Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Обзорные темы по произведениям русской литературы xx века - Историческая тема в русской литературе


    Писать на историческую тему очень сложно. Дело в том, что задача автора в этом случае — донести и выложить перед читателем то, чему тот не был свидетелем, поэтому этот автор должен обладать громадным чувством ответственности за то, что он написал. Чувство это появляется обычно в том случае, если он был участником описанных им событий. В современной русской литературе наиболее профессиональным и знающим писателем-историком можно с уверенностью назвать Александра Солженицына. В современной России очень много авторов разного качества создают большое количество произведений по истории советской России, но из всех выделяется именно Солженицын — налицо глубокий профессионализм, огромный опыт и, главное, то, что он был участником или свидетелем того, что описал. Солженицын был замечен читателями, критиками и партийными чиновниками, что очень важно, когда была напечатана повесть “Один день Ивана Денисовича”. Он не подвергся нападкам партийных критиков тогда только потому, что был в разгаре процесс разоблачения культа личности Сталина и было даже модно писать обличительные статьи и произносить громкие речи, используя при этом красивые, но высокопарные обороты, причем делали это подчас те, кто еще год назад радостно и с видимым участием прислушивался к известиям об ухудшающемся здоровье вождя по радио. Все эти статьи и речи, несмотря на высокопарность, очень смахивали на яростные попытки глупой болонки смело облаять мертвого льва, при жизни нередко заставляющего ее выделывать фокусы, от которых у нее по ночам очень болели ноги. Солженицын был не из той категории людей и произвел настоящий фурор в отечественной литературе, которая к тому времени походила на спокойное, устоявшееся болото. Он провел в своей повести прямую между отдельной личностью и историческим процессом, что до него не удавалось никому, несмотря на титанические усилия создать шедевр. Он был не только замечен высшим партийным руководством, но и оценен как серьезный противник, на которого, правда, ни у кого не было зубов.
    Повесть была первым капитальным трудом Солженицына, после которого появилась череда теперь широко известных произведений: “Архипелаг ГУЛАГ”, “Раковый корпус”, “Красное колесо”. Несмотря на краткость повести, работа над ней была проделана огромная — в несколько десятков страниц вместилось все самое главное и нужное, что необходимо было понять читателю о тоталитарном государстве.
    Автор описал один день из жизни Ивана Денисовича Шухова, в прошлом — среднего, ничем не выделявшегося советского гражданина, в настоящее время — английского шпиона. Вполне естественно, что “разоблаченный английский шпион” находился в одном из многочисленных концентрационных лагерей. Солженицын умышленно описал день человека, проведенный в зоне, а не на воле, так как в зоне политзаключенных того времени можно было встретить очень интересные, яркие образы характеров людей из самых разных слоев общества, разной веры и общественного положения. Кроме того, автор хотел показать, что зона очень мало чем отличалась от вольной жизни, — и правда, Иван Денисович очень редко вспоминает о своем доме, о местах, где жил раньше. Иногда только его заставляют вспоминать прошлое редкие письма жены из дома, в которых она рассказывает о своей жизни, в общем, скучной и однообразной, а между строк проглядывает множество бед, появившихся в послевоенной жизни рядовых советских граждан. Письма Шухов читает без особого участия •— все говорит о трудности вольной жизни, и он не знает, чем будет занят после выхода из зоны. Чтобы уяснить всю важность вопроса, обсуждаемого Солженицыным в повести, надо сначала понять, что бы ждало советских людей в случае построения “идеального общества”. Основные мысли можно взять из романа Е. Замятина “Мы”, где описано подобное “идеальное общество” — Единое Государство, граждане которого имеют свой порядковый номер, такой, какой обычно стоит на шапке каждого зека. Их судьба — это ряд запланированных еще до их рождения поступков, запрограммированное счастье, заключающееся в полном отсутствии таких болезней, как душа, индивидуальность, свобода. Рядовой шулер — основа Единого Государства, чем больше подобных людей-деталей, тем слаженнее и мощнее работает единый механизм общества. За жизнью и работой деталей строго смотрят “хранители” — служители механизма, обеспечивая счастье хорошо смазанной машины. Время шулеров распланировано так, что они постоянно чем-то заняты, у них нет возможности остаться одним, начать думать и “заболеть душой”.
