Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Пушкин а. с. - Образ, бережно хранимый


    Что в имени тебе моем?

    Оно умрет, как шум печальный

    Волны, плеснувшей в берег дальний,

    Как звук ночной в лесу глухом. ...

    Но в день печали, в тишине,

    Произнеси его тоскуя;

    Скажи: есть память обо мне,

    Есть в мире сердце, где живу я... А. С. Пушкин

    Русская поэзия родилась под счастливой звездой Пушкина. Идут века, а звезда гения славянского миpa путеводно горит на небосклоне проникновенного слова. От колыбели до последней дороги живет в каждом из нас свой Пушкин. Образом, строкой, мыслью, страстностью и убежденностью. Пушкин — это уже нечто большее, чем определенный человек, это — целый мир со своей красотой, это то необъятное, что мы невольно любим. Просто любим и находим повсюду это причудливое переплетение жизненной прозы с чем-то более утонченным и высоким, радости с болью, обыденности с восторгом, любви с равнодушием, наконец, коварного зла с непобедимым добром.

    “Что в имени тебе моем?” — этот вопрос — одновременно плод творческого поиска создателя и свидетельство того, что для каждого человека это имя имеет свое особенное, неповторимое, индивидуально определенное значение. Для кого-то Пушкин — поэт-лирик, для кого-то — проникновенный прозаик, для кого-то — философ, аналитик. Кого бы ни открыли вы для себя в Пушкине, верно одно: каждой, по крайней мере, русской душе необходимо его невидимое присутствие. “В нем русская душа, русский язык, русский характер”, — восторгался Гоголь талантом Пушкина. Великий сын России, певец ее свободы, пример бесконечной любви к Родине, к родному слову! Да, Россия смогла воспитать своего певца и властителя дум целого поколения.

    Судьба Поэта, нелегкая и всегда покрытая пеленой загадочности, тайной. Но что значит судьба для человека, верного своим убеждениям, идеалам, своей любви к Отечеству! Главное — душа жива, и сердце не хочет, не может сдаться без боя. Таков и Александр Пушкин; какие бы удары судьбы ни пришлось ему вынести, какие бы испытания ни грозили незащищенной и одновременно стойкой душе его, сердце всегда, не останавливаясь, продолжало биться для других. Вот подлинное проявление истинно русской души!

    И долго буду тем любезен я народу,

     Что чувства добрые я лирой пробуждал...

    И вновь перед нами поэт — провидец, чувствующий каждый порыв необъятной души народа. Зная душевную жажду русского человека, Пушкин создает произведения тонкие, смелые, естественные, добрые, лишенные фальши. И русская душа просто не может не увидеть, не почувствовать ту теплоту, что исходит от его творений. Своим слогом, чистым и сильным, поэт пробуждает лишь глубокие и искренние чувства.

    Нельзя не согласиться с В.Г. Белинским, что, читая творения Пушкина, “можно превосходным образом воспитать в себе человека”. Каждая строчка поэта “дышит” любовью к прошлому своего народа, к людям, к жизни. И мы чувствуем эту всеобъемлющую любовь, этот живительный источник оптимизма, веры в будущее и в свои силы.

    “Я памятник себе воздвиг нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа...” — Александр Сергеевич нашел путь к сердцу человека, оставшись в памяти людской. Пушкин — “явление чрезвычайное”, личность, сумевшая лицезреть будущее, оставшаяся на Земле навсегда. В сердцах людей.

    Но в дни печали, в тишине,

    Произнеси его тоскуя;

    Скажи; есть память обо мне,

    Есть в мире сердце, где живу я...

    Поэт верил, что не одно сердце будет его помнить и бережно хранить память о нем, и оказался прав.

    А его неземным, незримым продолжением являются строки, поэтические и прозаические, вновь и вновь рождающиеся в сердцах людей.
    Я к вам пишу — чего же боле?

    Поэту что могу сказать?

    То не в моей и в вашей воле —

    Ответа мне не стоит ждать.

    Но вы, моей не зная доли,

    Мне каплю мудрости даря,

    Не оставляете меня.

    Сначала я читала сказки,

    И представляла я тогда,

    Как няня вам у колыбели

    Певала песни иногда.

    Потом стихи ваши читала

    И думала: “Ах, если б раз

    Услышать ваш волшебный глас,

    Чтоб насладиться вашей речью,

    Вам слово молвить, и потом

    Все думать, думать об одном

    И день и ночь до новой встречи”.

    Но время вспять не повернешь,

    И все мечты мои напрасны,

    А ты в стихах своих живешь...

    В них бьется жизнь. Она прекрасна.

    Зачем, не знала я вполне,

    Открыла мир волшебных песен,

    Пяти коротких повестей,

    Язык которых так чудесен.

    По ним училась жизни я,

    Узнала горькое мученье,

    “Души неопытной волненье” —

    И изменилась жизнь моя.

    “Другой!.. Нет, никому на свете”

    Теперь я сердце не отдам!

    Из всех людей я выбрала Поэта,

    Любовь и жизнь со смертью пополам.

    “Вся жизнь моя была залогом

    Свиданья верного с тобой;

    Я знаю, ты мне послан богом”,

    До гроба ты учитель мой.

    Ты мне в романе вновь явился,

    “Незримый, ты мне был уж мил”,

    Твой чудный слог меня томил,

    В душе твой голос отзывался.

    “Давно... нет, это был не сон!”

    Тебя в романе вмиг узнала

    И добрым другом нарекала,

    “И в мыслях молвила: вот он!

    Не правда ль? я тебя слыхала:

    Ты говорил со мной в тиши”,

    Когда людей я узнавала

    И мертвый холод их души?

    “Не ты ль, с отрадой и любовью,

    Слова надежды мне шепнул?”

    Мир обагрив своею кровью,

    Как солнце луч, на миг сверкнул.

    Я к вам пишу! Не страшно перечесть

    С надеждой снова к вам взываю...

    Ответа нет, но ваши книги есть,

    И в них себя я обретаю.
    Да святится имя твое... А. Куприн

    Россия — огромная страна, поражающая наше воображение количеством выдающихся людей. Долгие века на небосклоне науки и литературы она зажигает свои звезды.

    Особенно хотелось бы обратить внимание на личность, великую и выдающуюся. Он звезда, подаренная миру Всевышним. Мои слова, мое сердце — Пушкину.

    Признанный гений пришел к нам в начале XIX века. Положение его семьи позволило ему получить хорошее образование. Начал он путь в науку с лицея. Именно в лицейские годы в нем обнаружились способности к написанию стихов. Под руководством выдающихся преподавателей происходило формирование личности молодого поэта.

    Моя Студенческая келья

     Вдруг озарилась: муза в ней

    Открыла мир младых затей...

    Как и большинство молодых людей, Пушкин отличался большой впечатлительностью. Все, что угодно, могло занять его внимание. И увлекшись темой, уходил на встречу со своей музой. Он написал о любви и душевных страданиях. Ему нравились исторические сюжеты, и просто хорошее настроение привлекало его внимание.

    Там, там — где тень, где лист чудесный,

     Я находил язык небесный,

     Сгорая жаждою любви...

    После, когда он стал взрослее, поэт полюбил осень, которая приносила ему спокойствие и душевный покой. Во времена ссылок, переполненный новыми впечатлениями, осенью он творил. Верхом надолго уходил в поля и леса. Там любовался прелестями, которые открывал ему родной край. Пушкин подолгу бродил по аллеям, вспоминал счастливые минуты, пережитые им. И, вернувшись, долгими осенними вечерами, освященный светом своей музы, усиленно работал.

    Мерцают звезды надо мною:

    Мне грустно и легко, печаль моя светла.

    Поначалу, пока творчество Пушкина не коснулось политики, его работами восхищались. Мастера пера увлекали не только прелести окружающего мира и личные чувства. Он старался не остаться в стороне от политической жизни. На ход событий в высшем свете он пытался влиять своим творчеством. Из-под его пера стали выходить произведения, отражающие реальные события в. стране. В это время его увлекло движение декабристов. В этом движении непосредственного участия он не принимал, но его поддержка была ощутима. Тогда шутили: у Пушкина личным цензором был царь.

    Стихи поэта, направленные против царя и носившие революционный характер, переписывались от руки. Распространялись как листовки. Его слава была так велика, что порой приходилось долго доказывать непричастность к написанию эпиграмм. Это было тяжелое время для творца. “Друзья” отверну лись от него. Под угрозой расправы многие бросились критиковать поэта. Тогда было вылито море грязи, чтобы очернить одного человека. Все, кому не лень, учили, что и'как писать. Желали выступить в роли учителя поэта, стать покровителями его измененного творчества. Ни на минуту не ослаблялся четкий и строгий надзор. Пушкина постоянно отсылали подальше от столицы. Делалась попытка сломать личность. Все действия направлялись против него. И даже собственный отец был на службе у царя и не давал поэту спокойно вздохнуть. Их фамильное имение постоянно посещали семейные ссоры. Таким образом, Пушкин стал первой жертвой декабристской революции. Революции, которая не принесла ощутимых сдвигов, но заставила некоторые умы обдумать будущее России. И как ожидал поэт, вскоре у него появились единомышленники. Но до их появления — еще долгие годы непризнания и жестоких нападок со стороны общества. С каждым разом было все труднее сдерживать нападки со стороны противников, и, казалось, близок уже конец. Великий гений будет сломлен. Признание в авторстве многих произведений грозило ему смертью.

    Я возмужал среди печальных бурь,

     И дней моих поток, так долго мутный,

    Теперь утих дремотою минутной

    И озарил небесную лазурь.

    В этот тяжелый час Пушкину выстоять помогло самое светлое чувство — любовь. Он прошел путь от легкой юношеской увлеченности до зрелой страсти. Его можно сравнить со средневековым рыцарем. Как истинный “воин”, между “сражениями” он вкушал прелести женского сердца. Много времени он проводил в кругу своих поклонниц, получал душевное успокоение. В этот период много писал об обжигающей его душу страсти, о горечи разлук...

    Я думал, сердце позабыло

     Способность легкую страдать,

    Я говорил: тому, что было,

     Уж не бывать! Уж не бывать!

    Обильность чувств не притупила в нем истинное ощущение любви, постигнуть которое дано не всякому в жизни. Пушкин раскрыл свое сердце, свой внутренний мир, свою душу, самого себя.

    О дева-роза, я в оковах:

    Но не стыжусь твоих оков.

    Так соловей в кустах лавровых,

    Пернатый царь лесных певцов,

    Близ розы гордой и прекрасной

    В неволе сладостной живет

    И нежно песни ей поет

    Во мраке ночи сладострастной.

    Это самое светлое и чистое в жизни не затемнилось пошлостью желаний. На балу в лучах света, осветленный красотой ее, он встретил ту единственную... За это “светлое чудо” он готов был отдать жизнь. Подмываемый волнами сплетен высшего общества, он не выдержал. Человек может пережить все, что угодно, но не надругательства над самым дорогим.

    К сожалению, люди часто становятся жертвами глупейших правителей и их трусливого и подлого окружения. Последнее, видно, является самым страшным. Ведь если тиран не вечен, то трусость, низость и зависть вечны. Трудно поначалу определить, кто есть кто, когда у тебя за спиной плетутся интриги, а ты их не ждешь и веришь в честность людей... Многие смотрят в глаза с видом преданного друга, однако они первые же вонзят тебе в спину нож. Пушкин стал жертвой тирана и его подлых слуг. Но они не учли того, что поэт тесно связан с русским народом и что он — глас народный. Народ безмолвствует, но это до поры.

    Пушкин верил в великую Россию, которая будет свободной и вольной, честной и благородной, умной и величественной.

    Пушкин пришел в этот мир, чтобы изменить его, сделать лучше и чище; он принес себя в жертву во имя нас. Пушкина “дал” нам Господь. Он — вечен.
    200 лет со дня рождения великого русского поэта. Юбилей, торжественные речи, восторженные фразы и пышная пустота. Хочется говорить о Пушкине, но не ради красного словца, хочется представить поэта, но не по заученным фразам из учебника, хочется почувствовать пушкинскую эпоху, на мгновение стать современницей поэта.

    И я решила отправиться в путешествие по пушкинским местам: в Москву, Петербург и Пушкино, в город детства, город юности, город зрелости.

    Москва — большой, яркий город, древняя столица России. Здесь Пушкин родился, здесь прошли его детские годы, и через всю свою жизнь поэт пронес любовь и благодарность городу своего детства:

    Как часто в горестной разлуке,

     В моей блуждающей судьбе,

     Москва, я думал о тебе/

    И москвичи “поселили” Пушкина на одной из главных улиц, Тверском бульваре.

    На гранитном пьедестале возвышается фигура Поэта, отлитая из бронзы: Александр Сергеевич Пушкин. Поэт спокоен, даже слишком меланхоличен, но есть в нем нечто привлекательное, внушающее симпатию. Он возвышается над мирской суетой. “Хвалу и клевету приемли равнодушно”, — вспоминаются строки стихотворения-пророчества. Удивительно быстро памятник Пушкина прижился на Тверской, стал неотъемлемой частью московского колорита. Необыкновенной притягательной силой обладает это место. Уже на открытии памятника в 1880 г. на минуту помирились Тургенев и Достоевский, произнесший речь о поэте, который своей жизнью заслужил право на духовное представительство России. Потом сюда к “Памятнику Пушкина” приходила гулять с няней маленькая Марина Цветаева, полюбив “черного гиганта”. Пушкин Тверского бульвара видел торжества коронации последнего русского императора. Мимо шли на фронт солдаты Великой Отечественной войны.

    Меняется облик Москвы, все так же спешат куда-то москвичи, летят по Тверской современные автомобили, а Пушкин стоит на своем посту, неподвластный времени, суете. И сегодня у памятника поэту назначают свидания влюбленные, играют дети, старушки кормят хлебными крошками голубей. И уже никто не может представить Тверскую без Пушкина — он стал своим, родным. И глядя на памятник, хочется вернуться в прежние времена, попасть на балы, в театр и ощутить себя человеком пушкинской эпохи.

    Но вот я оставляю Москву, и по дороге в Пушкино меня не покидает ощущение, что поэт рядом, что я могу случайно встретить его среди мелькающих лиц. Незаметно пролетело время, и я уже стою в лицейском саду рядом со зданием Царскосельского лицея, где поэт написал свои первые стихотворения, познал муки и радость творчества, приобрел друзей на всю жизнь.

    В столетие со дня рождения Пушкина здесь был заложен, а в 1900 году открыт памятник. Поэт непринужденно и даже мечтательно сидит на скамье, задумчиво глядя вдаль. Невольно представляю молодого Пушкина, резво бегающего по саду с друзьями. Настроение улучшается. И душа радуется, когда вижу, как вокруг играют дети, отдыхают взрослые и курсанты читают вырезанные на пьедестале строки:

    В те дни в таинственных долинах,

     Весной, при книгах лебединых,

     Близ вод, сиявших в тишине,

     Являться Муза стала мне.

    Наши школы не похожи на Лицей, но школьная жизнь, общение с одноклассниками, первые успехи и разочарования, первая любовь и настоящая дружба — это то, за что мы благодарны школе, за что помним школьные годы, первую учительницу всю свою жизнь.

    Я прощаюсь с Пушкиным-лицеистом, озорным, проворным мальчишкой, который “читал охотно Апулея, а Цицерона не читал”, “гордился своей ветреной подругой” Музой, и отправляюсь в Петербург, город, в котором прошли последние, может быть, самые трудные годы жизни поэта.

    Я иду к Русскому музею. Перед ним возвышается фигура поэта на высоком пьедестале. Рука поднята во вдохновенном порыве. Курчавые волосы развеваются на ветру, и сам поэт, кажется, обращается к потомкам: “Здравствуй, племя, младое, незнакомое!” И вся эта торжественная возвышенность передается моей душе, отчего становится на сердце легко и хочется творить. Творить, чтобы не только потрясти, но и покорить мир, как сделал это великий русский поэт.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru