Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Салтыков-щедрин m. e. - сказка - Ложь, да в ней намек!


(по русской литературной сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина)


Из всех видов искусства литература располагает наиболее богатыми возможностями для

воплощения комического. Чаще всего выделяются следующие виды и приемы комического: сатира, юмор, гротеск, ирония.

Сатиру называют взглядом “через увеличительное стекло” (В. Маяковский).

Объектом сатиры в литературе могут быть самые разные явления. Политическая сатира

встречается чаще всего. Ярким доказательством является “Сказки” М.Е. Салтыкова-Щедрина.


Сказка — один из видов устного народного творчества, произведение волшебного, бытового или авантюрного характера. Фантастичность сказочных сюжетов позволила Салтыкову-Щедрину продолжать критику общественного строя, обходя цензуру даже в условиях политической реакции в России, то есть сатира была оружием для автора.

“Сказки” Салтыкова-Щедрина индивидуальны и не похожи ни на какие другие. Они содержат в себе проблемы всего творчества сатирика. Щедринские сказки рисуют не просто злых или добрых людей, борьбу добра и зла, как большинство народных сказок, они раскрывают классовую борьбу в России второй половины XIX века.

Теперь постараемся рассмотреть особенности жанра сказок писателя на примере некоторых из них.

В сказках противостоят две социальные силы: трудовой народ и эксплуататоры. В “Диком помещике”, а также в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” Щедрин показывает образ труженика-кормильца. Он может достать пищу, сшить одежду, покорить стихийные силы природы. В сказке “Дикий помещик” автор показывает, до чего может опуститься богатый барин, оказавшись без слуг. Этот помещик, как и генералы из

предыдущей сказки, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное, становится лесным

хищником. И жизнь эта, в сущности, продолжение его предыдущего хищного

существования. Достойный внешний облик дикий помещик, как и генералы, приобретает

снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне. В этой сказке Щедрин показывает взаимоотношения эксплуататоров и крестьян в пореформенное время.

В сказке же “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” читатель видит

безропотность мужика, его покорность, беспрекословное подчинение двум генералам.

Он даже сам привязывает себя на веревку, что лишний раз указывает на покорность,

забитость русского мужика. Автор призывает народ к борьбе, протесту, призывает

проснуться, обдумать свое положение, перестать безропотно подчиняться.

В “Премудром пескаре” мы видим жизнь обывателя, боящегося всего на свете. Премудрый пескарь постоянно сидит взаперти, боясь лишний раз выйти на улицу, с кем-нибудь заговорить. Он ведет замкнутую, скучную жизнь. Своими жизненными принципами он напоминает героя рассказа А.П. Чехова “Человек в футляре” Беликова. Когда пескарь задумывается о прожитой жизни, то он задает себе вопросы: “Какие

были у него радости? Кого он утешил? Кого приютил, обогрел, защитил?” И на все эти

вопросы ему пришлось отвечать: “Никому, никто. Он жил и дрожал — только и всего”. И

только перед самой смертью он осознает, что никому он не нужен, никто его не знает, никто о нем не вспомнит. Огромную обывательскую отчужденность, замкнутость показывает писатель в “Премудром пескаре”.

Но все же почему и для чего автор прибегает к аллегории и рисует не человека-обывателя, а рыбу, наделенную обывательскими чертами? Только ли здесь стремление обмануть

цензуру, или это литературный прием, с помощью которого автор острее вскрывает

сущность изображаемого явления? Ведь среди сказок Щедрина есть и такие, где действуют люди: “Либерал”, “Дурак”, “Соседи” и другие. Зачем же ему понадобилось

обратиться к миру рыб, животных, птиц?

Затем, что образ мелкой рыбешки, беспомощной и трусливой, как нельзя лучше характеризует дрожащего обывателя. Писатель приписывает рыбе человеческие свойства и, вместе с тем, показывает, что человеку присущи рыбьи черты. Таким образом, “пескарь” — это определение человека, художественная метафора, метко характеризующая породу людей-обывателей, трусливых и жалких.

Крылатое выражение “сказка ложь, да в ней намек!..”, несомненно, имеет отношение к творчеству Салтыкова-Щедрина — итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего

творческого пути писателя. Эти “Сказки” — самая настоящая сатира.
(по русской литературной сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина)

Сказка — один из эпических жанров литературы,имеющий иногда глубокий подтекст. Вневинном, на первый взгляд, произведении,подчас скрыт огромный смысл. Именно поэтомуэтим жанром пользовались для обличениячеловеческих пороков и недостатков.Больших успехов здесь добился знаменитыйписатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. Егосказки - это сказки для детей “изрядноговозраста”. Они интересны своейнеобычностью и многообразием.

Сказки —итог многолетних наблюдений, итог всеготворческого пути писателя. В них сплетаютсяфантастическое и реальное, комическое итрагическое, широко используются гротеск,гипербола, проявляется удивительноеискусство эзопова языка (эзопов язык —аллегорический, иносказательный способвыражения художественной мысли. Это языкнарочито затемненный, полный недомолвок,который использует писатель, лишенныйвозможности высказать свои мысли прямо).

В сказкахмы встречаем типичных для этого жанрагероев. Здесь и тупые, свирепые,невежественные правители (“Медведь навоеводстве”, “Орел-меценат”); и народ,могучий, трудолюбивый, талантливый, новместе с тем покорный своим эксплуататорам(“Повесть о том, как один мужик двухгенералов прокормил”, “Коняга”).

СказкиЩедрина отличаются истинной народностью.Освещая самые злободневные вопросы русскойжизни, сатирик выступает как защитникнародных интересов, выразитель народныхидеалов, передовых идей своего времени.Мастерски использует он народный язык.Обращаясь к устному народному творчеству,писатель обогащает фольклорные сюжетыновым, революционным содержанием. Онсоздавал свои образы на основе народныхсказок о животном — жадном волке, хитройлисе, трусливом зайце, глупом и злом медведе.

Мастерэзоповых речей, в сказках, написанных восновном в годы жестокого цензурного гнета,он широко использует прием иносказания. Подвидом животных и птиц им изображаютсяпредставители различных общественныхклассов и групп. Иносказание позволяетсатирику не только зашифровать, спрятатьистинный смысл его сатиры, но игиперболизировать в своих персонажах нечтосамое характерное.

Всмотримсявнимательнее в комичную и нелепую фигуру “дикогопомещика”. Жизнь за счет народного трудапревратила его в паразита. Весь смысл егосуществования сводится к тому, чтобы “понежитьсвое тело белое, рыхлое, рассыпчатое”.Паразит, живущий за счет крестьян,презирает их, ненавидит, не может выносить“холопьего духу”. Бог выполняет егожелание, и мужики исчезают из имения. Но вот что существенно: с исчезновением мужиканаступают всякие лишения, после которыхроссийский дворянин превращается в дикогозверя. Одновременно с помещиком страдает иуездный город (прекратился подвозпродуктов из имения), и государство (некомуплатить налоги). Это свидетельствует обубежденности сатирика в том, что народ —создатель основных материальных и духовныхценностей, он — опора государства, кормилеци поилец.

Несколькоиную социальную группу населения Россиирисует сатирик в сказке “Премудрый пескарь”.Перед нами предстает образ до смертиперепуганного обывателя, “остолопа,который не ест, не пьет, никого не видит, ни скем хлеба-соли не водит, а все толькораспостылую жизнь свою бережет”. Щедринисследует в этой сказке вопрос:а в чем смысл и назначение жизни человека?

Обыватель-пескарьсчитает основным смыслом жизни лозунг: “Выжитьи щуке в хайло не попасть”. Смыслщедринской аллегории;, изображающей,конечно, не рыбу, а жалкого, трусливогочеловечка, в том, что “пескарь” — этоопределение человека, художественнаяметафора, метко характеризующая обывателей.

Итак, можносказать, что идейное содержание ихудожественные особенности сказокнаправлены на воспитание лучших качествчеловеческого характера.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru