Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Солженицын а. и. - Проблема национального характера в одним из произведений современной русской литературы


Русский национальный характер: Каков он? Что в нем особенного? В условиях труднейших исторических испытаний, выпавших на долю нашей страны, в характере человека появились мужество, стойкость, любовь к родине, воля и энергия, чувство собственного достоинства, честность, доброта, самопожертвование: 'Кажется прост человек, а придет суровая беда, в большом и малом, и поднимается в нём великая сила - человеческая красота', - писал А.Н. Толстой. О 'таинственном' и 'загадочном' русском характере слагались легенды.

В центре рассказов, повестей, романов, поэм многих русских писателей и поэтов находится проблема русского национального характера. В произведениях Б. Полевого 'Повесть о настоящем человеке', Б. Васильева 'А зори здесь тихие', М. Шолохова 'Судьба человека', В, Распутина 'Пожар', А. Солженицина 'Матренин двор':

В поисках русского национального характера Солженицин заглядывает в 'самую нутряную Россию' и находит человека, превосходно сохраняющего себя в смутных, нечеловеческих условиях действительности - Матрёну Васильевну Григорьеву. Рассказ 'Матренин двор' полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево Владимирской области.

Имя героини Солженицина вызывает в памяти образ Матрены Тимофеевны Корчагиной, а также образы других некрасовских женщин - Тружениц: Так же, как они, героиня рассказа 'ко всякой работе ловка', приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в горящую избу входить. Правда, в этих эпизодах солженицынская крестьянка совершенно лишена героического начала (конь, остановленный Матрёной , сани понёс с испугу; во время пожара героиня спасает фикусы). Нет в её внешности ничего от 'величавой славянки', не назовешь её 'красавицей, миру на диво'. Она скромна и неприметна.

На долю старухи Матрёны выпало 'много обид, много несправедливостей'. Но она не обижается на мир. Говорит с 'лучезарной улыбкой', доброжелательно, 'с тёплым мурчанием'. Это образ-символ. В бескорыстии и кротости Матрёны писатель усматривает долю праведности. Она идёт из глубины души Матрёна. 'Есть такие прирождённые ангелы - они как будто невесомы, они скользят как бы наверх этой жизни, нисколько в ней не утопая, даже касаяс ли стонами её поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, этто - праведники:' - пишет Солженицин об этом образе. Матрёна 'в ладах с совестью своей'.

Быт Матрёны поражает своей неустроенностью. Всё её богатство - фикусы, колчаногая кошка, коза, мыши и тараканы, да ещё пальто перешитое из железнодорожной шинели. Всё это свидетельствует и о бедности Матрёны, проработавшей всю жизнь, и о её самоограничении. Кажется сама природа живёт в доме Матрёны. Живущая в ладу с природой она, весьма сдержанно относится к попыткам человека вторгнутся в её владения, например к освоению космоса: ':чего-нибудь изменят, зиму или лето'.

'У неё было верное средство вернуть доброе расположение духа - работа'. Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт помогать соседям, колхозу. Абсолютно лишенная корыстолюбия и зависти, она получает удовольствие от самой работы: 'В охотку копала, уходить с участка не хотелось'. Даже в моменты физической слабости 'дела звали' Матрёну 'к жизни'. Так и жила она: 'зимой салазки на себе, летом вязанку на себе'.

По Солженицину, естественны для народного характера независимость, открытость, искренность, доброжелательность по отношению к людям, и к своим, и к чужим. Она 'не могла отказать' и даже 'покидала свой черёд дел'. При этом она не испытывала и оттенка зависти, если видела изобилие и относительное благополучие в хозяйстве, искренне радовалась за людей, понимала бренность, невечность и ненужность материальных благ. Матрёна 'не гналась за обзаводом, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни, не гналась за нарядами'. Всё это она считала глупостью и не одобряла. Глупы были люди, не понимающие истинную ценность жизни и спорящие из-за избы погибшей Матрены. Очень показательна трагедия, произошедшая на переезде в погоне за материальным благом, за заработком.

Заслуга А.И. Солженицина в изображении русского национального характера состоит в том, что он спустил с героических высот образ простого человека. Он показал, что мощь России создаёт не человек-монумент, а миллионы скромных Матрён. Россия, по Солженицыну, будет стоять, пока стоит ': посреди неба' изба праведницы Матрёны.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru