Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Некрасов н. а. - Старая русь в поэме н. а. некрасова "кому на руси жить хорошо"_ оболт-оболдуев и князь утятин.


    Позднейший народный эпос Некрасова — написанная крайне оригинальным размером огромная поэма 'Кому на Руси жить хорошо'. В ней много балагурства, немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество поразительной силы и меткости выражений. Лучшее в поэме — отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады. Ими особенно богата лучшая, последняя часть поэмы — 'Пир на весь мир', заканчивающаяся знаменитыми словами: 'Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь', и бодрым возгласом: 'В рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное'.
    Старая Русь в поэме предстает многолико. Поиск счастья в Дырявино, Неелово, Неурожайко заведомо обречен на провал, странники-правдоискатели идут по замкнутому кругу. В этом круге галерея образов. Каждый несчастен по-своему. Помещик Оболт-Оболдуев страдает искренне. Еще бы, 'поля — недоработаны, посевы — недосеены, порядку нет следа!'. Как жаль, что минули 'времена боярские', когда 'дышала грудь помещичья свободно и легко' и когда Оболт-Оболдуев мог распоряжаться крепостными свободно:
    Кого хочу — помилую,
    Кого хочу — казню.
    Закон — мое желание!
    Кулак — моя полиция!
    Бедный помещик, он так страдальчески плачет в конце своей исповеди! Ведь он карал, любя.
    А вот князь Утятин, Последыш, действительно счастлив. Идиотский спектакль, который за вознаграждение разыгрывают его бывшие холопы, вполне его устраивает. Самодур пьет шампанское без меры, 'красивых снох пощипывает', осмеивает своих сыновей и их жен. 'Господский срок — вся жизнь раба!' Ему как сладкая музыка слова бурмистра
    Вам на роду написано
    Блюсти крестьянство глупое,
    А нам работать, слушаться,
    Молиться за господ!
    Последыш умрет от очередного удара, но радость крестьян будет преждевременной, так как с его смертью 'пропала ласка барская'.
    Истинно счастлив, между прочим, холоп князей Утятиных. Он, как 'и помещик, тоскует по крепостничеству, отверг свободу и остался с милостивым барином. Приятный человек барин, а то, что порой запрягает в телегу вместо лошади или в проруби купает, так что ж — шаловлив барин. Зато потом водкой отогреет и целковый подарит.
    Если вдуматься и соотнести поэму Некрасова с тем, что ждет российского крестьянина в будущем, то можно и поспорить с поэтом. Известно, к чему привела власть нищих и рабов, как были записаны в кулаки и уничтожены все крепкие 'фермеры', а это привело к тому, что Россия вынуждена покупать хлеб за границей. Изобильные в период старой Руси базары и лавки нынче насыщены скверными продуктами, синтезированными за рубежом, крестьянства как такового практически нет. Тот же факт, что в поэме выведены жестокие самодуры, вовсе не говорит о том, что большинство помещиков и дворян были такими. Напротив, они составляли элиту российского народа. Именно дворяне вышли на Сенатскую площадь, именно они были сосланы 'во глубину сибирских руд', где хранили гордое терпение.- Не пьяное мужичье, не крестьянское быдло, способное только на кровавые бунты, а 'князья и графья'.
    . Но эта точка зрения весьма спорна. Во времена Н.А. Некрасова пафос его'поэмы был смелым, новаторским. Поэт хотел понять, почему народ, получивший свободу, несчастлив. (Это, кстати говоря, хотелось бы понять и сейчас, когда свобода слова и торговли превратилась в свободу умирать от голода.)
    Поэма не была окончена. Семь мужиков-странников — символический образ России. В произведении, написанном старательно, как публицистическая статья, нашли свое выражение .многие социальные проблемы того времени. Классовые противоречия ('Помещик', 'Последыш') противоречия в крестьянском сознании (народ-труженик и народ — пьяная, невежественная толпа) противоречия между духовностью народа и его невежеством (мечта автора о том, что мужик 'не милорда глупого', а 'Белинского и Гоголя с базара понесет', осталась мечтой:
    нынешний 'мужик' несет с базара Маринину и Доценко вперемешку с китайскими тряпками и самопальной водкой) противоречия между бунтарским духом и рабской покорностью (образы Савелия и Якова).
    Так что эпопея народного поэта интересна традиционностью народного эпоса, фольклорными вставками, но никак не идеологией.


ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru