Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Пушкин а. с. - Философские мотивы лирики а. с. пушкина.


Философская лирика – это стихотворения, основу которых составляют раздумья о смысле жизни, о вечных человеческих ценностях. У Александра Сергеевича Пушкина много произведений, где мысль и эмоция идут рядом. Я бы сказал, что мудрость у поэта порой становится одним из чувств. Происходит это, например, в стихотворениях о природе. Здесь выражаются мысли о том, что жизнь мира вечна, что человеку неподвластно изменить ее течение, да и не надо. Природа разумнее нас, мы должны довериться ей и более спокойно относиться к своему возрасту, находить достоинства, как в юности, так и в зрелости, и в старости. Все в этой жизни справедливо, поэтому приятную грусть ощущает герой стихотворения «Вновь я посетил…», когда обращается к «зеленой семье»:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! Не я
Увижу твой могучий поздний возраст, -
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь…
…Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Не надо бороться со временем, нужно лишь помнить, что оно уходит, и стараться успеть сделать как можно больше хорошего людям, чтобы они не забыли о тебе. Жизнь быстротечна, но прекрасна в каждом своем проявлении, и поэт преклонялся перед ней. Подобная мысль звучит, например, в таком стихотворении:
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою…
Глубина мысли и чувства здесь необыкновенно волнует нас. Об очень высоком и благородном поэт говорит так просто. Но сколько тихой нежности в его словах! Любовь к миру, к человеку – основа жизни, как утверждает Пушкин. Это тоже философия. Любовь вечна, неизменна, и именно она делает нас людьми. Поэтому любящий человек – всегда гуманист. В лирике Пушкина последнее качество проявляется, например, в уважении к личности, к ее праву на выбор. Об этом поэт пишет в стихотворении «Я вас любил…», которое также можно считать философским:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Лирический герой здесь не осуждает возлюбленную, за то, что она предпочла ему другого. Он осознает, что «сердцу не прикажешь» и «на чужом несчастье счастья не построишь» - нельзя быть эгоистом. Герой, наоборот, благодарен и судьбе, и любимой, что большое, замечательное чувство осветило его жизнь. Доброта этого человека – проявление высшей любви к ближнему, которая навсегда останется в его сердце.
Отношениям между людьми посвящено множество философских стихотворений Пушкина. Он рассуждает не только о любви, но и о дружбе - также великом даре человечества. Вот что пишет поэт в произведении «К Чаадаеву»:
Ни музы, ни труды, ни радости досуга,
Ничто не заменит единственного друга.
Ты был целителем моих душевных сил…
..В минуту гибели над бездной потаенной
Ты поддержал меня недремлющей рукой;
Ты другу заменил надежду и покой…
Всю жизнь Пушкин был верен друзьям, и они часто выручали, спасали его. А драматических и трагических ситуаций у поэта было много. Например, в период южной ссылки он так говорил о себе:
Я пережил свои желанья,
Я разлюбил свои мечты;
Остались мне одни страданья,
Плоды сердечной пустоты.
Под бурями судьбы жестокой
Увял цветущий мой венец;
Живу печальный, одинокий,
И жду: придет ли мой конец?
Перед нами философия романтика-пессимиста, неудовлетворенного жизнью и во всем разочарованного. Но проходило время, взгляды поэта менялись, он мирился с тем, что уготовила ему судьба, и ждал лучшего:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,
И ведаю, мне будут наслажденья…
Мироощущение Пушкина в целом было оптимистическим. Особенно это заметно в его поздней философской лирике, где царит спокойная мудрость человека, познавшего жизнь во всех ее проявлениях:
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru