение называют «лебединой песней» И. С. Тургенева. Как часто в последние годы его жизни возникала у писателя ассоциация с птицей, присевшей на краешек чужого гнезда; так прожил он сам около семейства Полины Виардо, не построив своего очага, не испытав полноты семейного счастья. В «Стихотворениях...», в общей их идее, в художественном облике торжествует гамлетовское начало, внутренний мир личности в его истинном и прекрасном облике и в его трагическом мироощущении. Недаром автор сам озаглавил собрание стихов — Zenilia (старческое), ибо это итог всей жизни, осознание и ощущение приближающегося конца,— и ожидание его. В «Стихотворениях...» Тургенев как бы завершает давние свои раздумья над: многими проблемами: и собственной жизни, и «мира всеобщего» «Все здесь — Рок, безжалостный к человеку; смерть, которая представляется в грезах и сновидениях то слепою старухой, то бессмысленной стихией, то мерзким насекомым». «Оно походило на муху или на осу. Туловище грязно-бурому цвету; такого же цвету плоские желтые крылья; растопыренных мохнатые лапки да голова угловатая и крупная, как у коромыслов; и голова эта и лапки — ярко-красные, точно кровавые.. Вдруг насекомое словно уставилось на него (молодого человека), взвилось и, приникнув к его голове, ужалило его в лоб по выше глаз... Молодой человек слабо ахнул — и упал мертвым...) Загадочность народа-сфинкса, являющего порой возвышенную красоту своего духовного мира. Тщета земного, суетность человеческих стремлений, людская несправедливость и непонимание поэта толпой. В его строках все чаще звучит тоска одиночества с редким: проблесками счастья. Порой автор поднимается до понимания бессмертия творческих постижений. Всему как бы придается нужная и законченная форма. Всеми подведен итог. «Я узнал тебя; богиня фантазии! Ты посетила меня случайно — ты полетела молодым поэтам. О поэзия! Молодость! Женская, девственная красота! В: только на миг можете блеснуть передо мною — ранним утро ранней весны!» Мысль, разум творца не может примириться с этой бессмысленностью и безнадежностью существования — разум ищет опоры. И находит ее в том, что стоит как бы над самой Природой] что создано не ею, а им самим — в языке. Язык для Тургенева не просто «средство к выражению мы ли», но сама мысль. В языке народа — весь богатейший мир е: понятий, его миросознание, отображение духовной сущности человека, которая возвышает личность над бессмысленностью природного бытия. К языку Тургенев обращался за поддержкой в своих сомнениях и поисках. Совершенство и богатство русского языка бы. для него доказательством духовного здоровья и величия народ «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,— ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» Перед самым концом жизни Тургенев вновь ищет и обретает опору в мыслях о русском языке. Это стихотворение завершало цикл «Стихотворений в прозе» — самое совершенное, истинный шедевр мастера, итог итогов — «Русский язык». Читая стихотворение, понимаешь силу великой любви писателя к родине, ее народу, гордость за принадлежность к России. Эту любовь Тургенев завещал и нам, современным читателям его произведений, и в первую очередь его стихотворений о природе, любви, красоте. Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи. Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странною, Многое вспомнишь родное, далекое, Слушая ропот колес непрестанный. Глядя задумчиво в небо широкое. («В дороге»)



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru