Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Сочинения на свободную тему - Живут лишь те, кто творит добро (2)


«Человек по природе своей добр», — сказал кто-то из великих. Но почему же он совершает злые дела? В народных сказках добро торжествует, зло наказано, а в жизни часто оказывается совсем наоборот. Почему? Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, дает Библия. Когда Адам и Ева вкусили с древа познания добра и зла, они получили возможность выбирать между этими двумя противоположностями. Обратимся к литературе и посмотрим, как же живут люди, которые выбирают добро, благородство, милосердие.

Эпиграф повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — «Береги платье снову, а честь смолоду». Эта фраза говорит о том, что человек должен беречь и ни в коем случае не терять те хорошие качества, которые заложены в нем с самого рождения, не предавать изначального стремления к добру и в жизни руководствоваться благородством и милосердием.

Пример тому — взаимоотношения Гринева и Пугачева. Вспомним, как Пугачев вывел Гринева к постоялому двору, а Гринев в благодарность дарит ему заячий тулуп. В этом поступке, конечно, не только благородство, но и милосердие, уважение к человеку независимо от его социального положения. Все это почувствовал и Пугачев, что видно из его ответа Гриневу: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель!»

Это взаимное проявление добра продолжается и в более сложных ситуациях: при взятии Белгородской крепости Пугачев, узнав Гринева, спас его от смертной казни. «Я спас тебя за твою добродетель», — говорит он.

А. С. Пушкин в своей повести изображает и совершенно противоположный путь — путь зла. История Швабрина показывает, что этот путь ведет не только к моральной деградации, но и к физической гибели.

Наиболее полно, на мой взгляд, образ человека, творящего добро, изображен в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого. Андрей Болконский следует принципам благородства и милосердия. Дипломат Билибин уговаривает его не возвращаться в армию Кутузова, там князя Андрея ждет или «поражение и срам», или мирный договор, если он будет заключен: «Вам не велено приезжать назад, и отсюда вас не отпустили, стало быть, вы можете остаться и ехать с нами...». Но ответ князя Андрея демонстрирует полное

неприятие таких принципов жизни: «Еду для того, чтобы спасти армию», — говорит он. Билибин рассуждает вполне разумно и прагматично, ведь положение русской армии действительно безнадежно, но сам он, вопреки здравому смыслу, признает: «Мой милый,

вы герой». Этот поступок говорит о высокой нравственности героя, его умении следовать своей совести.

В катастрофическом XX веке добро и зло перепутались. Этот процесс показан в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд, как Люцифер и Мефистофель, кажется воплощением зла. Он так же всесилен, как и Бог: «Нет, клянусь небом, где лишь Он царит! Клянусь бездной, сонмом миров и жизней, нам подвластных, — нет! Он победитель мой, но не владыка». Внимательно вчитавшись в произведение, можно увидеть, что Воланд является посланником добра, цель его — установить справедливость. В его поступках можно усмотреть и стремление доказать людям связь добра и зла.

Поэтому Воланд в художественном мире романа — не столько противоположность Иешуа, сколько дополнение к нему. Добро и зло удивительно тесно переплелись в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, сердобольные женщины требуют поставить голову на место. И тут же мы наблюдаем, как те же самые женщины дерутся из-за денег. Зло для Воланда — не цель, а средство справиться с людскими пороками.

Да, зло и добро часто трудно отличить друг от друга. Но в жизни каждого человека бывает момент, когда человек должен выбирать между добром и злом. Поэтому отличать добро от зла необходимо. Ведь за последствия своего выбора придется отвечать всей жизнью, и один неправильный поступок может исказить весь жизненный путь. Если все люди будут стремиться творить добро, то мир, в котором они живут, станет добрее и светлее.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru