Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Прочее - «анчар»



После возвращения из ссылки Пушкин понял, что его мечты о свободном творчестве не могут осуществиться. Царь и его слуги не оставляют поэта в покое. Тайные агенты следят за каждым его шагом, его произведения подвергаются жестокой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения 'Андрей Шенье' и безбожной поэмы 'Гаврилиада'. Эти обстоятельства личной жизни, а также усиление правительственной реакции и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения 'Анчар', содержащего резкий протест против губительной силы деспотизма.
В основу сюжета этого произведения Пушкин положил полулегендарные сведения о существовании на острове Яве ядовитого дерева упас-анчар. Путешественники рассказывали, что это дерево отравляет окрестный воздух и сок его смертелен. Вожди местных племен посылали приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую употребляли для отравления стрел. Великий поэт использовал эти рассказы о ядовитом дереве, чтобы создать аллегорический образ неограниченного деспота, несущего смерть и уничтожение всему живому, отнимающего у человека самое дорогое - жизнь.
Стихотворение делится на две части: в первой части дается описание ядовитого дерева, во второй рассказывается о всесильном владыке, пославшем на смерть своего раба, чтобы при помощи добытого им яда сеять смерть среди своих соседей.
Ядовитое дерево рисуется поэтом как предмет, несущий гибель всему живому, как какое-то фантастическое существо, всесильное и всеуничтожающее. При изображении анчара Пушкин использовал художественные детали, направленные на раскрытие его основного свойства - губительности для всего окружающего: анчар стоит 'в пустыне чахлой и скупой', 'один во всей вселенной', породила его природа 'в день гнева', ядом напоены его корни и ветви; от зноя яд каплет, а к вечеру застывает 'густой прозрачною смолою'; к нему не летит птица, и 'тигр нейдет'; дождь, оросивший его листы, стекает уже ядовитым на песок. Для зарисовки образа дерева поэт воспользовался по преимуществу выразительными и оценочными эпитетами: 'пустыня чахлая и скупая', 'почва, зноем раскаленная', 'природа жаждущих степей', 'зелень мертвая ветвей', 'вихорь черный' и 'тлетворный', 'лист его дремучий'Е Употреблено одно сравнение ('анчар как грозный часовой'), раскрывающее, подобно эпитетам, губительную силу зла этого дерева.
В образе владыки Александр Сергеевич подчеркивает его всевластие, безжалостность ('послал к анчару властным взглядом', 'непобедимый владыка'), гибельность для всего окружающего (умирает раб, 'гибель разослал к соседям в чуждые пределы'). В образе раба подчеркнута его безропотность, покорность своей судьбе ('послушно в путь потек', 'умер бедный раб у ног непобедимого владыки'). Образ князя и образ слуги резко противопоставлены друг другу, Пушкин воспользовался приемом антитезы при обрисовке этих образов ('непобедимый владыка' и 'бедный раб'), однако, резко осудив такое разделение людей, поэт отметил в них общее: 'Но человека человек послал к анчаруЕ'.
А образ анчара дополняет образ владыки, усиливает его, делает ярким и более значительным. Анчар несет смерть окружающей природе, князь - людям.
Идейный смысл стихотворения 'Анчар' - изображение губительной для общества власти самодержавия, призыв к его уничтожению. Мысль эта выражена в аллегорических образах и поэтому стихотворение было пропущено цензурой.
Появление в печати 'Анчара' имело большое общественно-политическое значение. Это было выступление поэта против самодержавия, хотя и замаскированное.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru