Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Пикуль в. - Своей земли минувшие дела



Любовь к родному пепелищу...
А. Пушкин

Мне кажется, русские люди с особой трогательностью и любовью относятся ко всему, что связано с историей нашей страны. Наверное, это потому, что мы еще сравнительно молодая нация и все исторические события как бы не очень отдалены от нас временем. Наша память о них свежа, и мы словно представляем себя участниками ярких событий родной истории. Большое значение в этом имеют художественные произведения. Например, мой любимый писатель Валентин Пикуль, на мой взгляд, обладает даром вводить своего читателя в живой мир истории.
Но с историей, к сожалению, связано у нас и много нравственных проблем. Есть такое понятие у русских — “Иван, не помнящий родства”. Таких “иванов” в наше время развелось много, и это очень тревожно. Ведь настоящее можно понять только через прошлое, а сейчас особенно важно понять настоящее, потому что произошел великий исторический перелом в нашем обществе. Известный историк Б. А. Рыбаков отметил, что В. С. Пикуль “делает полезное дело” и что его книги сыграли немалую роль в нынешнем усилении тяги к отечественной истории.
Я уже говорил, что Пикуль — мой любимый писатель, но он явился для меня и хорошим учителем. По сути, его произведения — это учебники жизни, но только с увлекательными и захватывающими сюжетами. Книги писателя помогли лично мне полюбить историю России. Мне нравится масштабность его взглядов, стремление вобрать в повествование как можно больше событий и героев. Читая романы Пикуля, я не только погружаюсь в прошлое, но и задумываюсь над настоящим.
Как во всякой истории, в нашей произошло множество славных и бесславных событий: войн, дипломатических интриг и т.д. Одним из самых напряженных периодов нашей истории является Семилетняя война, в которой участвовала Россия в XVIII веке. Пикуль отобразил события той далекой эпохи в своем романе “Пером и шпагой”. В основе сюжета — деятельность одного французского дипломата. Через его образ писателю удается передать накал политических страстей того времени, показать интересы и противоречия ведущих европейских стран той поры, сплетенные в тугой узел. Читатель видит корыстолюбие и глупость, а порой и трусость некоторых русских чиновников, а на их фоне — подлинных патриотов России. Великолепен в нравственном отношении генерал Салтыков. Автор наделил его скромным нравом. Генерал никогда не подхалимничал, не терся у престола, но именно он стал победителем прусского короля Фридриха II, героем этой европейской войны. Генерала Салтыкова любили солдаты и смело шли за ним в бой. Конечно, у генерала было много завистников среди трусливых и корыстолюбивых чиновников. Они завидовали его независимости и строили всяческие козни, чтобы испортить ему карьеру. Семилетняя война не принесла особой пользы нашему отечеству, но благодаря мужеству и таланту русских полководцев Россия снискала себе славу и уважение европейских держав.
И в других своих произведениях Пикуль показывает эпоху посредством конкретных героев. Это его излюбленный писательский прием. “Золотой век” российского дворянства Пикуль изобразил в романе “Фаворит”. Действие романа охватывает очередной переломный период нашей истории: на смену “дщери Петровой” Елизавете к власти в стране пришла немка Екатерина II.
Центральные образы романа — Екатерина и Потемкин. Несмотря на то что Екатерина чужестранка, автор представляет ее волевой, умной женщиной, пекущейся о благе России, и мы влюбляемся в ее образ. Екатерина действительно сделала много хорошего для России. Она сумела расположить к себе россиян, понять нужды некогда чужой ей страны и честно служить ей. Но в то же время — это любвеобильная женщина, хитрая и порой жестокая правительница.
Рядом с императрицей стоит противоречивая фигура светлейшего князя Потемкина. Князь, в силу законов своего времени и положения в обществе, довольно грубый, хитрый и часто беспринципный царедворец. Но Пикуль выделяет его главную положительную черту, на фоне которой перечисленные недостатки меркнут. Писатель в романе “Слово и дело” роднит Потемкина с геройским генералом Салтыковым из “Пером и шпагой”, с Горчаковым из “Битвы железных канцлеров”, с нашими полководцами и флотоводцами из “Фаворита”.
Хочу отметить большой диапазон эпох, описываемых Пикулем с XVIII по XX век. Интересен для широкого читателя цикл романов о русско-японской войне 1904—1905 годов. Писателю было нелегко работать после уже вышедших на эту тему книг — “Порт-Артура” А. Степанова и “Цусимы” А. Новикова-Прибоя. Но Пикулю удается нешаблонно решить в своих романах эту, казалось бы, уже пройденную тему. Он показал русскому читателю и гражданину, что, хотя общество и привыкло считать Цусимское сражение поражением царского флота, это поражение чисто формальное. Героизм и патриотизм русских моряков и офицеров, для которых честь державы была дороже собственной жизни, делают это сражение победой русского духа.
Яркое впечатление оставили во мне и такие романы Пикуля, как “Каторга”, где раскрывается неизвестная страница истории Сахалина: когда на остров пришли японцы, каторжане стали защищать свою страшную и жестокую тюрьму; “У последней черты”, в котором описан крах самодержавия и роль в этом Григория Распутина, как представителя мистической народной силы России.
Все произведения Валентина Пикуля, несмотря на разные сюжеты и эпохи, в которых живут его герои, объединяет одно страстное чувство — имя которому ПАТРИОТИЗМ. Полюбив его смелых и честных героев, мы никогда не разлюбим историю нашей России.




Главное для меня - патриотическая идея.В.Пикуль.

Есть русская поговорка: 'Иван, не помнящий родства'. Ксожалению, в смысле знания истории очень многие люди стали такими 'Иванами'. А ведь без истории не может быть образованногочеловека. Настоящее можно понять только через прошлое, а сейчас важно понять наше настоящее. Литература, учительница жизни, должна прививать интерес и любовь к прошлому нашей и других стран. В отношении Валентин Саввич Пикуль (родился в1928г.) для широкой публики часто выступает первооткрывателем.Ведь некоторые его романы освещают те страницы, которые былизнакомы, в основном, лишь узким специалистам. Известный историк академик Б.А.Рыбаков отмечал, что романы сыграли немалуюроль в нынешнем усилении тяги к истории.

Я давно знакома с творчеством Пикуля. Это и отличныйучебник жизни, и увлекательный, захватывающий сюжет. Произведения писателя помогли мне полюбить историю России. Мне нравится масштабность его взглядов, стремление вобрать в повествование как можно больше событий, мест, героев. Читая романыПикуля, не только погружаешься в прошлое, но и задумываешьсянад настоящим.

В истории нашей страны много славных и бесславных войн,немало и дипломатических интриг. Одним из напряженных периодовбыла Семилетняя война в 18 веке. Писатель обращается к этомуэпизоду в романе 'Пером и шпагой'. Сюжет построен вокруг истории одного французского дипломата. Но его любопытная фигурадает писателю возможность показать тугой узел интересов и противоречий ведущих европейских стран. Мы видим корыстолюбие иглупость, а порой и трусость ряда русских сановников и нарядус этим подлинных патриотов. Один из них - генерал Салтыков.Автор описывает его как тихого старичка, который вперед никогда не лез и около престола не отирался. Но именно он оказалсяистинным победителем прусского короля Фридриха 2, героем всейевропейской войны. Он был прекрасным полководцем, понимавшимсолдата. Завистники не простили ему самостоятельности. К сожалению, война не принесла пользы России, хотя славы и уваженияей добавила.

На смену 'дщери Петровой' Елизавете пришла немка Екатерина 2. Ее царствование описано в романе 'Фаворит'. Это был 'золотой век' русского дворянства.

Главный художественный принцип Пикуля - показывать эпохучерез конкретных исторических лиц. Их много в романе. Но центральные образы- Екатерина и Потемкин. Царица предстает переднами волевой и умной женщиной, знакомой с видными философамиЕвропы. Она умеет расположить к себе людей, понять чужую страну и служить ей. Но в то же время это хитрая, порой коварная ижестокая правительница, слишком любвеобильная женщина, стремившаяся нравиться до самой смерти.Противоречива и фигура 'светлейшего' князя Потемкина. Онловкий, хитрый человек и царедворец, часто беспринципный,иногда очень грубый. Но писатель выделяет одну очень важнуючерту, которая, наверно, и сделала его заметной личностью внашей истории. Она роднит его с Волынским в 'Слове и деле',Салтыковым, с Горчаковым в 'Битве железных канцлеров', нашимиполководцами и флотоводцами в 'Фаворите'. Это патриотизм.Диапазон исторических эпох, описываемых романистом, велик, с 18 по 20 века. В 1987 году он завершил цикл романов орусско - японской войне 1904-05 годов. Эти события уже нашлиотражение в советской литературе: в 'Порт-Артуре' А. Степановаи 'Цусиме' А. Новикова-Прибоя. Но Пикуль рассказывает о войнепо-своему. Писатель считает, что история не терпит шаблонов, скоторыми у нас подходят к тем или иным событиям и личностям.Он напоминает о том, что хотя мы привыкли считать Цусимскоесражение поражением царского флота, но забываем о высоком патриотизме моряков, когда матросы и офицеры заведомо знали, чтопогибнут. Но честь России для них была дороже жизни! В последнем романе своей эпопеи 'Каторга' Пикуль рассказывает о каторжанах на Сахалине. Раскрывается неизвестная страница истории.

Когда на остров пришли японцы, ссыльные стали защищать своюстрашную, жестокую тюрьму! С большим мастерством исследуетписатель истоки патриотизма у этих преступников. Несмотря навсе пороки их характера и воспитания, они остаются русскими исражаются, погибают за свою Родину.

Большое впечатление на читателей произвел роман 'Упоследней черты' об авантюристе Гришке Распутине и последнихгодах царского дома Романовых. Романист прекрасно показалнравственное и духовное убожество власть имущих перед революцией. Люди, у которых в руках была судьба страны, сами оказались чуть не игрушкой в руках темного мужика и мистика Распутина.

Романы Пикуля построены на контрастах, на противопоставлении патриотов и предателей, честных, преданных людей и карьеристов, хапуг; смелых и трусов. Перед нами встает такая галерея интересных и значительных, роковых и ничтожных фигур, беззнания о которых наша духовная жизнь была бы беднее. Но в тоже время не всегда оправдано копание писателя в интимных подробностях, выпячивание и смакование их. Возможно, это одна изпричин того, что некоторые считают романы Пикуля бульварными.Но надо ценить то, что Валентин Пикуль открыл для нас эпизодыистории, сделал их живыми, заполнил интересными лицами, помогмногим полюбить историю. Спасибо писателю!

Нам, конечно, надо помнить, что в русской и советской литературе очень сильны традиции исторической прозы и поэзии.Пушкин и Лермонтов, М.Загоскин и А.К.Толстой, Л.Н.Толстой иД.Мережковский, С.Есенин и А.Н.Толстой, С.Сергеев-Ценский иА.Борщаговский, Ю.Тынянов и В.Ян, многие другие написалиблестящие произведения о прошлом нашей страны. Пусть же будетбольше таких писателей!

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru