Рефераты - Афоризмы - Словари
Русские, белорусские и английские сочинения
Русские и белорусские изложения
 

Некрасов н. а. - Нравственный выбор в лирике н. а. некрасова



Каждое время рождает своего поэта. Во второй половине прошлого века не было поэта популярнее, чем Н. А. Некрасов. Он не только сочувствовал народу, но отождествлял себя с крестьянской Россией, потрясал сердца современников картинами рабства и нищеты, нотами искреннего горького покаяния. В одном из своих выступлений о Пушкине Достоевский говорил о 'всемирной отзывчивости' поэта, умевшего чувствовать чужое, как свое. То же можно сказать и о Н. А. Некрасове. Тем более, что муза его удивительно отзывчива на чужую радость и боль.
Творчество Некрасова разнообразно по тематике. Но какой бы она ни была, неизменно одно: во всех стихотворениях ярко выражено нравственное кредо поэта. В своих произведениях он ставит героя перед выбором, но не отворачивается в эту трудную для него минуту, а пытается проникнуться его взглядом на жизнь. Некрасов не боится позволить герою заглянуть в свой внутренний мир и дать оценку своих действий и поступков. Таким образом, явными оказываются самые потаенные уголки человеческой души, моральные и нравственные принципы человека.
Так, в стихотворении 'Нравственный человек' герой считает себя человеком с высокой моралью:
Живя согласно с строгою моралью,
Я никому не делал в жизни зла.
Но его 'высокая мораль' приносит глубокие страдания тем, кто находится рядом с ним: умерла жена, 'истерзана позором и печалью'; погибает друг, не вынеся долговой тюрьмы; утопился крестьянин после того, как он высек его; стала несчастной дочь, выданная замуж за нелюбимого •человека.
Это стихотворение состоит из четырех частей, и каждая из них заканчивается словами героя о том, что он — человек с 'высокой моралью'. Но в чем же мораль его, и почему герой назван 'нравственным человеком'? Оказывается, что мораль и нравственность его глубоко эгоистичны. Их проявления мы видим только там, где ущемляются интересы героя стихотворения. Но поступки его по отношению даже к близким аморальны. Поэтому название стихотворения воспринимается как ирония и сарказм.
В сборнике 1856 года, в его четвертом разделе, Некрасов выступает с оригинальным циклом стихотворений о любви. Предшественники поэта предпочитали изображать прекрасные мгновения этого чувства. У Некрасова 'проза' и 'поэзия' в любви сочетаются. У него любовь — земное чувство. Поэтому отношения между любящими достаточно сложны: 'Мы с тобой бестолковые люди...', 'Я не люблю иронии твоей...', 'Да, наша жизнь текла мятежно...'
Их духовные и нравственные искания являются продолжением личной драмы, которая, в свою очередь, уходит корнями в социальную, где проблемы нравственности встают так же остро, как в любом другом аспекте человеческой жизни.
То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
Эта мысль рефреном проходит через все творчество Н. А. Некрасова. По-своему преломляется она в гражданской лирике. Проблема нравственного выбора остро встает в стихотворениях 'Поэт и гражданин' и 'Элегия'.
В стихотворении 'Поэт и гражданин' Некрасов обозначает нравственную позицию любого человека: нельзя быть равнодушным к бедам и страданиям других людей.
Эта мысль продолжается в 'Элегии'. Поэзия, не должна забывать 'тему старую страдания народа'. Всякий человек, не будучи поэтом, 'гражданином быть обязан'. В поэте Некрасов видит 'избранника неба'. Поэтому он призывает его:
Не верь, что вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей...
И высокий нравственный идеал видит в том, чтобы подчинить свой гений 'чувству всеобнимающей любви'.
Примером служения такой любви для Некрасова были Добролюбов, Белинский, Шевченко. Великого Кобзаря в стихотворении 'На смерть Шевченко' Некрасов называет 'русской земли человеком замечательным', 'все он изведал...'. Но великая сила духа, верность нравственным идеалам помогли ему пережить все невзгоды судьбы и свято верить в то, что его Украина будет 'семьей великой, вольной, новой'.
А в русской общественной жизни Некрасов высоко оценил нравственный подвиг Белинского и Добролюбова, в которых 'сокровища' душевной красоты совмещены... 'благодатно'. Поэтому 'свои труды, надежды, помышления' они отдали родине, которую 'как женщину' любили. Такие люди — кладезь и источник духовного богатства и нравственной чистоты любого народа. Духовные и нравственные поиски поэта приводят его к выводу:
Природа-мать, когда б таких людей
Ты иногда не посылала б миру,
Заглохла б нива жизни...
Эти слова в полной мере подтвердил своей жизнью и творчеством сам великий поэт.
Вершиной его нравственных поисков стала поэма 'Кому на Руси жить хорошо'.
В наше сложное время проблемы нравственности, по-моему, обретают особую остроту и актуальность. Мне больно смотреть, как люди не только теряют, но и перестают ценить такие качества,'как доброта, верность, порядочность, искренность и особенно любовь к своей родине, ее нравам, обычаям, традициям. Как легко и просто мы перенимаем все чужое! А как бы мне хотелось посоветовать моему поколению: 'Возьмите в руки томик Некрасова! Останьтесь с ним наедине! Вчитайтесь, вдумайтесь в его строки и загляните в свою душу!'. И каждый найдет для себя в его строках отклик на то, что нас волнует, поможет понять смысл и ценность высоких нравственных идеалов в жизни человека.

ref.by 2006—2022
contextus@mail.ru