    Итак, Солженицын пишет о тоталитарном государстве, описывая зону. Он вывел несколько образов, являющихся неотъемлемыми спутниками тоталитарной системы. Первый образ — бригадный метод организации труда, когда бригадир смотрит за работой всех, а работник следит за трудом соседа, чтобы не сделать больше, чем он, работы, в которой не заинтересован. Бригада — это маленькое тоталитарное государство, часть целого. Это характерный признак неполноценности системы. Зеки выполняли работу, в которой не были заинтересованы. Они строили фанерные дома, а жили в них вольные, строили клуб, в котором вольные смотрели кино, возводили ТЭЦ, которая станет обогревать не их, а какой-нибудь город, населенный тоже вольными.
    Центральный образ в повести — это Соцгородок. Само название говорит о том, что это Соцгородок всей страны. Это голое, ничем не защищенное поле в зимней степи, где надо создать условия, пригодные для жизни — не зеков, а вольных. Работа эта — сущий ад, ведь первые строители будут работать на глубоком снегу в голом поле весь день, причем сначала они возведут временную зону из колючей проволоки — от самих же себя. Задача каждого бригадира — всеми способами не допустить того, чтобы его бригаду послали работать на Соцгородок. Идут туда самые нерадивые, естественно, погибают там, но успев создать условия, облегчающие труд последующих. Так, в зимнем поле, на жестоком холоде, при помощи самых примитивных орудий труда на костях строителей возводится город, работа жителей которого будет не покорение северных земель, не добыча редких ископаемых, а просто обслуживание теплоэлектроцентрали, подающей тепло в другие города. Соцгородок — это не частный случай, это образ, дающий точное представление об устройстве тоталитарного государства. Он вреден не столько огромными жертвами, связанными с его постройкой, сколько порочным сознанием, пробуждающимся в человеке, когда система дает возможность людям видеть жизнь соседа не лучше своей собственной. При этом оправдываются самые грубые и жизненные человеческие инстинкты и рефлексы, в результате портится вся ментальная система народа.
    Еще один образ, выведенный Солженицыным, — это двести граммов хлеба, ежедневно выдаваемые зекам. Эти двести граммов так много для них значили, что подчас затмевали все остальные стремления и желания. Они составляли основу помышлений человека, имеющего силы, но голодающего. В этом заключался тонкий расчет людей, разработавших систему питания в зоне. Они хорошо знали, что голодный работает лучше сытого. Сила тоталитарного государства — в массе, опора и основа — в рядовом гражданине, поэтому и слабость этого государства именно в этом. Если этот гражданин ничем из массы не выделяется, то есть умственно развит так же, как и все, он живет относительно спокойно, и его мало беспокоят власти, но если он начинает размышлять, строить выводы и обобщения, больше того, делиться своими мыслями с соседом, то это самая страшная опасность для тоталитаризма, поэтому несложно доказать, что творение судьбы человека — дело рук самого человека, что Солженицын и сделал.
    Он обрисовал образ человека, не поддающегося отчаянию в зоне, умеющего, несмотря ни на что, сохранять достоинство в течение многих лет. Это шестидесятилетний старик, привлекший внимание Шухова. Про этого старика говорили, что в лагерях он провел столько же, сколько стоит Советская власть. Он уже стоит одной ногой в могиле, у него от дрянной пищи не осталось зубов, но спину он держит прямо, ест не нагибаясь к миске и смотрит всегда поверх голов остальных. Он — образ человека, не желающего принимать существующий порядок, и он страшен тоталитаризму даже в зоне, потому что он обращает на себя внимание.
    Повесть “Один день Ивана Денисовича” — это замечательная историческая работа, вмещающая в себя, несмотря на небольшой размер, представление о целом -периоде в жизни страны, повесть-предупреждение, написанная с надеждой, что то, что описано, никогда не повторится.




    Иди в огонь за честь отчизны,
    За убежденье, за любовь,
    Иди и гибни безупречно,
    Умрешь недаром: дело прочно,
    Когда под ним струится кровь.
    Не случайно эпиграфом моего сочинения на историческую тему в русской литературе является эта цитата Н. А. Некрасова. Все произведения, посвященные войне, несомненно, относятся к разряду исторических.
    Тема Великой Отечественной войны, на мой взгляд, остается одной из ведущих тем нашей литературы. Лучшие писатели по-новому пытаются переосмыслить и понять события тех грозных лет, более точно отразить психологию людей, которые своей самоотверженностью, героизмом и мужеством спасли мир от фашизма.
    Ю. Друнина говорила: “Пишу об этом потому, что не могу не писать. Память сердца... И еще: разве повествование о войне не призыв к миру?”
    Совсем недавно, 9 мая этого года, наш народ отмечал большой праздник — 50-летие Победы. На площадях столицы и в других городах, у Вечного огня, у мемориалов погибших мы встречались с Героями войны, слушали их рассказы о трудных фронтовых дорогах.
    Э. Г. Казакевич писал:
    “Помните ли Вы нас, товарищи потомки? Знаете ли Вы о наших свершениях, догадываетесь ли о наших страданиях?”
    Эти слова, конечно, обращены и к моему поколению. Хочется заверить всех участников войны, оставшихся в живых, что мы помним о них, преклоняемся перед ними и гордимся ими.
    Нелегкой ценой досталась победа. Советский народ долгих 1418 дней шел дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашизма. Люди не думали о славе, они воевали и делали свою многотрудную работу.
    В воспоминаньях мы тужить не будем.
    Зачем туманить грустью ясность дней?
    Свой век мы прожили как люди
    И для людей, —
    так писал погибший в 1944 году при прорыве блокады Ленинграда двадцатипятилетний поэт Георгий Суворов.
    Одна из героических страниц Великой Отечественной войны — Сталинградская битва. Ей посвящен роман Ю. Бондарева “Горячий снег”. Книга повествует о грандиозном сражении за Сталинград.
    Армия, о которой рассказывается, должна была не допустить продвижения танковых дивизий Манштейна, которые рвались на выручку окруженным войскам Паулюса. В данном случае решало исход поведение каждого солдата, мужество, стойкость. Ю. Бондарев исследует природу героического, поведение человека на войне.
    Представим батарею Дроздовского, на которую обрушились гитлеровские танки.
    Разбитые орудия, много убитых, раненых, но она все же живет, сражается.
    Лейтенант Кузнецов, свидетель многих смертей, ведет огонь из уцелевшего орудия, ему помогает санинструктор Зоя, стреляет орудие Уханова...
    Люди не думают о смерти, у них одна цель: остановить ревущие танки, не пустить, истребить.
    Таким образом, Ю. Бондарев передает, в каких трудностях рождалась победа.
    Ее ковали и командующий армией генерал Бессонов, и член Военного совета Веснин, и командир дивизии Деев, и начальник контрразведки Осин, и другие вместе с солдатами, защищавшими нашу Родину.
    Бессмертен подвиг солдат, защищавших Сталинград. Понимая, какое значение имеет город для нашей страны, генерал Бессонов отдает приказ: “Стоять и о смерти забыть. Сражаться до последнего патрона, до последней капли крови!” И солдаты выполнили приказ. В живых остались только четыре артиллериста и два пулеметчика. Бессонов, обходя позиции после боя, плакал, не стыдясь своих слез, плакал оттого, что советские воины выстояли, победили, не пустили фашистские танки в Сталинград, оттого, что они выполнили приказ, хотя и погибли сами.
    Смертельной битвы этой ветер,
    Как бы расплавленный металл,
    Сжигал и плавил все на свете,
    Что даже снег горячим стал, —
    эти строки поэт Львов посвящает Бондареву и его произведению.
    Еще один русский писатель изобразил события под Сталинградом. Это Виктор Некрасов. Остановлюсь на его повести “В окопах Сталинграда”.
    Этот писатель, участник войны, на мой взгляд, воссоздает наиболее правдивую и достоверную картину событий Сталинградской битвы. Он писал об этом просто, как в жизни. Эта повесть о простых солдатах, о молодом лейтенанте. В повести нет генералов и политработников. Автор просто и лаконично рассказывает о буднях войны, о том, что видел, знал и пережил сам. Он участвовал в этих событиях, был командиром саперного взвода, полковым инженером. Его героям присущи обычные человеческие свойства и чувства: страх, боль, непонимание, иногда растерянность. Связной штаба Игорь, изящный и талантливый, — один из героев повести. До войны был дипломантом художественного института. Когда надо остаться, чтобы дать возможность уйти другим, без пафоса, без позы и громких слов, “Игорь молча кивает головой”. Эти люди гибли, но не были сломлены, они просто, с достоинством защищали Отечество.
    Подвиги совершаются не только на поле боя и не только с помощью оружия. Есть подвиги, показывающие величие духа, стойкость, непокорность русского человека.
    Мужество людей, не подчинившихся врагу, не ниже мужества, проявленного на поле сражения. Герои Быкова, белорусского писателя, часто погибают, не совершив ничего героического. Это и Игорь Ивановский из повести “Дожить до рассвета”, и учитель Мороз, погибший со своими учениками, и партизан Левчук, спасший ребенка, и Сотников из одноименной повести Василя Быкова. Все они просто выполнили свой долг солдата. Сила духа этих людей оказалась сильнее страха смерти. В повести “Обелиск” интересен эпизод спора между партизаном Ткачуком и “заведующим районо” Ксендзовым о значимости поступка Алеся Ивановича Мороза.
    “— Что он такое совершил? Убил ли он хоть одного немца? — спрашивает Ксендзов.
    — Он сделал больше, чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно... — ответил Ткачук”. Такие люди побеждали своим величием от души. Мороз воспитал для подвига учеников и собственной смертью доказал это.
    В своих повестях Василь Быков создал целый ряд объемных, широко типизированных человеческих характеров, через которые глубоко и масштабно постигаются многие стороны народного подвига в годы Великой Отечественной войны.
    Произведения Бориса Васильева “В списках не значился”, “А зори здесь тихие...” учат любви к Родине, воспитывают чувство гордости подвигами отцов и дедов. Прочитав однажды его повести, мы никогда не забудем лейтенанта Плужникова, последнего защитника Брестской крепости, Васкова и тех девчонок, которые пошли защищать свою Родину. Разве им носить мужские сапоги и гимнастерки, разве им в руках держать автоматы? Конечно нет! Но они не испугались, ценою своих жизней выполнили долг перед Родиной. Чтобы дать возможность Васкову оказать помощь Рите,- Женя Комелькова уводит немцев от того места, где лежит ее подруга. Она сражается с фашистами до своей гибели. Страшной смертью умирает Лиза, провалившись в трясину. Басков тяжело переживает гибель своих девушек. В каждой он видит будущую мать, у которой были бы свои дети, внуки, а “теперь не будет этой ниточки! Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества”. Старшина кричит оставшимся немцам: “Что, взяли? Взяли, да..? Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!” Произведения советских писателей о войне многогранны и неповторимы.
    В послевоенные годы Илья Эренбург справедливо отметил, что наиболее полные и достоверные версии событий, наиболее обширные и философские произведения будут написаны именно участниками, но через некоторое время.
    Свое сочинение я хочу закончить словами Ильи Эренбурга: “Мы много потеряли в этой борьбе, но мы сохраним для нового счастливого поколения мысль, свет, совесть человечества”.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru