Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Северянин и. - Нравственные устои в поэзии декаданса игорь северянин


Ананасы в шампанском! Ананасы
в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо, остро.
И. Северянин

Игорь Северянин — кумир буржуазно-мещанской публики кануна революции. Первое, что мне всегда приходит в голову при упоминании этого имени, это знаменитые строчки из “Эпилога” к первой книге его “поэз” — “Громокипящий кубок”:

Я, гений Игорь Северянин...

Как ни странно, именно эта строчка, вырванная из контекста книги, и определила основное отношение к нему читателей того времени.
Видимо, поэт угодил психологической потребности общества, которое вновь теряло нравственные устои, погружаясь в ресторанный туман.
Он подкинул читателю свою ироническую усмешку превосходства над обстоятельствами. В нашем некогда насквозь мо-рализаторском обществе усмешку Северянина толковали как “северянинщину” — момент самомнения, самовосхваления и т. д. Но мне кажется, поэта нельзя лишать его свойств. Тем более сводить его творчество лишь к одной позе “гения”.
Чтобы подчеркнуть важное значение Северянина для русской литературы, приведу высказывание о нем авторитетного поэта В. Брюсова: “Не думаю, чтобы надобно было доказывать, что Игорь Северянин — истинный поэт. Это почувствует каждый, способный понимать поэзию, кто прочтет “Громокипящий кубок”.
27 февраля 1918 года на “поэзовечере” в Политехническом музее в Москве Игорь Северянин был провозглашен “королем поэзии”. Второе место занял Владимир Маяковский.
Много ходит толков о справедливости “королевского звания” Игоря Северянина. Я слышал, что футуристы буквально спровоцировали такой ход событий на вечере. Но тем не менее сам поэт отнесся к этому избранию вполне серьезно.

Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королем поэтов,
На зависть нудной мошкаре.

Пройдя свой удобный, с точки зрения обывателя, путь “дачника после революции”, Северянин отошел от своих “сладких увлечений” “ананасами и шампанским”. Он с чистым сердцем возвращался к изначально провозглашенной им поэтической простоте: “Чем проще стих — тем он труднее...”
Он обращается к темам подлинной человеческой любви и гармонии ее с природой:

Не устыдись, склонив свои колени,
Благодарить в восторге небеса,
Что зришь еще один расцвет сирени
И слышишь птиц весенних голоса.

Земля цветет, вчера еще нагая,
Цветет душа, ее цветам внемля.
Находит в сердце радость всеблагая.
Ценой бессмертья — смертная земля!

Один лишь раз живя на этом свете
И ощущая землю только раз,
Забудь о судьбах будущих столетий:
Вся жизнь твоя — в лучах раскрытых глаз.

Как видит читатель, из-под вуали декадентства, эгофутуризма, символизма в конце концов проступает лицо поэзии с классическими эстетическими чертами. Для меня несомненны заслуги поэта Игоря Северянина перед отечественной поэзии. В том, что духовные и нравственные достижения серебряного века облагородили наше общество и явились предтечей великого духа нашего народа, выстоявшего в страшных испытаниях XX века, есть и поэтический вклад Игоря Северянина.



ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru