Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Некрасов н. а. - Стихотворение н. а. некрасова «тройка».



Мое знакомство с творчеством Н.А. Некрасова произошло еще в шестом классе. Хорошо помню его 'Вчерашний день часу в шестом', 'Железную дорогу' и, конечно же, поэмы 'Русские женщины'. Мне трудно выразить словами, сколь глубок и многогранен талант поэта. Думаю, лучше всего об этом написал Ю.И. Айхенвальд в своей книге 'Силуэты русских писателей'. Он утверждал, что в стихотворениях Некрасова неоспоримо слышны 'отголоски русского голоса, эхо русской родины', и есть у него живая самобытность, и 'ярко светится в ней самое ядро души русской'. Истоки такого своеобразия некрасовской лирики следует искать в горячей, искренней любви поэта к народу. Наверное, в этом чувстве кроется ответ на вопрос: почему его стихи так близки и понятны русскому человеку. Порой мы даже не задумываемся, слушая 'Коробушку', на чьи стихи написана песня, воспринимая ее как народную. То же самое можно сказать и о произведении 'Тройка'. Читая его, невольно переносишься в то время, когда было написано стихотворение (1846 год), зримо представляешь девушку, жадно глядящую на дорогу. Поразительно подробно выписан Некрасовым ее образ: черные, 'как ночь' волосы, румяные щеки, лукавые глаза,

Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.

Но ее судьба видится поэту драматичной: девушка увянет, не успев расцвести, ее ждет безрадостное существование. Читаешь стихи:

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник,

И свекровь в три погибели гнуть, - и жалеешь крестьянку, сочувствуешь ее горькой судьбе. А ведь еще в начале автор писал о ней:

На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих черных, как ночь…

Некрасов, используя прием контраста, в своем стихотворении противопоставляет девичество и замужество. В этом заключена основа сюжета и композиции произведения. Здесь же просматривается и его тема: обобщенная картина крестьянской женской
'доли'. Беззаботное детство и юность героини сменяются тяжелыми буднями семейной жизни (невольно вспоминается судьба Катерины из 'Грозы' Островского). Прием контраста проявляется и в постепенной смене мажорных эпитетов ('смотрит бойко лукавый глазок', 'легкий пушок', 'загляделся красиво', 'игриво вьется') на прозаизмы (неряха мужик, 'перетянешь уродливо грудь', 'тупое терпенье', гнуть в три погибели). Но несмотря на подобное столкновение романтической и натуралистической поэтики в
стихотворении 'Тройка', народный образ, созданный в нем сохраняет свою цельность и единство. Перед читателем предстает восточная красавица с черными, 'как ночь', волосами, черными бровями, смуглым лицом. Может быть именно эта рельефность, насыщенность образа придает особую живость поэтическим строкам. А трехстопный анапест, которым написано стихотворение, позволяет воспринимать его как песенно-романсовое произведение. Хотя романсом стала лишь первая часть: лирический эпизод встречи героини с 'проезжим корнетом'. С тоскою глядит красивая девушка вслед промчавшейся тройке. И вновь перед нею дорога, вновь она одна… Мотив пути в творчестве Некрасова является сквозным. Мне вспоминается другая дорога, уходящая в зимний лес, и близ нее замерзающая женщина, для которой смерть- великое благословение ('Мороз, Красный нос').
А дальнейшей судьбе героини 'Тройки' автор ничего не говорит, не случайно стихотворение заканчивается многоточием. Но строчки:

Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши, - однозначно указывают на несчастную 'долю' крестьянки. Чувством горечи проникнута последняя строфа стихотворения. Ведь девушка бессильна перед будущим, ей не нагнать 'бешеной тройки', потому что ' кони крепки, и сыты, и бойки'. Все произведение дышит сочувствием автора к тяжелой женской судьбе. Позиция Некрасова раскрывается и в избранной им форме повествования. Стихотворение представляет собой открытое обращение к героине. Местоимение 'ты' подчеркивает близость автора и крестьянки. Читатель видит, что ее тревога понятна поэту, ведь он пытается утешить девушку, поддержать ее, дать совет. Думаю, именно в этом проникновенном сострадании заключен идейный смысл стихотворения. Вот почему оно не забыто, а бережно хранится в наших сердцах. Произведение стало русской песней, вошло в фольклор, что говорит о его глубокой народнности. В нем же поэтом был впервые применен принцип сочетания идеальных и бытовых характеристик, л!
егший в основу его будущих образов женщин 'земли русской'.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru