Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Островский а. н. - катерина - "луч света в темном царстве"


В пьесе "Гроза" А.Н.Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени - освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.

Центральное место в пьесе занимает судьба Катерины: история ее замужества, жизнь в доме Кабановых, любовь ее и тоска по воле. По складу своего характера Катерина резко

выделяется из той среды, в которую она попала. В этой исключительности и своеобразии характера героини и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую должна была пережить в "темном царстве" Диких и Кабановых.

Катерина- натура поэтически-мечтательная. Образ птицы часто возникает в ее сознании: "Отчего люди не летают! отчего люди не летают, так, как птицы?... Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела...". Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, промелькнувших так незаметно, Катерина сама рассказывает Варе о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Тогда, в родительском доме, она жила, "точно птичка на воле". Ласки матери, которая в ней "души не чаяла", уход за любимыми цветами, которых у Катерины было "много-много", вышивание по бархату -вот круг тех ежедневных впечатлений, под влиянием которых сложился ее внутренний мир. Впечатлительная от природы, Катерина жадно прислушивалась к рассказам странниц и богомолок. В результате в ней сильно развились воображение, фантазия, религиозная мечтательность. Жила Катерина замкнутым внутренним миром, погружаясь порой в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям. "...В солнечный день из купола светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, ночью встану... да где-нибудь

в уголке и молюсь до утра. Или рано в сад уйду... упаду на колена, молюсь и плачу, и

сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу..." - рассказывает она Варваре. Катерина

обладает пылкой и страстной душой, "Такая уж я зародилась горячая! - говор ила она, -я

еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело

было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!..,". Катерина способна не только на смелые

поступки, но и на полный разрыв с опостылевшей ей жизнью. "Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - Признается она. - Конечно не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.

Не хочу

здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!"

И вот Катерина попадает в семью Кабановой, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая, с его волшебным миром грез и видений, Катерина попадает в обстановку "темного царства". Естественно, что конфликт между "темным

царством" и душевным миром Катерины оказался неизбежным.

Положение Катерины осложняется еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и не любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона. Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, непохожий на всех окружающих, с душой, схожей с ее собственной, и с настроениями, близкими, ей самой. Любовь к Борису стала смыслом ее существования. Катерина и в любви особенная. Она готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!... Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" - заявляет она Борису. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего"греха". Обостренная борьба чувства и долга кончается тем, что несчастная женщина публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Скоро происходит и развязка драмы: самоубийство героини, которая проявила свой отчаянный, хоть и бессильный протест против "темного царства".


В ее трагическом конце, по словам Добролюбова,"дан страшный вызов самодурной силе... В Катерине видим мы протест против кабановских понятии о нравственности,

протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над

бездной, в которую бросилась бедная женщина.
Пьесу “Гроза” написал Александр Николаевич Островский в 1859 году. Появлению пьесы предшествовала экспедиция 1856 года по Волге и воспоминания от поездки в 1848 году.


Главная героиня в пьесе “Гроза” — Катерина. Действие происходит в городе Калинове, на

берегу Волги, летом. В купеческом Калинове виден мир, порывающий с нравственными

традициями народной жизни. Лишь Катерине дано удержать всю полноту жизнеспособности и сохранить чувство ответственности перед лицом тех испытаний, которым она подверглась после замужества. Каба-ниха — свекровь Катерины — невзлюбила ее и все время хочет ей навредить. Катерина и Кабаниха — два противоположных характера. Катерина очень религиозна. Радость жизни она переживает в храме. По правилам на молитве церковной надо с большим вниманием слушать божественное пение, а очи устремить вниз. Катерина же устремляет свои очи к

иконам. Когда она заходит в храм, то чувствует: “Точно, бывало, я в рай войду и

не вижу

никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”. Она не привыкла к рабству, на которое ее обрекло замужество с Тихоном.

В доме Кабановых она совсем завяла. Катя привыкла радоваться каждому дню, всему, что

ее окружает. Многое про свою жизнь она рассказывала Варваре: “Такая ли я была! Я

жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла,

наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю”. В

трудные минуты своей жизни Катя думала:

“Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка”.

Катерина полюбила Бориса. Когда Тихон собирался уезжать, то она умоляла взять ее с собой, потому что боялась греха, который она могла совершить в его отсутствие: “Тиша, на кого ты меня оставляешь! Быть беде без тебя! Быть беде!” Катерина призналась Варваре, что давно уже влюблена в Бориса, Варвара замечает:

“Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще”. На что Катерина отвечает: “И никогда не уходится... Такая уж

я зародилась горячая”. И рассказывает Варваре (когда она была маленькая и как она

уплыла на лодке): “Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку да и

отпихнула ее от берега”. Варваре стало жалко Катю: нелегкая у нее судьба, и она

решила ей помочь, устроив свидание Катерине с Борисом. С этого и началась Катерина — “луч света в темном царстве”. Она любила Бориса и ради любви была готова на все, не боясь осуждения:

“Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?”

После возвращения Тихона Катерина признается ему в грехе. Покаяние не приносит облегчения: новые страдания и унижения приводят к решению о самоубийстве. Свободолюбивая, полная стремления к счастливой жизни Катерина протестует, бросается в Волгу. Ее смерть — попытка расшевелить жизнь “темного царства”. Если самые слабые не смогут жить в обстановке пошлости, жестокости, ханжества — движение есть, и жизнь

обязательно изменится к лучшему.
А.Н. Островский, великий русский драматург, является “Колумбом Замоскворечья”. Он

впервые в русской литературе приоткрыл завесу над страшным бытом купечества,

показал бесправность женщин в этой среде.

Жена, по господствующим понятиям того времени, должна была во всем повиноваться

мужу. Женщина должна была забыть, что она такой же человек, с такими же правами, как и мужчина. Н.А. Добролюбов писал, что “самый сильный протест поднимается из груди самых слабых и терпеливых”. Таким слабым существом в то время и являлась женщина. Ее бесправие и героический протест ценой собственной гибели Островский показывал во

многих своих пьесах. Так возникает тема “горячего сердца” — положительного героя, которого не испортила среда самодуров, у которого достало сил ей сопротивляться. Особенно ярко эта тема раскрывается в пьесах “Бесприданница”и “Гроза”.

Добролюбов считает Катерину “решительным, цельным русским характером”. Это натура

героическая, протестующая против произвола и устоев “темного царства”. Детство и

юность Катерины прошли в такой же купеческой среде, но там ее окружала ласка,

любовь матери, взаимоуважение в семье. Попав в дом Кабановых, Катерина оказалась в

атмосфере жестокости, унижения, подозрительности, ханжества. Она пытается отстаивать свое право на уважение, она не хочет никому угождать, она хочет любить и быть любимой. Но Тихон отталкивает ее, а свекровь упрекает за то, что в порыве нежности Катерина бросается на шею мужа: “Что на шею-то виснешь, бесстыдница!.. В ноги

кланяйся!” И вот проснувшееся чувство любви к Борису сливается для героини с

мечтой о воле, о настоящей человеческой жизни. Образ птицы, неоднократно

встречающийся на страницах пьесы, помогает понять главное в характере Катерины. В

народной поэзии птица — это символ свободы. Выросшая на волжских берегах, Катерина как бы вобрала в себя весь могучий простор этой реки, и в доме Кабановых ей казалось тесно, мрачно, она тосковала по воле. “...Отчего люди не летают так, как птицы?” — говорит она.

С детства Катерина была религиозной, и в доме Кабановых это было единственным ее

утешением. Но религиозность Катерины отличалась от набожности свекрови, для

которой религия была средством держать в повиновении окружающих. Катерина же

воспринимала церковь, иконопись, песнопения, как встречу с прекрасным, уносящим ее далеко из мрачного мира Кабановых. Душа ее очищалась, она забывала реальную жизнь со всеми ее невзгодами.

Характер Катерины, ее нравственная чистота противопоставляются морали “темного

царства”. Она не может, как Варвара, бороться с “темным царством” его же способами: ложью, лицемерием, лестью. И потому так мучительна борьба Катерины с самой собой. Поневоле возникает вопрос: сила или слабость Катерины видна в сцене покаяния перед народом? Кто пред нами — жертва или сильный характер? Нежелание принять мораль “темного царства”, ее способность сохранить чистоту своей души — свидетельство силы и цельности характера Катерины. Она сама о себе говорит: “А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь”. Проявлением силы ее характера является протест, брошенный “темному царству”, выразившийся в самоубийстве. Свою смерть Катерина считает освобождением от земных мук и унижений. “Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда

другого выхода нет”. Смерть Катерины — это начало крушения “темного царства”. Даже

такие рабские души, как Ку-лигин и Тихон, воодушевленные примером, начинают роптать.

“Гроза”, — как говорил Добролюбов, — самое решительное произведение Островского,

потому что оно знаменует собой наступающий конец “самодурной силы”. Главный конфликт пьесы — столкновение героини, ощутившей свои человеческие права, с миром “темного царства” — выражал существенные стороны народной жизни в пору революционной ситуации. Критик считает образ Катерины близким сердцу каждого порядочного человека в подобном обществе. Именно поэтому драма “Гроза” считается истинно народным произведением.
Главной героиней в пьесе А.Н. Островского «Гроза» является Катерина. Это добрая, религиозная, свободолюбивая девушка. Тя-жело ей живется в доме у Кабановой. Муж Катерины — слабоволь-ный человек, ни в чем не смеет перечить своей матери, которая заправляет всем в доме. Он и сам мечтает хоть иногда вырваться из дома. А когда ему это удается, то уходит в загул. Тихон по-своему любит Катерину и жалеет ее. Но отказывается взять ее с собой в Москву: «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то; а ты еще навязываешься со мной». Дома ее постоянно — день за днем, за дело и без дела — поедом ест свекровь, пилит несчастную девушку. Катерина попала в среду, где лицемерие и ханжество очень сильны. Это подтвержда-ет и Варвара, сестра Тихона, говоря, что на обмане у них «весь дом держится». И ее позиция такова: «А по-моему делай что хочешь, только бы шито да крыто было». «Грех не беда, молва нехороша!» — так рассуждали многие. Но не такая Катерина. Она очень честный, религиозный человек. Девушка искренне боится согрешить, даже в мыслях изменить мужу.

Катерина, со своей чистой душой, не смогла приспособиться к этому миру, не смогла носить тяжелые кандалы, которые ско-вывали ее тело, душу, мысли. Слишком дорога ей свобода. Не случайно в произведении «Гроза» Катерина часто сравнивает себя с птицей, хочет взмыть в небо и полететь. Ведь птица в народной поэзии — это символ свободы.

Свою жизнь в родительском доме Катерина вспоминает как прекрасный рай именно потому, что у матери она жила «точно птичка на воле», а в доме Кабановой вроде все то же, да не так: и молятся здесь лицемерно, и добро делают будто «из-под неволи». Катерина привыкла к другому — открытое™, доброте, уважению к человеку. Она не может выдержать унизительные упреки свек-рови, смириться с такой жизнью. В разговоре с Варварой девушка говорит, что та не знает ее характера. И если случится так, что ей окончательно надоест жить у Кабановой, то никто не сможет ее удержать. Катерина будет готова выброситься в окно, кинуться в Волгу, но жить против воли она не станет. В этих словах девушка выражает свой протест всему происходящему. В какой-то мере ее любовь к Борису тоже своеобразный протест, попытка вырваться из «темного царства». Она любит Бориса не так, как принято лю-бить в «темном царстве», она хочет открытости, свободы. Вместе с этим Катерина понимает, что не сможет быть с ним вечно. Ее сковывают узы брака с нелюбимым Тихоном. «Ведь мне с мужем жить до гробовой доски», — говорит она. Поэтому свою измену мужу девушка воспринимает как трагическую, неискупимую вину. А будучи человеком религиозным, она мучается еще больше. Катерина, как натура сильная, не боится осуждения народа. Во время грозы девушка при всех кается перед Тихоном в своем гре-хе. Гораздо больнее ей осознавать свою вину, свой грех. И она знает, что этот страшный грех ей никогда не удастся замолить, он камнем ляжет ей на душу. Для нее единственным выходом являет-ся смерть. И Катерина решается на самоубийство.
В основу пьесы А.Н. Островского “Гроза” положен конфликт “темного царства” и светлого начала, представленного автором в образе Катерины Кабановой. Гроза — это и символ душевного смятения героини, борьбы чувств, нравственного возвышения в трагичной любви, и в то же время — воплощение бремени страха, под игом которого живут люди.

В произведении изображена затхлая атмосфера провинциального городка с ее грубостью,

ханжеством, властью богатых и “старших”. “Темное царство” — это зловещая среда

бессердечности и тупого, рабского преклонения перед могуществом старых порядков. Так, Кабанова тщетно пытается внушить Катерине “основу домашнего благополучия”: беспрекословное подчинение воле мужа, покорность, исполнительность и уважение к старшим, а главное — никогда не сметь “свое суждение иметь”. Царству покорности и слепого страха противостоят силы разума, здравого смысла, просвещения, проповедуемые

Кулигиным, а также чистая душа Катерины, которая пусть и бессознательно, одним велением искренней, цельной натуры, этому миру враждебна. “Лучом света в темном царстве”назвал Катерину Н.А. Добролюбов.

Катерина —одинокая молодая женщина, которой не хватает человеческого участия, сочувствия, любви. Потребность в этом и влечет ее к Борису. Она видит, что внешне он не похож на других жителей города Калинова, и, не имея возможности узнать его внутреннюю суть, считает его человеком другого мира. В ее воображении Борис представляется прекрасным принцем, который увезет ее из “темного царства” в сказочный мир, существующий в ее снах.


Катерина, грустная и веселая, уступчивая и строптивая, мечтательная, подавленная и гордая. Такие различные душевные состояния объясняются естественностью каждого душевного движения этой одновременно сдержанной и порывистой натуры, сила которой состоит в способности всегда быть самой собою. Катерина и осталась верна самой себе, то

есть изменить саму сущность своего характера так и не смогла.

Я думаю, что самая важная черта характера Катерины — честность перед собой, мужем, окружающим ее миром; это ее нежелание жить во лжи. Она говорит Варваре: “Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу”. Она не хочет и не может хитрить, притворяться, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не пугающее пророчество сумасшедшей старухи, не страх перед геенной огненной побудили героиню сказать правду. “Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!” — так начала она свое признание. Для ее честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить лишь бы жить — не для нее. Жить — это значит быть самой собою. Ее самая дорогая ценность — это личная свобода, свобода души.

С таким характером не могла Катерина после измены мужу оставаться в его доме, вернуться к однообразно-тоскливой жизни, выносить постоянные упреки и “нравоучения”

Кабанихи, потерять свободу. Но любому терпению приходит конец. Катерине трудно

находиться там, где ее не понимают, унижают и оскорбляют ее человеческое достоинство,

игнорируют ее чувства и желания. Перед смертью она говорит: “Что домой, что в могилу

— все равно... В могиле лучше...” Ей не смерть желанна, а жизнь невыносима.

Катерина — человек глубоко религиозный и богобоязненный. Так как согласно

христианской религии самоубийство является большим грехом, то сознательно

совершив его, она показала не слабость, а силу характера. Ее смерть — вызов “темной

силе”, желание жить в “светлом царстве” любви, радости и счастья.


Н.А. Добролюбов дал высокую оценку героине: “Решительный, цельный русский характер... сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды,

исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны...Вот истинная сила характера!”

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru